Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту

Оглавление

Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...

Файлы: 1 файл

Палитология.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

По мере реализации политических интересов  у граждан региона формируются  политические потребности. Это говорит о том, что идет постепенный рост их политической сознательности. В числе основных политических потребностей граждан региона можно выделить:

 - потребность в установлении более тесных контактов между органами власти и гражданами;

 - потребность в получении своевременной и объективной политической информации;

 - потребность в политическом просвещении;

 - потребность в политическом участии;

 - потребность в самореализации и самоутверждении.

На базе политических потребностей у граждан региона  появляются политические предпочтения. По нашему мнению, к числу основных политических предпочтений граждан региона можно отнести:

 - избрание в органы власти региона компетентных и достойных людей;

 - признание политических партий, имеющих ясные и четкие программы действий;

 - оценку деятельности политиков и политических партий по конкретным делам;

 - организацию и проведение честных и демократических выборов;

 - здоровую политическую конкуренцию участников избирательных кампаний;

 - проведение реформы органов местного управления с учетом интересов жителей конкретных территорий, реальных проблем каждого дома, каждого подъезда.

Стратегия маркетинговой  политики в регионе предполагает определение того, что даст региону, его субъектам и объектам использование методов политического маркетинга.

Тактика маркетинговой политики строится на основе конкретных приемов, методов политического маркетинга.

Заключительный этап проведения маркетинговой политики в регионе связан с выяснением того, каковы результаты этой политики.

К числу основных субъектов  маркетинговой политики в регионе следует отнести региональную политическую элиту (региональных чиновников), региональные отделения политических партий, общественно-политические движения в регионе.

Несомненно, политическая элита в регионе наиболее влиятельна. Она не только обладает властными полномочиями, но и, как правило, контролирует финансовые потоки, процессы, связанные с собственностью, недвижимостью. Иначе говоря, в руках политической элиты власть, собственность и все, что имеет к ней отношение.

Региональная политическая элита определяет все стороны политической жизни в регионе. От того, каков состав региональной политической элиты, во многом зависит, какие политические процессы получают развитие в регионе. Если региональная политическая элита состоит из сторонников последовательного проведения реформ, успешной реализации приоритетных национальных проектов, то в регионе все политические силы мобилизуются для того, чтобы в полной мере осуществить реформы, приоритетные национальные проекты.

Многое в регионе  зависит от того, какие партии функционируют на территории области, края и как они используют технологии политического маркетинга.

В регионах России наиболее активно сегодня действуют такие  региональные отделения политических партий, как «Единая Россия», «Либерально-демократическая партия России», «Справедливая Россия», Коммунистическая партии Российской Федерации и др. Представители от этих партий имеют отделения во всех городах и поселках. Региональные отделения политических партий являются проводниками политики своих партий и в связи с этим пытаются добиться победы на выборах в депутаты Государственной думы РФ, в региональные законодательные органы власти, а также делают все, чтобы представители своих политических партий возглавили исполнительную власть в регионе.

Как показывает политическая практика, в последние годы доминирующее положение в регионах России занимают представители от политической партии «Единая Россия». Представители партии «Единая Россия» побеждают как на выборах в региональные представительные органы власти, так и на выборах глав исполнительной власти муниципальных образований. Это связано с тем, что региональные отделения политической партии «Единая Россия» имеют поддержку со стороны федеральных властей, конкретные программы своих действий, регулярно занимаются организационной работой, имеют свои отделения во всех субъектах Российской Федерации и решают проблемы на местах, и не только накануне выборов. В деятельности региональных отделений политической партии «Единая Россия» имеют место отдельные недостатки: кампанейщина, формальный подход к делу. Но такие факты носят эпизодический характер. Общее представление о составе политических партий в Кузбассе дает приводимая ниже табл. 1 [96, с. 1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Политические  партии, зарегистрированные на территории Кемеровской области 
в 2009  и 2011 годах

п/п

Политическая партия, региональное отделение

Лидер партии

 в области

Численность  
членов партии, чел.

2009

2011

1.

Единая Россия

Н. В. Зинкевич

2569

26763

2.

ЛДПР

Д.И. Савельев

3093

3494

3.

Справедливая Россия

Е. Н. Ямщикова

1858

1942

4.

КПРФ 

Н. А. Останина

1250

1225

5.

Яблоко 

А. П. Хромов

846

707

6.

Правое дело

В. П. Федоров

684

690

7.

Патриоты России

С. В. Зверев

265

459


 

Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что за период с 2009-го по 2011 год значительно возросла численность таких партий как: «Единая Россия» (более чем в десять раз), некоторое увеличение произошло  в таких политических партиях как : «Справедливая Россия», «ЛДПР», «Патриоты России», «Правое дело». Уменьшилась численность «Яблоко». КПРФ, «Правое дело».

В регионах России действуют отдельные  общественно-политические движения. Так, например, в Кузбассе успешно функционирует общественное объединение «Служу Кузбассу». На постоянной основе действует общественная приемная объединения «Служу Кузбассу». Представители объединения оказывают конкретную помощь жителям региона.

Важная роль в решении отдельных  социальных проблем принадлежит профсоюзным организациям. В регионах России действуют представители независимых профсоюзов. Но, к сожалению, в треугольнике «работодатели – трудящиеся – профсоюзы» профсоюзные организации не определяют характера принимаемых решений по таким злободневным проблемам, как повышение заработной платы, улучшение условий труда и быта трудящихся региона, улучшение условий проживания.

Определенную роль в решении проблем молодежи играют региональные молодежные организации, которые действуют в рамках общероссийских молодежных организаций. Но, кроме того, в регионах создаются и действуют чисто региональные молодежные организации. В Кузбассе, например, создан и успешно функционирует молодежный парламент. Подобные молодежные парламенты действуют и в других регионах России.

Итак, рассматривая регион как объект применения политического маркетинга, можно утверждать, что, во-первых, каждый регион отличается от другого как в экономическом, так и в социальном, политическом и духовном плане. Во-вторых, в каждом регионе формируются определенные политические силы, заинтересованные в том, чтобы оказывать воздействие на население с помощью технологий политического маркетинга. При этом преследуются разные цели и интересы.

Региональная политическая элита  совместно с представителями  крупного бизнеса пытается навязать свой политический курс в регионе, навязать сверху своих представителей, с тем, чтобы последние вошли в региональные органы власти. Общественно-политические движения поддерживают политическую элиту региона. Политические партии в регионе продвигают своих сторонников. В ходе политической борьбы успеха добиваются те политические силы, которые действуют целенаправленно, продумывают каждый свой шаг и берут на вооружение современные методы, технологии, в частности политический маркетинг.

Как проявляется обратная связь в отношениях между субъектами и объектами политического маркетинга в регионе? Это связь проявляется в том, что покупатели политического товара либо удовлетворяют свои политические интересы и потребности (полностью или частично), либо вообще не удовлетворяют. Во многом удовлетворение интересов и потребностей зависит от того, каково качество товара: насколько предлагаемые политические предложения в виде идей, программ, политических решений соответствуют ожиданиям покупателей политического товара.

Таким образом, можно утверждать: особое значение для исследования регионального политического маркетинга имеет изучение проблем развития регионального политического рынка. Получение объективной информации о состоянии регионального политического рынка позволяет определить уровень спроса на региональный политический товар, определить стратегию и тактику проведения маркетинговой политики в регионе.

Для политической жизни  регионов России характерны открытость и неравновесность. Это позволяет рассматривать региональный политический маркетинг как открытую неравновесную систему: она взаимодействует с другими системами региона (открытость), в развитии этой системы могут проявляться случайные отклонения (неравновесность), что может привести к возникновению новых структур в политической жизни регионов.

Открытая неравновесная система регионального политического маркетинга в стране только формируется. При этом региональный политический маркетинг решает специфические цели и задачи, а именно: формирует положительный имидж региональной администрации, повышает политическую конкурентоспособность регионов, привлекает граждан региона к реализации федеральных политических проектов. Повышению эффективности регионального политического маркетинга препятствуют проблемы его адаптации к специфическим условиям регионов.

ГЛАВА III

Проблемы адаптации

регионального политического маркетинга

3.1 Социально-экономические проблемы адаптации

регионального политического маркетинга

Вопросы социальной адаптации сегодня изучаются представителями различных социальных и гуманитарных наук: философами, психологами, социологами, политологами. Однако пока нет единых подходов к определению понятия «социальная адаптация».

Проблемы социальной адаптации рассматриваются под разным углом зрения. Философы и психологи видят в ней процесс приспособления индивидуума к социуму. Зарубежные психологи и социологи рассматривают социальную адаптацию как процесс и состояние одновременно. Российские ученые, в частности новосибирская исследовательница Л. В. Корель, изучает адаптацию как статическое равновесие между социальной системой и ее окружением, как процесс и как состояние. Л. В. Корель выделяет отличительные черты адаптации. К ним она относит: 1) адаптация рассматривается как процесс, при котором субъект приспосабливается к новой среде; 2) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса; 3) адаптация связывается с какой-то целью, к которой стремится субъект; 4) адаптация (адаптивность) предполагает соответствие между целями и достижением результатов в процессе деятельности; 5) адаптация используется для обозначения отношения равновесия между субъектом и средой; 6) адаптация это и процесс развития самого субъекта адаптации [57, с. 39–40].

На современном этапе  развития российского общества, утверждает Л. В. Корель, изменяется содержание процесса адаптации населения к рынку в связи с осуществлением модернизационных проектов. Происходит переход от традиционных способов адаптации к современным рациональным способам. К числу таких способов можно отнести занятие малым бизнесом, включение в деятельность открытых акционерных обществ, что естественно приводит к изменению социального статуса граждан, изменению их отношения к политике, к политическому участию и политической деятельности. Автором обосновывается положение о том, что в обществе имеется потенциал роста, но существуют и пределы развития.

Процесс социальной адаптации  касается всех социальных групп и слоев общества и протекает достаточно сложно и трудно. Как показывают социологические исследования, проведенные в регионах России, значительная часть россиян пока еще так и не приспособилась к новым рыночным отношениям.

Сложно и трудно идет процесс формирования новых отношений  и в политической сфере – внедрения новых систем политического управления, новых политических технологий, в частности политического маркетинга.

Процесс адаптации регионального  политического маркетинга имеет ряд проблем. Условно можно выделить две группы: первая – общие проблемы и вторая группа – частные проблемы.

К общим проблемам можно отнести те, которые носят системный характер: во-первых, не все элементы системы регионального политического маркетинга хорошо развиты; во-вторых, не отработан четкий механизм функционирования системы регионального политического маркетинга; в-третьих, нет гибкой системы регионального политического и местного управления; в-четвертых, отсутствует институциональная среда для внедрения инновационных политических и избирательных технологий.

К числу частных проблем можно отнести отсутствие четких правил на региональном электоральном рынке, уменьшение состава участников на региональном электоральном рынке, отсутствие регионального Избирательного кодекса, индивидуального подхода к проведению региональных избирательных кампаний, наличие регионального административного рынка, проявление регионального административного ресурса.

Для части российских граждан, проживающих в регионах, политический маркетинг представлялся, особенно в начале 90-х годов прошлого столетия, малопонятным явлением. Но постепенно граждане на практике уяснили для себя, что такое политический маркетинг.

Как происходил и происходит процесс адаптации элементов регионального политического маркетинга к условиям конкретных регионов?

Информация о работе Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития