Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
По мере реализации политических интересов у граждан региона формируются политические потребности. Это говорит о том, что идет постепенный рост их политической сознательности. В числе основных политических потребностей граждан региона можно выделить:
- потребность в установлении более тесных контактов между органами власти и гражданами;
- потребность в получении своевременной и объективной политической информации;
- потребность в политическом просвещении;
- потребность в политическом участии;
- потребность в самореализации и самоутверждении.
На базе политических потребностей у граждан региона появляются политические предпочтения. По нашему мнению, к числу основных политических предпочтений граждан региона можно отнести:
- избрание в органы власти региона компетентных и достойных людей;
- признание политических партий, имеющих ясные и четкие программы действий;
- оценку деятельности политиков и политических партий по конкретным делам;
- организацию и проведение честных и демократических выборов;
- здоровую политическую конкуренцию участников избирательных кампаний;
- проведение реформы органов местного управления с учетом интересов жителей конкретных территорий, реальных проблем каждого дома, каждого подъезда.
Стратегия маркетинговой политики в регионе предполагает определение того, что даст региону, его субъектам и объектам использование методов политического маркетинга.
Тактика маркетинговой политики строится на основе конкретных приемов, методов политического маркетинга.
Заключительный этап проведения маркетинговой политики в регионе связан с выяснением того, каковы результаты этой политики.
К числу основных субъектов маркетинговой политики в регионе следует отнести региональную политическую элиту (региональных чиновников), региональные отделения политических партий, общественно-политические движения в регионе.
Несомненно, политическая элита в регионе наиболее влиятельна. Она не только обладает властными полномочиями, но и, как правило, контролирует финансовые потоки, процессы, связанные с собственностью, недвижимостью. Иначе говоря, в руках политической элиты власть, собственность и все, что имеет к ней отношение.
Региональная политическая элита определяет все стороны политической жизни в регионе. От того, каков состав региональной политической элиты, во многом зависит, какие политические процессы получают развитие в регионе. Если региональная политическая элита состоит из сторонников последовательного проведения реформ, успешной реализации приоритетных национальных проектов, то в регионе все политические силы мобилизуются для того, чтобы в полной мере осуществить реформы, приоритетные национальные проекты.
Многое в регионе зависит от того, какие партии функционируют на территории области, края и как они используют технологии политического маркетинга.
В регионах России наиболее
активно сегодня действуют
Как показывает политическая практика, в последние годы доминирующее положение в регионах России занимают представители от политической партии «Единая Россия». Представители партии «Единая Россия» побеждают как на выборах в региональные представительные органы власти, так и на выборах глав исполнительной власти муниципальных образований. Это связано с тем, что региональные отделения политической партии «Единая Россия» имеют поддержку со стороны федеральных властей, конкретные программы своих действий, регулярно занимаются организационной работой, имеют свои отделения во всех субъектах Российской Федерации и решают проблемы на местах, и не только накануне выборов. В деятельности региональных отделений политической партии «Единая Россия» имеют место отдельные недостатки: кампанейщина, формальный подход к делу. Но такие факты носят эпизодический характер. Общее представление о составе политических партий в Кузбассе дает приводимая ниже табл. 1 [96, с. 1].
Таблица 1
Политические
партии, зарегистрированные на территории Кемеровской области
в 2009 и 2011 годах
№ п/п |
Политическая партия, региональное отделение |
Лидер партии в области |
Численность | |
2009 |
2011 | |||
1. |
Единая Россия |
Н. В. Зинкевич |
2569 |
26763 |
2. |
ЛДПР |
Д.И. Савельев |
3093 |
3494 |
3. |
Справедливая Россия |
Е. Н. Ямщикова |
1858 |
1942 |
4. |
КПРФ |
Н. А. Останина |
1250 |
1225 |
5. |
Яблоко |
А. П. Хромов |
846 |
707 |
6. |
Правое дело |
В. П. Федоров |
684 |
690 |
7. |
Патриоты России |
С. В. Зверев |
265 |
459 |
Данные, приведенные в табл. 1, показывают, что за период с 2009-го по 2011 год значительно возросла численность таких партий как: «Единая Россия» (более чем в десять раз), некоторое увеличение произошло в таких политических партиях как : «Справедливая Россия», «ЛДПР», «Патриоты России», «Правое дело». Уменьшилась численность «Яблоко». КПРФ, «Правое дело».
В регионах России действуют отдельные общественно-политические движения. Так, например, в Кузбассе успешно функционирует общественное объединение «Служу Кузбассу». На постоянной основе действует общественная приемная объединения «Служу Кузбассу». Представители объединения оказывают конкретную помощь жителям региона.
Важная роль в решении отдельных социальных проблем принадлежит профсоюзным организациям. В регионах России действуют представители независимых профсоюзов. Но, к сожалению, в треугольнике «работодатели – трудящиеся – профсоюзы» профсоюзные организации не определяют характера принимаемых решений по таким злободневным проблемам, как повышение заработной платы, улучшение условий труда и быта трудящихся региона, улучшение условий проживания.
Определенную роль в решении проблем молодежи играют региональные молодежные организации, которые действуют в рамках общероссийских молодежных организаций. Но, кроме того, в регионах создаются и действуют чисто региональные молодежные организации. В Кузбассе, например, создан и успешно функционирует молодежный парламент. Подобные молодежные парламенты действуют и в других регионах России.
Итак, рассматривая регион как объект применения политического маркетинга, можно утверждать, что, во-первых, каждый регион отличается от другого как в экономическом, так и в социальном, политическом и духовном плане. Во-вторых, в каждом регионе формируются определенные политические силы, заинтересованные в том, чтобы оказывать воздействие на население с помощью технологий политического маркетинга. При этом преследуются разные цели и интересы.
Региональная политическая элита совместно с представителями крупного бизнеса пытается навязать свой политический курс в регионе, навязать сверху своих представителей, с тем, чтобы последние вошли в региональные органы власти. Общественно-политические движения поддерживают политическую элиту региона. Политические партии в регионе продвигают своих сторонников. В ходе политической борьбы успеха добиваются те политические силы, которые действуют целенаправленно, продумывают каждый свой шаг и берут на вооружение современные методы, технологии, в частности политический маркетинг.
Как проявляется обратная связь в отношениях между субъектами и объектами политического маркетинга в регионе? Это связь проявляется в том, что покупатели политического товара либо удовлетворяют свои политические интересы и потребности (полностью или частично), либо вообще не удовлетворяют. Во многом удовлетворение интересов и потребностей зависит от того, каково качество товара: насколько предлагаемые политические предложения в виде идей, программ, политических решений соответствуют ожиданиям покупателей политического товара.
Таким образом, можно утверждать: особое значение для исследования регионального политического маркетинга имеет изучение проблем развития регионального политического рынка. Получение объективной информации о состоянии регионального политического рынка позволяет определить уровень спроса на региональный политический товар, определить стратегию и тактику проведения маркетинговой политики в регионе.
Для политической жизни регионов России характерны открытость и неравновесность. Это позволяет рассматривать региональный политический маркетинг как открытую неравновесную систему: она взаимодействует с другими системами региона (открытость), в развитии этой системы могут проявляться случайные отклонения (неравновесность), что может привести к возникновению новых структур в политической жизни регионов.
Открытая неравновесная система регионального политического маркетинга в стране только формируется. При этом региональный политический маркетинг решает специфические цели и задачи, а именно: формирует положительный имидж региональной администрации, повышает политическую конкурентоспособность регионов, привлекает граждан региона к реализации федеральных политических проектов. Повышению эффективности регионального политического маркетинга препятствуют проблемы его адаптации к специфическим условиям регионов.
ГЛАВА III
Проблемы адаптации
регионального политического маркетинга
Вопросы социальной адаптации сегодня изучаются представителями различных социальных и гуманитарных наук: философами, психологами, социологами, политологами. Однако пока нет единых подходов к определению понятия «социальная адаптация».
Проблемы социальной адаптации рассматриваются под разным углом зрения. Философы и психологи видят в ней процесс приспособления индивидуума к социуму. Зарубежные психологи и социологи рассматривают социальную адаптацию как процесс и состояние одновременно. Российские ученые, в частности новосибирская исследовательница Л. В. Корель, изучает адаптацию как статическое равновесие между социальной системой и ее окружением, как процесс и как состояние. Л. В. Корель выделяет отличительные черты адаптации. К ним она относит: 1) адаптация рассматривается как процесс, при котором субъект приспосабливается к новой среде; 2) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса; 3) адаптация связывается с какой-то целью, к которой стремится субъект; 4) адаптация (адаптивность) предполагает соответствие между целями и достижением результатов в процессе деятельности; 5) адаптация используется для обозначения отношения равновесия между субъектом и средой; 6) адаптация это и процесс развития самого субъекта адаптации [57, с. 39–40].
На современном этапе развития российского общества, утверждает Л. В. Корель, изменяется содержание процесса адаптации населения к рынку в связи с осуществлением модернизационных проектов. Происходит переход от традиционных способов адаптации к современным рациональным способам. К числу таких способов можно отнести занятие малым бизнесом, включение в деятельность открытых акционерных обществ, что естественно приводит к изменению социального статуса граждан, изменению их отношения к политике, к политическому участию и политической деятельности. Автором обосновывается положение о том, что в обществе имеется потенциал роста, но существуют и пределы развития.
Процесс социальной адаптации касается всех социальных групп и слоев общества и протекает достаточно сложно и трудно. Как показывают социологические исследования, проведенные в регионах России, значительная часть россиян пока еще так и не приспособилась к новым рыночным отношениям.
Сложно и трудно идет процесс формирования новых отношений и в политической сфере – внедрения новых систем политического управления, новых политических технологий, в частности политического маркетинга.
Процесс адаптации регионального политического маркетинга имеет ряд проблем. Условно можно выделить две группы: первая – общие проблемы и вторая группа – частные проблемы.
К общим проблемам можно отнести те, которые носят системный характер: во-первых, не все элементы системы регионального политического маркетинга хорошо развиты; во-вторых, не отработан четкий механизм функционирования системы регионального политического маркетинга; в-третьих, нет гибкой системы регионального политического и местного управления; в-четвертых, отсутствует институциональная среда для внедрения инновационных политических и избирательных технологий.
К числу частных проблем можно отнести отсутствие четких правил на региональном электоральном рынке, уменьшение состава участников на региональном электоральном рынке, отсутствие регионального Избирательного кодекса, индивидуального подхода к проведению региональных избирательных кампаний, наличие регионального административного рынка, проявление регионального административного ресурса.
Для части российских граждан, проживающих в регионах, политический маркетинг представлялся, особенно в начале 90-х годов прошлого столетия, малопонятным явлением. Но постепенно граждане на практике уяснили для себя, что такое политический маркетинг.
Как происходил и происходит процесс адаптации элементов регионального политического маркетинга к условиям конкретных регионов?