Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту

Оглавление

Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...

Файлы: 1 файл

Палитология.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

Как мы уже отмечали ранее, активно технологии политического маркетинга в регионах России начали использоваться в середине 90-х годов. К концу 90-х годов политический маркетинг стал нормой политической жизни регионов. В начале ХХI века он становится системой и основой формирования новой системы регионального политического управления и местного управления.

В каждом регионе создаются свои правила игры на электоральном рынке, имеется специфика проведения политико-административной реформы. Исходя из того, каковы запросы регионального политического рынка, таковы должны быть и методы, технологии его изучения, а затем распространения политического товара.

В регионах России спрос на политический товар формируется своеобразно: политический спрос может быть динамичным, устойчивым или вообще отсутствовать. Задача продавцов политического товара состоит в том, чтобы, предприняв определенные усилия, навязать покупателям политический товар.

Проблемы адаптации регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы, с нашей точки зрения, следует рассматривать с позиций политико-социологического подхода: как относительное равновесие между региональной политической системой и социальной средой, как состояние, как процесс и как результат.

Как относительное равновесие между региональной политической системой и социальной средой адаптация политического маркетинга может рассматриваться в качестве связующего звена между социальными группами и органами власти.

Состояние адаптации регионального политического маркетинга может быть неизменным или динамичным.

Характерными  чертами процесса адаптации регионального политического маркетинга могут быть, во-первых, определение цели процесса приспособления, во-вторых, достижение соответствия между целями и результатами, в-третьих, оценка эффективности использования политического маркетинга в регионе.

Достижение соответствия между целями и результатами процесса приспособления должно проявиться в том, чтобы система политического маркетинга в регионе начала реально функционировать.

Эффективность использования  системы политического маркетинга в регионе должна отразиться на результатах проведения выборов и приближении органов власти к удовлетворению интересов и потребностей граждан региона.

Конечный результат  процесса приспособления политического маркетинга к условиям региона должен состоять в том, чтобы, учитывая специфику условий в регионе, внедрить на практике как отдельные технологии, так и всю систему политического маркетинга.

На наш взгляд, можно выделить четыре этапа адаптации регионального политического маркетинга к условиям региона: первый этап – выделение проблем адаптации; второй этап – выяснение причин существующих проблем адаптации; третий этап – определение направлений, путей, средств и методов адаптации регионального политического маркетинга к условиям регионов; четвертый этап – практическая деятельность по внедрению элементов регионального политического маркетинга в социум с постепенной их количественной и качественной экспансией.

При этом формы адаптации могут быть эволюционными и радикальными. Эволюционные формы предполагают постепенные количественные изменения в содержании процесса адаптации регионального политического маркетинга. Радикальные формы предполагают качественные изменения в содержании процесса адаптации регионального политического маркетинга.

Содержание процесса адаптации регионального политического маркетинга можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова это процесс приспособления технологий регионального политического маркетинга к условиям регионов. В широком смысле слова это процесс приспособления всей системы регионального политического маркетинга к условиям региона.

Остановимся на этапах адаптации более подробно.

Первый этап – выделение проблем адаптации. К числу основных проблем адаптации регионального политического маркетинга следует отнести социально-экономические, политические, правовые, нравственные и психологические проблемы.

Второй этап адаптации – выяснение причин существования проблем. Причины существующих проблем в регионе связаны с общими процессами переходного периода, идущими в нашей стране, обусловленными сменой экономической и политической системы. Они также связаны с изменением экономического, социального и политического статуса большей части населения страны, с особенностями социально-экономического, социально-политического и духовного развития регионов.

Третий этап – определение направлений, путей, средств и методов адаптации.

Основные направления  адаптации технологий регионального политического маркетинга и всей его системы могут быть следующие: разработка и использование новых методов проведения адаптации; осуществление процесса адаптации; анализ результатов процесса адаптации регионального политического маркетинга.

Исходя из основных направлений можно определить пути, средства и методы процесса адаптации. Возможны два основных пути адаптации:

- выбор наиболее эффективных маркетинговых технологий, приемлемых для данного региона;

- внедрение эффективных технологий на практике.

Средства и методы адаптации регионального политического  маркетинга могут быть традиционными и инновационными. Традиционные методы: приспособление, достижение соответствия между целями и результатами. Инновационные методы: использование современных технологий, в частности Интернета, нахождение оптимального сочетания между традиционными и новыми методами адаптации, продвижение нового политического товара с новыми свойствами, нахождение новых рынков сбыта политического товара.

Четвертый этап – на данном этапе происходит реальный процесс использования технологий политического маркетинга с учетом конкретных особенностей региональных избирательных кампаний и проведения политико-административной рефориы.

Необходимо также формировать  новый механизм адаптации регионального политического маркетинга. При формировании нового механизма адаптации следует опираться на существующие политические институты региона, с учетом инфраструктуры (политической и правовой среды) и имеющихся ресурсов (административных, финансовых, информационных, технологических).

В числе факторов, сдерживающих процесс адаптации политического маркетинга к условиям регионов, исследователи прежде всего выделяют социально-экономические проблемы. Это связано с тем, что регионы России объективно неравны по уровню социально-экономического развития, в них имеют место разные модели проведения социально-экономической политики.

На это обстоятельство указывает исследователь Г. В. Марченко. Он считает, что в регионах можно выделить шесть моделей социально-экономической политики:

1) «консервативно-коммунистическая» политика, сущность которой заключается в сдерживании роста цен и доходов населения;

2) национально-либеральная, при которой региональные власти пытаются следовать в русле либерального реформирования со всеми его издержками;

3) интернационально-либеральная модель, при которой региональные власти пытаются реализовать особый статус регионов как свободных экономических зон, включившись лишь в мировые хозяйственные связи;

4) лоббистская социально-экономическая модель, которой придерживаются региональные власти, имеющие своих представителей, выдвиженцев на важных государственных постах;

5) сепаратистская модель, представители которой просто вытрясают из федеральных властей особые привилегии под угрозой выхода из состава России;

6) патерналистская, или патронажная, модель, которой придерживаются руководители наиболее экономически и финансово несостоятельных и инвестиционно непривлекательных регионов [71, с. 132].

Разные типы социально-экономической  политики, проводимой в регионах России, неизбежно приводят к созданию разных возможностей для решения социальных проблем. От решения социальных проблем в регионах во многом зависит и решение социально-политических проблем. Все эти процессы прямо или косвенно влияют на становление и развитие регионального политического маркетинга. Как показывает политическая практика, начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия реформы в России и регионах наложили свой отпечаток на многие процессы в стране, в том числе и на становление и развитие регионального политического маркетинга.

Проведенные в начале XXI века социологические исследования показали, как российские граждане оценивают те события, которые произошли за период с 1991-го по 2001 год. Наиболее отрицательно россияне оценили два события – это финансовый кризис августа 1998 года (отрицательно оценили 89 % опрошенных) и процесс приватизации (84, 6 %). Процесс либерализации цен и переход к рыночной экономике в 1991–1992 годах отрицательно оценили 54,4 % россиян [4, с. 3]. Приведенные цифры говорят о том, что начатые в 90-е годы XX века реформы не дали видимых положительных результатов для населения, что естественно привело к возникновению ряда проблем в развитии регионального политического маркетинга.

В 90-е годы XX века сложно решалась проблема повышения уровня и качества жизни россиян. Медленно шел процесс повышения размеров заработной платы. Не всегда на должном уровне был уровень потребления продовольственных и промышленных товаров. Имели место трудности в обеспечении россиян благоустроенным жильем. Невысоким оставался уровень развития образования, здравоохранения, культуры.

Остановимся на тех трудностях и проблемах, которые имели место в плане социально-экономического развития, выясним причины проблем и попытаемся определить, были ли какие-то альтернативные варианты развития.

Итак, одна из центральных  проблем периода проведения реформ – это подъем уровня и качества жизни россиян. Основной показатель уровня жизни – величина заработной платы и платежеспособность граждан. Уровень заработной платы большинства россиян оставался невысоким. В чем причины? Можно выделить несколько причин. Это низкие темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Это значительный износ промышленного и сельскохозяйственного оборудования и другие.

Кроме того, шел процесс диверсификации экономической политики большинства предприятий в связи с переходом на новые рыночные отношения. Изменение форм собственности, появление нового класса собственников, наличие монополий, отсутствие конкуренции – все это затрудняло развитие новых экономических отношений как в целом по стране, так и в регионах.

В качестве примера того, как трудно шел процесс развития новых экономических отношений, может служить Кемеровская область. В Кузбассе, как известно, развиты три основные отрасли промышленности: это угольная, металлургическая и химическая. Все эти три отрасли находились в упадке до июля 1997 года, т. е. до момента, когда произошли изменения в руководстве областью. В соответствии с указом Президента РФ Б. Н. Ельцина вместо М. Б. Кислюка исполняющим обязанности губернатора был назначен А. Г. Тулеев. Только с октября 1997 года в Кузбассе начались позитивные изменения как в развитии промышленности, так и в других сферах жизни региона. Почему стали возможными позитивные изменения? Прежде всего это связано с усилением контроля со стороны областной администрации за ходом проведения реформ в регионе. Кроме того, принципиально изменились подходы к управлению экономикой региона. За короткие сроки были ликвидированы сотни посреднических организаций в угольной, металлургической и химической отраслях промышленности. Изменились взаимоотношения между региональной властью и руководителями предприятий. Отношения начали строиться на основе подписанных соглашений о сотрудничестве. В этих отношениях власти и руководители прописывали права и обязанности сторон, санкции в случае нарушения основных положений соглашений.

В конечном итоге все принятые меры привели к устойчивому и динамичному развитию экономики региона. К 2010 году Кемеровская область из дотационного региона превратилась в регион-донор. Достигнутые результаты в экономике региона позволили улучшить качество жизни граждан региона. Это проявилось в том, что несколько сократилась численность безработных в регионе, граждане региона сохранили возможность получения квалифицированной медицинской помощи, получения образования, повышения культурного уровня. Средняя начисленная заработная плата по Кузбассу за январь – ноябрь 2010 года составляет 17,55 тыс. рублей в месяц (для сравнения, по данным Интернета, источник ПолитСибРу www.//naaltae/ru./news/news/news 9307 html: в России в целом средняя начисленная заработная плата равна 22,3 тыс. рублей, по Сибирскому федеральному округу 17,98 тыс.; в Красноярском крае – 21, 43 тыс., в Томской области 21,22 тыс., в Иркутской области 19,65 тыс., в Забайкальском крае – 18,13 тыс., в Новосибирской области 18,08 тыс., в Республике Хакасия 17,88 тыс., в Республике Бурятия 17,41 тыс., в Республика Тыва 16,84 тыс., в Омской области – 16,3 тыс., в Республике Алтай – 13,52 тыс., в Алтайском крае – 11,81 тыс. рублей).

Особое значение в  жизни каждого человека имеют условия, в которых ему приходится трудиться. От того, каковы условия труда, во многом зависит здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им. Условия труда влияют на эффективность производства, в целом на уровень жизни и развитие личности.

Информация о работе Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития