Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
Как мы уже отмечали ранее, активно технологии политического маркетинга в регионах России начали использоваться в середине 90-х годов. К концу 90-х годов политический маркетинг стал нормой политической жизни регионов. В начале ХХI века он становится системой и основой формирования новой системы регионального политического управления и местного управления.
В каждом регионе создаются свои правила игры на электоральном рынке, имеется специфика проведения политико-административной реформы. Исходя из того, каковы запросы регионального политического рынка, таковы должны быть и методы, технологии его изучения, а затем распространения политического товара.
В регионах России спрос на политический товар формируется своеобразно: политический спрос может быть динамичным, устойчивым или вообще отсутствовать. Задача продавцов политического товара состоит в том, чтобы, предприняв определенные усилия, навязать покупателям политический товар.
Проблемы адаптации регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы, с нашей точки зрения, следует рассматривать с позиций политико-социологического подхода: как относительное равновесие между региональной политической системой и социальной средой, как состояние, как процесс и как результат.
Как относительное равновесие между региональной политической системой и социальной средой адаптация политического маркетинга может рассматриваться в качестве связующего звена между социальными группами и органами власти.
Состояние адаптации регионального политического маркетинга может быть неизменным или динамичным.
Характерными чертами процесса адаптации регионального политического маркетинга могут быть, во-первых, определение цели процесса приспособления, во-вторых, достижение соответствия между целями и результатами, в-третьих, оценка эффективности использования политического маркетинга в регионе.
Достижение соответствия между целями и результатами процесса приспособления должно проявиться в том, чтобы система политического маркетинга в регионе начала реально функционировать.
Эффективность использования системы политического маркетинга в регионе должна отразиться на результатах проведения выборов и приближении органов власти к удовлетворению интересов и потребностей граждан региона.
Конечный результат процесса приспособления политического маркетинга к условиям региона должен состоять в том, чтобы, учитывая специфику условий в регионе, внедрить на практике как отдельные технологии, так и всю систему политического маркетинга.
На наш взгляд, можно выделить четыре этапа адаптации регионального политического маркетинга к условиям региона: первый этап – выделение проблем адаптации; второй этап – выяснение причин существующих проблем адаптации; третий этап – определение направлений, путей, средств и методов адаптации регионального политического маркетинга к условиям регионов; четвертый этап – практическая деятельность по внедрению элементов регионального политического маркетинга в социум с постепенной их количественной и качественной экспансией.
При этом формы адаптации могут быть эволюционными и радикальными. Эволюционные формы предполагают постепенные количественные изменения в содержании процесса адаптации регионального политического маркетинга. Радикальные формы предполагают качественные изменения в содержании процесса адаптации регионального политического маркетинга.
Содержание процесса адаптации регионального политического маркетинга можно рассматривать в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова это процесс приспособления технологий регионального политического маркетинга к условиям регионов. В широком смысле слова это процесс приспособления всей системы регионального политического маркетинга к условиям региона.
Остановимся на этапах адаптации более подробно.
Первый этап – выделение проблем адаптации. К числу основных проблем адаптации регионального политического маркетинга следует отнести социально-экономические, политические, правовые, нравственные и психологические проблемы.
Второй этап адаптации – выяснение причин существования проблем. Причины существующих проблем в регионе связаны с общими процессами переходного периода, идущими в нашей стране, обусловленными сменой экономической и политической системы. Они также связаны с изменением экономического, социального и политического статуса большей части населения страны, с особенностями социально-экономического, социально-политического и духовного развития регионов.
Третий этап – определение направлений, путей, средств и методов адаптации.
Основные направления адаптации технологий регионального политического маркетинга и всей его системы могут быть следующие: разработка и использование новых методов проведения адаптации; осуществление процесса адаптации; анализ результатов процесса адаптации регионального политического маркетинга.
Исходя из основных направлений можно определить пути, средства и методы процесса адаптации. Возможны два основных пути адаптации:
- выбор наиболее эффективных маркетинговых технологий, приемлемых для данного региона;
- внедрение эффективных технологий на практике.
Средства и методы
адаптации регионального
Четвертый этап – на данном этапе происходит реальный процесс использования технологий политического маркетинга с учетом конкретных особенностей региональных избирательных кампаний и проведения политико-административной рефориы.
Необходимо также формировать новый механизм адаптации регионального политического маркетинга. При формировании нового механизма адаптации следует опираться на существующие политические институты региона, с учетом инфраструктуры (политической и правовой среды) и имеющихся ресурсов (административных, финансовых, информационных, технологических).
В числе факторов, сдерживающих процесс адаптации политического маркетинга к условиям регионов, исследователи прежде всего выделяют социально-экономические проблемы. Это связано с тем, что регионы России объективно неравны по уровню социально-экономического развития, в них имеют место разные модели проведения социально-экономической политики.
На это обстоятельство указывает исследователь Г. В. Марченко. Он считает, что в регионах можно выделить шесть моделей социально-экономической политики:
1) «консервативно-
2) национально-либеральная, при которой региональные власти пытаются следовать в русле либерального реформирования со всеми его издержками;
3) интернационально-либеральная модель, при которой региональные власти пытаются реализовать особый статус регионов как свободных экономических зон, включившись лишь в мировые хозяйственные связи;
4) лоббистская социально-экономическая модель, которой придерживаются региональные власти, имеющие своих представителей, выдвиженцев на важных государственных постах;
5) сепаратистская модель, представители которой просто вытрясают из федеральных властей особые привилегии под угрозой выхода из состава России;
6) патерналистская, или патронажная, модель, которой придерживаются руководители наиболее экономически и финансово несостоятельных и инвестиционно непривлекательных регионов [71, с. 132].
Разные типы социально-экономической политики, проводимой в регионах России, неизбежно приводят к созданию разных возможностей для решения социальных проблем. От решения социальных проблем в регионах во многом зависит и решение социально-политических проблем. Все эти процессы прямо или косвенно влияют на становление и развитие регионального политического маркетинга. Как показывает политическая практика, начавшиеся в начале 90-х годов прошлого столетия реформы в России и регионах наложили свой отпечаток на многие процессы в стране, в том числе и на становление и развитие регионального политического маркетинга.
Проведенные в начале XXI века социологические исследования показали, как российские граждане оценивают те события, которые произошли за период с 1991-го по 2001 год. Наиболее отрицательно россияне оценили два события – это финансовый кризис августа 1998 года (отрицательно оценили 89 % опрошенных) и процесс приватизации (84, 6 %). Процесс либерализации цен и переход к рыночной экономике в 1991–1992 годах отрицательно оценили 54,4 % россиян [4, с. 3]. Приведенные цифры говорят о том, что начатые в 90-е годы XX века реформы не дали видимых положительных результатов для населения, что естественно привело к возникновению ряда проблем в развитии регионального политического маркетинга.
В 90-е годы XX века сложно решалась проблема повышения уровня и качества жизни россиян. Медленно шел процесс повышения размеров заработной платы. Не всегда на должном уровне был уровень потребления продовольственных и промышленных товаров. Имели место трудности в обеспечении россиян благоустроенным жильем. Невысоким оставался уровень развития образования, здравоохранения, культуры.
Остановимся на тех трудностях и проблемах, которые имели место в плане социально-экономического развития, выясним причины проблем и попытаемся определить, были ли какие-то альтернативные варианты развития.
Итак, одна из центральных проблем периода проведения реформ – это подъем уровня и качества жизни россиян. Основной показатель уровня жизни – величина заработной платы и платежеспособность граждан. Уровень заработной платы большинства россиян оставался невысоким. В чем причины? Можно выделить несколько причин. Это низкие темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства. Это значительный износ промышленного и сельскохозяйственного оборудования и другие.
Кроме того, шел процесс диверсификации экономической политики большинства предприятий в связи с переходом на новые рыночные отношения. Изменение форм собственности, появление нового класса собственников, наличие монополий, отсутствие конкуренции – все это затрудняло развитие новых экономических отношений как в целом по стране, так и в регионах.
В качестве примера того, как трудно шел процесс развития новых экономических отношений, может служить Кемеровская область. В Кузбассе, как известно, развиты три основные отрасли промышленности: это угольная, металлургическая и химическая. Все эти три отрасли находились в упадке до июля 1997 года, т. е. до момента, когда произошли изменения в руководстве областью. В соответствии с указом Президента РФ Б. Н. Ельцина вместо М. Б. Кислюка исполняющим обязанности губернатора был назначен А. Г. Тулеев. Только с октября 1997 года в Кузбассе начались позитивные изменения как в развитии промышленности, так и в других сферах жизни региона. Почему стали возможными позитивные изменения? Прежде всего это связано с усилением контроля со стороны областной администрации за ходом проведения реформ в регионе. Кроме того, принципиально изменились подходы к управлению экономикой региона. За короткие сроки были ликвидированы сотни посреднических организаций в угольной, металлургической и химической отраслях промышленности. Изменились взаимоотношения между региональной властью и руководителями предприятий. Отношения начали строиться на основе подписанных соглашений о сотрудничестве. В этих отношениях власти и руководители прописывали права и обязанности сторон, санкции в случае нарушения основных положений соглашений.
В конечном итоге все принятые меры привели
к устойчивому и динамичному развитию
экономики региона. К 2010 году Кемеровская
область из дотационного региона превратилась
в регион-донор. Достигнутые результаты
в экономике региона позволили улучшить
качество жизни граждан региона. Это проявилось
в том, что несколько сократилась численность
безработных в регионе, граждане региона
сохранили возможность получения квалифицированной
медицинской помощи, получения образования,
повышения культурного уровня. Средняя
начисленная заработная плата по Кузбассу
за январь – ноябрь 2010 года составляет
17,55 тыс. рублей в месяц (для сравнения,
по данным Интернета, источник ПолитСибРу www.//naaltae/ru./news/news/
Особое значение в жизни каждого человека имеют условия, в которых ему приходится трудиться. От того, каковы условия труда, во многом зависит здоровье, работоспособность человека, его отношение к труду, степень удовлетворенности им. Условия труда влияют на эффективность производства, в целом на уровень жизни и развитие личности.