Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
По мнению А. Шатилова, в научной литературе идет дискуссия по следующим вопросам: содержание политической культуры; определение ее границ; типология; динамика; возможности модернизации и реформирования. Как утверждает ученый, «состояние отечественных исследований политической культуры позволяет сделать три вывода, а именно: 1. Развитию отечественной теории политической культуры …присущ определенный дуализм. С одной стороны, ощущалось сильное воздействие англо-американской школы с ее традициями анализа «гражданской культуры», или «культуры гражданского общества». С другой – российские авторы были вынуждены уточнять и дополнять упрощенные западные схемы применительно к отечественным реалиям. 2. Изучение проблем политической культуры тесно связано с текущей политической жизнью страны. 3. Очевидно, что отечественная теория политической культуры носит пока “постановочный” характер. Как научная сторона изучения вопроса, так и проблема выбора адекватного методологического инструментария требуют дальнейшего анализа» [105].
Можно согласиться с точкой зрения А. Шатилова. Вместе с тем следует признать, что в современной политологической литературе существуют исследования, в которых затрагиваются не только методологические вопросы, но и вопросы функционирования политической культуры в регионах. В качестве примера может быть приведена докторская диссертация Г. В. Шешуковой «Политическая культура электората современного российского региона» [108]. По мнению диссертанта, анализ избирательных кампаний с 1991-го по 1997 год позволяет утверждать, что в России интенсивно формируются зональные, региональные и локальные типы политической культуры.
Проблеме взаимосвязи политической культуры и выборов посвящена статья О. В. Омеличкина «Политическая культура и выборы» [85]. Автор отмечает: «…изучение особенностей электорального поведения населения позволяет в определенной мере судить о его политической культуре. В голосовании проявляются общие идейно-политические позиции избирателей». Но, как далее замечает О. В. Омеличкин, «электоральная статистика не является прямым отображением политической культуры российского общества. Результаты голосований лишь приблизительно отражают действительные политические взгляды и ценности населения» [там же, с. 29].
Большинство политологов России считает, что политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и действий граждан. Главная направленность политической культуры состоит в том, чтобы сформировать гражданскую позицию, передать гражданам политические знания, которые должны стать основой формирования устойчивых политических убеждений, а убеждения – основой политических действий.
Как же все происходит на практике? На практике возникает ряд проблем при формировании политической культуры граждан. Это проблемы организационного, содержательного характера.
В современной России нет стройной системы политического просвещения граждан. Это обстоятельство осложняет процесс формирования политической культуры у граждан регионов. Однако появляются новые организационные формы политического просвещения граждан. И такие формы создаются в отдельных регионах России в виде интернет-клубов по политическому просвещению граждан региона.
Проблемы формирования электоральной культуры
у граждан региона
По мнению И. Н. Гомерова, электоральная культура - это результат развития избирательного процесса, это культура поведения на выборах [30]. По мнению автора, на электоральное поведение граждан региона оказывают влияние внешние и внутренние (психические) факторы. При этом внешние факторы он подразделяет на экономические, социальные, политические и духовные.
Экономические факторы: доходы и расходы избирателей, цены на основные товары, уровень безработицы, инфляции, курсы валют, налоги, структура товаров и услуг, экспорт-импорт, экономическое благополучие организации, где работают избиратели.
Социальные факторы: численность и плотность населения, рождаемость и смертность населения, половой и возрастной состав, миграция избирателей, стратификация общества, мера урбанизации избирательного округа и участка, отношения между социальными группами, условия труда и свободное время, семья, родственники, друзья, товарищи по работе, соседи, общественные организации избирателя.
Политические факторы: политический режим, форма государственного правления, государственное устройство, легитимность и эффективность власти, межгосударственные отношения, политическая стабильность или нестабильность, партийная система, политические организации и движения, первичные политические организации избирателя.
Духовные факторы: культура (в т. ч. политическая культура) членов общества, психология (в т. ч. политическая) избирателей.
Наряду с внешними факторами на электоральное поведение избирателей оказывают влияние внутренние факторы. В их числе характер, тип темперамента, чувства, эмоции избирателей.
По нашему мнению, региональная электоральная культура граждан формируется под влиянием тех факторов, которые складываются в регионе. Для каждого региона характерна своя, особая социально-экономическая, социально-политическая ситуация и своеобразная социально-психологическая атмосфера.
Каким образом региональные власти могут и должны повлиять на формирование электоральной культуры у граждан? Видимо, возможны два основных направления. Первое направление – политическое просвещение граждан о месте, роли выборов в жизни общества. Второе направление – приобщение к участию в работе участковых избирательных комиссий, участие в роли наблюдателей.
Причины существующих проблем формирования электоральной культуры коренятся в особенностях экономического, социального, политического и духовного развития регионов и носят как объективный, так и субъективный характер.
Таким образом, можно утверждать, что конечный результат процесса адаптации регионального политического маркетинга к условиям региона должен привести к учету специфики условий в регионе, существующих проблем в регионе и внедрению на практике как отдельных технологий, так и всей системы политического маркетинга.
Кроме того, необходимо сформировать у граждан региона правовую, политическую и электоральную культуру. Это нужно сделать для того, чтобы граждане региона могли самостоятельно реализовать свой политический выбор.
На базе регионального политического маркетинга должны получить развитие межрегиональные технологии политического маркетинга.
Глава IV
Перспективы развития
регионального политического маркетинга
Региональные выборы сегодня – это важная составляющая избирательного процесса в России. В регионах России выборы в политической жизни территорий занимают важное место. Они позволяют, во-первых, выявить и выразить политические интересы различных социальных слоев и групп общества. Во-вторых, они дают возможность политическим силам в субъектах Российской Федерации вести предвыборную борьбу в мирной форме, в виде представления на суд избирателей своих программ. В-третьих, выборы позволяют приобщиться к политической жизни основной части политического сообщества края, области. В-четвертых, через выборы у избирателей появляется возможность в какой-то мере проконтролировать деятельность властей.
В современной научной литературе наблюдается повышенный интерес к вопросам организации и проведения избирательных кампаний в регионах. Этот интерес обусловлен тем, что анализ региональных выборов позволяет выделить как общие тенденции региональных выборных процессов, так и их особенности, дает возможность увидеть объективную картину того, как нужно и как нельзя проводить выборы.
Первые исследования,
посвященные анализу
Во второй половине 90-х годов изданы работы, в которых изучались политические предпочтения избирателей регионов. В качестве примера можно привести исследование М. В. Желтова «Региональный электорат: особенности политических предпочтений и выбор» [39].
В начале 2000-х годов были внесены существенные изменения в подготовку и проведение выборов в регионах. Это привело к тому, что появились исследования, в которых обобщается опыт смешанных выборов в регионах России. К числу таких работ можно отнести исследования А. Макаркина [66], А. Глубоцкого, А. Кынева [23, с.124–141].
Одним из первых в российской политологической литературе маркетинговый подход к выборам обосновал И. Н. Гомеров в работе «Архитектура выборов: маркетинговый подход» [25]. По его мнению, маркетинговый подход к выборам существенно отличается от «потребительского» и «сбытового»: «Если в начале XX века маркетинг ограничивался в основном изучением и организацией сбыта, продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю, то в настоящее время маркетинг – это деятельность, посредством которой изучается, прогнозируется, стимулируется, организуется и удовлетворяется спрос не только на товары и услуги, но и на Организации, Людей, Территории, Идеи...» [там же, с.17].
Маркетинговый подход позволяет раскрыть содержание выборов как процесса, в основе которого политический обмен идей, людей, организаций на доверие со стороны избирателей, установление партнерских отношений сотрудничества между органами власти и гражданами региона.
Вопросам организации и проведения избирательных кампаний с помощью технологий политического маркетинга посвящена работа А. И. Ковлера «Основы политического маркетинга» [55]. Работа носит рекомендательный характер.
В исследуемый период (1991–2010) в России произошли существенные изменения в организации и проведении региональных выборов.
Если до 2003 года депутаты региональных представительных органов избирались только по мажоритарной системе, то с 2003 года они избираются по смешанной системе. Практика избрания депутатов по смешанной системе имеет как свои плюсы, так и минусы: с одной стороны, повышается роль и значение местных (региональных) отделений политических партий в подготовке и проведении выборов, с другой стороны, формируется трудноуправляемый законодательный орган региона.
Специфика проведения выборов в регионах проявляется и в том, что ныне существует иная (непрямая) процедура избрания глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации: глав исполнительной власти избирают законодательные органы регионов после представления на их рассмотрение предложения Президента РФ. В 2009 году Государственной думой Российской Федерации приняты поправки в избирательное законодательство, в соответствии с которыми партии, победившие на региональных выборах, получили право предлагать свои кандидатуры на должность глав исполнительной власти регионов России.
12 марта 2006 года в России был проведен первый единый день голосования. Такой порядок был введен, чтобы избавить избирателей от бесконечной череды выборов, а также из соображений экономии финансовых средств.
Изменения, внесенные в избирательное законодательство, в процедуру проведения процесса голосования, потребовали новых подходов к использованию системы регионального политического маркетинга. Это проявилось в том, что произошел переход от использования отдельных элементов политического маркетинга к применению всей его системы.
На выборах в регионах были использованы избирательные технологии маркетингового и немаркетингового типа, а точнее прозрачные и манипулятивные технологии, а также технологии по дискредитации противника. Прозрачные технологии применялись при разработке и реализации стратегии и тактики избирательных кампаний в регионе, а манипулятивные технологии и технологии по дискредитации противника – при реализации тактики.
Технологии политического маркетинга могут быть использованы при избрании руководителей муниципальных органов власти, при проведении политико-административной реформы.
Проблема политического воздействия на избирательный процесс получила отражение в статьях, кандидатских и докторских диссертациях. В качестве примера можно привести работы П. А. Колосова [56], Е. Г. Морозовой [75–78], Л. И. Недяк [81, 82], М. С. Холодилина [102] и ряд других. При этом следует заметить, что наиболее основательно проблема политического воздействия на избирательный процесс исследована на федеральном уровне и недостаточно полно изучена на региональном уровне.
Рассматривая проблему воздействия политического маркетинга на региональный избирательный процесс, необходимо, на наш взгляд, обратить внимание на анализ следующих аспектов. Во-первых, важно выяснить, в каких условиях проходят избирательные кампании в регионах. Во-вторых, выделить, какие факторы влияют на ход избирательных кампаний в регионах. В-третьих, определить, кто основные участники избирательного процесса в регионе. В-четвертых, выяснить, каковы последствия воздействия политического маркетинга на избирательный процесс в регионе и каковы его конечные результаты, а именно изменение политического поведения и политического менталитета граждан региона.