Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
В регионах России складывается своеобразная социально-политическая ситуация. Это связано с тем, что каждый регион имеет свою политическую историю, свои политические традиции. В одних регионах получают развитие демократические принципы, в других процесс демократизации общественной жизни идет сложно. Естественно, это приводит к тому, что в разных регионах на политическую жизнь оказывают влияние разные политические силы. В итоге граждане региона имеют разные политические предпочтения и осуществляют свой политический выбор в соответствии со своими политическими интересами и потребностями.
В основе политического
поведения граждан региона
Разные условия развития культуры и образования в регионах накладывают свой отпечаток на политическую жизнь. Граждане региона, обладающие высоким уровнем образования и культуры, проявляют гораздо больший интерес к тому, как проходят выборы, политико-административная реформа. Не случайно поэтому в ряде регионов создаются новые политические структуры, занимающиеся решением проблем организации и проведения выборов, политико-административной реформы.
Но в целом граждане регионов проявляют сегодня политическую пассивность и уклоняются от участия в выборах, в проведении политико-административной реформы. Перед организаторами выборов стоит конкретная задача – привлечь избирателей на избирательные участки, заинтересовать граждан в выполнении ими своего гражданского долга. Сделать это возможно, используя современные методы и технологии. К современным технологиям можно отнести политический маркетинг.
При проведении избирательных кампаний в регионах необходимо учитывать те факторы, которые влияют на их ход.
На современном
этапе можно выделить три
К числу социально-экономических факторов можно отнести социально-экономическую ситуацию в регионе, уровень и качество жизни, условия труда, жилищно-бытовые условия, адаптацию к рыночным условиям, степень финансовой независимости от центра.
К социально-политическим факторам можно отнести политическую историю региона, политические традиции, социально-политическую ситуацию в регионе, уровень региональной политической культуры, уровень региональной электоральной культуры, нетрадиционные формы поддержки кандидатов органами власти в регионе, уровень взаимодействия региональных властей.
В качестве политико-психологических факторов можно выделить особенности психологии региональной политической элиты, стереотипы регионального самосознания, региональное политическое сознание, региональную политическую психологию, соответствие имиджа кандидатов ожиданиям избирателей, региональные массовые политические настроения.
Комплекс факторов, влияющих на избирательные кампании, по-разному проявляется в разных регионах. В одних регионах избирательные кампании проходят в условиях политической конкуренции, в других же такая конкуренция практически отсутствует, в силу того что региональные органы власти активно вмешиваются в организацию и проведение выборов в регионе.
К числу основных участников регионального избирательного процесса можно отнести организаторов, кандидатов и избирателей. Организаторами выборов в регионе выступают избирательные комиссии разных уровней (избирательные комиссии субъекта, окружные, территориальные, участковые), исполнительные и судебные органы власти, региональные отделения политических партий, региональные средства массовой информации. Кандидатами могут быть представители от политических партий, самовыдвиженцы.
Как известно, на современном этапе действует новая процедура выборов депутатов в региональный законодательный орган. Депутаты избираются по смешанной системе, т. е. часть избирается по мажоритарной системе, а часть – по партийным спискам. Изменения в избирательном законодательстве требуют и нестандартных подходов к организации и проведению выборов в регионе. Креативный подход к организации и проведению выборов в регионе может обеспечить политический маркетинг. Сегодня можно говорить о том, что технологии политического маркетинга находят свое широкое применение в политической практике. Этот опыт изучается и обобщается исследователями.
В современной научной литературе утверждается, что воздействие политического маркетинга на избирательный процесс имеет три стадии. На каждой стадии воздействия политического маркетинга на избирательный процесс используются его специфические методы и технологии.
На первой стадии проводится изучение конъюнктуры политического рынка:
1) выявляются настроения и ожидания различных электоральных групп;
2) определяется характер реакции на возможные действия по решению актуальных проблем; используются анализ, сегментирование регионального политического рынка.
На второй стадии формируются стратегия и тактика политического воздействия:
1) ожидания населения трансформируются в конкретную программу, в которой определяются цели, методы и средства их достижения;
2) просчитываются вероятные результаты;
3) выявляются адресные группы, на поддержку которых можно рассчитывать.
На этой стадии воздействия политического маркетинга используется позиционирование и продвижение политического товара на региональный политический рынок.
На третьей стадии происходит продвижение товара (программы, кандидаты, идеи, проекты) на политический рынок, сопровождаемое политической пропагандой, смысл которой состоит в том, чтобы сформировать у населения устойчивый интерес к целям кампании. При этом используется контроль за реализацией маркетинговых мероприятий.
Остановимся более подробно на каждой стадии воздействия политического маркетинга на региональный политический процесс.
Изучение конъюнктуры регионального политического рынка (первая стадия) может быть проведено с помощью опросов граждан конкретного региона. Затем нужно провести сегментирование регионального политического рынка, с тем, чтобы выявить конкретные электоральные группы (вторая стадия). Определив адресные группы, на которые можно рассчитывать в ходе избирательных кампаний, можно перейти к продвижению политического товара на региональный политический рынок (третья стадия). В качестве регионального политического товара могут быть представлены программы, политические проекты, оригинальные идеи по решению проблем региона, оптимальные политические решения. Каналы продвижения политического товара могут быть разные. Основные три канала – это средства массовой информации, политическая реклама, личные встречи кандидатов с избирателями.
Региональный политический маркетинг может быть разным по видам. Он может различаться и при использовании в избирательном процессе.
В избирательном процессе он может быть разным по набору средств воздействия на население: быть конверсионным, стимулирующим, развивающим. Конверсионный маркетинг предполагает использование разных избирательных технологий и направлен на то, чтобы сдержать политический спрос. Стимулирующий маркетинг предполагает повышение политического спроса. Развивающий маркетинг призван обеспечить развитие политического спроса.
В зависимости от конкретной социально-политической ситуации в регионе и политического спроса политический маркетинг по характеру воздействия на население может быть наступательным, оборонительным, выжидательным, поддерживающим, противодействующим.
Кроме того, в регионах может получить применение сетевой политический маркетинг.
Каковы могут быть последствия воздействия политического маркетинга на избирательный процесс? Применение технологий политического маркетинга в ходе избирательных кампаний, во-первых, позволяет обеспечить гласность в ходе выборов. Во-вторых, способствует созданию в регионе условий для реальной политической конкуренции. В-третьих, приводит к повышению политической активности избирателей в регионе. В-четвертых, поддерживает устойчивый интерес со стороны избирателей к институту выборов. В-пятых, использование технологий политического маркетинга способствует изменению политического поведения граждан региона, которое проявляется в самостоятельном политическом выборе.
На наш взгляд, необходим комплексный подход к внедрению технологий политического маркетинга. Это значит, что нужно обеспечить в регионе использование всех его основных видов, учитывающих состояние спроса на региональный политический товар, расстановку основных политических сил, особенности политических предпочтений граждан региона.
Наглядно воздействие политического маркетинга на региональные выборы можно проследить на примере избирательных кампаний 2010 года в Кузбассе, Томской и Новосибирской областях.
Анализ разных точек зрения, разных источников позволяет утверждать следующее. Во-первых, выборы 2010 года в Кемеровской, Томской и Новосибирской областях существенно отличались от выборов 2009 года. На последних выборах в 1,5 раза меньше было допущено фальсификаций. Во-вторых, значительно увеличилось число кандидатов-самовыдвиженцев. В-третьих, уменьшилось влияние административного ресурса.
Что можно выделить общего и в чем особенности избирательных кампаний 2010 года?
Организаторы и участники выборов проявили определенный интерес к ним. Это проявилось в более высокой явке избирателей.
Выборы проведены на более высоком организационном уровне. В ходе выборов не было выявлено фактов грубого нарушения избирательного законодательства. Имели место лишь отдельные нарушения на некоторых избирательных участках.
В числе победителей на должности глав исполнительной власти в муниципалитетах Кемеровской области оказались представители от партии «Единая Россия». Так, победителем на выборах мэра города Ленинска-Кузнецкого 14 марта 2010 года стал член партии «Единая Россия» Вячеслав Телегин, получивший поддержку 85 % избирателей. На выборах мэра Новокузнецка 10 октября 2010 года победителем стал член партии «Единая Россия» Валерий Смолего, получивший более 80 % голосов избирателей [61].
Представители от партии «Единая Россия» получили большинство мест в законодательных органах муниципальных образований. Так, например, на выборах 13 марта 2011 года в Кемеровский городской Совет народных депутатов из 35 депутатских мандатов представители от партии «Единая Россия» получили 31 мандат, 2 мандата у представителей партии «Справедливая Россия» и 2 мандата – у представителей партии «Патриоты России».
Наряду с общими моментами в ходе проведения выборов в Кузбассе имели место особенности. Эти особенности носят как позитивный, так и негативный характер.
Особенности позитивные. Во-первых, использование организаторами выборов элементов публичной политики, а именно введение элементов прямой связи с избирателями в режиме «он-лайн». В ходе проведения выборов, в день голосования 10 октября 2010 года, избиратели территорий имели реальную возможность получить полную информацию о том, как проходят выборы. Во-вторых, шло регулярное освещение процесса проведения предвыборной агитации на страницах областных и городских газет, на каналах областного и городских каналов. В-третьих, положительным моментом можно считать организацию председателями муниципальных комиссий пресс-конференций по итогам проведения выборов.
Негативные аспекты выборов в Кузбассе. Имели место парадоксы в ходе проведения выборов в регионе. Так, например, на дополнительных выборах депутата в городской Совет народных депутатов города Новокузнецка по 25-му избирательному округу в марте 2010 года имели место факты, когда выборы признавались состоявшимися, а результаты выборов – недействительными. Такое положение возникло в связи с фальсификацией итогов выборов со стороны членов участковой избирательной комиссии. Отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса проявили «активность», организовав процесс голосования вне избирательных участков, предлагая избирателям сделать свой выбор в пользу конкретного кандидата, что явилось грубым нарушением избирательного законодательства.
Проведение дополнительных выборов депутата городского Совета по 25-му избирательному округу города Новокузнецка было перенесено на 10 октября 2010 года. В ходе проведения дополнительных выборов 10 октября победителем в этом округе стал самовыдвиженец Р. Бардокин, получивший поддержку 56,31 % избирателей. Представитель от партии «Единая Россия» Ю. Павлов получил поддержку только 18,28 % избирателей. Члену партии ЛДПР Е. Куксову оказали доверие 10,10 % избирателей. Данные статистики показывают, что не всегда на выборах в регионе побеждают представители партии «Единая Россия» – избиратели могут отдать предпочтение малоизвестным политикам. Явка избирателей на дополнительных выборах депутата городского Совета составила 32,11 % [61].
Подводя общие итоги выборов в Кузбассе в 2010 году, можно констатировать следующее. Электоральные предпочтения избирателей Кемеровской области существенно не меняются. Они голосуют за представителей партии «Единая Россия». Это можно объяснить тем, что поддержку именно этой партии оказывает губернатор области Аман Гумирович Тулеев.
Несколько иная картина наблюдается в Новосибирской и Томской областях. В этих регионах поддержку получают представители не только «Единой России», но и ЛДПР и КПРФ.
Выборы в регионах проводятся в обстановке слабой конкуренции со стороны оппозиционных партий. В основном борьба за депутатские мандаты ведется между «Единой Россией» и «Справедливой Россией».
Изменяются формы и пути воздействия со стороны организаторов выборов на избирателей. На вооружение берутся современные технологии, а именно технологии Интернета.
На выборах в регионе
имеют место отдельные нарушени