Региональный политический маркетинг занимает особое место
в региональном политическом процессе.
С его помощью решаются специфические
цели и задачи, а именно: изменяется содержание
избирательного процесса в регионе, формируется
новая система регионального политического
управления и местного управления, формируется
потребность политического участия и
политической деятельности граждан региона.
Для политической жизни
регионов России характерны открытость и неравновесность.
Это позволяет рассматривать региональный
политический маркетинг как открытую
неравновесную систему.
Региональный политический
маркетинг, развиваясь как открытая неравновесная
система, взаимодействует с другими системами
региона. При этом могут проявляться случайные
отклонения (флуктуации), которые могут
привести к возникновению новых структур
(бифуркации).
Региональный политический маркетинг решает
специфические цели и задачи, а именно:
формирует положительный имидж региональной
администрации, повышает политическую
конкурентоспособность регионов, привлекает
граждан региона к реализации федеральных
политических проектов.
Однако существуют общие и частные проблемы адаптации
регионального политического маркетинга
к специфическим условиям регионов.
К общим проблемам можно отнести те, которые
носят системный характер: во-первых, не
все элементы системы регионального политического
маркетинга хорошо развиты; во-вторых,
не отработан четкий механизм функционирования
системы регионального политического
маркетинга; в-третьих, нет гибкой системы
регионального политического и местного
управления; в-четвертых, отсутствует
институциональная среда для внедрения
инновационных политических и избирательных
технологий.
К числу частных проблем можно отнести:
отсутствие четких правил на региональном
электоральном рынке, уменьшение состава
участников на региональном электоральном
рынке, отсутствие регионального избирательного
кодекса, отсутствие индивидуального
подхода к проведению региональных избирательных
кампаний, наличие регионального административного
рынка, проявление регионального административного
ресурса в ходе проведения региональных
избирательных кампаний.
К числу проблем адаптации
регионального политического маркетинга также относятся: объективное неравенство
уровней социально-экономического развития
регионов, недоверие со стороны граждан
региона к деятельности органов власти,
сильное влияние на ход избирательных
кампаний в регионе административного
ресурса, нарушение регионального избирательного
законодательства, использование «грязных»
технологий на выборах, рост регионального
абсентеизма, отсутствие доверия к результатам
выборов, неуверенность в завтрашнем дне
значительной части граждан региона.
Конечный результат процесса адаптации регионального политического
маркетинга к условиям региона представляет
собою учет специфики региона, существующих
региональных проблем и внедрение на практике
как отдельных технологий, так и всей системы
политического маркетинга.
Кроме того, необходимо сформировать у граждан
региона правовую, политическую и электоральную
культуру. Это нужно сделать для того,
чтобы граждане самостоятельно могли
делать свой политический выбор.
На базе регионального
политического маркетинга должны получить развитие межрегиональные
технологии и структуры политического
маркетинга. В качестве таких структур
могли бы быть созданы межрегиональные
общественные советы по контролю за ходом
выборов, межрегиональные независимые
информационные агентства, межрегиональные
советы по анализу хода политико-административной
реформы.
Анализ становления
и развития регионального политического маркетинга в современной России
показывает, что в перспективе могут иметь
место как позитивные, так и негативные
варианты его развития. Региональный политический
маркетинг может стать эффективной деятельностью
и политической технологией, обслуживающей
интересы гражданского общества и его
сегментов, но может и превратиться в разновидность
связей с общественностью, технологию
по манипулированию общественным мнением
в пользу власти и узкокорпоративных групп.
Для того чтобы региональный
политический маркетинг способствовал демократическому развитию
регионов, необходимо постоянно изменять
его содержание и формы. В связи с этим
важно осуществлять модернизацию и диверсификацию
регионального политического маркетинга,
т. е. постоянно обновлять его как систему
и одновременно развивать его несколько
новых направлений. В их числе региональный
политический консалтинг, региональное
имиджмейкерство, региональный политический
брендинг, региональный политический
мерчандайзинг, региональный политический
менеджмент-микс.
В регионах России политикам-практикам
необходимо осуществить следующие меры.
Во-первых, разработать
и принять региональную стратегию развития политического
маркетинга.
Во-вторых, обеспечить конкурентоспособность региона в политической
сфере за счет внедрения инновационных
форм, способов и методов политического
управления и местного управления.
В-третьих, развивать
основные составляющие регионального политического маркетинга, а именно
региональный политический рынок, формировать
новый политический товар, добиться того,
чтобы он в полной мере и в полном объеме
удовлетворял интересы и потребности
граждан региона, изменять условия развития
политического маркетинга в регионе.
Очень важно добиться
того, чтобы в регионах функционировала действенная система политического
маркетинга; в конечном итоге она должна
привести к развитию потребности у граждан
в политическом участии в жизни социума
и в политической деятельности.
Перед учеными-политологами стоят не менее сложные
задачи. Во-первых, необходимо разработать
конкретные рекомендации политикам-практикам
по освоению теории регионального политического
маркетинга; во-вторых, разработать рекомендации
по практическому применению технологий
регионального политического маркетинга;
в-третьих, необходимо ввести в практику
проведение практических тренингов с
политиками-практиками для повышения
их квалификации и закрепления их знаний
о региональном политическом маркетинге.
Процесс становления
и развития регионального политического маркетинга будет
проходить в условиях модернизации всех
сфер жизни общества. Поэтому для региональных
политиков очень важно определить, какое
место займет политический маркетинг
в этом процессе: будет ли он способствовать
демократизации политической жизни в
регионах или же, наоборот, будет сдерживать
процессы проведения реформ, реализации
приоритетных национальных проектов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Александров А. Е. Политические решения региональной исполнительной власти: социальная роль, пути и средства оптимизации: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Кемерово, 2000. – 18 с.
- Алтухова Н. Ю. Политический маркетинг в современной России: автореф. дис. … канд. полит. наук. – Ставрополь, 2006. – 22 с.
- Амелин В. Н. От диктата бюрократии к политическому рынку // Обществ. науки. – 1990. – № 1. – С. 96–108.
- Анатомия русской души. Десятилетие российских реформ // Известия. – 2002. – 16 апр.
- Андреев С. Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. – М., 2002.
- Анохин М. Г. Политика – возможности современных технологий / М. Г.Анохин, В. С. Комаровский. – М.: РАГС, 1998.
- Ахромеева Т. С. Структуры и хаос в нелинейных средах / Т. С. Ахромеева, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, А. А. Самарский. – М.: Физматлит, 2007. – 488 с.
- Баранов А. В. Акторы региональных политических процессов в постсоветской России: система взаимодействий: дис. … докт. полит. наук. – Волгоград, 2007. – 555 с.
- Барзилов С. И. Регион как политическое пространство / С. И. Барзилов, А. Г. Чернышов // Свободная мысль. – 1997. – № 2. – С. 3–12.
- Батанина И. А. Политическое управление в регионе: состояние и тенденции развития в современной России: дис. … докт. полит. наук. – М.,1997. – 304 с.
- Бирюков С. В. Региональная политическая власть и механизмы ее осуществления. – Кемерово, 2006. –226 с.
- Бирюков С. В. Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы. – Кемерово, 2006. – 283 с.
- Бирюков С. В. Региональная политическая власть: институты, структуры, механизмы: дис. … докт. полит. наук. – М., 2009. – 409 с.
- Боженко Н. Н. Эффективность коммуникационной деятельности предприятия в условиях политического маркетинга: автореф. дис. … канд. эконом. наук. – М., 2006. – 16 с.
- Бурдье П. Социология политики. – М., 1993.
- Бурлацкий Ф. Наука и нравственность // Парламентская газета. – 2000. – 22 апр.
- Вартумян А. А. Региональный политический процесс в современной России: динамика, тенденции, особенности: дис. … докт. полит. наук. – М., 2005. – 417 с.
- Вихров А. Н. Бренд в системе современного маркетинга: концептуальные основы и политическая практика: автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2005. – 26 с.
- Выборы 10.10.10. – традиции и новации в региональном электоральном процессе: материалы Всерос. науч. конф. / редкол. А. И. Щербинин (отв. ред.), А. В. Севастьянов, Н. Г. Щербинина. – Томск.: Изд-во «Курсив», 2010. – 156 с.
- Гельман В. Я. Политическая регионалистика России: история и современное развитие / В. Я. Гельман, С. И. Рыженков // Полит. наука. – М.: ИНИОН, 1999. – № 3. – С. 172–255.
- Гельман В. Я. Центр и региональные идентичности в России: рамки анализа / В. Гельман, Т. Хопф // Центр и региональные идентичности в России / под ред. В. Гельмана и Т. Хопфа. – СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2003. – С. 10–17.
- Глубоцкий А. Ю. Опыт смешанных выборов в российских регионах / А. Ю. Глубоцкий, А. В. Кынев // Полис. – 2003. – № 2. – С. 124–141.
- Голосов Г. В. Сравнительная политология. – Новосибирск: НГУ,1994. – 180 с.
- Гомеров И. Н. Архитектура выборов: маркетинговый подход. – Новосибирск, 1993, Ч. I–IV. – 314 с.
- Гомеров И. Н. Государство и государственная власть: предпосылки, особенности, структура. – М.: ООО «Изд-во ЮКЭА», 2002. – 832 с.
- Гомеров И. Н. Политическая деятельность: психолого-политологический анализ / Сибир. ун-т потреб. кооперации. – Новосибирск, 2010.
- Гомеров И. Н. Структура и свойства власти. – Новосибирск, 2000. – 236 с.
- Гомеров И. Н. Электоральная культура и технология выборов. – Новосибирск, 1998. – 252 с.
- Гомеров И. Н. Электоральная культура: политологический анализ: автореф. дис. … докт. полит. наук. – М., 1995. – 45 с.
- Гунаре М. Л. Политический маркетинг в избирательной кампании: автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2001. – 23 с.
- Дахин А. В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Полис. – 2009. – № 2.
- Даченков И. Б. Тенденции и перспективы развития политического консалтинга в России // Рекламные технологии. – 2006. – № 6. – С. 32.
- Джабасов А. А. Политические технологии в региональных избирательных кампаниях: дис. ... канд. полит. наук. – М., 2000. – 158 с.
- Доленко Д. В. Территориальная организация общества как объект научного исследования // Регионология. – 1999. – № 2.
- Дубровина Е. П. Политические партии как субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – М., 2004. – 28 с.
- Желтов М. В. Институты избирательного права и выборов: социальные функции и роль в политическом устройстве общества: автореф. дис. … докт. социол. наук. – Кемерово, 2005. – 44 с.
- Желтов М. В. Политическое участие // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование: материалы республик. науч. конф. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – С. 92–93.
- Желтов М. В. Региональный электорат: особенности, политические предпочтения и выбор: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Кемерово, 1997. – 23 с.
- Зайцева М. Ф. Природа политического рынка [Электронный ресурс] http://www.polit.spb.
- Зеленин А. А. Государственная молодежная политика Российской Федерации: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей: дис. … докт. полит. наук. – Н. Новгород, 2009. – 315 с.
- Зотова З. М. Избирательная кампания политических партий в схемах. – М., 2007. – Вып. 1. – С. 158–159.
- Иванова Е. А. Региональные печатные СМИ как канал политических коммуникаций: дис. … канд. полит. наук. – Волгоград, 2004. – 217 с.
- Известия. – 2002. – 16 апр.
- Ильясов Ф. Н. Политический маркетинг, или Как «продать» вождя // Полис. – 1997. – № 5. – С. 88–100.
- Кадырова Э. Р. Модель и методы маркетинга политических субъектов на примере организации местного самоуправления: автореф. дис. … канд. эконом. наук. – СПб., 2006. – 19 с.
- Капица С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий. – М., 2000. – 98 с.
- Каптерев С. Е. Исследование современных избирательных технологий в региональном политическом процессе: автореф. дис. … канд. полит. наук. – Н. Новгород, 1999. – 23 с.
- Карманов Е. Г. Влияние социально-политической ориентации регионального электората на политический выбор: дис. … канд. полит. наук. – Уфа, 2005. – 156 с.
- Касьян Д. М. Региональная политическая власть в России: институты, ресурсы, технологии: автореф. дис. … канд. полит. наук. – Кемерово, 2005. – 26 с.
- Квасова Г. О. Политический рынок: институциональный анализ: дис. … канд. полит. наук. – Ростов н/Д, 2007. – 153 с.
- Киселев К. В. Некоторые виды деструктивных технологий // Общество, выборы, СМИ. 1999 год: между «чистыми» и «грязными» политическими технологиями: материалы Всерос. семинара-конф. – Екатеринбург, 1999.
- Князев С. Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. – Владивосток: Изд-во Дальневосточ. гос. ун-та, 1999. – 160 с.
- Ковальчук О. В. Избирательная кампания в современном российском регионе (на примере Приморского края): автореф. дис. … канд. полит. наук. – Владивосток, 1999. – 25 с.
- Ковлер А. И. Основы политического маркетинга. – М., 1993. – 48 с.
- Колосов П. А. Политический маркетинг: региональный аспект // Социально-политическое взаимодействие на территории: механизмы, трансформации, регулирование: материалы республик. науч. конф. 9–11 дек. 1998 г. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. – С. 180–186.
- Корель Л. В. Социальная адаптация населения Сибири к рынку: критерии и факторы / Л. В. Корель, М. А. Шабанова, О. В. Шарнина, Ю. Б. Чистякова. – Новосибирск, 1993.
- Коркмазов Р. Р. Роль региональных средств массовой информации в формировании политического имиджа акторов электорального процесса: на примере Карачаево-Черкесской Республики: дис. … канд. полит. наук. – Ставрополь, 2006. – 174 с.
- Краюшкина С. В. Исполнительная власть в регионах: десять лет реформ // Социально-гуманитар. знания. – 2002. – № 2. – С. 30–35.
- Кузбасс. – 1993. – 18 дек.
- Кузбасс. – 2010. – 12 окт.
- Кузбасс: Медведев Д. – наш президент // Кузбасс. – 2008. – 4 марта.
- Лавров А. М. Региональный маркетинг: вопросы теории, методологии, практики : автореф. дис. … докт. эконом. наук. – Новосибирск, 1994. – 36 с.
- Лавров А. М. Реформирование экономики: региональные аспекты / А. М. Лавров, В. С. Сурнин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. – Ч. 2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. – 146 с.
- Лобанов В. В. Маркетинг в государственном управлении // Проблемы теории и практики управления. – 1994. – № 4.
- Макаркин А. Смешанная система выборов в регионах России // Pro et Contra. –2006. – № 1. – С. 104–113.
- Максимов А. А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов: российский опыт. – М.: Дело, 1999. – 448 с.
- Малинецкий Г. Г. Будущее и настоящее России в зеркале синергетики. –2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 328 с.
- Малюк В. В. Использование возможностей сети Интернет в региональных органах власти // Региональная экономика и региональная политика. – Екатеринбург, 1999. – Вып. 5. – С. 103–105.
- Маркина О. А. Трансформация региональных институтов политической власти в современной России: дис. … канд. полит. наук. – М., 2005. – 188 с.
- Марченко Г. В. Регион как объект и субъект государственной политики в России // Регион как субъект политики и общественных отношений. – М.: МОНФ, 2000.
- Матвеев Р. Ф. Политическая партия как неравновесная система. Формирование партий и партийных систем в современной России и послевоенной Германии: сходства и различия // Власть. – 2003. – № 12. – С. 18–21.
- Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. – М.: Аграф, 1998. – 480 с.
- Морозова Е. В. «Инвесторы политического капитала»: социальные сети в политическом пространстве региона / Е. В. Морозова, И. В. Мирошниченко // Полис. – 2009. – № 2. – С. 60–76.
- Морозова Е. Г. Политический маркетинг в государственном управлении. – М.,1998.
- Морозова Е. Г. Политический маркетинг: концепции развития, модели функционирования (компаративный анализ): дис. … докт. полит. наук. – М., 2000. – 304 с.
- Морозова Е. Г. Политический рынок и политический маркетинг: концепции, модели, технологии. – М.: РОСПЭН, 1999. – 247 с.
- Морозова, Е.Г. Политическое консультирование и избирательный процесс. – М.: РЦОИТ, 2001. – С. 31.
- Мохов В. П. Топология политического пространства. – Пермь, 2002. – 214 с.
- Наумова Е. В. Политический маркетинг в современной России как средство управления электоральным поведением граждан: автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2002. – 21 с.
- Недяк И. Л. Политический маркетинг. Основы теории. – М.: Весь мир, 2008. – 352 с.
- Недяк И. Л. Политический маркетинг: особенности развития научного направления // Полис. –2011. – № 1.
- Нежданов Д. В. Политический маркетинг: вчера, сегодня, завтра. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.
- Новаторов Э. В. Некоммерческий маркетинг: а был ли мальчик? // Маркетинг и маркетинговые исследования. – 2002. – № 6. – С. 62–67.
- Омеличкин О. В. Политическая культура и выборы // Местное развитие: теория и практика: материалы междунар. науч.-практ. конф., 4 июня 2002 г., г. Кемерово. – Кемерово, 2002. – С. 28–36.
- Орлова Т. М. Маркетинговые коммуникации как инструмент развития регионального рынка // Маркетинг в России и за рубежом. – 1998. – № 1. – С. 53.
- Панкрухин А. П. Маркетинг территорий // Рекламодатель: теория и практика. – 2002. – № 1. – С. 5.
- Пригожин И. Р. Философия нестабильности // Вопр. филос. – 1991. – № 6. –С. 45–57.
- Пшизова С. Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе (II) // Полис. –2000. – № 3.
- Романовский Ю. М. Два класса процессов самоорганизации. society.polbu.ru › nazaretyan_crises/ch23_ix.html;
- Самохвалова М. Черный PR: так вот ты какой, оказывается, северный олень… [Электронный реурс] // www.pressclub.host.ru.
- Санников Г. Г. Позиционирование имиджа политического деятеля: региональный аспект: дис. … канд. полит. наук. – Краснодар, 2005. – 238 с.
- Семенова Л. Г. Политическая коммуникация государственных органов исполнительной власти: дис. … канд. полит. наук. – Уфа, 2004. – 162 с.
- Спасский А. Е. Политический маркетинг: опыт теоретического анализа: автореф. дис. … канд. полит. наук. – Екатеринбург, 2005. – 25 с.
- Твердов А. А. Политический маркетинг: коммуникативное взаимодействие политической власти и общества: автореф. дис. … канд. полит. наук. – М., 2005. – 28 с.
- Текущий архив Избирательной комиссии Кемеровской области; Сайт www.Min Just.ru.
- Тулеев А. Г. Политическое лидерство в регионах современной России: дис. … докт. полит. наук. – М., 2000. – 367 с.
- Туровский Р. Ф. Баланс политических отношений между центром и регионами в процессах государственного строительства: автореф. дис. … докт. полит. наук. – М., 2007. – 43 с.
- Туровский Р. Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Полис. – 2009. – № 2. – С. 77–95.
- Тюленева Ю. В. Становление политического маркетинга в России: дис. … канд. полит. наук. – М., 2005. – 247 с.
- Халипов В. Ф. Политический словарь. – М., 1995.
- Холодилин М. С. Проблемы становления политико-избирательного маркетинга в России: региональный аспект: автореф. дис. … канд. полит. наук. – Уфа, 2007. – 23 с.
- Чернышов А. Г. Регион как субъект политики. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 232 с.
- Шапкина Е. В. Харизматическое лидерство в политическом процессе: региональный аспект: автореф. дис. …канд. полит. наук. – Улан-Удэ, 2007. – 24 с.
- Шатилов А. Постсоветские подходы к изучению политической культуры // Pro et Contra, т. 7. – 2002. – № 3. – С. 183–193.
- Шатилов А. Региональные выборы. Особенности технологий и характер предпочтений / А. Шатилов, В. Нечаев // Свободная мысль. – 1997. – № 6. – С. 63–67.
- Шестов Л. И. Выбор дискурса исследования регионального политического процесса //Регион как субъект политики и общественных отношений. – М.: МИФ, 2000. – 222 с. (Сер.: Научные доклады Московского общественного научного фонда, № 107).
- Шешукова Г. В. Политическая культура электората современного российского региона: дис. … докт. полит. наук. – М., 1997. – 365 с.
- Шешукова Г. В. Политическая культура электората современного российского региона: автореф. дис. … докт. полит. наук. – М., 1997. – 43 с.
- Юрасова Т. Предвыборная борьба и политический маркетинг / Т. Юрасова, О. Селиванова // Политика. –1991. – № 10. – С. 68–79.
- Arrow K. J. Social Choice and Individual Values. – New-York, 1951.
- Arrow K. J.Choix collectivs et preferences individuelles. – Paris, 1974.
- Baker M. J. Mаcmillan Dictionary of Marketing & Advertising. – London,1990.
- Bonqrand M. Le marketinq politique. – Paris, 1986.
- Buchanan J. M. Liberty, Market and State. – Wheatsheaf,1986.
- Butler P. Political marketing: structure and
process / P. Butler, N. Collins // European Journal of Marketing. – 1994. – Vol. 28. – № 1.
- Downs A. An Economic Theory of Democracy. – New-York, 1957.
- Drucker Peter F. Maneqement, Task, Responsibilites
and Practies. – New-York, 1973.
- Farrell D. The Strateqie Market Fine Qael in
1981// Irish Political Studies. – 1986. – № 1.
- Kotler P. Political Candidate Marketinq //
Marketinq for Nou – Profit Orqanisations. Enqlwood Cliffs, 1975.
- Lindblom C. Politics and Market. – New-York, 1977.
- Lindon D. Marketing politique et Social. – Paris, 1976. – P. 3.
- Mauser Q. Political Marketinq: An Approach to Campainq Strateqy. – New-York, 1983.
- Nimmo D. The Political Persuaders. The Techniqus of Modern Election Campaiqns. – Enqlewood Cliffs,1970.
- Plasser F. Is there a European style of political marketing:
a survey of political managers and consultants, paper presented to the Political Marketing
conference, September 1999 / F. Plasser, C. Scheucher, C. Senft. – University College, Cork.
- Tullok Q. The Politics of Bureaucraey. Public
Aff cirs Press,1965.
- Wanqen E. Polit-Marketinq: Das Marketinq – Manaqement der Politischen Partein.Opladen, 1983.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Прил. 1. Динамика политического участия
избирателей Кузбасса на выборах в 1991–2008
годах
Выборы Президента Российской
Федерации
в 1991–2008 годах
Выборы
в Государственную думу Российской
Федерации
Выборы в региональный
законодательный орган
в 1994–2008 годах
Выборы губернатора Кемеровской
области в 1997-м и 2001 годах
Прил. 2. Хронология и итоги выборов
в Кузбассе
в 1989–2011 годах
1989 год, 26 марта. Выборы народных депутатов
СССР. Избрано 14 депутатов от Кемеровской
области, в том числе 5 депутатов от общественных
организаций.
1990 год, 4 марта. Выборы народных депутатов РСФСР.
Избрано 20 депутатов от Кемеровской области.
1990 год, 4 марта-23 декабря. Выборы депутатов
областного Совета народных депутатов.
Избрано 206 депутатов.
1991 год, 12 июня. Выборы первого Президента РСФСР.
Победителем на выборах в Кемеровской
области стал А.Г.Тулеев. Он получил поддержку
44,7% избирателей. В стране победил Б. Н.
Ельцин.
1993 год, 12 декабря. Выборы депутатов Государственной
Думы и Совета Федерации Российской Федерации.
Всенародное голосование по принятию
Конституции. Избрано от Кемеровской области
5 депутатов в Государственную думу и 2
депутата в Совет Федерации Российской
Федерации. За принятие Конституции проголосовало
54,9 % избирателей Кемеровской области.
1994 год, 27 марта. Выборы депутатов в Законодательное
собрание Кемеровской области. Избрано
30 депутатов. Довыборы прошли 5 февраля
и 26 февраля 1995 года.
1995 год, 17 декабря. Выборы депутатов Государственной
думы Российской Федерации. Избрано от
Кемеровской области 6 депутатов.
1996 год, 16 июня и 3 июля. Выборы Президента Российской
Федерации. В Кузбассе победителем стал
Г. А. Зюганов. В целом по стране во втором
туре победил Б.Н.Ельцин.
1996 год, 29 декабря. Выборы депутатов в Законодательное
собрание Кемеровской области. Избрано
17 депутатов. Довыборы состоялись 6 апреля
и 19 октября 1997 года. В итоге избран 21 депутат.
1997 год, 19 октября. Первые выборы Губернатора
Кемеровской области. Победителем на выборах
стал А. Г. Тулеев. Он получил поддержку
94,54 % голосов избирателей.
1999 г., 18 апреля. Выборы депутатов в Совет
народных депутатов Кемеровской области
первого созыва. Избрано 35 депутатов.
1999 год, 19 декабря. Выборы депутатов Государственной
думы Российской Федерации. Избрано от
Кемеровской области 6 депутатов.
2000 год, 26 марта. Выборы Президента Российской
Федерации. В Кузбассе победителем стал
А. Г. Тулеев. Он получил поддержку 51 % избирателей.
В стране победил В. В. Путин.
2001 год, 22 апреля. Выборы губернатора Кемеровской
области. Победителем стал А. Г. Тулеев.
Он получил поддержку 93,54 % избирателей.
2003 год, 20 апреля. Выборы депутатов в Совет народных
депутатов Кемеровской области второго
созыва. Избрано 35 депутатов.
2003 год, 7 декабря. Выборы депутатов Государственной
думы Российской Федерации. Избрано от
Кемеровской области 6 депутатов.
2004 год, 14 марта. Выборы Президента Российской
Федерации. В Кузбассе победителем стал
В. В. Путин. Он получил поддержку 71,51 % избирателей.
В стране также победил В. В. Путин.
2007 год, 2 декабря. Выборы депутатов Государственной
думы Российской Федерации. От Кемеровской
области избрано 9 депутатов.
2008 год, 2 марта. Выборы Президента Российской
Федерации. В Кузбассе победителем стал
Д. А. Медведев. Он получил поддержку 70,51 %
избирателей. В стране также победил Д.
А. Медведев.
2008 год, 12 октября. Выборы депутатов в Совет
народных депутатов Кемеровской области
третьего созыва. Избрано 36 депутатов.
Наибольшее представительство в региональном
законодательном органе имеет партия
«Единая Россия» – 35 депутатских мест,
1 депутатский мандат имеет партия «Справедливая
Россия».
2009 год, 1 марта. Выборы глав муниципальных образований
и депутатов муниципальных образований.
2009 год, 11 октября. Выборы глав муниципальных
образований и депутатов муниципальных
образований.
2010 год, 14 марта. Выборы глав муниципальных
образований и депутатов муниципальных
образований.
2010 год, 10 октября. Выборы глав муниципальных
образований и депутатов муниципальных
образований.
2011 год, 13 марта. Выборы глав муниципальных
образований и депутатов муниципальных
образований.
Прил. 3. Присутствие иностранных наблюдателей
на выборах в регионе (на примере Кемеровской
области)
Дэннис
Курри, первый секретарь Отдела экологии, науки
и техники Посольства Соединенных Штатов
Америки;
Карэн
Буркэтт, второй секретарь Отдела экологии, науки
и техники Посольства Соединенных Штатов
Америки;
Дебора
Р.Мэннути, второй секретарь Посольства Соединенных
Штатов Америки;
Юлия
Д.Фишер, второй секретарь Посольства Соединенных
Штатов Америки;
Линда
Гугинс, представитель Международного республиканского
института по региональным программам;
Девид
Денехи, директор представительства Международного
республиканского института в России;