Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
В связи с этим проблемы «черного пиара» стали объектом исследования ряда ученых. Так, например, опыт использования «грязных» технологий на выборах в России обобщен в работе А. А. Максимова «“Чистые” и “грязные” технологии выборов: российский опыт» [67]. Автору удалось проанализировать причины применения «грязных» технологий на выборах, определить пути устранения этого негативного явления. Вопросы определения понятия деструктивных технологий и видов этих технологий рассмотрены в статье К. В. Киселева «Некоторые виды деструктивных технологий»» [52, с. 87].
Как известно, в 40-е годы XX века зародилось такое направление в политике, как «паблик рилейшнз», или, в переводе на русский язык, «связи с общественностью».
Позже, в 50-е годы XX века, возникает и получает развитие политический маркетинг.
На страницах газет и журналов, на телевидении широко используется термин «черный пиар». Попытаемся понять, что это такое и какую роль он играет в политике.
Итак, связи с общественностью могут строиться в рамках политико-правового поля, или, проще говоря, в рамках закона, а могут строиться вне рамок закона. При этом кандидаты, политические партии используют те политические и избирательные технологии, которые либо позволяют избирателям сделать осознанный политический выбор, либо вводят их в заблуждение.
Каковы же социальные, политические, правовые, нравственные и психологические основы использования «черного пиара»?
На наш взгляд, социальные и политические основы использования «черного пиара» состоят в следующем.
Во-первых, к «черному пиару» обращаются те социальные и политические силы, которые неспособны вести открытую и честную политическую борьбу, те силы, которые считают, что для достижения конечной цели все средства хороши. Сегодня, к сожалению, в политике имеет место подход основателя политической науки итальянского ученого Н. Макиавелли, который считал, что в политике могут быть использованы и оправданы любые средства для достижения поставленных целей.
Правовые аспекты использования «черного пиара» заключаются в том, что в современной России нет системы в принятии законов, нет конкретных механизмов их реализации. Причем уже принятые законы в России не создают заслона для использования приемов, методов и технологий «черного пиара».
Нравственные аспекты использования «черного пиара» в политической практике России обусловлены широким распространением такого социального зла, как коррупция. Использование служебного положения для продвижения нечестных политиков стало, к сожалению, обычным делом в нашей стране.
Психологические аспекты использования «черного пиара» состоят в том, что в России отсутствует система мер наказания за использование незаконных приемов и методов в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний. Чувство безнаказанности дает возможность многим политикам и политическим партиям в России вести себя так, как это выгодно для них. Возникает вопрос: можно ли в современной России противостоять использованию «черного пиара» в политике?
На наш взгляд, исключить полностью использование «черного пиара» невозможно. Но значительно сузить сферу его влияния на политическую жизнь России вполне реально. Что же можно сделать конкретно?
Во-первых, нужно разработать комплекс правовых мер (принятие законов), определяющих ответственность всех тех, кто использует технологии «черного пиара». В этом плане должны поработать ученые-правоведы, политики-практики.
Во-вторых, необходимо продолжать формировать правовую культуру граждан России, с тем чтобы они могли четко определять, кто и с какой целью использует «черный пиар».
В-третьих, с помощью независимых экспертов вскрывать все факты использования «черного пиара» и принимать конкретные меры наказания тех, кто пытается его применять.
Одним словом, для того чтобы по возможности максимально исключить из политической практики России использование «черного пиара», нужны комплексный подход и совместные действия всех тех социальных и политических сил, которые должны поставить заслон на пути применения «черного пиара». Очень важно делать конкретные шаги по устранению всех возможностей использования «черного пиара» всеми участниками как избирательного, так и политического процесса в целом. В конечном итоге это должно способствовать формированию гражданского общества и правового государства в России.
Нравственные проблемы адаптации
регионального политического маркетинга
В политике есть нравственные ценности, которые нельзя купить. Их можно только признавать, поддерживать, придерживаться и действовать в соответствии с ними. К таким нравственным ценностям можно отнести доброжелательность, порядочность, готовность заниматься благотворительностью.
На необходимость исследования нравственных аспектов в политической жизни России указал Ф. Бурлацкий в статье «Наука и нравственность» [17]. По мнению автора, обнаружилась серьезная брешь между политической наукой и моралью, угроза превращения политологии в служанку любой политической практики. Конечно, как считает Ф. Бурлацкий, прагматизм может быть полезен, когда принимаются государственные решения, но он способен задушить подлинно реформаторские идеи и превратить науку в отмычку для политических карьер. При изучении политических проблем, в том числе и регионального политического маркетинга, важно выявить его нравственные аспекты.
Региональный политический маркетинг может и должен опираться на нравственные основы. При этом необходимо определиться, с каких позиций подходить к оценке нравственных аспектов регионального политического маркетинга. На наш взгляд, можно анализировать эти вопросы с позиции нормативно-ценностного подхода (как это должно быть) и с позиции прагматичного подхода (как это есть в реальности).
В идеале необходимо уйти от диктата денег в политической жизни региона, в том числе и в области политического маркетинга. На первом плане должны быть интересы гражданского общества, а не отдельных политиков и политических партий. Деятельность кандидатов и политических партий должна строиться таким образом, чтобы они чувствовали социальную ответственность перед гражданами. А для этого нужны соответствующие законы, в которых бы четко определялись обязанности кандидатов и политических партий. Необходимо также сформировать такое общественное мнение, которое бы положительно (отрицательно) оценивало работу политических партий и кандидатов.
Кроме того, само гражданское общество должно стать инициатором контроля за деятельностью властей, кандидатов, политических партий на выборах, а также при проведении политико-административных реформ. Видимо, сама жизнь требует того, чтобы были созданы общественные наблюдательные советы за ходом выборов и проведения политико-административной реформы. В их функции должны входить:
- контроль за ходом выборов и реформ;
- анализ итогов выборов и реформ;
- доведение объективной информации до граждан о ходе и проведении выборов и реформ.
Возникает вопрос: а что нужно сделать, чтобы привести в движение нравственное начало в политическом маркетинге? Для этого, во-первых, следует добиться компромисса между основными участниками политического маркетинга. Во-вторых, добиться гармонизации политических отношений, т. е. достичь таких отношений, в результате которых все участники политического маркетинга получали бы полное удовлетворение. В-третьих, сформировать у граждан региона такой уровень правовой, политической и электоральной культуры, который позволил бы им сознательно участвовать в выборах и при проведении политико-административной реформы.
Психологические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга
При внедрении технологий политического маркетинга в регионах России возникают психологические проблемы.
Эти проблемы связаны с наличием той политико-психологической ситуации, которая складывается в каждом конкретном регионе. Политико-психологическую ситуацию в регионе определяют массовые политические настроения, стереотипы массового политического сознания, региональная политическая психология, региональный политический менталитет.
Региональным политикам важно учитывать и иметь полное представление о политико-психологической ситуации в регионе. Для этого необходимо регулярно проводить опросы населения с использованием методов анкетирования и интервьюирования, регулярно проводить референдумы по выяснению отношения граждан региона к политике, проводимой в регионах.
В регионах России нужно формировать систему психологической безопасности участия граждан как в выборах, так и при проведении реформы органов местного управления. С этой целью региональные органы власти должны привлечь специалистов, и прежде всего социальных психологов.
Для того чтобы сделать верный политический выбор, активно участвовать в проведении политико-административной реформы, граждане, избиратели должны обладать развитой правовой, политической и электоральной культурой. Прежде чем выяснить, какие возникают трудности при формировании правовой, политической и электоральной культуры граждан региона, необходимо выяснить, что включают в себя эти понятия.
Формирование правовой культуры у граждан региона
Активное, сознательное участие граждан в выборах возможно только при наличии у них развитой правовой культуры. Правовая культура – это уровень и характер правовых знаний, умение применить эти знания на практике. На формирование правовой культуры оказывают влияние следующие факторы: наличие системы разработки законов, наличие самих законов, наличие механизмов реализации законов.
Сегодня можно говорить о формировании региональной правовой культуры. Особенности этой правовой культуры состоят в том, что она, формируясь на основе федерального законодательства, учитывает условия конкретных регионов и регионального законодательства.
Интересный опыт работы по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов накоплен Избирательной комиссией Кемеровской области. В основе деятельности Избирательной комиссии Кузбасса по повышению правовой культуры избирателей и организаторов выборов лежит целевая федеральная программа повышения правовой культуры граждан России. Для повышения правовой культуры организаторов выборов проводятся семинары-совещания по вопросам избирательного законодательства, в том числе регионального, круглые столы, ролевые игры, конкурсы.
Особое место в целевой аудитории по правовому просвещению избирателей отводится молодежи. Определенный интерес представляют мероприятия, организуемые избирательными комиссиями совместно с органами образования, педагогическими коллективами. Для просвещения молодежи созданы и функционируют «Школы молодого избирателя» и «Клубы молодого избирателя». К примеру, на базе Кемеровского института (филиала) РГТЭУ территориальным управлением Заводского района г. Кемерово создана и функционирует «Школа молодого избирателя», чей опыт работы доводится через СМИ до большинства учебных заведений г. Кемерово. В рамках «Школы молодого избирателя» проходят деловые игры, конкурсы, викторины, олимпиады по проблемам избирательного законодательства. Активное участие студентов в работе «Школы молодого избирателя» позволяет повысить их правовую культуру, политическую грамотность.
Конечно же, не все удается сделать избирательным комиссиям по повышению правовой культуры граждан. Значительная часть избирателей, и прежде всего старшего поколения, не охвачена мероприятиями по повышению правовой культуры. Региональные органы власти призваны сделать так, чтобы основная часть избирателей имела бы возможность повысить свою правовую культуру.
Трудности формирования политической культуры
у граждан региона
Политическая культура – это результат развития политического процесса, считает исследователь И. Н. Гомеров. Политическая культура понимается как уровень и характер политических знаний, оценок и действий членов общества, а также содержание социальных ценностей, традиций и норм, влияющих на политические отношения. Политическая культура показывает, как люди занимаются политикой, почему они участвуют в политике и каковы их социально-политические качества [27].
Как утверждает исследователь Г. В. Шешукова, в современной России формируется региональная и локальная политическая культура. На формирование региональной и локальной политической культуры оказывают влияние региональные факторы: состояние развития региональной политической системы, особенности развития регионального политического процесса в целом, особенности регионального политического сознания, массовые политические настроения [108].
Политическая культура – это качественный показатель того, какими политическими знаниями обладают граждане, каковы их политические установки и убеждения, каковы политические действия.
В современной научной литературе существуют различные подходы к исследованию политической культуры. Родоначальниками теории вопроса являются американские политологи Г. Алмонд и С. Верба. К числу российских исследователей, занимающихся изучением проблем политической культуры, можно отнести В. Пугачева, М. Фарукшина, Э. Баталова, В. Щегорцева, Ю. Пивоварова и ряд других. Как отмечает исследователь А. Шатилов в статье «Постсоветские подходы к изучению политической культуры» [105], наиболее точным определением политической культуры является определение, данное Э. Баталовым: «Политическую культуру можно охарактеризовать как систему исторически сложившихся относительно устойчивых и репрезентативных (“образцовых”) убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и формы и тем самым обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности» [цит. по: 105, с. 183].