Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
Таким образом, можно констатировать, что политическое воздействие политического маркетинга на региональный избирательный процесс проявляется в том, что изменилось отношение граждан к выборам, повысилась за годы исследуемого периода явка избирателей на выборы. Так, например, если в 1991 году на выборах первого Президента России в Кузбассе явка избирателей составила 69,74 %, то в 2008 году она составила 82,17 % [61]. Более подробная информация об участии граждан Кузбасса в выборах отражена в приложении 1.
Региональный политический маркетинг может оказывать воздействие не только на избирательный процесс в регионе, но и на процесс совершенствования политического управления в регионе и местное управление.
4.2 Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления
Классический цикл управления включает в себя четыре этапа: планирование, регулирование, контроль, анализ. Если брать за основу только эти этапы, то устройство самого механизма социального управления, в том числе и политического, не включается в процесс управления, и в связи с этим сам механизм управления не подвергается анализу относительно того, а может ли он обеспечить достижение тех целей, которые стоят перед руководителями региона, города.
Как отмечают отдельные исследователи, адаптивный цикл управления представляет собой классический цикл управления, дополненный контуром обратной связи. В итоге у руководителей появляется информация о злоупотреблениях или неправильном исполнении принятых ими решений, а у специалистов по политическому управлению – необходимая информация для совершенствования механизма управления, используемого руководителями при осуществлении управления.
На современном этапе руководители регионов, городов могут применять современные информационные системы, позволяющие обеспечить прорыв к качественно новым возможностям, так как дают возможность собирать информацию о результатах управления с момента принятия политических решений до их реализации. При этом непрерывный сбор информации с помощью технологий Интернета об улучшении или ухудшении жизни граждан региона, полученной по каналам обратной связи, позволяет выявлять причины проблем и проверять достоверность информации на основе первичной, а не обобщенной информации.
Наличие и использование элементов обратной связи органов власти с населением – сегодня это необходимое условие эффективного политического управления. Обратная связь позволяет своевременно корректировать процесс политического управления и внедрять на практике инновационные методы управления, используемые в конкретных условиях и на конкретной территории.
Однако следует заметить, что разработка инновационных методов политического управления, а затем внедрение их на практике – это сложный нелинейный процесс. Необходимо учитывать, что не всякая модель политического управления может быть использована в условиях конкретного региона и эффективно работать. Важно иметь политические технологии, позволяющие своевременно выявлять проблемы политического управления, находить пути решения этих проблем и тем самым обеспечивать устойчивое экономическое, социальное и политическое развитие региона. Одной из таких технологий может быть политический маркетинг.
Он может обеспечить в регионе изменение форм и методов работы органов власти, обратную связь между органами власти и населением. С помощью регионального политического маркетинга можно корректировать девиантное поведение граждан региона, обеспечивать их включение в реализацию реальных политических проектов, привлекать инвесторов, можно обеспечить гласность и прозрачность в деятельности органов власти.
Вопросы влияния политического маркетинга на совершенствование федерального политического управления получили освещение в работах В. В. Лобанова [65], Е. Г. Морозовой [75], Д. В. Нежданова [83].
Модели политического управления регионами в 2000-х годах проанализированы в статье А. В. Дахина «Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами» [32]. По мнению автора, можно говорить о четырех типах регионов в современной России – это национальные регионы; аграрно-индустриальные русскоговорящие регионы; регионы, на территории которых находятся предприятия стратегических промышленных корпораций, и последний тип – сложная смесь первых трех. Можно согласиться с мнением А. В. Дахина с таким разделением регионов.
Наша позиция состоит в том, чтобы рассматривать все основные элементы политического управления в регионе и связанные с ними элементы местного управления как единое целое.
Региональное политическое управление включает в себя четыре аспекта: первый – организацию политического управления, второй – процесс разработки и принятия политических решений, третий аспект – контроль за реализацией политических решений, четвертый аспект – формирование системы обратной связи властей с населением региона.
Маркетинговый подход к политическому управлению регионами состоит в том, чтобы производители политического товара и услуг максимально приближены к потребителям. При этом могут быть задействованы связи с общественностью, политическая реклама и другие политические коммуникации.
При осуществлении политического управления политический маркетинг может быть использован при организации, разработке и принятии политических решений, при их реализации, а также при формировании системы обратной связи между органами власти и населением.
Система обратной связи с населением должна быть выстроена таким образом, чтобы она позволяла органам власти постоянно отслеживать, как выполняются принятые политические решения, а население имело бы возможность прямо или косвенно участвовать в реализации политических решений.
Общее представление об организации регионального политического управления дает схема 5.
Схема 5. Организация регионального политического управления
Итак, организация регионального политического управления включает:
- учет интересов и потребностей населения региона, стремление к их реализации;
- прохождение через своеобразные политико-информационные «фильтры», т. е. через учет общественного мнения в регионе, позицию региональных СМИ, региональных отделений политических партий;
- рассмотрение проблем в региональном парламенте;
- реализацию всего комплекса мероприятий региональной исполнительной власти;
- контроль со стороны региональной судебной власти.
Обратим внимание на то, как происходит организация политического управления и системы взаимной ответственности и взаимодействие властей в регионе.
Это нам показывает ниже приводимая схема 6.
Схема 6. Система взаимной ответственности властей в регионе
Далее рассмотрим основные составные элементы системы регионального управления:
- население региона;
- политико-информационный «фильтр»;
- региональные власти:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
Основные качества, которыми должны обладать:
- самостоятельность, минимально необходимый уровень самодеятельности с целью представления и защиты своих интересов;
- ответственность (принятие
и осознание всего
- компетентность (знание итогов деятельности региональной администрации, ее экономических и политических мероприятий);
- компетентность;
- информированность;
- чувство политической меры;
- региональный законодательный орган (парламент):
- репрезентативность (т. е. отражение реального соотношения политических сил в регионе);
- профессионализм (
- умеренность (эффективный консерватизм, а не «раскачивание лодки»);
- администрация области (исполнительная власть):
- компетентность (правовая подготовка);
- демократизм (защита и учет социальных интересов);
- кругозор (отсутствие узкоспециального, технократического подхода);
- гибкость и динамизм (склонность к компромиссам, умение и желание меняться);
- авторитаризм (достаточная степень независимости от народа);
- региональная судебная власть.
- компетентность;
- ответственность;
- независимость от
других ветвей региональной вла
В современный переходный период развития российского общества необходима стабильная законодательная и исполнительная региональная власть, способная к осуществлению решительных мер и действий.
Что может сдерживать проведение реформ в регионе? В числе факторов, тормозящих процесс реформирования, можно выделить:
- старое чиновничество (бюрократия);
- быстро устаревающий региональный законодательный свод законов;
- устаревающая судебно-законодательная система.
Эти же факторы являются гарантами стабильности в регионе.
Для проведения реформ нужны высококвалифицированные, высококомпетентные, мало политизированные, исполнительные руководители. Необходимы политики, умеющие действовать в конфликтных ситуациях, которым противопоказаны внутриадминистративная борьба, высокий уровень политизации системы управления, популизм, некомпетентность, непрофессионализм.
Субъект регионального политического управления должен осуществлять ряд последовательных операций:
- выявление проблемы;
- анализ причин и постановку диагноза;
- поиск пути решения проблемы;
- оценку альтернатив и выбор наилучшего решения;
- согласование решения;
- утверждение решения;
- подготовку решения к реализации;
- контроль за реализацией решения.
При осуществлении этих последовательных операций могут быть использованы технологии политического маркетинга:
- при подготовке и принятии политических решений может быть использовано сегментирование политической сферы жизни региона;
- при организации выполнения решений – позиционирование;
- при осуществлении
контроля за выполнением
- при подведении итогов выполнения решений - контроль и анализ.
Среди реформ, осуществляемых в современной России, особое значение придается реформе органов местного управления.
Возникает вопрос, почему именно органам местного управления уделяется столь большое внимание? На наш взгляд, это обусловлено следующими причинами. Во-первых, на сегодняшний день нет связующего звена между обществом и государством, а во-вторых, в идеале такую роль могли бы сыграть органы местного управления. Но, к сожалению, пока они не обеспечивают тесного взаимодействия между обществом и государством, поскольку не обладают достаточными полномочиями и финансовыми возможностями, а также не располагают современным набором форм и методов организаторской работы, не имеют компетентных управленческих кадров.
Что может дать российскому обществу очередная реформа органов местного управления? Казалось бы, цели и задачи реформы ясны, средства и исполнители определены. Остается открытым вопрос: приведет ли нынешняя реформа органов местного управления к созданию действенной системы власти, удовлетворяющей интересы и потребности граждан?
Принимая в 1993 году Конституцию Российской Федерации, все надеялись на то, что в ней мы смогли определить место, роль и функции органов местного управления. При этом мы попытались использовать опыт зарубежных стран, и прежде всего европейских.
Как известно, в Конституции РФ, принятой в 1993 году, органам местного управления посвящен ряд статей. В этих статьях определяется место органов местного управления в общей системе власти и отмечено, что они не входят в систему органов государственной власти. Выделены два направления в деятельности органов местного управления, а именно: как они должны функционировать и какими обладать полномочиями.
Однако политическая практика, и прежде всего развитие органов местного управления в 1993–2008 годах, в нашей стране показала, что не всё учли и не всё определили.
В чем же причины того, что органы местного управления не стали связующим звеном между обществом и государством? Думается, эти причины состоят в следующем. Прежде всего, политики-практики не учли региональных особенностей и традиций российского общества, менталитета региональных чиновников, а главное – механически перенесли опыт зарубежных стран на российскую почву. Кроме того, мы не смогли привлечь общественность к работе по совершенствованию деятельности органов местного управления. Органы управления в регионах не используют такие формы работы с населением, как: