Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
В связи с тем что российские граждане наблюдают, как в ходе выборов многое делается за деньги, у них пропадает желание участвовать в выборах, в проведении политико-административной реформы. Более одной трети избирателей России от выборов к выборам не приходят на избирательные участки и не участвуют в выборах. Почему так происходит? Каковы причины снижения электоральной активности граждан? Эти причины имеют социально-экономическую основу: низкий уровень жизни, высокий уровень безработицы. Это, конечно же, и социально-психологические причины: недоверие к организаторам выборам, неверие в честность и справедливость выборов.
Одним
из главных показателей
Аналогичные процессы наблюдались и в Кузбассе. Так, если на выборах Президента РФ в 1991 году явка в регионе составила 69,7 %, то в 1993 году на выборах в Государственную думу РФ – 53,4 % [44, с. 2].
Что показывают приведенные данные? Они свидетельствуют о том, что россияне постепенно разочаровываются в такой важной демократической процедуре, какой являются выборы. Думается, что на это есть веские причины. Прежде всего, в ходе проведения реформ не оправдались надежды россиян на быстрое улучшение материального положения. Главная причина такой ситуации состоит в том, что не было создано экономических предпосылок для роста материального благосостояния российских граждан. Не случайно поэтому, как показывают социологические исследования, отрицательно оценили либерализацию цен и переход к рыночной экономике в 1991–1992 годах 54,4 % российских граждан, проведение ваучерной приватизации в 1992–1993 годах – 84,6 % российских граждан.
Одна из причин снижения электоральной активности российских граждан, на наш взгляд, состоит в том, что у значительной части российских граждан нет уверенности в завтрашнем дне. Как показывают социологические опросы, такой позиции придерживаются 45,2 % российских граждан. При этом многие из них считают, что такая ситуация сохранится еще долго.
Кроме того, одной из причин идейно-политического характера является то, что многие из них не определились со своими реальными политическими интересами и политическими предпочтениями. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что в нашей стране еще нет развитой социальной структуры и нет сформированной многопартийной системы.
В числе причин снижения электоральной активности российских граждан можно также назвать и то, что россияне в большинстве своем не доверяют как федеральным, так и местным властным структурам, политическим партиям, а также органам правопорядка (милиции). Так, к примеру, среди опрошенных россиян в 2001 году свое недоверие высказали к правительству 29,7 %, к политическим партиям и объединениям – 51,2 % и органам правопорядка – 60,3 % [44, с. 3].
Думается также, что на электоральной активности российских граждан сказывается отсутствие в стране объединяющей общенациональной идеи. Как показывают социологические опросы, россияне в качестве общенациональных идей выделяли такие, как идея единения народов России в целях ее возрождения как великой державы (в 1995 году – 41,4 %, в 2001 году – 48,3 %), идея укрепления России как правового государства (30,3 % и 46,5 % соответственно), идея противостоянию Западу, опоры на собственные силы (2,3 % и 12,7 % соответственно), идея индивидуальной свободы, приоритета интересов личности [4, с. 3].
Несомненно,
на электоральной активности российских
граждан сказывается
Таким образом, анализ причин снижения электоральной активности российских граждан в 1991–2001 годах позволяет утверждать, что на активность избирателей существенное влияние оказывают как социально-экономические, так и социально-политические причины. Изменить тенденцию, т. е. повысить электоральную активность российских граждан, сможет только реальный рост жизненного уровня и реализация основных социально-экономических прав граждан.
Каковы могут быть пути устранения проблем? Во-первых, требуется принятие жестких законов, определяющих все аспекты подготовки и проведения выборов. Во-вторых, важно обеспечить достойный уровень и качество жизни россиян.
Большинство российских исследователей, занимающихся изучением проблем регионального избирательного процесса, отмечают, что в голосовании принимают активное участие люди старшего поколения и гораздо меньшую активность проявляют люди возрасте от 20 до 35 лет. Почему же старшее поколение более активно, а молодые люди не идут на выборы? Каковы основные причины такого явления, как региональный абсентеизм? На наш взгляд, эти причины связаны с трудностями прежде всего экономического характера. Пока не наблюдается высоких темпов развития экономики России, Кузбасса и других регионов.
От выборов к выборам уровень жизни российских граждан повышается, но незначительно. Правда, в отдельных городах, и в их числе г. Кемерово, уровень жизни части граждан среднего поколения относительно стабилизировался, чего нельзя сказать о молодежи.
Выделяя молодежь как
самостоятельную социально-
Каким образом можно привлечь молодых людей на избирательные участки? На наш взгляд, для этого необходимо осуществить комплекс мер.
Во-первых, молодежь должна стать объектом пристального внимания как федеральных, так и региональных властей.
Во-вторых, необходима продуманная, включающая в себя все аспекты жизни молодых людей государственная, региональная и городская программа конкретных действий, направленная на повышение жизненного уровня, образования, культуры, обеспечения рабочими местами молодежи.
В-третьих, необходим дифференцированный подход к различным категориям молодежи, т. е. студенческой, учащейся, рабочей и т. д., с тем чтобы оказывать адресную социальную помощь и добиваться включения всех молодых людей в активное участие на выборах.
Одной из серьезных проблем в проведении избирательных кампаний в регионах является использование «грязных» технологий.
Проблемы «черного пиара», в том числе и «грязных» технологий, нашли отражение как в публицистической, так и в научной литературе. В качестве публицистики можно отметить статью М. Самохваловой «Черный PR: так вот ты какой, оказывается, северный олень…» [91, с. 56]. Автор попыталась понять суть «черного пиара». При этом проводит лексический анализ и приходит к выводу, что «какая-то “черность” в “черном пиаре” все-таки есть». Далее автор статьи анализирует точки зрения экспертов в области массовых коммуникаций. Приводя взгляды экспертов, автор отмечает, что же именно эксперты относят к «черному пиару»:
- неэтичные методы и технологии т. е. не соответствующие этическим и моральным нормам общества;
- методы и технологии, прямо противоречащие закону;
- компроматы (используется ложная информация или информация, собранная незаконными методами);
- подкуп журналистов и размещение в прессе на платной основе информации, выгодной для клиента-заказчика;
- технологии, направленные на то, чтобы намеренно очернить конкурента, подорвать его репутацию (яркий тому пример – ситуация с освещением журналистом ТВ С. Доренко деятельности мэра Москвы Ю. Лужкова).
Приведенные автором проявления «черного пиара» этим не ограничиваются. Можно еще добавить следующие конкретные проявления «черного пиара», которые имеют место в политической практике:
- подкуп избирателей (например, раздача продуктовых наборов ветеранам войны и труда);
- шантаж избирателей;
- кандидаты-двойники и другие.
М. Самохвалова подводит читателей к выводу о том, что существует не «черный пиар», а «черные» технологии. Более того, как отмечает автор, российское пиар-сообщество заинтересовано в том, чтобы этот термин ушел в небытие. Ассоциация пиар-специалистов в России считает, что не нужно такую перспективную сферу ассоциировать с «черным пиаром», поскольку он вреден для бизнеса, их имиджа и социального статуса.
В заключительной части своей статьи М. Самохвалова подчеркивает: «Появляется ощущение, что кто-то намеренно проводит “черный пиар” с целью придания ему некоего мистического, устрашающего оттенка». И далее автор смело утверждает: «В то время как в действительности он (имеется в виду “черный пиар”) выглядит вовсе не устрашающим, а скорее жалким, так как свидетельствует о некомпетентности лиц, его использующих».
Думается, что такое смелое утверждение автора уводит читателя от выяснения сути «черного пиара», а главное – не дает возможности вести борьбу с конкретными проявлениями этого негативного явления.
Хотелось бы напомнить, что в августе 1999 года была сделана попытка вернуть доверие граждан к организаторам избирательных кампаний в России. Политические консультанты и политтехнологи подписали Хартию «Политические консультанты за честные выборы». Цель ее принятия – установление честных правил на электоральном рынке. Основные принципы Хартии были таковыми: обеспечить в России проведение честных и свободных выборов; исключить из практики применение в ходе выборов «грязных» технологий.
Появление этого документа рассматривалось как конкретный шаг к формированию цивилизованного политического консалтинга в России.
Какие же нормы были определены в Хартии? Приведем некоторые основные положения Хартии:
- способствовать проведению свободных, честных и справедливых выборов на основе принципов открытости и уважения ко всем участникам избирательного процесса;
- препятствовать попыткам ограничения прав и свобод избирателей;
- содействовать осуществлению гражданами РФ своих избирательных прав;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и нравственно-этическими нормами гражданского общества;
- препятствовать применению избирательных технологий в интересах групп политических экстремистов, а также представителей криминального мира;
- не допускать распространения в ходе избирательных кампаний заведомо ложных сведений, порочащих достоинство кандидатов в депутаты и на выборные должности. Воздерживаться от дискредитации коллег-профессионалов, выступающих на стороне конкурентов;
- препятствовать проникновению в профессиональную среду лиц, использующих методы, противоречащие настоящей Хартии;
- внедрять высокие стандарты и принципы профессиональной деятельности организаций и лиц, занимающихся консультированием участников избирательных кампаний;
- способствовать пропаганде, распространению и применению норм Хартии среди других представителей профессионального сообщества;
- признать, что данная Хартия является составной частью борьбы за честные и чистые выборы.
Как показала политическая практика, реализовать эти принципы не удалось. Возникает естественный вопрос: а почему? Причины, видимо, состоят в том, что, с одной стороны, существуют прорехи в российском избирательном законодательстве, а с другой стороны, низок уровень политической культуры граждан.
Документ, принятый по инициативе Российской ассоциации по связям с общественностью и Вольного общества социальных технологов, несомненно, должен был привести к изменению ситуации на электоральном рынке России. Но, как отмечали ученые и практики на Втором Всероссийском конгрессе политологов и политтехнологов в апреле 2000 года, коренного изменения по предотвращению применения «грязных» технологий на выборах в России, к сожалению, не произошло. Более того, как показала политическая практика, отдельные политтехнологи начали использовать более изощренные методы подготовки и проведения избирательных кампаний. В подтверждение тому можно привести неоднократные факты нарушения избирательного законодательства в ходе избирательных кампаний в таких городах, как Санкт-Петербург, Нижний Новгород и ряде других.
К сожалению, основные принципы Хартии «Политические консультанты за честные выборы», принятой в августе 1999 года, не стали нормой поведения как организаторов избирательной кампании, так и непосредственно кандидатов в депутаты и лиц, претендующих на выборные должности. Все это подводит к тому, что необходимо дальнейшее изучение проблем использования «черного пиара».