Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту

Оглавление

Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...

Файлы: 1 файл

Палитология.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

В научной литературе выделяются три группы факторов, влияющих на условия труда:

-социально-экономические (нормативно-правовые, социально-психологические, общественно-политические);

- технико-организационные (средства труда, кредиты и продукты труда, технологические процессы, организация труда, организация управления);

- естественно-природные (географические, биологические, геополитические).

Все эти факторы находятся  в неразрывном единстве и воздействуют на процесс труда одновременно.

Элементы, составляющие основу условий труда:

первая группа – санитарно-гигиенические элементы (микроклимат, освещенность, шум, вибрация, состояние воздействующей среды, ультразвук, разнообразные излучения, контакт с водой, токсичными веществами, общая и профессиональная заболеваемость), составляющие внешнюю среду в рабочей зоне;

вторая группа – психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза), обусловленные процессом труда;

третья группа – социально-психологические элементы (психологический микроклимат, социальные характеристики);

четвертая группа – эстетические элементы (художественно-эстетические конструкции рабочего места, интерьер, применение функциональной музыки).

Как же учитывались основные факторы и элементы, влияющие на условия труда, и что было сделано, чтобы улучшить эти условия?

В исследуемый период в Кемеровской области решались следующие вопросы:

- экологическая проблема;

- сокращение доли физического  труда; 

- создание здорового  психологического микроклимата в трудовых коллективах.

Что конкретно было сделано  в Кузбассе? За период с 1997-го по 2010 год в Кузбассе получили развитие все основные отрасли промышленности, сельское хозяйство, транспорт. Кузбасс сегодня имеет развитую систему социальной защиты населения. При этом особое внимание власти региона обращают на улучшение уровня и качества жизни пенсионеров, инвалидов, студентов, работников бюджетной сферы. Достаточно сказать, что заработная плата работников бюджетной сферы выросла более чем в полтора раза. В Кузбассе постепенно снижается смертность населения и повышается рождаемость. Достижение таких результатов стало возможным только благодаря усилиям, предпринятым властями, руководителями предприятий.

На наш взгляд, прежде чем внедрять региональный политический маркетинг, необходимо выяснить, насколько возможна адаптация его системы и основных инструментов (в число которых входят региональный политический товар, цена этого товара, места распространения, особенности продвижения в конкретном регионе) к условиям региона.

Особое значение для  процесса адаптации регионального политического маркетинга имела и имеет проблема снижения уровня безработицы. В большинстве регионов России наблюдается процесс постепенного снижения числа безработных. Так, например, в Кемеровской области количество безработных уменьшилось, но незначительно.

Очень важный момент в  процессе адаптации регионального политического маркетинга к условиям региона – это творческое использование его технологий. При этом важно учитывать уровни, особенности избирательных кампаний.

Как показывает политическая практика, приспособить и внедрить систему регионального политического маркетинга в регионах позволяет, с одной стороны, желание региональной администрации повысить эффективность политического управления, с другой – готовность граждан региона поддержать это желание.

3.2 Политико-правовые, нравственные и психологические

  проблемы адаптации регионального политического маркетинга

Наибольшую сложность  в процессе адаптации регионального  политического маркетинга к условиям регионов представляют политико-правовые, нравственные и психологические проблемы, так как они связаны с внутренним миром человека.

По мнению исследователя М. С. Холодилина, на современном этапе политический маркетинг практически не адаптирован к социально-политическим условиям регионов [102]. Основой такого состояния политического маркетинга является неразвитость гражданского общества, гражданской и политической культуры, существование командно-административной модели избирательных кампаний, использование «грязных» технологий на выборах в регионах.

Однако с точкой зрения М. С. Холодилина можно согласиться лишь отчасти. Следует отметить, что такое состояние политического маркетинга свойственно не для всех регионов России. В отдельных территориях созданы благоприятные условия для развития политического маркетинга. Но при этом и там существует ряд проблем, которые не позволяют эффективно использовать технологии политического маркетинга.

В качестве основных проблем  в развитии регионального политического маркетинга исследователи выделяют следующие:

во-первых, это проблема политического недоверия российских граждан к региональным властным структурам;

во-вторых, это уклонение избирателей от участия в региональных выборах, рост числа абсентеистов;

в-третьих, это правовая проблема – нарушение законодательства в ходе выборов и проведения политико-административных реформ;

в-четвертых, это использование «грязных» технологий на выборах;

в-пятых, это нравственная проблема – как уйти от диктата денег и как утвердить нравственные основы в политической жизни регионов; как повысить социальную ответственность субъектов маркетинговой политики в регионе;

в-шестых, это проблема психологической инертности граждан региона.

Политико-правовые проблемы адаптации 

регионального политического маркетинга

Как показывают социологические  исследования, сегодня очень важно вернуть доверие российских граждан к властям, кандидатам и политическим партиям. Что можно сделать, чтобы оправдать доверие российских граждан? Для этого нужно добиться, чтобы обещания властей, кандидатов, политических партий не расходились с делом. Нужны реальные программы и проекты, которые должны быть обеспечены финансовыми ресурсами. На наш взгляд, нужен критерий, по которому можно судить, насколько граждане доверяют властям, кандидатам, политическим партиям. Видимо, нужно вводить на практике такой показатель, как «коэффициент политического доверия граждан». Он должен состоять из следующих показателей: реальные программы плюс конкретные дела плюс финансовые ресурсы минус коррупция минус нажива и минус «грязные» технологии.

На современном этапе  в регионах России наблюдается рост числа тех, кто уклоняется от участия в выборах. При этом, как отмечает исследователь М. В. Желтов, среди тех, кто уклоняется от участия в выборах, основную часть (65 %) составляют молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет [37, с. 7].

На сегодня в идеале как бы существуют возможность и свобода политического выбора у российских граждан. Но есть ли реальная свобода политического выбора? Последние поправки в избирательном законодательстве России дают теоретическую возможность политического выбора, но значительно сужают свободу политического выбора на практике. Если суммировать позитивные и негативные аспекты регионального политического маркетинга, то мы можем представить его нравственные и безнравственные основы. К числу нравственных основ регионального политического маркетинга мы можем отнести гласность, прозрачность, доступность, достоверность, «чистые» технологии.

Каковы же причины возникших проблем? На наш взгляд, они кроются в прошлой истории России. Долгое время у России не было право выбора. Россияне в дореволюционной России верили в доброго царя, в условиях бывшего СССР – в доброе руководство партии. В современной России у граждан есть вера в доброго президента. В период проведения реформ наметилась тенденция недоверия российских граждан к властям. Социологические исследования, проведенные в городах и поселках, показывают, какова динамика доверия россиян к органам власти и общественным институтам.

Отношение россиян к  органам власти и общественным институтам показывает табл. 2 [4, с. 3].  

Таблица 2

Отношение граждан  России к властным структурам, в процентах

Доверие и недоверие  к власти и общественным институтам

1997 г.

2001 г.

2011г.

Президент РФ

Доверяем

 

19,8

 

63,5

 

62,0

Не доверяем

57,4

13,2

27,0

Правительство РФ

Доверяем

 

16,0

 

33,6

 

48,0

Не доверяем

58,4

29,7

36,0

Совет Федерации  РФ

Доверяем

 

12,5

 

19,3

 

24,0

Не доверяем

44,6

30,9

34,0

Государственная Дума РФ

Доверяем

 

13,2

 

15,1

 

26,0

Не доверяем

53,6

46,2

48,0

Партии и  политические объединения

Доверяем

 

6,5

 

9,8

 

22,0

Не доверяем

54,6

51,2

44,0

Вооруженные силы (армия)

Доверяем

 

34,4

 

51,7

 

49,0

Не доверяем

34,3

19,2

33,0

Профсоюзы

Доверяем

 

15,7

 

17,1

 

24,0

Не доверяем

49,7

46,8

39,0

Органы правопорядка (милиция)

Доверяем

 

15,0

 

15,4

 

32,0

Не доверяем

59,0

60,3

48,0


 

Приведенные данные в табл. 2 свидетельствуют о том, что среди российских граждан произошел рост недоверия к органам правопорядка (милиция). За период с 1997-го по 2001 год численность тех, кто не доверял органам правопорядка, не только не уменьшилась, а наоборот возросла на 1,3 % [4, с. 3].

В то же время возросло, и причем значительно, доверие россиян к главе государства – Президенту России. К 2001 году численность тех, кто не доверял президенту, снизилась на 44,2 % [4, с. 3].

Отличительной особенностью политического развития регионов России является то, что уровень доверия к региональным властям ниже, чем к федеральным. Причина такого явления, на наш взгляд, состоит в том, что региональные органы власти не оправдывают надежд граждан региона на улучшение социально-экономической и социально-политической ситуации.

Данные таблицы 2 также  показывают, что за период с 1997 по 2011 годы наблюдается устойчивая тенденция  снижения доверия граждан России к правоохранительным органам, профсоюзам и политическим партиям.

В развитии регионального политического маркетинга существенную роль играют законы, поскольку они составляют правовую основу для использования маркетинговых технологий.

Как известно, в 90-е годы прошлого столетия был принят ряд федеральных законов, в которых определялись основные правовые нормы проведения выборов. Однако на практике многие законы нарушались.

Нарушения проявляются  при регистрации кандидатов, когда предпочтение отдается тем, кто угоден властям.

Нарушения проявляются  при проведении политической рекламы, когда избирателям преподносится заведомо ложная информация о кандидатах. Такие факты имели место в ходе проведения избирательных кампаний в Санкт-Петербурге, Свердловской области, Нижегородской области и ряде других областей. При этом те, кто нарушил законы, не были привлечены к ответственности.

Важным аспектом в подготовке и проведении выборов является вопрос о финансировании избирательных кампаний. Так сложилось на практике, что те, кто имеет финансовые возможности, имеют и больше шансов победить на выборах. В связи с этим возникает вопрос: как уйти от диктата денег на региональных выборах? как заставить работать деньги не на отдельных политиков, а на общество?

В этом плане важно  изучать зарубежный опыт и использовать его с учетом особенностей России. Для этого необходимо иметь правовую базу, т. е. законы, в которых все должно быть прописано, а именно кто и какие избирательные фонды может иметь, каковы должны быть формы отчетности и ответственности за использование избирательных фондов.

Информация о работе Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития