Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту

Оглавление

Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...

Файлы: 1 файл

Палитология.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

Система регионального  политического маркетинга находится в процессе становления и развития. Для минимизации трудностей и проблем важно обеспечить взаимосвязь и взаимодействие всех элементов системы регионального политического маркетинга. Возникает вопрос, как это сделать? Прежде всего, важно объединить усилия субъектов регионального политического маркетинга и посредников, в состав которых входят административный аппарат, штабы кандидатов, консалтинговые фирмы. Затем привлечь дистрибьюторов, т. е. добровольных помощников, группы поддержки. Субъекты регионального политического маркетинга должны оказать влияние на объекты, контрсубъектов, конкурентов. В качестве маркетинговых коммуникаций могут быть использованы прямой маркетинг, связи с общественностью, политическая реклама, СМИ.

Можно выделить два основных системных качества, которые способствуют развитию регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы, – это конкуренция (соперничество) основных субъектов маркетинговой деятельности и консенсус (согласие) между ними. На наш взгляд, должен срабатывать эффект маятника: от политической борьбы – к достижению согласия, а затем обратный путь – от согласия к соперничеству. Таков путь развития регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы.

Для становления регионального политического маркетинга необходимо наличие системы взаимной ответственности политических институтов и структур по его развитию в регионе. При этом каждый конкретный политический институт и структура должны реально отвечать за развитие элементов политического маркетинга в регионе. Это позволит на практике осуществить комплексный подход к развитию регионального политического маркетинга.

 Объединить усилия  всех политических институтов и структур по развитию регионального политического маркетинга должен координационный совет. Он может быть создан при главе исполнительной власти региона. Функции координационного совета должны быть следующие: координация действий всех участников по развитию регионального политического маркетинга, анализ состояния, процесса и результатов развития политического маркетинга в регионе, выработка рекомендаций по совершенствованию форм и методов работы в области регионального политического маркетинга.

Для выявления состояния системы регионального политического маркетинга важно определить оценочные критерии, которые делятся на количественные и качественные показатели.

К количественным показателям  можно отнести:

- количество политических конкурентов в регионе;

- количественный состав электората региона;

- количество консалтинговых фирм, оказывающих политические услуги.

К качественным показателям относятся:

- наличие и уровень развития элементов системы регионального политического маркетинга;

- взаимосвязь и взаимодействие элементов этой системы;

- наличие механизма функционирования системы регионального политического маркетинга;

- наличие стратегических и тактических целей при реализации системы регионального политического маркетинга;

- эффективность выполнения маркетинговых задач.

На практике количественные и качественные показатели развития системы регионального политического маркетинга могут выглядеть следующим образом.

На современном этапе  регионы России существенно отличаются друг от друга. В каждом регионе действует разное количество конкурирующих политических партий. Так, к примеру, в Кемеровской области на последних выборах в Кемеровский областной Совет народных депутатов 12 октября 2008 года в борьбе за депутатские мандаты участвовали только четыре политические партии. В региональный законодательный орган прошли представители только двух политических партий – от «Единой России» и «Справедливой России». В большинстве других регионов на региональных выборах также доминировали представители партии «Единая Россия». Это связано с тем, что представители других политических партий реально не могут составить конкуренции партии, которую возглавляет руководитель исполнительной власти в России В. В. Путин.

В разных регионах существует разное количество консалтинговых центров и групп. Сегодня можно утверждать, что основные крупные консалтинговые центры сосредоточены в крупных городах России. Значительно меньше таких центров в небольших городах и сельских территориях. Возникает вопрос: каковы причины такого положения дел? Во-первых, это связано с тем, что основные центры по подготовке квалифицированных кадров консалтинга находятся в крупных городах, где по инициативе этих кадров создаются крупные консалтинговые фирмы. Во-вторых, в регионах России сокращается количество участников регионального политического рынка, а значит, и количество тех, кто хотел бы воспользоваться услугами консалтинговых фирм. В-третьих, у региональных властей отсутствует интерес к созданию крупных консалтинговых центров и групп.

Регионы России отличаются численностью населения и соответственно численным составом регионального  электората. Есть крупные регионы по численности регионального электората (общая численность населения 3–4 млн человек), есть средние (1–2,5 млн), есть мелкие (менее 1 млн человек). В связи с этим формируется разное количество избирательных округов, избирательных участков, разное количество избирательных комиссий.

Регионы России имеют  разные качественные показатели в развитии системы политического маркетинга.

Как отмечалось выше, в систему регионального политического маркетинга входят субъекты политического маркетинга, объекты и контрсубъекты, посредники, дистрибьюторы, конкуренты и др. Каждый элемент системы регионального политического маркетинга выполняет специфическую роль.

Субъекты регионального политического маркетинга являются производителями политического товара. С помощью маркетинговых технологий они пытаются воздействовать на объекты и контрсубъектов ( граждане муниципальных образований, партнеры властей) регионального политического маркетинга.

Объекты и  контрсубъекты как элементы регионального политического маркетинга, являясь потребителями политического товара, стремятся получить качественный политический продукт, т. е. достойных и компетентных избранников в органы власти.

Аппараты политических партий, штабы, консалтинговые фирмы выполняют посредническую роль. Для получения полной и объективной информации о состоянии дел в избирательном округе они используют услуги консалтинговых фирм и экспертов.

Дистрибьюторскую функцию  выполняют группы поддержки и добровольные помощники: члены команды, доверенные лица, агитаторы. Члены команды осуществляют связь со средствами массовой информации. Доверенные лица, основная функция которых – расширить представительские возможности кандидатов в электоральной среде, встречаясь с избирателями, выступают от имени кандидата. Задача группы поддержки кандидата состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах кандидата с избирателями и в других избирательных мероприятиях. Важную роль выполняют агитаторы: они должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и создать привлекательный имидж кандидата.

Особую группу составляют политологи, социологи, психологи и юристы. Они обеспечивают социально-политологический анализ избирательной кампании.

Конкуренты – это соперники, оппозиционные политические партии. Они стремятся ослабить позиции кандидатов, отнять у них голоса избирателей.

Основная задача команды кандидата, штабов политических партий – максимально нейтрализовать в рамках избирательного законодательства деятельность своих соперников (оппонентов) в ходе выборов.

Взаимосвязь и взаимодействие основных элементов регионального политического маркетинга приводит к формированию двух групп связей: первая группа – по характеру этих связей они могут быть постоянными и временными; вторая группа – функциональные связи.

Механизм  функционирования

регионального политического маркетинга

Важным моментом в  исследовании системы регионального  политического маркетинга (электорального и политико-административного) является выяснение того, существует ли механизм ее функционирования. На наш взгляд, такой механизм существует в виде определенной схемы: 1) все начинается с изучения состояния регионального политического рынка; 2) затем происходит выделение целевых рынков; 3) после определения целевых рынков выявляются целевые, адресные группы; 4) на региональном политическом рынке происходит позиционирование политического товара; 5) проводятся мероприятия по разработке политического товара; 6) далее осуществляется продвижение политического товара; 7) затем реализуются мероприятия по корректировке маркетинговых действий, с учетом требований регионального политического рынка; 8) организуется процесс поддержки со стороны граждан региона; 9) в конечном итоге подводятся итоги проделанной работы. Этот механизм направлен на внедрение политико-избирательного (электорального) маркетинга.

При проведении политико-административной реформы (политико-административный маркетинг) последовательность действий будет такова: 1) необходимо выяснить проблемы регионального политического управления и местного управления; 2) выявить причины этих проблем; 3) определить пути решения этих проблем; 4) затем важно изыскать средства, за счет чего будут решаться проблемы; 5) определить круг исполнителей, поставить перед ними конкретные задачи; 6) четко определить методы и технологии политического маркетинга, с помощью которых можно решить проблемы регионального политического управления и местного управления; 7) в заключительной части проанализировать результаты проведенной работы.

В ходе использования  методов и технологий, всей системы регионального политического маркетинга важно иметь конкретные стратегический и тактический план действий, с тем чтобы знать, к какой конечной цели нужно прийти, а главное – как достичь заветной цели.

Эффективность реализации маркетинговых задач может рассматриваться с позиций достижения конечных результатов, а именно достижения победы на выборах и изменения взаимоотношений между органами власти региона и населением.

Поскольку на современном  этапе существует объективное неравенство  регионов России в социально-экономическом, социально-политическом плане, это неизбежно ведет к разной степени развития в них системы регионального политического маркетинга. На наш взгляд, можно выделить три группы регионов на основе следующих критериев:

- уровень развития элементов регионального политического маркетинга;

- эффективность функционирования элементов регионального политического маркетинга;

- наличие инновационных методов регионального политического маркетинга.

Первая группа – регионы с развитой и эффективной системой политического маркетинга. В них развиты все элементы политического маркетинга, они достаточно эффективно функционируют, там имеет место использование инновационных методов. В качестве примера можно привести такие территории, как Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Новосибирская, Нижегородская области и другие.

Вторая группа – регионы с формирующейся системой политического маркетинга, при этом элементы ее недостаточно эффективно функционируют. К таким регионам можно отнести большинство регионов России (Астраханская, Амурская, Томская области и др.).

Третья группа – это регионы с неразвитой системой политического маркетинга, в них региональные органы власти не торопятся внедрять технологии политического маркетинга. Это средние и мелкие регионы по численности населения (Псковская область,  Республика Тыва, Республика Хакасия и др.).

Маркетинговая политика в регионе предполагает осуществление специфической деятельности, направленной на исследование регионального политического рынка, регионального политического управления, местного управления. Как всякая деятельность, она включает основные составляющие:

- мотивы деятельности, т. е. политические интересы, потребности и предпочтения граждан региона;

- стратегию деятельности, т. е. определение основных целей;

- тактику деятельности, т. е. совокупность конкретных действий по реализации стратегии;

- конечные результаты деятельности, достижение положительных результатов маркетинговой деятельности.

Остановимся более подробно на характеристике основных составляющих маркетинговой политики.

В основе политической деятельности граждан региона лежат их политические интересы, которые являются основой участия граждан региона в выборах, в проведении политико-административной реформы. К числу основных политических интересов граждан региона можно отнести:

 - определенный интерес граждан к деятельности региональных властей;

 - умеренный интерес к проведению в регионе избирательных кампаний;

 - незначительный интерес к проведению политико-административной реформы.

Кроме того, граждан региона интересуют более частные вопросы, а именно: каковы основные направления деятельности региональных властей в экономической, политической, социальной, духовной сферах, вопросы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, предоставления льгот для малообеспеченных слоев населения.

Информация о работе Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития