Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат
В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту
Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...
Система регионального политического маркетинга находится в процессе становления и развития. Для минимизации трудностей и проблем важно обеспечить взаимосвязь и взаимодействие всех элементов системы регионального политического маркетинга. Возникает вопрос, как это сделать? Прежде всего, важно объединить усилия субъектов регионального политического маркетинга и посредников, в состав которых входят административный аппарат, штабы кандидатов, консалтинговые фирмы. Затем привлечь дистрибьюторов, т. е. добровольных помощников, группы поддержки. Субъекты регионального политического маркетинга должны оказать влияние на объекты, контрсубъектов, конкурентов. В качестве маркетинговых коммуникаций могут быть использованы прямой маркетинг, связи с общественностью, политическая реклама, СМИ.
Можно выделить два основных системных качества, которые способствуют развитию регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы, – это конкуренция (соперничество) основных субъектов маркетинговой деятельности и консенсус (согласие) между ними. На наш взгляд, должен срабатывать эффект маятника: от политической борьбы – к достижению согласия, а затем обратный путь – от согласия к соперничеству. Таков путь развития регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы.
Для становления регионального политического маркетинга необходимо наличие системы взаимной ответственности политических институтов и структур по его развитию в регионе. При этом каждый конкретный политический институт и структура должны реально отвечать за развитие элементов политического маркетинга в регионе. Это позволит на практике осуществить комплексный подход к развитию регионального политического маркетинга.
Объединить усилия всех политических институтов и структур по развитию регионального политического маркетинга должен координационный совет. Он может быть создан при главе исполнительной власти региона. Функции координационного совета должны быть следующие: координация действий всех участников по развитию регионального политического маркетинга, анализ состояния, процесса и результатов развития политического маркетинга в регионе, выработка рекомендаций по совершенствованию форм и методов работы в области регионального политического маркетинга.
Для выявления состояния системы регионального политического маркетинга важно определить оценочные критерии, которые делятся на количественные и качественные показатели.
К количественным показателям можно отнести:
- количество политических конкурентов в регионе;
- количественный состав электората региона;
- количество консалтинговых фирм, оказывающих политические услуги.
К качественным показателям относятся:
- наличие и уровень развития элементов системы регионального политического маркетинга;
- взаимосвязь и взаимодействие элементов этой системы;
- наличие механизма функционирования системы регионального политического маркетинга;
- наличие стратегических и тактических целей при реализации системы регионального политического маркетинга;
- эффективность выполнения маркетинговых задач.
На практике количественные и качественные показатели развития системы регионального политического маркетинга могут выглядеть следующим образом.
На современном этапе регионы России существенно отличаются друг от друга. В каждом регионе действует разное количество конкурирующих политических партий. Так, к примеру, в Кемеровской области на последних выборах в Кемеровский областной Совет народных депутатов 12 октября 2008 года в борьбе за депутатские мандаты участвовали только четыре политические партии. В региональный законодательный орган прошли представители только двух политических партий – от «Единой России» и «Справедливой России». В большинстве других регионов на региональных выборах также доминировали представители партии «Единая Россия». Это связано с тем, что представители других политических партий реально не могут составить конкуренции партии, которую возглавляет руководитель исполнительной власти в России В. В. Путин.
В разных регионах существует разное количество консалтинговых центров и групп. Сегодня можно утверждать, что основные крупные консалтинговые центры сосредоточены в крупных городах России. Значительно меньше таких центров в небольших городах и сельских территориях. Возникает вопрос: каковы причины такого положения дел? Во-первых, это связано с тем, что основные центры по подготовке квалифицированных кадров консалтинга находятся в крупных городах, где по инициативе этих кадров создаются крупные консалтинговые фирмы. Во-вторых, в регионах России сокращается количество участников регионального политического рынка, а значит, и количество тех, кто хотел бы воспользоваться услугами консалтинговых фирм. В-третьих, у региональных властей отсутствует интерес к созданию крупных консалтинговых центров и групп.
Регионы России отличаются численностью населения и соответственно численным составом регионального электората. Есть крупные регионы по численности регионального электората (общая численность населения 3–4 млн человек), есть средние (1–2,5 млн), есть мелкие (менее 1 млн человек). В связи с этим формируется разное количество избирательных округов, избирательных участков, разное количество избирательных комиссий.
Регионы России имеют
разные качественные показатели в развитии
системы политического маркетин
Как отмечалось выше, в систему регионального политического маркетинга входят субъекты политического маркетинга, объекты и контрсубъекты, посредники, дистрибьюторы, конкуренты и др. Каждый элемент системы регионального политического маркетинга выполняет специфическую роль.
Субъекты регионального политич
Объекты и контрсубъекты как элементы регионального политического маркетинга, являясь потребителями политического товара, стремятся получить качественный политический продукт, т. е. достойных и компетентных избранников в органы власти.
Аппараты политических партий, штабы, консалтинговые фирмы выполняют посредническую роль. Для получения полной и объективной информации о состоянии дел в избирательном округе они используют услуги консалтинговых фирм и экспертов.
Дистрибьюторскую функцию выполняют группы поддержки и добровольные помощники: члены команды, доверенные лица, агитаторы. Члены команды осуществляют связь со средствами массовой информации. Доверенные лица, основная функция которых – расширить представительские возможности кандидатов в электоральной среде, встречаясь с избирателями, выступают от имени кандидата. Задача группы поддержки кандидата состоит в том, чтобы создать необходимый социально-психологический настрой при встречах кандидата с избирателями и в других избирательных мероприятиях. Важную роль выполняют агитаторы: они должны сделать доступными для избирателей предвыборную программу и создать привлекательный имидж кандидата.
Особую группу составляют политологи, социологи, психологи и юристы. Они обеспечивают социально-политологический анализ избирательной кампании.
Конкуренты – это соперники, оппозиционные политические партии. Они стремятся ослабить позиции кандидатов, отнять у них голоса избирателей.
Основная задача команды кандидата, штабов политических партий – максимально нейтрализовать в рамках избирательного законодательства деятельность своих соперников (оппонентов) в ходе выборов.
Взаимосвязь и взаимодействие основных элементов регионального политического маркетинга приводит к формированию двух групп связей: первая группа – по характеру этих связей они могут быть постоянными и временными; вторая группа – функциональные связи.
Механизм функционирования
регионального политического маркетинга
Важным моментом в исследовании системы регионального политического маркетинга (электорального и политико-административного) является выяснение того, существует ли механизм ее функционирования. На наш взгляд, такой механизм существует в виде определенной схемы: 1) все начинается с изучения состояния регионального политического рынка; 2) затем происходит выделение целевых рынков; 3) после определения целевых рынков выявляются целевые, адресные группы; 4) на региональном политическом рынке происходит позиционирование политического товара; 5) проводятся мероприятия по разработке политического товара; 6) далее осуществляется продвижение политического товара; 7) затем реализуются мероприятия по корректировке маркетинговых действий, с учетом требований регионального политического рынка; 8) организуется процесс поддержки со стороны граждан региона; 9) в конечном итоге подводятся итоги проделанной работы. Этот механизм направлен на внедрение политико-избирательного (электорального) маркетинга.
При проведении политико-административной
реформы (политико-
В ходе использования методов и технологий, всей системы регионального политического маркетинга важно иметь конкретные стратегический и тактический план действий, с тем чтобы знать, к какой конечной цели нужно прийти, а главное – как достичь заветной цели.
Эффективность реализации маркетинговых задач может рассматриваться с позиций достижения конечных результатов, а именно достижения победы на выборах и изменения взаимоотношений между органами власти региона и населением.
Поскольку на современном этапе существует объективное неравенство регионов России в социально-экономическом, социально-политическом плане, это неизбежно ведет к разной степени развития в них системы регионального политического маркетинга. На наш взгляд, можно выделить три группы регионов на основе следующих критериев:
- уровень развития элементов регионального политического маркетинга;
- эффективность функционирования элементов регионального политического маркетинга;
- наличие инновационных методов регионального политического маркетинга.
Первая группа – регионы с развитой и эффективной системой политического маркетинга. В них развиты все элементы политического маркетинга, они достаточно эффективно функционируют, там имеет место использование инновационных методов. В качестве примера можно привести такие территории, как Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Новосибирская, Нижегородская области и другие.
Вторая группа – регионы с формирующейся системой политического маркетинга, при этом элементы ее недостаточно эффективно функционируют. К таким регионам можно отнести большинство регионов России (Астраханская, Амурская, Томская области и др.).
Третья группа – это регионы с неразвитой системой политического маркетинга, в них региональные органы власти не торопятся внедрять технологии политического маркетинга. Это средние и мелкие регионы по численности населения (Псковская область, Республика Тыва, Республика Хакасия и др.).
Маркетинговая политика в регионе предполагает осуществление специфической деятельности, направленной на исследование регионального политического рынка, регионального политического управления, местного управления. Как всякая деятельность, она включает основные составляющие:
- мотивы деятельности, т. е. политические интересы, потребности и предпочтения граждан региона;
- стратегию деятельности, т. е. определение основных целей;
- тактику деятельности, т. е. совокупность конкретных действий по реализации стратегии;
- конечные результаты деятельности, достижение положительных результатов маркетинговой деятельности.
Остановимся более подробно на характеристике основных составляющих маркетинговой политики.
В основе политической деятельности граждан региона лежат их политические интересы, которые являются основой участия граждан региона в выборах, в проведении политико-административной реформы. К числу основных политических интересов граждан региона можно отнести:
- определенный интерес граждан к деятельности региональных властей;
- умеренный интерес к проведению в регионе избирательных кампаний;
- незначительный интерес к проведению политико-административной реформы.
Кроме того, граждан региона интересуют более частные вопросы, а именно: каковы основные направления деятельности региональных властей в экономической, политической, социальной, духовной сферах, вопросы своевременной выплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий, предоставления льгот для малообеспеченных слоев населения.