Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:51, реферат

Краткое описание

В современной научной литературе нашли отражение как теоретические, так и практические аспекты развития регионального политического процесса. По мнению исследователя А. А. Вартумяна, региональный политический процесс направлен на развитие и изменение политической системы региона. Важной составляющей регионального политического процесса является, считает А. А. Вартумян, электоральный процесс. В качестве основных субъектов регионального политического процесса А. А. Вартумян рассматривает региональные отделения политических партий и региональную политическую элиту

Оглавление

Предисловие ………………………………………………7
Глава I
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО
МАРКЕТИНГА ………………………………………….17
1.1. Региональный политический маркетинг: понятие, сущность, виды и подвиды……………………………….17
1.2. Структура, принципы, методы и технологии
регионального политического маркетинга………………61
1.3 . Место и роль регионального политического маркетинга в региональном политическом процессе………….70
Глава II
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЫНОК
И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА………………………………………………..79
2.1. Региональный политический рынок: состояние, тенденции и перспективы развития………………………79
2.2 Современное состояние, цели и задачи регионального политического маркетинга как открытой неравновесной системы……………………………………………….92
Глава III
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА…………………………………………………….120
3.1. Социально-экономические проблемы адаптации
регионального политического маркетинга………………120
3.2. Политико-правовые, нравственные и психологические проблемы адаптации регионального политического маркетинга………………………………………………134
3.3. Трудности формирования правовой, политической
и электоральной культуры у граждан региона………….155
Глава IV
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО МАРКЕТИНГА……………………………………………………164
4.1. Воздействие политического маркетинга на избирательный процесс в регионе………………………………164
4.2 . Влияние политического маркетинга на совершенствование регионального политического управления и местного управления……………………………………...178
4.3 . Пределы и возможности оптимизации межрегиональных технологий политического маркетинга………..195
Заключение……………………………………………….209
Библиографический список………………………...

Файлы: 1 файл

Палитология.doc

— 1,022.50 Кб (Скачать)

На сегодня использование  межрегиональных технологий политического  маркетинга возможно в двух сферах: в избирательном процессе и при  проведении политико-административной реформы, что и позволяет выделить две основные группы межрегиональных технологий политического маркетинга.

В рамках избирательного процесса на межрегиональном уровне можно выделить следующие основные виды технологий:

- в области формирования  имиджа политиков, политических  партий;

- в области изменения электорального поведения избирателей;

- в области формирования  политической и правовой культуры;

- применяемые органами  местного управления, в частности  через Интернет.

Последние выборы Президента Российской Федерации, проведенные 2 марта 2008 года, выборы в муниципальные органы власти в Сибирском федеральном округе, показывают, как и каким образом была проведена подготовительная работа и каковы результаты избирательных кампаний. Важный показатель работы организаторов избирательных кампаний – явка избирателей на избирательные участки. Данные статистики свидетельствуют, что наиболее высокой явка на выборах Президента страны в 2008 году оказалась в Кемеровской (82,17 %) и Омской областях (70,69 %). В целом по России явка избирателей составила 69,7 %. В других же областях Сибирского федерального округа явка избирателей оказалась ниже общероссийской: в Новосибирской она составила 58,5 %, в Иркутской – 58,11 %, в Алтайском крае – 58,08 %, в Томской области – 56,56 % [62, с. 1].

О чем свидетельствуют приводимые цифры?

В регионах Сибирского федерального округа, где была проведена комплексная  работа по подготовке выборов, с участием всех заинтересованных и ответственных за выборы органов, с привлечением общественности и ученых, результаты оказались положительными.

На сегодня эффективной  структурой можно считать межрегиональное Сибирское соглашение. В рамках этого Соглашения существуют структуры, которые достаточно эффективно решают проблемы развития экономики Сибирского федерального округа. На базе этих структур могут быть созданы и действовать межрегиональные политические институты, которые могли бы решать проблемы регионального политического управления, проблемы организации и проведения избирательных кампаний в рамках ряда областей.

Межрегиональные политические институты могут быть созданы как по горизонтали, так и по вертикали. По горизонтали это законодательные, исполнительные и судебные межрегиональные структуры. По вертикали это также имеющиеся в регионах представительные, исполнительные и судебные органы. Три ветви могут и должны взаимодействовать таким образом, чтобы каждый регион мог решать свои специфические проблемы, а в конечном итоге все власти работали бы на улучшение качества жизни населения регионов.

Примерные межрегиональные  политические институты (начальная стадия) показаны на схеме 7.

Схема 7.  Межрегиональные организационные структуры

Разберем предлагаемые межрегиональные политические институты более подробно.

Как известно, в России создано семь федеральных округов. В этих округах формируется межрегиональное «политического поле». На этом поле сталкиваются интересы региональных элит, региональных отделений политических партий. Задача представителей Президента РФ в федеральных округах состоит в том, чтобы выяснить, сформулировать и обосновать интересы основных субъектов политической жизни региона, согласовать эти интересы и не допускать перерастания противоречий в политические конфликты. С этой целью могут быть организованы и проведены встречи, рабочие совещания с представителями региональных элит, региональных отделений политических партий.

Межрегиональные технологии политического маркетинга могут  быть использованы прежде всего ответственными за подготовку и проведение избирательных кампаний. В связи с этим есть смысл создания межрегиональных организационных структур. Координатором подготовки и проведения выборов, а также политико-административной реформы на межрегиональном уровне может быть Межрегиональный координационный совет, созданный при полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе. Цель создания такого координационного совета – помощь органам власти в подготовке и успешном проведении избирательных кампаний.

Межрегиональный координационный совет, который может быть создан в составе аппарата полномочного представителя Президента РФ по Сибирскому федеральному округу, мог бы  корректировать и соотносить проведение политико-административной реформы в соседних территориях, обобщать опыт проведения политико-административной реформы.

В компетенцию такого Межрегионального совета входило бы:

- изучение опыта проведения  политико-административной реформы  в сибирском регионе;

- разработка конкретных  практических рекомендаций по совершенствованию работы органов местного управления.

В качестве технологий Межрегиональный совет мог бы использовать информационные, диагностические, аналитические технологии.

Межрегиональные независимые информационные агентства могут быть созданы для того, чтобы давать объективную информацию о подготовке и проведении избирательных кампаний.

Важным направлением в деятельности региональных органов власти, политических партий является организация и проведение политической рекламы. Политическая реклама, в отличие от коммерческой, имеет свои особенности. Она должна строиться на принципе полной достоверности, т. е. учитывать как сильные, так и слабые стороны предлагаемого политического товара.

В целях организации  политической рекламы в сибирском  регионе возможно создание межрегионального телевизионного канала, который мог бы использовать следующие технологии:

- привлечение внимания  властей к проблемам региона;

- привлечение общественности  к политическому участию и  деятельности.

В ходе подготовки и проведения избирательных кампаний важная роль принадлежит региональным СМИ: телевидению, радио, газетам и журналам. Политикам и политическим партиям необходимо привлечь внимание СМИ:

- через выступления  перед избирателями;

- участие в благотворительных  акциях;

- проведение пресс-конференций;

- церемонии открытия;

- спортивные мероприятия;

- тематические мероприятия; 

- встречи с редакторами  телевизионных программ и газет.

При этом возможно использование  таких технологий, как:

- проведение телемостов;

- проведение теле- и  радиодебатов.

Для того чтобы успешно  проводить политическую рекламу в регионе, видимо, есть смысл создания межрегионального банка данных о СМИ, который учитывал бы следующие аспекты:

- перечень газет, распространяемых  в регионах;

- перечень еженедельных  изданий;

- радиостанции в регионах;

- телевизионные каналы;

- кабельное телевидение; 

- издаваемые общественно-политические  журналы;

- список редакторов  газет, телепрограмм, их адреса, телефоны.

Новым направлением в политической рекламе стал Интернет, с помощью которого возможны подготовка, проведение и выпуск:

- сетевых газет; 

- электронных фильмов;

- интернет-пресс-конференций;

- интерактивных опросов;

- объявлений о проведении  различных общественно-политических мероприятий;

- предвыборных программ.

При этом, как замечает в одной из своих статей В. В. Малюк, «…глобальная компьютерная сеть пришла в Россию в начале 90-х годов. Первые интернет-серверы были созданы в Башкортостане, Челябинской, Оренбургской и Тюменской областях». По мнению исследователя, лучший сервер в России функционирует сегодня в правительстве Свердловской области. В нем содержится большое количество материалов, посвященных проблемам Свердловской области и способам их решения. Но особо в сервере выделяется раздел «Экспортная карта Свердловской области». В нем представлена информация для потенциальных инвесторов и людей, ищущих новые деловые контакты, а ведь Свердловская область – одна из развитых областей России. Как отмечает В. В. Малюк, в России сегодня уделяется должное внимание сети Интернет и ее использованию в политической практике [69, с. 105].

Политическая  реклама может проводиться с  помощью мобильной связи:

- рассылка SMS-сообщений;

- работа с голосовой  связью;

- составление базы  данных по региону о составе  активного электората.

Межрегиональные общественные наблюдательные советы за ходом выборов в федеральные органы власти, в частности в Государственную думу РФ, выборов Президента РФ обеспечат соблюдение российского законодательства о выборах в государственные исполнительные органы  и законотворческие.

В целях повышения  эффективности избирательных кампаний в регионах может быть создан Межрегиональный центр диагностических и аналитических исследований, который мог бы:

- выявлять структуру  избирательных округов;

- давать оценку социально-политического  и экономического положения в регионе;

- оценку социально-психологической  атмосферы;

- выявлять и давать  оценку наиболее важных проблем,  потребностей, интересов избирателей;

- выделять характерные  особенности региона и менталитета  избирателей;

- определять рейтинг  кандидатов и политических партий.

Диагностические и аналитические  исследования могут проводиться с использованием компьютерных технологий.

Более сложные задачи перед властными структурами  сибирского региона стоят в сфере  проведения реформы органов местного управления. Здесь положительный опыт накоплен в Кемеровской области, где были созданы и функционируют такие организационные структуры: Совет муниципальных образований (образован 5 апреля 2006 года) и региональное отделение Общероссийской общественной организации «Всероссийский совет местного управления» (образован 23 июня 2006 года). Каждая из этих организаций решает свои задачи, но главный итог их деятельности – оказание действенной помощи органам власти в проведении политико-административной реформы.

В других областях сибирского региона тоже действуют подобного рода организации.

Политическая практика показывает, что необходим постоянный обмен опытом в деятельности консалтинговых фирм, действующих в отдельных регионах Сибири. В связи с этим возможно создание межрегиональных центров по оказанию политических услуг на базе, например, факультета политических наук и социологии при Кемеровском государственном университете.

Могут быть созданы и межрегиональные комиссии из представителей региональных элит, региональных отделений политических партий по выявлению возникающих проблем в ходе избирательных кампаний, совершенствованию форм и методов регионального политического управления. Главное в работе межрегиональных комиссий – выявление причин общих проблем регионов и определение  путей их устранения.

Для успешного проведения муниципальной реформы в регионах должны быть созданы межмуниципальные комиссии. Такие комиссии должны установить взаимосвязь и взаимодействие всех тех, кто причастен к проведению муниципальной реформы в пределах, например, одного города.

Таким образом, можно  констатировать, что деятельность региональных властей по использованию межрегиональных технологий политического маркетинга будет успешной только в том случае, если им удастся объединить свои усилия, во-первых, в деле создания новых организационных структур, которые позволяли бы использовать межрегиональные технологии, а во-вторых, в определении, какие именно технологии получат применение на практике и будут эффективно работать.

Можно утверждать, что  технологии регионального политического маркетинга могут быть использованы в двух основных направлениях: это избирательный процесс и проведение политико-административной реформы. Наряду с этим региональный политический маркетинг становится основой развития межрегионального политического маркетинга.

Анализ становления  и развития регионального политического маркетинга в современной России показывает, что имеют место как позитивные, так и негативные варианты его развития.

Региональный политический маркетинг в перспективе может стать эффективной деятельностью и политической технологией, обслуживающей интересы гражданского общества и его сегментов. Но может превратиться в разновидность связей с общественностью, технологию по манипулированию общественным мнением в пользу власти и узкокорпоративных групп.

Для того чтобы региональный политический маркетинг способствовал  демократическому развитию регионов, необходимо постоянно изменять его содержание и формы. В связи с этим важно осуществлять модернизацию и диверсификацию регионального политического маркетинга, т. е. постоянно обновлять его как систему и одновременно развивать его несколько новых направлений. В их числе региональный политический консалтинг, региональное имиджмейкерство, региональный политический брендинг, региональный политический мерчандайзинг, региональный политический менеджмент-микс.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современной российской политологической литературе основательно изучены проблемы политического маркетинга на федеральном уровне. Постепенно начинается исследование проблем развития политического маркетинга на региональном уровне.

Региональный политический маркетинг имеет свою специфику и особенности. Это проявляется в том, что он имеет свою структуру, свои методы, принципы и технологии.

Информация о работе Региональный политический маркетинг: современное состояние, проблемы. перспективы развития