Россия и ВТО современное состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.
3) рассмотреть основные отрасли экономии, оценить степень влияния ВТО на их дальнейшее развитие, и развитее экономики в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы формирования ВТО…………………………………..6
1.1 История создания ВТО……………………………………………………….6
1.2 Структура ВТО………………………………………………………………..8
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО………………………………..10
2 Россия на пути к ВТО…………………………………………………………13
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО……………………………...13
2.2 Основные этапы переговоров……………………………………………….16
2.3 Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………..18
3 Результаты и перспективы присоединения России к ВТО………………….19
3.1 Современный этап развития отношений России и ВТО…………………..19
3.2 Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики …..20
3.3 Перспективы развития российской экономики……………………………23
Заключение ……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………...…………………31

Файлы: 1 файл

ВТО и Россия современное состояние и перспективы.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Факультет экономики и управления

Кафедра экономической теории 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По дисциплине: «Экономическая теория» 

ВТО и  Россия: современное состояние и  перспективы  
 

ГОУ ОГУ 080105.5008.15 ОО 
 
 
 
 
 
 
 

                                      Руководитель работы

              ___________________Е.П.  Плотникова

                «___» _________________ 2008 г.

                                      Исполнитель

                                      Студент гр. 07 ФК-4

                                      ___________________А. Станкевич

                                       «___» _________________ 2008 г. 
 
 

Оренбург 2008 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..4

1 Теоретические  основы формирования ВТО…………………………………..6      

1.1 История создания  ВТО……………………………………………………….6

1.2 Структура  ВТО………………………………………………………………..8

1.3 Цели, задачи  и принципы построения ВТО………………………………..10

2 Россия на  пути к ВТО…………………………………………………………13

2.1 Цели и задачи  присоединения России к ВТО……………………………...13

2.2 Основные этапы переговоров……………………………………………….16

2.3 Поддержка  России по присоединению к  ВТО……………………………..18

3 Результаты  и перспективы присоединения  России к ВТО………………….19

3.1 Современный  этап развития отношений России  и ВТО…………………..19

3.2 Последствия  вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики …..20

3.3 Перспективы  развития российской экономики……………………………23

Заключение  ……………………………………………………………………...28

Список использованных источников………………………...…………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение

     Внешняя торговля является основной формой мировых хозяйственных связей. По динамике и стоимостным показателям она опережает рост мирового производства, движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей, что является одной из важнейших современной мировой экономики. Темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышает темпы роста основных сегментов мирового производства, в том числе промышленных товаров, минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

      Повышение значения торговли в мировой экономике, а также её интенсивное развитие  обусловлены объективным процессом глобализации и усилением взаимозависимости большинства стран мира. Интенсификации мирового товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда.

     В настоящее время в мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций с широким и узким составом участников. Однако основную роль в формировании торговых потоков и установлении правил введения международного бизнеса играет сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций, среди которых наиважнейшей является Всемирная торговая организация (ВТО).

     ВТО играет решающую роль в регулировании  мировой торговли товарами, услугами, интеллектуальной собственностью, а  также в формировании торговой политики стран-членов и в урегулировании торговых споров между ними. Для того чтобы понять значение этой организации, ее роль в регулировании международной торговли, необходимо более подробно рассмотреть структуру, функции основные соглашения и принципы, составляющие правовую основу, а так же преимущества торговой системы ВТО.

     В данной работе можно выделить три  главные части: первая часть посвящена  теоретическим основам формирования ВТО,  вторая содержит информацию о  том, как Россия шла к ВТО, в  третьей говорится о результатах и перспективах присоединения России к ВТО.  

     Цель  нашей работы – показать возможности  и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.

     В составлении данной работы перед  нами стояли следующие задачи:

     1) раскрыть особенности ВТО и  направления её деятельности.

     2) проанализировать основные этапы  переговоров России и ВТО и  раскрыть основные причины, препятствующие  вступлению России в ВТО.

     3) рассмотреть основные отрасли  экономии, оценить степень влияния  ВТО на их дальнейшее развитие, и развитее экономики в целом.    

     Сейчас  присоединение России к ВТО уже  воспринимается как практически  состоявшееся событие. Очевидно, что  будут выигравшие и проигравшие, поэтому внимание экспертного сообщества сместилось в сторону понимания того, что можно и нужно сделать, чтобы издержки на национальном уровне были как можно меньше, а выгоды как можно больше. Можно уже говорить о некотором консенсусе экспертного сообщества в понимании отдельных эффектов на макроэкономическом уровне. Во-первых, присоединение к ВТО будет противоречивым для высокотехнологичных отраслей, авиастроения и автостроения, металлургии, химии, фармацевтики, мебельной и пищевой промышленности, рынков страховых и финансовых  услуг. Во-вторых, следует ожидать незначительного отрицательного влияния, связанного с изменением импортных пошлин в соответствии с правилами ВТО, а в перспективе это приведет даже к определенным выигрышам. В-третьих, не предвидится изменений на рынке труда, обусловленных присоединением к ВТО и значимых для России в целом.

     Таким образом, вступление России в ВТО  сопряжено с определенными рисками  для экономики страны. Однако эти  риски являются предсказуемыми, а  возможные негативные последствия - преодолимыми. Вне зависимости  от сроков и условий вступления России в ВТО необходимо осуществлять меры по последовательной структурной реформе, обеспечивающие системную модернизацию и повышение конкурентоспособности продукции отечественных производителей, развитие социальной и рыночной инфраструктуры в интересах устойчивого развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические основы  формирования ВТО

     1.1 История создания  ВТО 

     Всемирная торговая организация – «третий  столб» Бреттон-Вудса, который наряду с Всемирным банком и Международным  валютным фондом формирует современную институциональную структуру международного экономического сотрудничества. ВТО – международная организация, в формате которой реализован механизм регулирования международной торговли на публично-правовом уровне. Она ведет отсчет своего существования с 1 января 1995 г. и, будучи одной из наиболее молодых международных  организаций, является правопреемницей ГАТТ.

      Несмотря  на молодость ВТО, торговой системе, которая начала формироваться в  рамках ГАТТ (и была воспринята впоследствии ВТО), уже более 50 лет, а само Генеральное соглашение по тарифам и торговле, подписанное в 1947 г. 23 государствами-учредителями, стало продуктом эволюции международных торгово-экономических отношений первой половины ХХ века.

      Как известно, до первой мировой войны  в мировой экономике и торговле безраздельно господствовал крупный капитал, спонтанно формировавший в свою пользу неписаные правила международных торгово-экономических отношений. Война и последовавший за ней экономический кризис способствовали укреплению роли государства в регулировании отношений международной торговли, что, в конечном счете, выразилось в чрезмерном росте и размахе протекционизма. Так, экономические противоречия 30-х годов стали одной из основных причин начала второй мировой войны.

      Системный кризис мировой экономики, разразившийся по окончании второй мировой войны, потребовал по-новому взглянуть на роль государства в развитии и регулировании экономических связей и отношений. Решение, определяющее роль государства в мировой торговле, предложенное в формате ГАТТ, достаточно убедительно продемонстрировало свою эффективность более чем 50-летней историей, характеризовавшейся невиданным ростом и развитием международной торговли. Так, ГАТТ явилось апологетом либерализации торговли, двигателем которой должна была стать  свободная конкуренция на мировых товарных рынках, не ограничиваемая протекционистскими (в отношении внутренних производителей и участников отношений международной торговли) и дискриминационными (в отношении иностранных производителей и участников международных торгово-экономических  отношений) мерами государственного регулирования.     

      В системе ГАТТ/ВТО была реализована  и, по сути, воплощена в жизнь прежде потерпевшая неудачу попытка  создания Международной торговой организации (МТО) в 1948 г., которая согласно первоначальному замыслу должна была стать институтом, работающим с вопросами международного экономического сотрудничества в формате Бреттон-Вудса.

      Итак, первоначальный план, обсуждавшийся  и разрабатывавшийся 50 государствами, состоял в создании МТО как специализированного учреждения ООН. Проект устава МТО был весьма амбициозен и предполагал регулирование в системе этой Организации, помимо вопросов международной торговли, также и проблемы трудовых отношений, регулирование товарных рынков, деловой практики, международных инвестиций и вопросов предоставления услуг.

      Однако  ещё в ходе работы над уставом  МТО 23 из 50 сторон, работающих над этим проектом, решили в 1946 г. вступить в  переговоры о снижении и связывании таможенных тарифов. Основной целью этих переговоров было дать толчок либерализации торговли и ограничить применение протекционистских мер. Результатом первого раунда переговоров стало достижение соглашения о снижении тарифов почти по 45 тысячам позиций, охватывавших до 10 млрд. долларов торгового оборота (в то время – до 50% совокупного объема международной торговли). Помимо этого 23 договаривавшиеся стороны приняли в дополнение к достигнутым соглашениям о связывании тарифов ряд положений проекта Устава МТО, касающихся вопросов регулирования международной торговли.

      Совокупный  пакет, включавший правила торговли и достигнутые в ходе переговоров  конкретные соглашения о снижении и  связывании тарифов, получили название Генерального соглашения по тарифам  и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в январе 1948 г. и первоначально рассматривалось договаривающимися сторонами как временная мера, принятая на период, пока Устав МТО находился ещё в стадии обсуждения.

      Таким образом, эти 23 государства стали  членами-учредителями ГАТТ, первоначально составившими стороны этого соглашения. И хотя Устав МТО был окончательно доработан и согласован на Конференции ООН по торговле и занятости в марте 1948 г., проводившейся в Гаване, ратификация Устава (Гаванской хартии) национальными органами представительной власти вызвала крайние затруднения. Наиболее серьезную оппозицию Гаванской хартии составил конгресс США, несмотря на то, что одним из основных инициаторов и разработчиков проекта МТО было правительство США. Так, в 1950 г. после того как правительство США заявило, что не будет далее добиваться ратификации конгрессом Гаванской хартии, МТО, по сути, было похоронена. При этом, однако, несмотря на изначально предполагавшийся временный характер, именно ГАТТ оставалось единственным инструментом, регулирующим международную торговлю на многосторонней основе с 1948 г. вплоть до учреждения ВТО в 1995 г.

Информация о работе Россия и ВТО современное состояние и перспективы