Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 16:06, курсовая работа
Цель нашей работы – показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.
3) рассмотреть основные отрасли экономии, оценить степень влияния ВТО на их дальнейшее развитие, и развитее экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы формирования ВТО…………………………………..6
1.1 История создания ВТО……………………………………………………….6
1.2 Структура ВТО………………………………………………………………..8
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО………………………………..10
2 Россия на пути к ВТО…………………………………………………………13
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО……………………………...13
2.2 Основные этапы переговоров……………………………………………….16
2.3 Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………..18
3 Результаты и перспективы присоединения России к ВТО………………….19
3.1 Современный этап развития отношений России и ВТО…………………..19
3.2 Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики …..20
3.3 Перспективы развития российской экономики……………………………23
Заключение ……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………...…………………31
Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве в штаб квартире организации (это общее правило) — Секретариате ВТО. В июле 1995 г. состоялось первое заседание Рабочей группы. Всего за период с 1995 г. по 2007 г. состоялось тридцать таких заседаний.
С
1995 по 2000 год проходил информационный
этап присоединения после которого
акцент в процессе присоединения
был перенесён на двусторонние переговоры
России с заинтересованными странами-
2.3
Поддержка России
по присоединению
к ВТО
После неформальной встречи
Администрация США в целом
благоприятно относится к
Ежегодно
президент США после
На уровне высшего политического руководства ЕС присоединение России к ВТО поддерживается. В частности, это было подтверждено на саммите Россия — ЕС в начале марта 1997 г. В Москве. Вместе с тем, позиция делегации ЕС на переговорах остается жесткой. Перед ЕС поставлена задача о необходимости трансформации политической поддержки в более конструктивную позицию делегации ЕС. Прежде всего, по указанным выше вопросам, а также по другим проблемам присоединения России к ВТО. Евросоюз снял почти все возражения на вступление России во Всемирную торговую организацию. Как сообщается, стороны договорились по самой острой, газовой проблеме. По имеющейся информации, европейские переговорщики отказались от всех пунктов так называемого газового ультиматума Паскаля Лами. От России требовалось повысить внутренние цены и отменить экспортные пошлины на газ, а также ликвидировать монополию «Газпрома». Президент Путин дал личные гарантии, что «Газпром» будет реформирован. Видимо, президентские гарантии Евросоюз удовлетворили. Остальные возражения на вступление России в ВТО Евросоюз может снять уже сегодня.
3
Результаты и перспективы
присоединения России
к ВТО
3.1
Современный этап
развития отношений
России и ВТО
В течение 2001 - 2007 годов свыше 205 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – начало 2007 года Министерство провело обучение госслужащих в 39 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО. По данным независимых опросов общественного мнения, к середине 2005 года более половины россиян высказывались за присоединение России к ВТО (в 2001 году – менее 20 процентов).
В результате интенсификации переговорного процесса в 2003-2007 годах российская делегация вышла на завершающую стадию присоединения, в ходе которой предстоит решить наиболее сложные и проблемные вопросы.
Обсуждение
условий присоединения с
На начало 2008 года против российских товаров действует 82 ограничительные меры, применяемые иностранными государствами для защиты своего внутреннего рынка. В том числе 47 антидемпинговых мер, 6 специальных защитных мер и 29 мер тарифного и нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования.
По данным ведомства, за год удалось добиться отмены 39 введенных ранее торговыми партнерами России ограничительных мер в отношении российских товаров. А общая сумма предотвращенного таким образом ущерба, по оценке МЭРТа, превысила 800 млн. долларов. В настоящее время ограничительные меры в отношении российских товаров применяют 19 стран: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Белоруссия, Бразилия, Венесуэла, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Мексика, Перу, Туркмения, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, ЮАР, а также страны - члены ЕС.
Переговоры практически завершены. Остались две страны, мотивы появления которых в переговорном процессе с торгово-экономической точки зрения не очень понятны, это Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Россия до сих пор не завершила ни многосторонние, ни двусторонние консультации. Власти неоднократно переносили официальные прогнозы присоединения РФ к организации. К началу февраля России оставалось договориться с Саудовской Аравией, ОАЭ и Грузией.
Недавнее соглашение о присоединении к ВТО Украины породило опасения, что Киев может затянуть вступление России в ВТО, если Москва не успеет договориться за два-три месяца.
Главный
переговорщик подтвердил, что Россия
может до конца года вступить в
ВТО. "У нас есть шансы к июлю
завершить все переговоры. Затем
последуют ратификационные
"Следующий
год станет переходным годом
для России и нам необходимо
продолжать конструктивную работу по
развитию более тесной экономической
интеграции. Нашим важнейшим приоритетом
остается скорейшее вступление России
в ВТО, что будет хорошо как для самой России,
так и для глобальной торговой системы,
- заявил еврокомиссар по вопросам торговли
Питер Мандельсон. - Мы добились значительного
прогресса в решении остающихся проблем
и, при наличии политической воли с обеих
сторон, я верю, что переговоры могут завершиться
в скором времени".
3.2
Последствия вступления
в ВТО для отдельных
отраслей экономики
При данном макроэкономическом эффекте вступление в ВТО в целом не приведет к сколько-нибудь масштабным изменениям производства и в большинстве отраслей отечественной промышленности. В то же время оно может серьезно сказаться в ряде отдельных отраслей, в том числе на тех, в которых преобладают градообразующие предприятия.
С одной стороны, расчеты показывают, что в случае сохранения в ходе переговоров первоначальных ставок, возможен импортозамещающий рост производства, например, обуви (1,3%), одежды (1,6%), телевизоров (1,7%) ликероводочной продукции (11,6%), мяса птицы (12,4%), виноградных вин (25%) и т.д. Кроме того, защита отечественного производителя должна строиться с учетом интересов российского потребителя, заинтересованного в появлении на рынке более дешевых и разнообразных товаров. С другой - со вступлением в ВТО возможно появление серьезных проблем в пищевой, вкусовой, мебельной, фармацевтической, металлургической, химической, автомобильной, авиационной и ряде других отраслей хозяйства.
Присоединение к ВТО обещает быть противоречивым для высокотехнологичных отраслей промышленности. Замедление темпов технического развития в стране снизило долю их продукции в российском экспорте до 1%, а в мировом - до ничтожной величины, что делает их весьма слабыми конкурентами в рамках ВТО. В то же время подобное участие в этой организации позволило выйти на такие рынки многим странам, в том числе развивающимся, которые ранее вообще не имели научного потенциала. Учитывая специфические условия России, эффект вступления в ВТО будет вариантным в зависимости от того, в какой степени в экономике страны будет востребована еще сохранившаяся отечественная наука и как Россия сможет воспользоваться механизмами государственного стимулирования инноваций, разрешенными ВТО.
Отечественная пищевая промышленность пока неспособна насытить отечественный рынок, прежде всего, мясными и молочными продуктами, сахаром и растительным маслом, а её крупнейшие перерабатывающие предприятия, как правило, свою продукцию импортирует. Значения импортных пошлин, на которых настаивают основные зарубежные поставщики продовольствия на переговорах в ВТО, пока заметно ниже заявленных Россией.
Однако
ключевым здесь является вопрос не
о пошлинах, а о тех допускаемых
ВТО объемах государственной поддержки
сельского хозяйства, которые в России
пока на порядок ниже, чем в ЕС или США,
хотя отечественные аграрии работают
в менее благоприятных климатических
условиях. При запрошенных для поддержки
в 13 млрд. долларов в год реальные бюджетные
ассигнования на эти цели равны примерно
1 млрд. долларов, что исключает согласие
партнеров с запрошенной суммой, поэтому
разрешение данного вопроса следует искать
не в Женеве, а скорее внутри страны.
Отечественная мебельная промышленность
активно осваивает внутренний рынок, и
для нее важен каждый процент импортного
тарифа. Судя по ходу переговоров, первоначально
названные Россией ставки связывания
вряд ли удастся удержать, и потому следует
ожидать обострения иностранной конкуренции
на данном рынке.
Столь
же активна российская фармацевтика,
увеличившая свою долю на рынке с 30% в 1997
г. до 50% в 2001 г. Её предприятия ставят задачу
довести эту долю до 70%, но на переговорах
заявленные Россией исходные ставки связывания,
видимо, придется снижать. Это обострит
конкуренцию, однако российский потребитель
может от этого выиграть, так как многие
отечественные аналоги лекарств (например,
инсулина) по качеству уступают зарубежным.
Конкурентоспособность отечественной
металлургии, как на внешнем, так и на внутреннем
рынке будет зависеть, прежде всего, не
от ВТО, а от цен на товары и услуги естественных
монополий. Металлургия окажется одной
из первых в выигрыше от возможного пересмотра
в ВТО антидемпинговых санкций на её продукцию.
В химии даже при сохранении заявленных ставок связывания возможно обострение конкуренции в производстве малотоннажных продуктов, лаков, красок, отделочных материалов, что ставит перед отраслью серьезные проблемы, усугубляющиеся сохраняющейся недогрузкой многих её предприятий. Можно ожидать «войны цен» на рынке моторных масел и автокосметики, который российские наши нефтяные компании активно отвоевывают ныне у иностранных поставщиков.
Правительство
предприняло очередную попытку
реорганизации отечественного
автостроения за счет через роста пошлин
и привлечения иностранного капитала.
Эти меры выходят за рамки заявленных
Россией предложений и могут не получить
согласия ВТО.
Проблемой отечественного авиастроения
является отсутствие внутреннего рынка,
без которого невозможно наладить серийный
выпуск новых моделей (исходный объем
их заказов должен составлять не менее
100 машин). Кроме того, партнеры России
настаивают на присоединении ее к необязательному
Соглашению ВТО по авиатехнике, которое
устанавливает нулевые ставки импортных
пошлин на эту продукцию, а также вводит
ограничения на шумовые параметры, под
которые подпадает 80% действующего гражданского
авиапарка. Очевидно, что, если в этой отрасли
не восстановить госзаказа или эквивалентных
ему мер, перед российским гражданским
авиастроением, включая составляющие
его градообразующие предприятия, возникнет
проблема выживания.
Отсутствие статистической и методологической базы не позволило выполнить каких-либо количественных измерений последствий вступления России в ВТО в сфере услуг. На практике все российские рынки услуг уступают зарубежным по любым стандартам, и динамика их роста будет зависеть не столько от ВТО, сколько от притока в них отечественного и иностранного капитала. По отдельным сферам услуг положение выглядит следующим:
- транспорт;
Вступление в ВТО ничем не грозит железнодорожному и трубопроводному транспорту страны. Главная проблема морского транспорта - нехватка тоннажа и уход судов под «удобные флаги». В результате отечественный флот перевозит ныне лишь 6% внешнеторговых грузов. Грузовой автотранспорт и авиатранспорт и без ВТО работают (особенно в международных перевозках) в условиях жесткой конкуренции и на импортных моделях машин. Вступление в ВТО мало изменит ситуацию на этих рынках, хотя может стимулировать транзитные потоки грузов и пассажиров через территорию страны.
- связь;
Информация о работе Россия и ВТО современное состояние и перспективы