Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 16:06, курсовая работа
Цель нашей работы – показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.
3) рассмотреть основные отрасли экономии, оценить степень влияния ВТО на их дальнейшее развитие, и развитее экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы формирования ВТО…………………………………..6
1.1 История создания ВТО……………………………………………………….6
1.2 Структура ВТО………………………………………………………………..8
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО………………………………..10
2 Россия на пути к ВТО…………………………………………………………13
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО……………………………...13
2.2 Основные этапы переговоров……………………………………………….16
2.3 Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………..18
3 Результаты и перспективы присоединения России к ВТО………………….19
3.1 Современный этап развития отношений России и ВТО…………………..19
3.2 Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики …..20
3.3 Перспективы развития российской экономики……………………………23
Заключение ……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………...…………………31
Отставание
России в научно-техническом
- торговля;
Российский капитал является почти монопольным (99,7%) в оптовом звене, однако в розничном его активно теснят сети иностранных магазинов («Рамстор», «Метро» и т.п.). Эти процессы продолжатся, по крайней мере, в крупных городах, в том числе под влиянием ВТО.
В науке и научном обслуживании при 4–х. процентной доле иностранного капитала главной проблемой является её недофинансирование и отток кадров за рубеж. Вступление в ВТО мало что изменит. Наиболее заметно иностранное присутствие (49% объема услуг) в так называемых «рыночных услугах» (реклама, аудит, менеджмент), что закономерно ввиду их прежнего отсутствия в России. Однако российский бизнес накопил в этой сфере определенный потенциал конкурентоспособности и может противостоять дальнейшему сужению емкости отечественного рынка.
Сложная
ситуация складывается на рынках
финансовых услуг, российские провайдеры
которых требуют для себя специальной
защиты, хотя иностранный банковский капитал
пока неактивен в освоении этого российского
рынка. В то же время в перспективе ситуация
может измениться. Что же касается отечественного
страхования, то оно, в его нынешнем не
сложившимся виде, может быть подорвано
конкуренцией по правилам ВТО. В целом
возможные выгоды и потери от присоединения
к ВТО в сфере услуг сбалансируются, и
ситуация на рынке будет зависеть от того,
как быстро обретут конкурентоспособность
отечественные провайдеры.
3.3
Перспективы развития
российской экономики
С учетом всего сказанного присоединение к ВТО в конкретном плане способно оказать на отечественную экономику и внешнеэкономические связи заметное воздействие по следующим направлениям:
1) содействие экспорту, прежде всего промышленному, на зарубежных рынках;
2) дозированное открытие отечественного рынка для иностранной конкуренции;
3)
установление определенных
4)
приведение российского
Расширение экспорта и создание для него более благоприятных торгово-политических условий на внешних рынках с самого начала, было, главной уставной целью ГАТТ/ВТО, равно как и основным магнитом для присоединения к нему все новых и новых государств, которых насчитывается уже 150. Свои надежды с ВТО связывают и российские экспортеры. Однако эффект от присоединения России к этой организации в области экспорта будет хотя и положительным, но, скорее, отсроченным во времени.
Дело в том, что через существующие двусторонние торговые договоры Россия уже имеет на рынках подавляющего большинства стран членов ВТО принцип наибольшего благоприятствования для своих товаров, то есть пользуется таким же режимом для экспорта, который действует внутри самой Организации. Поэтому, по имеющимся оценкам, наш ценовой экспортный выигрыш от присоединения к ВТО для начала не превысит 0 5-1.5% [15]. Однако в ВТО этот благоприятный уровень пошлин будет базироваться уже не на десятках разрозненных торговых соглашений (которые не гарантируют нас от одностороннего повышения пошлин партнерами), а на одном и универсальном международном договоре и станет юридически связанным при крайнем затруднении его повышения другими странами без консультаций с нами (и компенсации).
Более того, если сейчас все эти тарифные уступки, опосредованно доступные и для нас, уторговываются без нашего участия и вовсе не обязательно отражают специфические интересы России, то при членстве мы сможем уже прямо и непосредственно участвовать в выработке всех правил международной торговли и, следовательно, целевым образом предоставлять и отстаивать в ВТО именно свои интересы.
То же членство облегчит и борьбу с дискриминацией российских товаров на мировых рынках. ВТО не знает понятия "нерыночная экономика", на основании которого к России долгое время применялись волюнтаристские санкции, в том числе антидемпинговые, и уже само присоединение к Организации дает нам право требовать пересмотра 122 ныне применяемых против российских товаров антидемпинговых процедур (хотя каждую из них придется оспаривать отдельно). В сложных случаях к услугам страны будет и существующий при ВТО авторитетный механизм разрешения торговых споров.
Наконец,
принципиально новая и
Позитивными для отечественной экономики следует признать и входящие в тексты ВТО соглашения ТРИМС (по торговым аспектам инвестиционных мер) и ТРИПС (по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Первое регулирует ряд аспектов международного движения капиталов, унифицировано заменяя положения двусторонних соглашений России о защите и поощрении инвестиций, и распространяет эти режимы еще более чем на 80 стран ВТО, с которыми у России таких соглашений пока нет. Второе трактует права интеллектуальной собственности еще и как элемент торговых отношений, дополняет существующий национальный режим ее защиты, принципом наибольшего благоприятствования, позволяя таким образом распространять на Россию любые преимущества в этой сфере предоставляемые друг другу другими членами BTO, в том числе и теми, с которыми наша страна пока не связана соответствующими двусторонними договорами или специализированными международными конвенциями.
При
переговорах удалось сохранить
право России на применение экспортных
пошлин (а это 20% доходов бюджета
и возврат государству
Конечно, проблема заключается в том, как скоро и в каком объеме российская промышленность сможет воспользоваться всеми этими льготами. Подавляющее большинство тарифных уступок в ВТО относится к готовой, в том числе наукоемкой, продукции, тогда как российский экспорт продолжает деиндустриализироваться, и на рынках вне СНГ (то есть в зоне ВТО) доля готовых изделий сократилась в нем за последние десять лет с 56 до 40%, в том числе машин и оборудования - с 10.2 до 5.5%, а в мировом наукоемком экспорте (кроме спецтехники, на которую правила ВТО не распространяются) наша доля составляет всего около 0.3% [11].
Однако было бы неверно рисовать ситуацию в нашем экспорте лишь в черном свете. Возрождение национальной экономики сопровождается ее модернизацией и появлением новых товаров, в том числе для экспорта. Страна взяла курс на инновационное развитие. На место прежней безбрежной советской производственной специализации идет постсоветская, сосредоточивающаяся на избранных ударных направлениях. Своеобразной матрицей намерений здесь является федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007-2011 гг., разработанная Минпромэнерго. Она сконцентрирована на разработке и освоении критически важных технологий в гражданском секторе экономики.
В части экспорта присоединение России к ВТО можно рассматривать еще и как инвестицию в будущее, которое в торгово-политическом плане всегда нужно готовить заранее.
Риск открытия внутреннего рынка. Этот аспект присоединения России к ВТО вызывает у отечественного бизнеса наибольшую тревогу.
ВТО, безусловно, усилит импортную конкуренцию на российском рынке. Однако представляется, что подобная тревога во многом вызвана, во-первых, отсутствием у промышленности достаточной информации о ходе и результатах переговоров (что трансформируется в оценку присоединения к ВТО как еще одного чисто политического решения в духе скомпрометировавшей себя шоковой терапии), а во-вторых, оценкой существующего механизма защиты нашего внутреннего рынка, хотя именно в рамках ВТО он претерпит самые существенные изменения.
В особом положении в ВТО окажется наш агробизнес, где конкуренция с импортом идет на фоне не столько тарифов, сколько сравнительных уровней госсубсидирования продукции, и здесь мы уступаем основным мировым сельхозэкспортерам в разы.
Наконец, определенные трудности нам может создать и соглашение ТРИМС, запрещающее фиксировать в рамках инвестиционных проектов с участием иностранного капитала какие-либо обязательства по закупке для них местной продукции или же балансирование экспорта и импорта на их базе. Такие оговорки практикуются Россией в ряде соглашений по СРП и в автостроении, и от них придется отказаться.
В целом же в рамках ВТО новый российский протекционизм становится цивилизованным, избирательным и дозированным, совмещая меры защиты внутреннего рынка страны и поощрения на нем разумной конкуренции. Именно так строили свою промышленную политику и большинство стран, лидирующих в мире по темпам роста, в том числе КНР, Индия, Республика Корея, Малайзия, а ранее Франция, Италия, Япония и Испания.
Разумеется, многим отечественным производителям и такая цена за присоединение к ВТО представляется чрезмерной, однако при этом можно напомнить, что:
-
российский корпоративный
-
почему-то те же критики ВТО
не выступают против
- пока отечественный потребитель, особенно в сфере услуг, только выигрывал оттого, что зарубежные фирмы держат в своих руках 43% российского рынка связи и 49% аудита, маркетинга и менеджмента [5] Наоборот, за ограничениями, частично сохраненными и при вступлении в ВТО, он все еще лишен современных банковских и страховых услуг и остается в статусе заложника наших финансистов, которым не доверяет. Не случайно государство в этих сферах идет подчас на варианты "ВТО плюс", то есть дополняет либерализацию наших секторов услуг по ГАТС собственными мерами и, например, с 1 июля 2007 г. ЦБ России увеличил минимум уставного капитала для российских банков до уровня, который сократит их число наполовину.
Реакция отечественного бизнеса. Основными направлениями такой реакции являются пересмотр предприятиями хозяйственной и экспортной специализации, курс на укрупнение, концентрацию и централизацию, создание холдингов производителей, в том числе с участием государства, альянсы с иностранным капиталом, укрепление сбытовой сети, включая зарубежную, упрочение финансовой базы и, наконец, экспорт капитала.
Но научиться
плавать можно, только войдя в
воду, и ВТО как раз и создает
для этого благоприятную
Если в производстве и
Информация о работе Россия и ВТО современное состояние и перспективы