Россия и ВТО современное состояние и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.
3) рассмотреть основные отрасли экономии, оценить степень влияния ВТО на их дальнейшее развитие, и развитее экономики в целом.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы формирования ВТО…………………………………..6
1.1 История создания ВТО……………………………………………………….6
1.2 Структура ВТО………………………………………………………………..8
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО………………………………..10
2 Россия на пути к ВТО…………………………………………………………13
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО……………………………...13
2.2 Основные этапы переговоров……………………………………………….16
2.3 Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………..18
3 Результаты и перспективы присоединения России к ВТО………………….19
3.1 Современный этап развития отношений России и ВТО…………………..19
3.2 Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики …..20
3.3 Перспективы развития российской экономики……………………………23
Заключение ……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………...…………………31

Файлы: 1 файл

ВТО и Россия современное состояние и перспективы.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

     Правительство Российской Федерации четко сформулировало и обнародовало конкретные цели вступления страны во Всемирную Торговую Организацию. Предполагается, что с помощью членства в ВТО удастся получить следующие преимущества, актуальность и важность которых признается также многими экспертами, представителями бизнеса и неправительственных организаций в ходе дискуссий, проходящих в стране, в том числе в рамках данного проекта:

         - получение лучших  недискриминационных  условий для доступа российской  продукции на иностранные рынки; 

     В настоящий период страна регулярно  подвергается дискриминации на внешнем рынке. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, сейчас против российских товаров действует 83 антидемпинговые меры. Причем около 60% ограничений приходится на металлопродукцию и около 25% - на химическую продукцию. Ежегодный экономический ущерб от этих действий составляет около 2,5 млрд. долларов. При этом страдают как российские предприятия, теряющие рынки сбыта, так и федеральный бюджет, недополучающий налоги. Несмотря на то, что Министерство экономического развития России работает над тем, чтобы отменить или не допустить введение ограничительных мер против российского экспорта, сохраненные в результате этих действий суммы незначительны по сравнению с общими потерями. Борьба российского правительства против дискриминации российских производителей облегчилась после того, как США, ЕС и некоторые другие страны признали Россию страной с рыночной экономикой. Однако, по мнению российского правительства, кардинально изменить ситуацию может лишь присоединение России к ВТО.

     - расширение возможностей для  российских инвесторов в странах-членах  ВТО, в частности, в банковской  сфере;

     Российский  бизнес заинтересован в расширении своей деятельности на внешних рынках, в создании новых ниш в мировой  экономике. Существуют надежды, что вступление России в ВТО создаст предпосылки для более успешной реализации этой задачи.

     - доступ к международному механизму  разрешения торговых споров;

     Россия, не являясь членом ВТО, не может оспаривать несправедливые действия со стороны других стран в специальном органе по разрешению споров ВТО. Между тем, практика показывает, что даже слаборазвитые страны могут успешно оспаривать в ВТО действия, предпринятые более сильными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.

     - создание более благоприятного  климата для иностранных инвестиций  в результате приведения законодательной  системы в соответствие с нормами  ВТО; 

     Вступление  в ВТО потребует проработки ряда законов, защищающих права инвесторов и права интеллектуальной собственности, а также приводящих технические нормы и стандарты в соответствие с международными, что должно обеспечить иностранным инвесторам гарантии против дискриминации со стороны властей, тем самым резко улучшив инвестиционную активность страны в целом. В создании благоприятного делового климата заинтересован и российский бизнес.

     - создание условий для повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции в результате  увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

     Вступление  в ВТО может предоставить российским предприятиям возможности и стимулы  для повышения производительности. Кроме того, открытие рынка выгодно  для населения, потому что может  произойти удешевление товаров и услуг потребительской корзины, улучшение их ассортимента в результате возросшей конкуренции со стороны импорта. Импортные товары подешевеют, так как несколько уменьшатся ввозные пошлины, а поступление товаров на российский рынок станет проще. Упростятся таможенные процедуры и процедуры по стандартизации и сертификации, существенно удорожающие товары в настоящее время товары. Подешевеют и российские товары, поскольку в противном случае они рискуют оказаться неконкурентоспособными. В результате потребители получают возможность купить больше товаров более высокого качества за меньшую цену. В связи с этим часто приводится пример улучшения качества и ассортимента отечественной мясомолочной продукции, которое наблюдается в последние годы, которое произошло под влиянием роста возросшей конкуренции.

     То  же самое относится и к рынку  услуг, которыми пользуется население, например, банковских, страховых. Их тоже станет больше в результате присоединения  к ВТО, и их качество будет выше.

     - вступление России в ВТО позволяет привлечь иностранный капитал в страну;

     Предприятия и регионы, способные решить проблемы корпоративного управления и защиты прав собственности инвесторов, могут  получить значительные инвестиции. Горизонтальные инвестиции (направлены на удовлетворение внутреннего спроса) могут поступить во внутренние регионы с большой концентрацией населения. Вертикальные инвестиции (предполагающие реэкспорт произведенной продукции и достаточно часто использование импортных комплектующих) – в приграничные районы с квалифицированной рабочей силой.

     - участие в выработке правил  международной торговли с учетом  своих национальных интересов;

     В рамках ВТО согласуются все основные вопросы, связанные с режимом  международной торговли товарами и  услугами. Доля членов этой организации в мировой торговли приближается к 100%.

     В настоящее время в рамках ВТО  ведутся переговоры в рамках раунда торговых переговоров Доха. Среди  основных направлений переговорного  процесса - темы, которые представляют интерес и для России, в частности, правила ВТО, механизмы разрешения споров, сельское хозяйство, услуги, доступ на рынки несельскохозяйственных товаров, торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность, торговля и окружающая среда и другие важные вопросы. В случае присоединения к ВТО, Россия получит возможность полноценно участвовать в этих переговорах и влиять на их исход. Если страна вступит в ВТО после завершения текущего раунда переговорного процесса Дохе, ей придется столкнуться с целым набором «дополнительных» правил.

     - улучшение имиджа России в  мире как полноправного участника  международной торговли;

     Россия  является членом «Большой восьмерки», Совета Безопасности ООН, активно участвует  в работе учреждений и региональных комиссий ООН, входит в международные  финансовые организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк и другие уважаемые международные организаций. То, что Россия до сих пор остается за пределами ВТО, выглядит аномально и может вызвать скептическое отношение у иностранных инвесторов. Стране было бы выгодно иметь право голоса и в этой организации.

     Вступление  в ВТО могло бы способствовать реформам, проводимым в стране, помогать успешно решать задачи структурной  и технологической модернизации экономики.

     Кроме того, в дискуссиях выдвигались и дополнительные аргументы в пользу вступления России в ВТО.

     Экономический рост, который можно ожидать в качестве результата, получаемого от вступления России в ВТО, может иметь позитивное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.

     Оздоровление экономики является необходимым условием улучшения состояния окружающей здоровья населения. Улучшение экономической ситуации может способствовать перемещению центра принимаемых решений из области краткосрочных задач в направлении устойчивого развития. Однако это является необходимым, но недостаточным условием решения экологических проблем. Необходима продуманная государственная политика, направленная на решение проблем окружающей среды, интеграцию экологических принципов в процесс развития всех отраслей хозяйства.

     - приток иностранных инвестиций в Россию может содействовать притоку в страну экологически чистых технологий;

     Хотя  прямые зарубежные инвестиции могут  оказывать благотворное или же вредное  воздействие на состояние окружающей среды или то и другое влияние одновременно, есть убедительные данные о том, что крупные международные компании используют, в целом, более «чистые» технологические процессы по сравнению с местными фирмами. Иностранные фирмы и транснациональные корпорации с приходом в новую страну «приносят с собой» унифицированные на международном уровне экологические производственные нормы. ТНК ориентируются на унификацию технологий, используемых на своих фирмах в разных странах, ибо дешевле дублировать уже существующую технологию, чем специально модифицировать имеющуюся технологию в каждой из стран. Корпорациям также необходимо поддерживать свой имидж перед общественностью в условиях роста озабоченности остротой экологических проблем в мире, в том числе и в России.

     - жесткие экологические нормы в международной торговле могут стать стимулом для перехода к более чистому производству;

     В наибольшей степени могут быть затронуты  такие отрасли, как нефтедобыча, нефтепереработка, добыча газа, металлургия  черная и цветная, химическая, производство минеральных удобрений, лесная, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.

     Положительное последствие состоит в том, что  появляются возможности для экологизации производства, перехода на ресурсосберегающие и более чистые технологии в России. Отдельные примеры такого воздействия уже есть в лесном секторе страны, где импортеры древесины предъявляют требования к устойчивому ведению экспортного лесного хозяйства. В условиях слабости национального экономического стимулирования внешние стимулы могут стать рычагом воздействия на предприятия - загрязнители, способствуя ISO-сертификации. Экологический менеджмент доступен для российских предприятий, независимо от их экономического положения и стоящих перед ними экологических проблем, и требует не столько существенных дополнительных затрат, сколько качественных изменений в мотивации, планировании, организации деятельности и использовании достигнутых результатов. 

     2.2 Основные этапы  переговоров 

     В середине 1992 г. Российская Федерация  получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».

     В июне 1993 г. Президент Российской Федерации  Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся  в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации. Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

     В связи с образованием 1 января 1995 г. Всемирной торговой организации, включающей Генеральное соглашение по тарифам и торговле в качестве своей составной части, в декабре 1994 г. бывший Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Д. Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО). В апреле 1995 г. в Государственной думе были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО, итоги обсуждения получили одобрение законодательного органа. В целях координации деятельности по присоединению в 1993 г. Была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997 г. в Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. В состав Правительственной Комиссии по ВТО в настоящее время входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций Российской 
Федерации. Координирует деятельность Комиссии Министерство экономического развития и торговли.

     В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в  этой влиятельной международной  организации. В соответствии с установленной процедурой первый, т. е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России  к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя.

Информация о работе Россия и ВТО современное состояние и перспективы