Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 16:06, курсовая работа
Цель нашей работы – показать возможности и перспективы развития российской экономики и отдельных её отраслей в условиях ВТО.
В составлении данной работы перед нами стояли следующие задачи:
1) раскрыть особенности ВТО и направления её деятельности.
2) проанализировать основные этапы переговоров России и ВТО и раскрыть основные причины, препятствующие вступлению России в ВТО.
3) рассмотреть основные отрасли экономии, оценить степень влияния ВТО на их дальнейшее развитие, и развитее экономики в целом.
Введение…………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы формирования ВТО…………………………………..6
1.1 История создания ВТО……………………………………………………….6
1.2 Структура ВТО………………………………………………………………..8
1.3 Цели, задачи и принципы построения ВТО………………………………..10
2 Россия на пути к ВТО…………………………………………………………13
2.1 Цели и задачи присоединения России к ВТО……………………………...13
2.2 Основные этапы переговоров……………………………………………….16
2.3 Поддержка России по присоединению к ВТО……………………………..18
3 Результаты и перспективы присоединения России к ВТО………………….19
3.1 Современный этап развития отношений России и ВТО…………………..19
3.2 Последствия вступления в ВТО для отдельных отраслей экономики …..20
3.3 Перспективы развития российской экономики……………………………23
Заключение ……………………………………………………………………...28
Список использованных источников………………………...…………………31
Правительство Российской Федерации четко сформулировало и обнародовало конкретные цели вступления страны во Всемирную Торговую Организацию. Предполагается, что с помощью членства в ВТО удастся получить следующие преимущества, актуальность и важность которых признается также многими экспертами, представителями бизнеса и неправительственных организаций в ходе дискуссий, проходящих в стране, в том числе в рамках данного проекта:
- получение лучших недискриминационных
условий для доступа
В настоящий период страна регулярно подвергается дискриминации на внешнем рынке. По данным Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, сейчас против российских товаров действует 83 антидемпинговые меры. Причем около 60% ограничений приходится на металлопродукцию и около 25% - на химическую продукцию. Ежегодный экономический ущерб от этих действий составляет около 2,5 млрд. долларов. При этом страдают как российские предприятия, теряющие рынки сбыта, так и федеральный бюджет, недополучающий налоги. Несмотря на то, что Министерство экономического развития России работает над тем, чтобы отменить или не допустить введение ограничительных мер против российского экспорта, сохраненные в результате этих действий суммы незначительны по сравнению с общими потерями. Борьба российского правительства против дискриминации российских производителей облегчилась после того, как США, ЕС и некоторые другие страны признали Россию страной с рыночной экономикой. Однако, по мнению российского правительства, кардинально изменить ситуацию может лишь присоединение России к ВТО.
-
расширение возможностей для
российских инвесторов в
Российский бизнес заинтересован в расширении своей деятельности на внешних рынках, в создании новых ниш в мировой экономике. Существуют надежды, что вступление России в ВТО создаст предпосылки для более успешной реализации этой задачи.
-
доступ к международному
Россия, не являясь членом ВТО, не может оспаривать несправедливые действия со стороны других стран в специальном органе по разрешению споров ВТО. Между тем, практика показывает, что даже слаборазвитые страны могут успешно оспаривать в ВТО действия, предпринятые более сильными государствами. Вне данной системы эти страны были бы бессильны в своих действиях против более влиятельных торговых партнеров.
-
создание более благоприятного
климата для иностранных
Вступление в ВТО потребует проработки ряда законов, защищающих права инвесторов и права интеллектуальной собственности, а также приводящих технические нормы и стандарты в соответствие с международными, что должно обеспечить иностранным инвесторам гарантии против дискриминации со стороны властей, тем самым резко улучшив инвестиционную активность страны в целом. В создании благоприятного делового климата заинтересован и российский бизнес.
-
создание условий для
Вступление
в ВТО может предоставить российским
предприятиям возможности и стимулы
для повышения
То же самое относится и к рынку услуг, которыми пользуется население, например, банковских, страховых. Их тоже станет больше в результате присоединения к ВТО, и их качество будет выше.
- вступление России в ВТО позволяет привлечь иностранный капитал в страну;
Предприятия и регионы, способные решить проблемы корпоративного управления и защиты прав собственности инвесторов, могут получить значительные инвестиции. Горизонтальные инвестиции (направлены на удовлетворение внутреннего спроса) могут поступить во внутренние регионы с большой концентрацией населения. Вертикальные инвестиции (предполагающие реэкспорт произведенной продукции и достаточно часто использование импортных комплектующих) – в приграничные районы с квалифицированной рабочей силой.
-
участие в выработке правил
международной торговли с
В рамках ВТО согласуются все основные вопросы, связанные с режимом международной торговли товарами и услугами. Доля членов этой организации в мировой торговли приближается к 100%.
В настоящее время в рамках ВТО ведутся переговоры в рамках раунда торговых переговоров Доха. Среди основных направлений переговорного процесса - темы, которые представляют интерес и для России, в частности, правила ВТО, механизмы разрешения споров, сельское хозяйство, услуги, доступ на рынки несельскохозяйственных товаров, торговые аспекты прав на интеллектуальную собственность, торговля и окружающая среда и другие важные вопросы. В случае присоединения к ВТО, Россия получит возможность полноценно участвовать в этих переговорах и влиять на их исход. Если страна вступит в ВТО после завершения текущего раунда переговорного процесса Дохе, ей придется столкнуться с целым набором «дополнительных» правил.
-
улучшение имиджа России в
мире как полноправного
Россия является членом «Большой восьмерки», Совета Безопасности ООН, активно участвует в работе учреждений и региональных комиссий ООН, входит в международные финансовые организации, такие как Международный валютный фонд и Всемирный банк и другие уважаемые международные организаций. То, что Россия до сих пор остается за пределами ВТО, выглядит аномально и может вызвать скептическое отношение у иностранных инвесторов. Стране было бы выгодно иметь право голоса и в этой организации.
Вступление в ВТО могло бы способствовать реформам, проводимым в стране, помогать успешно решать задачи структурной и технологической модернизации экономики.
Кроме того, в дискуссиях выдвигались и дополнительные аргументы в пользу вступления России в ВТО.
Экономический рост, который можно ожидать в качестве результата, получаемого от вступления России в ВТО, может иметь позитивное влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения.
Оздоровление экономики является необходимым условием улучшения состояния окружающей здоровья населения. Улучшение экономической ситуации может способствовать перемещению центра принимаемых решений из области краткосрочных задач в направлении устойчивого развития. Однако это является необходимым, но недостаточным условием решения экологических проблем. Необходима продуманная государственная политика, направленная на решение проблем окружающей среды, интеграцию экологических принципов в процесс развития всех отраслей хозяйства.
- приток иностранных инвестиций в Россию может содействовать притоку в страну экологически чистых технологий;
Хотя прямые зарубежные инвестиции могут оказывать благотворное или же вредное воздействие на состояние окружающей среды или то и другое влияние одновременно, есть убедительные данные о том, что крупные международные компании используют, в целом, более «чистые» технологические процессы по сравнению с местными фирмами. Иностранные фирмы и транснациональные корпорации с приходом в новую страну «приносят с собой» унифицированные на международном уровне экологические производственные нормы. ТНК ориентируются на унификацию технологий, используемых на своих фирмах в разных странах, ибо дешевле дублировать уже существующую технологию, чем специально модифицировать имеющуюся технологию в каждой из стран. Корпорациям также необходимо поддерживать свой имидж перед общественностью в условиях роста озабоченности остротой экологических проблем в мире, в том числе и в России.
- жесткие экологические нормы в международной торговле могут стать стимулом для перехода к более чистому производству;
В наибольшей степени могут быть затронуты такие отрасли, как нефтедобыча, нефтепереработка, добыча газа, металлургия черная и цветная, химическая, производство минеральных удобрений, лесная, лесоперерабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.
Положительное
последствие состоит в том, что
появляются возможности для экологизации
производства, перехода на ресурсосберегающие
и более чистые технологии в России.
Отдельные примеры такого воздействия
уже есть в лесном секторе страны, где
импортеры древесины предъявляют требования
к устойчивому ведению экспортного лесного
хозяйства. В условиях слабости национального
экономического стимулирования внешние
стимулы могут стать рычагом воздействия
на предприятия - загрязнители, способствуя
ISO-сертификации. Экологический менеджмент
доступен для российских предприятий,
независимо от их экономического положения
и стоящих перед ними экологических проблем,
и требует не столько существенных дополнительных
затрат, сколько качественных изменений
в мотивации, планировании, организации
деятельности и использовании достигнутых
результатов.
2.2
Основные этапы
переговоров
В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992 г. № 328 «О развитии отношений между Российской Федерации и Генеральным соглашением по тарифам и торговле».
В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин вручил А. Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации. Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994 г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.
В
связи с образованием 1 января 1995
г. Всемирной торговой организации,
включающей Генеральное соглашение по
тарифам и торговле в качестве своей составной
части, в декабре 1994 г. бывший Заместитель
Председателя Правительства Российской
Федерации О.Д. Давыдов передал официальное
заявление Правительства Российской Федерации
о присоединении России к Всемирной торговой
организации (ВТО). В апреле 1995 г. в Государственной
думе были проведены слушания по вопросу
присоединения России к ВТО, итоги обсуждения
получили одобрение законодательного
органа. В целях координации деятельности
по присоединению в 1993 г. Была образована
Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ.
В связи с изменением институционального
статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью
выработки консолидированной переговорной
позиции этот орган был преобразован в
1997 г. в Комиссию Правительства Российской
Федерации по вопросам ВТО. В состав Правительственной
Комиссии по ВТО в настоящее время входят
около 50 федеральных министерств, ведомств
и организаций Российской
Федерации. Координирует деятельность
Комиссии Министерство экономического
развития и торговли.
В соответствии с установленной процедурой присоединения, которая сформировалась в ГАТТ/ВТО за полвека существования, Россия начала сложный и относительно долгий путь по оформлению членства в этой влиятельной международной организации. В соответствии с установленной процедурой первый, т. е. «информационный», этап процесса присоединения проходит в рамках рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, рабочая группа по России была создана Советом представителей ГАТТ в июне 1993 г. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя.
Информация о работе Россия и ВТО современное состояние и перспективы