Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:41, реферат
Несмотря на то, что книгопечатание начало развиваться в России спустя почти столетие после изобретения Иоганна Гутенберга (первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» была выпущена в Москве в 1564 г.), наша страна быстро выдвинулась в число лидеров мирового книжного дела.
Современное состояние книжного дела России |
Несмотря
на то, что книгопечатание начало развиваться
в России спустя почти столетие после
изобретения Иоганна Гутенберга
(первая точно датированная русская
печатная книга «Апостол» была выпущена
в Москве в 1564 г.), наша страна быстро
выдвинулась в число лидеров мирового
книжного дела. Уже в начале XX столетия
она занимала второе место в мире, уступая
только Германии и опережая другие страны. Современная издательская система сложилась в стране в последнее десятилетие прошлого века. На ее структуру и особенности функционирования оказали большое влияние самые различные внутренние и внешние факторы, важнейшим из которых является изменение социально-политических условий развития общества на основе демократизации различных сфер его жизнедеятельности. Правовой основой становления новой издательской системы стали важнейшие положения Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», принятого парламентом России в декабре 1991 г. и заменившего Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации» (1990 г.), который утратил свою силу после распада Советского Союза. Демократизация сферы массовой информации и книгоиздания проходила на фоне неизбежно связанных с ней экономических процессов, обеспечивших переход на рельсы рыночной экономики, когда издательства, формировавшиеся в этих условиях, сразу становились самостоятельными хозяйствующими субъектами нарождающегося книжного рынка. Плюрализм форм собственности в книгоиздательском секторе экономики привел не только к активизации товарно-денежных отношений, но и к разнообразию способов и методов внутрииздательского менеджмента, к широкому использованию маркетинга и других хозяйственных механизмов рыночного плана. Серьезным фактором развития издательского бизнеса в этот период стало возрастающее развитие и применение новых информационных технологий. Правовые и экономические аспекты книжного дела получили научно-технологическую основу, что позволило буквально за несколько лет проделать путь, на преодоление которого раньше понадобились бы десятилетия. Наконец, формированию новой издательской системы России в значительной степени способствовала глобализация информационного пространства, встраивание отечественного книгоиздания в мировое издательское сообщество. Это дало возможность изучать богатый международный опыт и более продуктивно использовать его в отечественной практике. В результате действия упомянутых законов значительно расширились возможности учреждения новых СМИ и издательств, в связи с чем на протяжении последнего десятилетия наблюдается постоянный рост числа издательских структур. К сегодняшнему дню количество организаций, прошедших соответствующую регистрацию, достигло почти 20 тысяч. Это вполне сравнимо с издательскими системами ведущих книгоиздающих стран мира. Однако для России это факт беспрецедентный, никогда в прошлом места не имевший в силу того, что осуществление постоянного тотального государственного, церковного, а впоследствии — партийного (КПСС) контроля за духовной жизнью общества и его отдельных слоев вела к стремлению иметь закрытую систему идеологических организаций, в том числе и книжного дела. Конечно, как и в других странах, не все зарегистрированные издательские структуры одинаково активно участвуют в книгоиздательском бизнесе. Если принять в качестве критерия включения той или иной организации в издательскую систему выполнение ею требований Федерального закона «Об обязательном экземпляре документов» о представлении в Российскую книжную палату установленного числа обязательных экземпляров каждого выходящего издания, то получается, что активную деятельность на книжном рынке страны ежегодно ведет 5—6 тыс. издательств. Если учесть, что до недавнего времени в Российской Федерации в составе СССР функционировало немногим более 100 издательств, то можно утверждать, что число реально действующих издательских структур на территории страны за 10 с небольшим лет возросло многократно. Серьезно изменилась топография их размещения. Количество городов, в которых сегодня работают те или иные книгоиздательские структуры, насчитывает более 300, причем во многих из них функционируют несколько десятков издающих организаций. Вместе с тем следует указать, что подавляющую часть всего этого обилия издательских организаций составляют средние и, преимущественно, мелкие предприятия, что, вообще говоря, является отражением более общей тенденции развития современного предпринимательства, касающейся не только книжного дела и не только нашей страны. Во всем мире совершается переход от массового маркетинга, ориентированного на гомогенизацию спроса, к групповому и от него — к индивидуальному, что в книгоиздании, например, находит воплощение в технологиях типа book-on-demand (изготовление книг по требованию). При этом нужно иметь в виду, однако, что наряду с ростом числа небольших издательств и их постоянной ротацией отчетливо проявляется противоположная этому тенденция концентрации книгопроизводства в нескольких крупных структурах, определяющих главные направления книжного бизнеса. В руках нескольких десятков издательских домов сегодня сконцентрированы основные массивы книгопроизводства и, естественно, книгораспространения, причем удельный вес их как в ассортименте, так и в тиражах постоянно растет. По названиям он превышает 30%, а по тиражу составляет более двух третей всей книжной продукции. Например, по официальным данным, суммарный тираж книг и брошюр, выпускаемых всего пятью издательствами, — АСТ, «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» и «Эксмо-Пресс» — составляет около трети общего тиража по стране. Если добавить к ним еще семь издательских домов («Росмэн», «ИНФРА-М», «Фламинго», «Вагриус», «Панорама», «Радуга», «Рипол Классик»), то на долю этой дюжины придется почти половина всех выпускаемых в стране книг. В развитии современной издательской системы России отчетливо прослеживается давняя тенденция, которая унаследована от дореволюционного прошлого. Несмотря на негативный характер, который она носит, преодолеть ее до сих пор не удается. Речь идет о тяготении всего книжного бизнеса к центральным районам России и высокой концентрации здесь издательской предпринимательской активности. Доля издательств, расположенных в Центральном и Северо-Западном федеральных округах (преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге), в общем объеме книгопроизводства в России составила в 2002 г. около 75 % по числу названий, а по тиражам выпускаемых книг и брошюр превзошла 90%. Понятно, что подобное положение тормозит функционирование книжного рынка, затрудняет эффективное обеспечение населения книгами, а также сдерживает развитие регионального книгоиздания, в том числе выпуска книг на языках народов России. Как уже говорилось, действующая сегодня в России издательская система с самого начала формировалась как рыночная, ориентированная главным образом на то, что равноправными ее участниками являются самостоятельные хозяйствующие субъекты, действующие на основе единых правил, определяемых гражданско-правовым законодательством. Это коренным образом отличает ее от издательской системы советского периода, которая базировалась на административно-командном ресурсе и в которой само издательство было преимущественно идеологическим институтом, выполнявшим партийно-государственный заказ по выпуску определенного информационного продукта с заданными свойствами воздействия на потенциального читателя и ожидаемой обратной реакцией. Проблемы реализации этой продукции государство брало на себя, предоставляя соответствующие оборотные средства государственному же книготоргу для централизованной скупки и последующего распространения выходящей литературы. В этих условиях и сама издательская система была ничем иным как государственным образованием. Огосударствление книгоиздания, начавшееся еще в конце 20-х годов прошлого столетия, привело к концу века к установлению тотального партийно-государственного управления и контроля за деятельностью всего издательского дела в стране. Поэтому важнейшей составной частью реформирования книгоиздания на демократической, рыночной основе стало разгосударствление ее, то есть трансформация из полностью государственной в преимущественно негосударственную. В настоящее время именно негосударственные структуры составляют основу издательской системы страны. На долю государственных издательств в 2002 г. приходилось лишь около 3% выпуска книг и брошюр по числу названий (не считая ведомственной, нерыночной печатной продукции) и немногим более 10% суммарного тиража. При этом следует учесть, что подавляющее большинство из этих книг приходится на учебники, выпускаемые государственным издательством «Просвещение». Статистические данные свидетельствуют о значительных преимуществах, которые присущи новой издательской системе России. По оценке специалистов, емкость книжного рынка России в настоящее время превышает 1 млрд. долларов США (розничные продажи). При этом книготорговый ассортимент, предлагаемый потенциальному покупателю, постоянно растет. Отсчет ведется с 1992 г., с того времени, когда новая издательская система современной России впервые заработала на собственной основе. К этому моменту падение книжного выпуска, начавшееся, как известно, еще в перестроечные времена, достигло своего нижнего предела — 28,7 тыс. названий, то есть было меньше дореволюционного уровня. Однако, уже со следующего года положение начало выправляться, причем в основе этого процесса лежала структурная перестройка издательского репертуара, адаптирующегося к новой, рыночной ситуации, а также эффективная государственная поддержка книгоиздания. На этой базе, несмотря на дефолт 1998 г., число названий постоянно росло и в последующие годы не только достигло докризисного уровня (примерно 50 тыс. названий), но и значительно превзошло его. Число названий, выпущенных в 2001 г., в 2,5 раза превысило показатель 1992 г. и почти на 30 % показатель 1977 г. (55 657 названий — высшее достижение российского книгоиздания в рамках издательской системы СССР). Помощь со стороны государства средствам массовой информации, книгоиздательским структурам, развитию культуры в целом осуществляется в двух формах: в форме прямой финансовой поддержки отдельных проектов и программ и в виде различного ряда льгот и преференций налогового, таможенного и иного характера (т. н. косвенная поддержка). В современной России активно используется оба упомянутых вида. Так, в соответствии с «Федеральной целевой программой поддержки полиграфии и книгоиздания России», утвержденной Правительством РФ, в 1996—2001 гг., на поддержку 2,5 тыс. социальнозначимых изданий было выделено и израсходовано около 300 млн. руб. (примерно 10 млн. долларов США). С 2002 г. начала действовать подпрограмма «Поддержка полиграфии и книгоиздания России (2002—2005 гг.)» как часть федеральной целевой программы «Культура России». Косвенная поддержка издательствам осуществляется на основе Федерального Закона «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (1995 г.). Законом предусмотрен ряд льгот по налоговому, таможенному, валютному и иным видам финансового и хозяйственного регулирования редакционной, издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Важнейшей из перечисленных мер было освобождение указанных видов деятельности от налога на добавленную стоимость, что в совокупности явилось мощным стимулом роста книгопроизводства и сыграло главенствующую роль в том, что издателям удалось избежать катастрофических последствий дефолта 1998 г. В то же время введение налога на добавленную стоимость в 2002 г. (хотя и вдвое сниженного по сравнению с НДС на другие товары) оказало негативное воздействие на динамику процессов, происходящих в российском книгоиздании. Темпы роста количественных показателей, характеризующих выпуск книг и брошюр в 2002 г., были ниже тех, которые были получены в предыдущем 2001 г.: по числу названий 99,2 % (2001г. — 70332) по тиражу 109,0 % (2001 г.— 542,3 млн. экз.) по объему печатной массы 114,7 % (2001 г.— 7,7 млрд. листов-оттисков) Оценивая эти итоги, следует прежде всего отметить, что впервые за последние десять лет в 2002 г. произошло снижение числа названий выпущенных книг и брошюр. И хотя абсолютное снижение составило всего около 600 названий (0,8%) и, вообще говоря, находится в пределах статистической погрешности, тем не менее этот факт заслуживает особого внимания. Во-первых, потому, что число названий является универсальным международным показателем развития книгоиздательского дела в стране. Именно по этому показателю определяется рейтинг ведущих книгоиздающих стран мира. Во-вторых, потому, что это свидетельствует о некотором снижении темпов роста книгопроизводства в РФ. В последние годы число названий росло чрезвычайно быстро: в 2000 г. по сравнению с 1999 г. число выпущенных изданий увеличилось почти на 25 %, в 2001 г. по сравнению с 2000 г. — на 18 % и достигло рекордно высокого уровня за всю историю российского книгоиздания. В-третьих, падение роста числа названий оказало влияние и на динамику других показателей. Так, тираж выпущенных изданий в 2002 г. хотя и увеличился по сравнению с предыдущим годом, однако темп роста его был ниже, чем в 2001 г., когда он составил 15 с лишним процентов. Анализ итогов 2002г. показывает, что, с одной стороны, новая система российского книгоиздания, сложившаяся в постсоветские годы, постепенно приобретает новые интегративные качества, позволяющие сохранить равновесие и избежать срывов и падений даже в сложных ситуациях. Но, с другой стороны, обеспечить необходимую динамику книжного выпуска, особенно в области социальнозначимых видов литературы, в современных условиях можно только при осуществлении надежной и эффективной государственной поддержки как средства повышения доступности книги для более широких слоев населения, что будет содействовать развитию чтения, повышению роли книги в информационном обществе и, естественно, активизации книжного рынка. Если говорить о структуре выпускаемых книг и брошюр, то следовало бы отметить уравновешенность, сбалансированность репертуара российского книгоиздания последних лет, постоянный рост доли общественнозначимых изданий, что лишает скептиков оснований для утверждения о засилии в издательском ассортименте масскультурного чтива. Российское книгоиздание традиционно является многонациональным. Например, в 2002 г. книги и брошюры выпускались на 85 языках, в том числе на языках народов, населяющих Российскую Федерацию, народов стран Содружества независимых государств (СНГ), на основных мировых языках. Значительных объемов достигает также выпуск переводной литературы. В 2003 году Россия участвует в Международной книжной ярмарке во Франкфурте в качестве страны — почетного гостя. К этому знаменательному событию в книжном мире российское книгоиздание приходит с достойными результатами: ожидается, что книжный выпуск к концу года вырастает до 73-75 тыс. названий при суммарном тираже, близком к 600 млн. экземпляров.
История книги тесно связана с историей изобразительного искусства и графики, т.к. именно художникам принадлежала видная роль в создании рукописных книг. Они были творцами и шрифта, и украшений, и рисунков. Художник, средствами изобразительного искусства, воплощает идейно-художественный замысел, создает художественно-декоративный облик книги. Он должен не только знать шрифты и уметь использовать их, но также уметь их видоизменять, создавать новые – соответствующие его замыслу, стилю книги, характеру литературного произведения. Работая над иллюстрацией, художник должен четко представлять себе, как она будет сочетаться с полосой набора на соседней странице, каким будет разворот книги. В настоящее время существуют различные виды литературы и различные типы книг, назначение и круг читателей которых определяет тираж, формат, степень и характер оформления. Художественная литература – самый большой раздел в книгоиздательстве, она тесно связана с изобразительным искусством, поэтому хорошо оформляется и иллюстрируется. Книги для детей славятся богатством оформления, большими форматами, четким, легким для чтения шрифтом. Политическая литература, как правило, оформляется в простых и строгих тонах, где в качестве иллюстративного материала не редко выступают фотографии. Научно-техническая литература (учебники и словари) оформлена скромно, если не сказать скупо. Специальные издания составляют особую группу, которая называется - библиофильской. Оформление и иллюстрирование таких изданий поручается лучшим мастерам. Используются редкие и дорогие материалы, которые не применяются для массовых изданий. Книга состоит из таких элементов как: Обложка – художественное решение покрытия книги, в которой заключен книжный блок. Решение обложки должно быть условно-декоративным, ясным, придавать книге красивый внешний вид, но в то же время давать точную характеристику книги, раскрывать ее основной смысл, стиль и образный строй. На обложке должны быть шрифтовые элементы, отражающие основные заголовочные данные. Титульный лист – правая половина первого разворота книги. Титул содержит более сложные шрифтовые элементы, поясняющие заголовочные и издательские данные. Если на левой странице первого разворота помещается иллюстрация, или печатается портрет автора, такая страница называется фронтисписом. Рисунок на титуле применяется сравнительно редко и имеет больше декоративное значение. Шмуцтитулами называются отдельные листы, которыми открываются части, разделы книги. На шмуцтитуле помещается заголовок и несложный орнаментальный мотив или рисунок. Суперобложкой называется художественно решенное бумажное покрытие книги поверх обложки. Главная задача – привлечь внимание к книге и на некоторое время предохранить обложку от повреждения. Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие литературный текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения. Заставка – небольшая композиция орнаментального характера или в виде рисунка, открывающего какой-нибудь раздел текста. Концовка – небольшой рисунок или орнаментальный мотив, завершающий последнюю страницу какого-либо раздела или всей книги. Инициал – начальная буква в тексте книги, созданные художником. Спуском или спусковой полосой – называют первую страницу текста книги, обычно украшенную заставкой или буквицей. В России первые рукописные книги с изображениями появились в 10в. Широкому распространению книги способствовало изобретение в середине 15 века книгопечатанья. Особенностью современной книжной графики является ее связь с полиграфией, ее зависимость от уровня и культуры труда полиграфического производства. Задачи книжной графики подразделяются: - оформление книги - внешний вид, рисованные шрифтовые элементы,
композиционное построение - иллюстрирование
книги - образное раскрытие рисунков. В графике распространены штриховые и тоновые иллюстрации. Встречаются иллюстрации, исполненные в объемно-пространственном плане и условно-плоскостной трактовке. Так же существуют свои принципы разработки светотени, объемов и перспективы, свои масштабы и приемы композиции. Вот почему обычные графические станковые произведения, если их даже уменьшить до книжных форматов не могут служить иллюстрациями и будут лишь репродукциями, вклеенными в книгу. Необходимо подчеркнуть особо выдающуюся роль торцовой гравюры на дереве в искусстве книги. Книга является одной из важнейших духовных потребностей современного человека, в ней органически сочетается труд как художника, так и издательских работников и полиграфистов. Только гармоничный труд этих людей создает полноценную книгу.
Плакат Плакат – самый массовый вид графического искусства, он выполняет задачу наглядной политической агитации и служит средством информации, рекламы и инструктажа. Первые плакаты появились в Германии в 16 веке и назывались «летучими листками». Они расходились по рукам, расклеивавшиеся на стенах, выставлявшиеся в витринах. Широко распространялись такие агитационные изображения в период буржуазных революций 17-18 веков в Англии, Франции и Голландии. Плакат призван привлекать внимание зрителя на большом расстоянии. С первого взгляда должно стать ясно, к чему он призывает, какова его цель. Именно поэтому плакаты делают относительно большого размера. Для краткости, быстрого понимания сути, а так же выразительности, в плакате очень сильно типизируются образы и широко используются обобщения, упрощаются цветовые отношения, а от второстепенных деталей и символических обозначений вообще отказываются. Текст должен быть предельно кратким и понятным, и, необходимо чтобы он органично сливался с изображением. Шрифт должен соответствовать содержанию плаката и хорошо читаться. По своему назначению плакаты делятся на несколько групп: Политический плакат – является одной из основных форм политической агитации, воплощает изобразительные средства политические задачи и лозунги Политические плакаты обычно посвящены борьбе за мир, направлены на разоблачение врагов и т.д. Информационно-рекламный плакат – решает задачи информации, рекламирует всевозможные праздники, международные события, оповещает о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях или имеет задачу ознакомления потребителей с товарами, услугами. Особыми качествами наделены театральные плакаты и кино-плакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу стиль, творческое устремления его авторов. Учебно-инструктивный плакат - пропагандирует знания, методы труда, различные правила и т.д. В отличие от других видов плаката, содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более длительного использования. Большое значение приобрели сатирические плакаты. Плакаты
создают художники, а |
Информация о работе Современное состояние книжного дела России