Повышение конкурентоспособности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – проведение анализа конкурентоспособности организации на примере ООО «Строй-Стимул» и выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности данной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методические вопросы оценки и повышения конкурентоспособности;
- разработать модель конкурентоспособности строительной компании на примере ООО «Строй-Стимул» и определить внутренние резервы ее повышения;
- предложить практический механизм повышения конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул».

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Повышение конкурентоспособности организации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Причиной довольно большого спроса на ремонтные услуги, в первую очередь, является тот факт, что большая часть офисных  помещений, арендуемых предприятиями города Новоуральска, это помещения класса «С» – типичные институтские здания в состоянии «без ремонта», требующие частичного или капитального ремонта, иногда с перепланировкой. Как правило, ремонтируют в основном офисные помещения (60 %), бюджетные организации (40 %), а также объекты торговли и сферы обслуживания (9 %). Изменений структуры спроса относительно объектов ремонта до конца текущего года не предвидится.

Сегодня на рынке  ремонтно-строительных работ города Новоуральска наблюдается быстрое увеличение ассортимента предлагаемых услуг. Если на начало 2006 года полный перечень услуг содержал более 100 позиций, то сейчас – около 300. Заказчик может выбрать то, что ему наиболее подходит и по качеству, и по стоимости. Среди предприятий Новоуральска самым востребованным видом ремонтных услуг являются штукатурные работы и наклейка обоев (96 %). Стабильность спроса на данный вид работ объясняется тем, что ремонт с применением обоев – это возможность быстрого, легкого и относительно недорого обновления помещения. Далее следуют малярные работы, отделка фасада (90 %); на третьем месте – установка перегородок, отделка стен ГВЛ и ГКЛ (35 %); затем - монтаж подвесных потолков, установка и отделка полов, установка дверей и окон (по 25 %). К числу наименее распространенных видов ремонтных услуг можно отнести монтаж сантехники, а также установку кафельных и керамических покрытий. В среднем, каждое отдельное предприятие, которое уже пользовалось услугами ремонта за последние два года, использовало не менее 3-х различных видов ремонтных услуг, а отделку стен, в этом случае, можно назвать обязательной составляющей в комплексе всех внутренних отделочных работ.

Что касается общих  затрат на ремонтно-строительные услуги, то все предприятия из числа корпоративных потребителей распределились следующим образом.

Первая группа заказчиков – это те, кому нужен  косметический или так называемый частичный ремонт: наклейка обоев, монтаж полов и т.п. Данная группа за 2 года потратила на ремонт до 100 тыс. рублей и составила 70 % от числа корпоративных потребителей ремонтных услуг.

Вторая группа – это заказчики, которым требуется  комплексная отделка эконом-класса с небольшой перепланировкой, и  общий объем затрат которых составил от 100 тыс. до 1 млн. рублей – 19,2 % предприятий.

Третья группа – заказчики, затраты на ремонт которых  составили более 1 млн. рублей – 9,5 %. Примечательно, что, в среднем, около 60 % от общей стоимости ремонтных работ предприятия тратят на отделочные материалы.

Специалисты отмечают, что сегодня уже появляются симптомы «затоваривания» рынка ремонтно-строительных услуг. Каждый месяц в прессе появляется множество совершенно новых предложений от фирм, бригад и частных лиц на подобные услуги. Однако обращаются в фирмы, занимающиеся ремонтом коммерческих помещений, лишь немногие корпоративные потребители. Обычно фирма забирает себе треть суммы от стоимости ремонтных работ. Поэтому 25% предприятий г. Новоуральска организовывало ремонт собственными силами, либо нанимало частных подрядчиков. 75% заказывали ремонт и отделку в специализированных фирмах, название которых смогли вспомнить лишь 28% корпоративных пользователей услуг ремонта.

ООО «Строй-Стимул» - это компания высококвалифицированных специалистов, которые занимаются производством общестроительных работ, ремонтами и отделкой квартир, офисов, коттеджей, торговых помещений, дорожных покрытий. Примерно 90% клиентов приходят в ООО «Строй-Стимул» повторно, и большинство новых заказчиков обращаются по рекомендациям.

Как показали данные исследования, на указанные респондентами строительные компании приходится лишь по 1% сектора корпоративных клиентов. Назовем некоторые из них: ООО «Альтаир», ООО «Аркада», СК «Миг», ООО «Полистрой», ООО «Реммедстрой», СК «Спецстройсервис», ООО «Строительство и перспективы», ЗАО «СтройАгро», ЗАО «Уралстройэкспо», ООО «Фронт ремонт», АО «Уралметаллургремонт» и др.

Всего к концу 2007 году в Новоуральске насчитывалось 22 строительные компании. Все перечисленные предприятия одинаково ориентированы на широкий спектр ремонтно-строительных услуг и на различные объемы работ. Более того, корпоративные потребители ремонтных услуг сравнительно одинаково оценивают того или иного участника рынка. По оценке корпоративных заказчиков подавляющее большинство из них лишь «частично удовлетворены» качеством выполненных работ, сроками и стоимостью. Больше всего респондентов не устраивает качество работ и предоставленные гарантии.

 

 

2.3 Анализ конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул»

 

 

Для оценки конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» сначала необходимо провести анализ его состояния. Качество анализа будет высоким при его проведении с позиций системного подхода. Его особенность – установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности оказываемых услуг, эффективности и устойчивости функционирования фирмы на рынке.

Рассмотрим  основные показатели оценки конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» (таблица 6).

 

 

Таблица 6 –  Основные показатели оценки конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» [12, с. 5]:

 

Показатели

Характеристика

1

2

                                                                       потребительские

показатель  социального назначения

соответствие совокупности ремонтно-строительных услуг массового спроса определенного назначения сложившейся структуре общественных потребностей. Обусловливает возможность с помощью этих услуг удовлетворять эти потребности в конкретных условиях потребления. Характеризует соответствие услуги структуре потребностей целевого сегмента.

функциональные  показатели

характеризуют их использование по назначению и включают показатели, определяющие выполнение основной функции, показатели универсальности, выполнения вспомогательных операций.  Показатель совершенства выполнения вспомогательных операций (транспортировки, подготовки к эксплуатации, обслуживание, ремонт) оценивает особенность услуг на этапах, сопутствующих выполнению основной функции.

надежность  в потреблении

характеризуют безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость услуг.

эргономические

устанавливают соответствие услуг любым эргономическим требованиям человека. Они характеризуют потребность клиентов в удобстве и комфорте потребления данных услуг.

безопасность  потребления

определяют  степень защиты человека от воздействия  опасных и вредных факторов и включают в себя механическую безопасность, электрическую безопасность, химическую безопасность, биологическую безопасность, пожарную безопасность и безопасность от взрывов.

                                                                     экономические

себестоимость

относится к  числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все  стороны хозяйственной деятельности ООО «Строй-Стимул», ее достижения и недостатки. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Себестоимость услуг представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость является частью стоимости услуг и показывает, во что обходится их оказание для предприятия.

оптовая цена

Оптовая цена услуг в условиях их оптовой продажи также является не менее важным показателем для  диагностики конкурентоспособности  услуг, осуществляемых ООО 

 

«Строй-Стимул». Оптовая цена обычно ниже розничной, так как при оптовой продаже меньше издержки обращения в расчете на единицу услуги.

                                                                 показатели технического уровня

технологичность

способность услуг включаться в технологическую систему с улучшением ее характеристик.

показатели  комфортабельности

производятся  в баллах.


Продолжение таблицы 6

1

2

патентно-правовой показатель

характеризует степень патентной защиты и чистоты  изделия, выражающихся в получении различного рода сертификатов.

уровень унификации

характеризуется степенью насыщенности конструкции  изделия унифицированными элементами, и оценивается коэффициентами унификации и рассчитывается как отношение  числа типоразмеров деталей в  изделии к общему числу деталей изделия (например, при строительстве домов, ремонте помещений или монтаже железобетонных конструкций).

                                                              показатели стабильности качества

уровень исполнения изделия

степень соответствия изделия требованиям ГОСТов, надежности и долговечности услуг (показателями, полученными в результате испытаний  строительных материалов).

надежность  и достоверность

характеризует сохранение основных параметров во времени.

гарантийный срок

гарантия на услуги


 

 

Перечисленные в таблице 6 показатели конкурентоспособности являются максимально возможными для ООО «Строй-Стимул».

Как известно, конкурентоспособность  товара или услуги – понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. Что касается конкурентоспособности компании ООО «Строй-Стимул», рассмотренные показатели – то же результат, который поддается анализу. Действительно, если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел компании.

Оценим конкурентоспособность ООО «Строй-Стимул» с помощью дифференциального и комплексного методов оценки, рассмотренных нами в теоретической части дипломной работы.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул» позволяет  провести  исследование  конкурентоспособности  сразу на  всем рынке данных услуг, то есть сравнить конкурентоспособность услуг с товарами всех фирм-конкурентов, представленных на данном рынке, а не относительно одного конкурента, как предлагается делать в большинстве методик; проста в применении; основывается на открытых данных, следовательно, менее затратная, чем другие применяемые сегодня методики; учитывает мнение потребителей.

Комплексный включает в себя [3, с. 165]:

а) определение критериев (требований) потребителей к товару;

б) оценка ожидаемой конкурентоспособности товара на основе критериев потребителей;

в) оценка конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы относительно фирм-конкурентов;

г) выводы о реальной конкурентоспособности товара и определение точек приложения сил для ее повышения.

Были использованы следующие источники первичной  информации: анкетный опрос, собственные практические наблюдения и подсчеты, официальные данные статистики, касающиеся рынка ремонтно-строительных услуг Новоуральска.

Перед  тем,  как  перейти  к  методике  оценки  конкурентоспособности  ООО «Строй-Стимул», необходимо определить, к какому типу товаров относится изучаемая  продукция. Предлагаем использовать типологию товаров, основанную на иерархии  потребностей А. Маслоу. Ремонтно-строительные услуги согласно представленной  типологии товаров рассматриваются как товары промышленного назначения, удовлетворяющие потребности в безопасности, удобстве существования и передвижения.

а) определение критериев (требований) потребителей к товару.

Определим критерии (требования) и их степени важности путем опроса потребителей, пользующихся услугами ООО «Строй-Стимул». Для этого в мае – июне 2008 года было проведено исследование предпочтений 100 потребителей, обратившихся в ООО «Строй-Стимул». Анкетирование проведено при помощи опросной анкеты (приложение Б). Результаты опроса приведены в таблице 7.

Оценка важности каждого критерия рассчитана как среднее арифметическое для собранного числа анкет.

Анализ данных, полученных в результате опроса 100 клиентов ООО «Строй-Стимул» свидетельствует о том, что наиболее эластичен спрос потребителей на ценовую политику, выбранную фирмой. 60% опрошенных ответили, что ценовая составляющая очень важна, 12% - важна, 28% на первое место поставили качество услуг.

 

 

Таблица 7 – Критерии, полученные в результате обработки опросных анкет [21, с. 260]

Название критерия

Степень важности в баллах (1-5)

Ценовая политика

4,7

Качество услуг

4,9

Широта предложения  услуг

4,55

Предоставление  скидок

4,5

Рекламная политика

4

Месторасположение офиса

3,8

Информация о работе Повышение конкурентоспособности организации