Повышение конкурентоспособности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:30, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – проведение анализа конкурентоспособности организации на примере ООО «Строй-Стимул» и выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности данной организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и методические вопросы оценки и повышения конкурентоспособности;
- разработать модель конкурентоспособности строительной компании на примере ООО «Строй-Стимул» и определить внутренние резервы ее повышения;
- предложить практический механизм повышения конкурентоспособности ООО «Строй-Стимул».

Файлы: 1 файл

Дипломная работа - Повышение конкурентоспособности организации.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

Шаг 3: аутсорсинг – покупка процесса у сторонней организации. Применяется в случаях, когда затраты на совершенствование процесса собственными силами или применение бенчмаркинга превышают стоимость услуг внешней организации.

Выбор стратегии  зависит от факторов [40, с. 8]:

а) структуры стратегического потенциала фирмы;

б) особенности отрасли.

Выделяют следующие факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе (рисунок 3).

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Трехшаговая стратегия достижения конкурентоспособности [39, c. 78]

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Факторы внешней среды, влияющие на успех в конкурентной борьбе [40, с. 84]

Конкурентное  преимущество товара и фирма в  целом не может быть поддержана без  постоянного совершенствования  всех составляющих «ромба». Учитывая это, каждая компания должна постоянно поддерживать на высоком уровне свой стратегический потенциал, его факторы (кадры, технологии, инвестиции в основные фонды, маркетинговые исследования и коммуникации), чтобы иметь возможность, систематически анализируя макро- и микросреды, достигать максимального конкурентного статуса, обеспечивающего длительное процветание фирмы.

В условиях конкуренции  одним из главных факторов обеспечения  конкурентоспособности организации  становиться человеческий ресурс. Развитие человеческих ресурсов происходит через обучение. Ведущие зарубежные компании затрачивают на профессиональное развитие от 2 до 10 % фонда заработной платы. Эти затраты рассматриваются как капиталовложения в потенциал своих сотрудников от которых организация ожидает отдачи в виде повышения производительности труда [35, с. 45].

Анализируя  причины высокой конкурентоспособности  фирм, экономисты пришли к выводу, что  она во многом зависит от наличия  и эффективного использования сложившихся  в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей

В настоящее  время трудно представить себе какую-либо сферу человеческой деятельности, где не существовало бы непрерывной конкурентной экономической борьбы. Значит ни один тип конкурентного преимущества (или их комплекс) не будет достаточным или долговременным, если производитель не сумеет [38, с. 50].:

  1. во-первых, защитить себя от проникновения на свой рынок соперников,
  2. во-вторых, своевременно предусмотреть изменения рыночной конъюнктуры;
  3. в-третьих, оценить свои возможности адекватно отреагировать на изменившееся состояние рынка; и, наконец, провести мероприятия подстройки внутрикорпоративных отношений под изменившиеся рыночные условия.

Таким образом, способность компании работать в  динамичной конкурентной среде при  удержании имеющихся конкурентных преимуществ, как минимум, в неизменном виде, также является фактором конкурентного  преимущества производителя, который называется конкурентоспособностью компании.

1.3 Основные методы  оценки и повышения конкурентоспособности компании

 

 

Для определения  местоположения компании на поле показателей  конкурентоспособности необходимо применять современные методы маркетинговых исследований, которые позволят с допустимой точностью определить значение конкурентных преимуществ компании на занимаемом или планируемом для захвата сегменте рынка.

Компания сама может определить свои сильные и слабые стороны, анализируя силы, которые влияют на конкуренцию в данной отрасли, и причины, лежащие в их основе.

Обеспечение конкурентоспособности  продукции на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции на должном уровне останутся благим пожеланием [27, с. 25].

Отправной момент оценки конкурентоспособности любой услуги или товара – формирование цели. Если необходимо определить положение данного товара на ряду аналогичных, то достаточно провести их прямое сравнение по главным параметрам.

При исследовании, ориентированном на оценку перспектив сбыта товара на конкретном рынке, анализ предполагает использование информации, включающей сведения об изделиях, которые выйдут на рынок, динамику спроса, предполагаемые изменения в соответствующем законодательстве и др. Однако, независимо от целей исследования, основой для оценки конкурентоспособности является изучение рыночных условий.

Исходя из вышеизложенного, рассмотрим методику оценки конкурентоспособности компании с позиции маркетинга. Она состоит из следующих 4-х этапов [36, с. 83]:

а) определение критериев (требований) потребителей к товару;

б) оценка ожидаемой конкурентоспособности товара на основе критериев потребителей;

в) оценка конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы относительно фирм-конкурентов;

г) выводы о реальной конкурентоспособности товара и определение точек приложения сил для ее повышения.

Рассмотрим  более подробно каждый из этих этапов.

Этап 1. Для определения  критериев потребителей к товару можно применить следующую методику. В соответствии с этой методикой составляется опросная анкета, которую можно представить в виде формы, приводимой в таблице 1.

 

 

Таблица 1 – Опросная анкета для выявления критериев потребителей к товару [36, с. 84]

 

Название критерия

Степень важности в баллах (1 – 5)

   
   
   

 

В таблицу записываются критерии, которые могут быть важны для потребителей. Затем проводиться опрос среди потребителей: попросить их оценить степень важности каждого из указанных критериев по пятибалльной шкале и добавить в таблицу неучтенные, на их взгляд, критерии – также вместе с оценкой их степени важности. Обработка определенного количества таких анкет-таблиц даст возможность выявить реальные критерии потребителей и расположить их в порядке убывания их степени важности, который рассчитывается как среднее арифметическое для собранного количества анкет.

Этап 2. Оценка ожидаемой  конкурентоспособности товара производится экспертами на основе анализа и сравнения конкретных значений критериев для исследуемого товара и товаров-конкурентов. Эта оценка будет тем точнее, чем лучше эксперты знают запросы потребителей сегмента рынка, на котором реализуется исследуемый товар.

Для удобства проведения данной оценки целесообразно сначала построить таблицу значений критериев для каждого из рассматриваемых товаров/услуг, расположив критерии в порядке убывания их степени важности.

Далее нужно  построить таблицу 2.

 

 

Таблица 2 – Оценка ожидаемой конкурентоспособности услуги [36, с. 84]

 

Название критерия

Степень важности (1-5

баллов)

Исследуемый товар

Товар-аналог фирмы 1

Товар-аналог фирмы 2

Товар-аналог фирмы n

 

 

экспертная оценка

(1-10 баллов)

гр.3

х

гр.4

экспертная оценка

(1-10 баллов)

гр.3 х гр.6

экспертная оценка (1-10 баллов)

гр. 3

х гр.8

 

экспертная оценка (1-10 баллов)

гр. 3

х гр.К

1

2

3

4

5

6

7

8

К

f

Итого:

 

и.т.

 

т1

 

т2

   

тn


 

В графе 1 таблицы 2 записываются критерии в порядке убывания их степени важности.

В графе 3 записываются экспертные оценки значений каждого критерия для исследуемого товара по десятибалльной шкале.

В графе 4, для каждого критерия, записывается произведение его экспертной оценки на степень важности, т.е. произведение показателей граф 4 и 5.

В графе 5 записываются экспертные оценки значений каждого критерия для товара первой конкурирующей фирмы.

В графе 6 для каждого критерия записывается произведение показателей граф 3 и 6.

В графах 7 и 8 записываются показатели, аналогичные графам 5 и 6, и т.д.

Далее рассчитываются суммарные показатели по всем внесенным в таблицу критериям для исследуемого товара и товаров-аналогов конкурирующих фирм (графы 4, 6, 8, ..., f).

Этап 3. Оценка конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы относительно фирм-конкурентов также производится экспертами.

Для осуществления  данной оценки нужно собрать информацию о фирмах-конкурентах и произвести оценку этой информации по пятибалльной шкале. Очевидно, что точность такой оценки в значительной степени обусловлена полнотой и достоверностью собранной конкурентной информации. Результаты оценки сводим в таблицу 3. В графе 2 таблицы 3, как показано, записываются факторы конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы.

Каждую из функций  для повышения точности оценки целесообразно представить более детально, разбив ее на составляющие. Тогда показатель, характеризующий функцию, будет равен сумме показателей, ее составляющих.

В графе 2 и последующих графах записываются экспертные оценки факторов конкурентоспособности для исследуемой фирмы и фирм-конкурентов, и затем рассчитываются суммарные показатели, характеризующие маркетинговую деятельность каждой фирмы.

Таблица дает возможность  оценить, насколько эффективно фирма  выполняет маркетинговые функции  по сравнению с конкурентами.

 

 

Таблица 3 – Оценка конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы [36, с. 84]

 

Название фактора  конкурентоспособности маркетинга фирмы

Оценка фактора  для исследуемой фирмы в баллах (1-5)

Оценка фактора  для фирм-конкурентов

1

2

n

1

2

3

4

 

n

Маркетинговые исследования

Управление  разработкой и производством  товара

Управление  сбытом

Управление  продвижением

Итого:

и.ф.

ф1

ф2

 

ф.n.


 

 

 

Этап 4. Выводы о реальной конкурентоспособности товара и определение точек приложения сил для ее повышения. На основе совместного анализа таблиц 2 и 3 можно сделать следующие выводы:

а) если ∑ > ∑ и ∑ ≥ ∑ — то исследуемый товар, вероятнее всего, более конку-


 

рентоспособен, чем аналогичный товар фирмы п.

б) если ∑ < ∑ и ∑ < ∑ — то исследуемый товар, вероятнее всего, менее


 

конкурентоспособен, чем аналогичный товар фирмы п.

в) ∑ > ∑, ∑ < ∑ или если ∑  < ∑ и ∑ > ∑ — то нужно посмотреть, по каким


                                                                                                                    критериям можно повысить ожидаемую конкурентоспособность товара (таблица 2) или по каким факторам можно повысить конкурентоспособность маркетинга фирмы (таблица 3).

Рассмотренный комплексный метод оценки конкурентоспособности возможность не только оценить конкурентоспособность товара, но также увидеть его слабые места, так как сравнение товаров и сравнение фирм идет по каждому отдельному критерию и фактору. Выявление слабых мест дает понимание того, где нужно приложить усилия, чтобы повысить конкурентоспособность товара.

Рассмотренная методика достаточно сложна, но обеспечение  реальной конкурентоспособности товара на насыщенном конкурентами рынке —  задача еще более сложная. А, как  известно, сложные задачи нельзя решить простыми методами.

Кроме того, методику можно применить и в более простом виде, ограничив ее этапом 2, то есть не проводя анализа конкурентоспособности маркетинговой деятельности фирмы. В этом случае оценка ожидаемой конкурентоспособности товара на основе нескольких наиболее важных критериев потребителей, безусловно, имеет неоспоримое преимущество по сравнению с оценкой на основе только двух критериев — качества и цены.

Теперь рассмотрим оценку конкурентоспособности при  помощи дифференциального метода. Оценка конкурентоспособности основывается на сравнении характеристик анализируемой продукции с конкретной потребностью и выявлении их соответствия друг другу. Для объективной оценки необходимо использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар на рынке. Следовательно, должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя [42, c. 56].

Результат оценки: достигнут ли уровень в целом; по каким параметрам он не достигнут; какие из параметров наиболее сильно отличаются от базовых. Номенклатура параметров, используемых при оценке конкурентоспособности, включает две обобщающие группы: параметров качества (технических) и экономических параметров.

Информация о работе Повышение конкурентоспособности организации