Особенности банковского маркетинга (на примере ОАО ЕАТПБанк)

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы изучение специфики маркетинга в банковской сфере и перспектив его развития.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены следующие задачи:
1. Раскрыть особенности банковского маркетинга.
2. Проанализировать маркетинговую деятельность Евро-Азиатский Торгово-Промышленный Банка ;
3. Предложить рекомендации по развитию банка

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль и место маркетинга в банковской сфере
1.1 Специфика рынка банковских услуг…………………………………......6
1.2 Концепции Маркетинга…………………………………………………...7
1.3. Цели и стратегии банковского маркетинга…………………………….12
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности Евро-Азиатского Торгово-Промышленного Банка
2.1. Общая характеристика ЕАТПБанка………………………………...….19
2.2 Анализ маркетинговой деятельности
2.2.1 Приоритетные направления деятельности банка…………………….22
2.2.2 Анализ деятельности ЕАПТБанка в 2010 году………………………26
2.2.3 Анализ маркетинговой деятельности Банка…………………...……..29
Выводы и предложения……………………………………………………...33
Заключение……………………………………………………………...……36
Список использованной литературы……………………………………….38

Файлы: 1 файл

м.docx

— 105.66 Кб (Скачать)

Банк  продолжает привлекать денежные средства корпоративных клиентов в виде депозитов. Мониторинг рыночной ситуации, оценка потребностей клиентов – на основании  этих и других мероприятий совершенствуется продуктовая линейка Банка. В  истекшем году клиентам Банка было предложено 5 продуктов по привлечению  средств на депозиты от юридических  лиц и 8 продуктов по привлечению  средств физических лиц во вклады. В банке действуют следующие  продукты по привлечению средств  на депозиты от юридических лиц: «Срочный», «Накопительный», «Мобильный», «Перспективный», «Капитал», вклад до востребования  в рублях. Сроки привлечения от 10 дней и выше.

Виды  действующих вкладов по привлечению  средств физических лиц : «Срочный» «Накопительный», «Выгодный», «Мобильный», «Доходный», «Юбилейный», «Универсальный», вклад до востребования в рублях или иностранной валюте. Средства в депозитах составляют значительную долю в пассивах банка – 50,10 %. Причем доля юридических лиц в общем объеме этих ресурсов составила 19,96 %, а физических лиц – 80,04 %.

 

 

 

2.2.2. Анализ деятельности ОАО ЕАТПБанка в 2010 году.

В условиях медленного выхода из кризиса экономики, главной задачей на 2010 год для  банка явилось сохранение объемов  бизнеса, качества активов и конкурентоспособности.

Одним из необходимых условий надежности Банка является высокий уровень  собственных средств. Особую остроту  эта проблема приобретает в связи  с требованиями Центрального Банка  РФ увеличить капитал банка до 180 млн. руб. до 2012 года. Банк использует получаемую прибыль и переоценку основных средств для повышения капитализации. Собственный капитал банка на конец 2010 года составил 151,8 млн. руб. За 2010 год капитал банка увеличился на 11,1 млн. руб. (7,9%). Основным показателем оценки капитала является норматив достаточности капитала. Он отражает общую оценку надежности банка и характеризует достаточность капитала для покрытия принятых рисков. К концу 2009 года данный норматив составил 26,46%, а к концу 2010 года данный норматив составил 22,27%. (норма установленная действующим законодательством больше или равна 11%). Данным норматив уменьшился на 15,84% в 2010 году, по сравнению с 2009 годом.

Динамика  собственных средств банка (тыс. руб.)

В 2010 году банком получена прибыль в размере 17,8 млн. руб. За 2010 год общий объем  активов увеличился на 11,1 млн. руб. (7,9%), работающие активы выросли на 54,9 млн. руб. (15%). По данным РБК ОАО ЕАТПБанк занял 488 место в рейтинге «ТОР500 прибыльных банков в 2010 году».

Кредитный портфель на конец 2010 года составил 414,3 млн. руб. Рост кредитного портфеля за 2010 году составил 59,9 млн. руб. (16,9%). Сумма кредитных вложений в предприятия малого и среднего бизнеса – 107,6 млн. руб. Произошло снижение кредитного портфеля юридических лиц на 01.01.2011г. на 22,4 млн. руб. (17,2%) по сравнению с 01.01.2010г. Снижение портфеля юридических лиц, в основном произошло в результате взыскания задолженности строительной компании «Альфа- Элитстрой» в сумме 14 млн. руб.

Динамика  кредитных вложений (тыс. руб.)

В 2010 году наблюдалось ухудшение финансового  состояния юридических лиц, в  частности ухудшились показатели ликвидности, рентабельности и структуры капитала. Что привело к отклонению заявок по кредитам ряда клиентов и как  следствие явилось следующей  причиной снижения кредитного портфеля юридических лиц.

В 2010 году банк, по-прежнему, отдавал предпочтение кредитованию населения, увеличение потребительского портфеля составило 82,4 млн. руб. (36,7%). В  рейтинге «крупнейшие банки России в 2010 году ТОР500 банков по кредитам физических лиц на 01.01.2011г» ОАО ЕАТПБанк занял 359 место, по данным РБК. На конец 2010 года было создано резервов на сумму 27,7 млн. руб. Расходы на формирование резервов в 2010 году составили наибольшую часть расходов банка – 34,7%. Банк формирует резервы своевременно. Просроченная ссудная задолженность снизилась на 16,9 млн. руб. (52%) по сравнению с 01.01.2010г. и составила 15,6 млн. руб. Удельный вес просроченной задолженности в общей сумме кредитных вложений составляет 3,8%. Резервы по просроченной задолженности на 01.01.2011г. сформированы своевременно и в полном объеме. Доходы по кредитованию за 2010 год составили 99,1 млн. руб.- это 35,8% от общей суммы доходов, полученных банком за 2010 год.

Выполняемые банком валютно-обменные операции позволили  получить прибыль по итогам 2010 года размере 5,2 млн. руб. В 2010 году банк осуществлял  переводы без открытия счетов по банковским реквизитам через систему корреспондентских  отношений и по системам переводов, что позволило получить банку доход в размере 7,7 млн. руб. Доход, полученный от переводов по банковским реквизитам составил 0,6 млн. руб..

В 2010 году было открыто 230 новых расчетных  счета, закрыто 109, их общее количество на 01.01.2011г. составило 1882 счета. За 2010 год  средства на счетах клиентов увеличились  на 87 млн. руб. (57%). Остатки на клиентских счетах составили – 239,8 млн. руб. на 01.01.2011г. Клиентскую базу ОАО ЕАТПБанк можно оценить как стабильную. Банк получил доходы от расчетно- кассового обслуживания клиентов за 2010 год в размере 34,5 млн. руб., 12,5% от общих доходов полученных банком.

Средства  в депозитах составляют значительную долю в пассивах банка – 50,1% на 01.01.2011г. За 2010 год они выросли на 122,9 млн. руб. (43,3%) и составили на 01.01.2011г. 406,4 млн. руб. Причем доля юридических лиц  в общем объеме этих ресурсов составила 19,96 %, а физических лиц – 80,04 %. Расходы  по депозитам составляют 15,3% от общей  суммы расходов – 38,6 млн. руб.

 

 

 

 

Динамика  депозитов по ОАО ЕАТПБанк (тыс. руб.)

Первоначальной  задачей 2010 года в условиях медленного выхода экономики из кризиса было сохранение банковских портфелей и  улучшение их качества. В связи с этим одной из основных задач которую решал банк в 2010 году это совершенствование системы управления банковскими рисками и усилением контроля над ними, при одновременном поддержании достаточного уровня доходности банковских операций. Также основными задачами для банка были: качество кредитного портфеля, надежность заемщиков, постоянный мониторинг их финансового положения, обеспечение возвратности кредита.

 

2.2.3. Анализ маркетинговой деятельности банка

Целями политики ЕАТПБанка является привлечение клиентуры, увеличению собственного капитала Банка, совершенствование системы управления и формирование кадрового состава, сохранение устойчивости и повышение эффективности деятельности Банка, сохранение объемов бизнеса, качества активов и конкурентоспособности.

В рамках современного маркетинга меняются отношения  банка и клиента. Сейчас ЕАТПБанк вынужден постоянно разрабатывать новые виды банковских продуктов, которые адресованы конкретным группам клиентов. Недавно банк объявил о введении новой услуги: оплата образовательных услуг АГТУ в терминалах ОАО ЕАТПБанка. Данная банковская услуга для студентов является очень умным и дальновидным ходом руководства банка, так как сегодняшние студенты, которым необходимо оплачивать обучение - это вероятные будущие "белые воротнички" с доходами выше среднего. Таким образом ЕАТПБанк привлекает стратегическую в будущем группу клиентов.

Одна  из целей банковского маркетинга ЕАТПБанка - постоянное привлечение новых клиентов. За 2010 год средства на счетах клиентов  увеличились на 87 млн. руб. (57%).

Банковский  маркетинг, можно определить как  использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры. Это  предполагает четкую постановку целей  банка, формирование путей и способов их достижения и разработку конкретных мероприятий для реализации планов.

Маркетинг в ЕАТПБанке нацеливается на изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов. Маркетинг направляется на обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложение своих средств в этот банк.

В рамках маркетинга в ЕАТПБанка должны реализовываться следующие принципы:

- Направленность  действий всех банковских работников  на достижение конкретных рыночных  целей. 

- Единство  стратегического и оперативного  планирования маркетинга.

- Разносторонне  и масштабное стимулирование  творческой активности и инициативы  каждого работника банка. 

- Создание  благоприятного психологического  климата в коллективе банка.

Одной из первостепенных задач Банка является обеспечение принципиально нового уровня обслуживания клиентов. В этих целях необходимо широкое внедрение  новых банковских продуктов, основанных на современных банковских технологиях, высокой степени автоматизации и компьютеризации банковских операций, использовании совершенных телекоммуникационных сетей.

Главной стратегической целью деятельности Банка является упрочение достигнутых  им позиций универсального коммерческого  банка, сохранение достигнутых им позиции  на рынке, чтобы банк занимал достойное  место в международных рейтингах  крупнейших кредитных институтов мира. Приоритетными направлениями деятельности Банка по достижению этой цели являются:

• обеспечение качественно нового уровня обслуживания граждан, отвечающего их интересам и потребностям;

• защита интересов вкладчиков, обеспечение сохранности их вкладов путем размещения привлекаемых Банком средств в наименее рискованные вложения;

• дальнейшее развитие кредитования населения;

• переход от экстенсивного к преимущественно интенсивному развитию прежде всего путем более эффективного использования кредитных ресурсов;

• использование современных банковских продуктов и технологий.

Долговременной  стратегической целью ЕАТПБанкаа является повышение его социальной значимости. Важными условиями успешной реализации этой стратегической цели являются:

• укрепление позиций на рынке розничных банковских услуг;

• дальнейшее развитие традиционных для Банка операций (привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; осуществление расчетов по поручению юридических и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам; инкассация денежных средств,векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц; купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах; выдача банковских гарантий; осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов).

Успешная  реализация намеченных стратегических целей предполагает развитие как  всей системы Банка в целом, так  и его филиалов.

В данный момент развития бизнес-стратегия ОАО ЕАТП Банк направлена на повышение эффективности сотрудничества с клиентам и связана с ориентацией банка на удовлетворение потребностей уже имеющихся клиентов, с регулярной работой по привлечению обслуживания в банк новых клиентов и с расширением спектра услуг, предлагаемых клиентам.

Задачи  маркетинга:

1. увеличение собственного капитала банка до конца 2013г. до 250 млн. руб.

2. Укрепление  конкурентных позиций на основных  банковских рынках (привлечение  средств физических лиц, кредитование  населения, привлечение средств  и кредитование юридических лиц).

3. улучшение качества обслуживания  клиентов, современная система управления  рисками.

По данным подглавы 2.2.1 видно, что у банка хорошая маркетинговая деятельность. Так как большинство запланированных банком целей и задач осуществляются из года в год. Тем самым все больше и больше охватывая банковский рынок в г.Астрахани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и  предложения

 

На основе проведенного мною анализа, можно сделать  следующие выводы и предложения.

Главным конкурентным преимуществом банка  должна стать адаптивность акционеров и коллектива банка, способность  подстраиваться под ситуацию на рынке, находить и выпускать всегда раньше других новые продукты, новые технологии. Коллектив банка не должен бояться изменений, быть восприимчивым к изменениям, постоянно вести рационализаторскую деятельность для совершенствования труда и повышения своей производительности. Таким образом, задача ЕАТПБанка - строить современный, высокотехнологичный, эффективный, стабильно развивающийся банк, способный отвечать на вызовы конкурентной среды.

Качественные  и количественные показатели, в финансовой стратегии банка должны быть следующими:

  1. К 2013 году увеличить долю банка в банковском бизнесе г.Астрахани. Банк должен иметь широкое географическое распространение в этом регионе (количество дополнительных офисов должно увеличиться, особенно если есть клиенты, которым неудобно ездить в существующие доп. офисы)
  2. Банк должен обеспечивать рентабельность операций выше, чем у других банков, постоянно увеличивая при этом собственный капитал.

Учитывая  высокую конкуренцию, а также  тенденции развития банковского  сектора, думается, что ключевыми  объектами в стратегии банка, должны стать - клиент и технология, а основной задачей, которая должна быть решена маркетинговой стратегией банка - привлечение новых клиентов, удержание старых, повышение их лояльности (привязанности) к банку за счет технологичного обслуживания.

Информация о работе Особенности банковского маркетинга (на примере ОАО ЕАТПБанк)