Маркетинговое управление на предприятии АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, углубить теоретические знаний по маркетинговому управлению на предприятии. Все исследования проведем на базе перерабатывающего предприятия ООО «Россия». Предметом исследования является маркетинговое управление предприятии АПК.

Оглавление

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК...4
1.1. Сущность маркетинга…………………………………………………………..5
1.2. Маркетинг в агробизне-се…………………………………………………….6
1.3. Виды маркетинговых служб. Функции маркетинговой служ-бы………….8
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Рос-сия»…………………………………………………....………………………….15
2.1. Анализ внутренней среды ООО «Рос-сия»………………………………………………..……………………………..15
2.2. Анализ внешней среды ООО «Рос-сия»………………………………………………………………………………27
2.3. Использование метода SWOT - анализа для ООО «Рос-сия»…………………………………………………………………..…………..
3. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕ-ТИНГА……………………………………………………………………………39
3.1. Пути совершенствования развития предприятия ООО «Рос-сия»………………………………………………………………………...…….37
3.2. Методика практического маркетинга в деятельности агропредприя-тия..38
3.3. Расчет эффективности применения мероприя-тий………………………...42
Заключе-ние……………………………………………………………………….47
Список использованной литерату-ры…………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

2.2. Анализ  внешней среды ООО «Россия» 

     Задача  менеджмента в том, чтобы обеспечить поддержание устойчивого баланса  в отношениях между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе анализа взаимодействия организации с внешней средой важно прежде всего понять то, как должна вести себя организация в долгосрочной перспективе, чтобы обеспечить свое устойчивое существование.

     Во  внешней среде постоянно протекают  динамические процессы изменений: что-то исчезает, что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для неё благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть, какие трудности могут возникнуть на её пути в будущем и какие возможности могут для неё открыться. Поэтому при изучении внешней среды менеджеры должны концентрировать своё внимание на выяснении того, какие угрозы и возможности для их бизнеса таит в себе внешняя среда. 

     Проводится  анализ внешней среды предприятия, который проводиться последовательно  по всем факторам внешней среды прямого  и косвенного  воздействия. Определяем значимость каждой группы факторов для исследуемого предприятия в диапазоне 0…5 баллов. 

Таблица 3 - Значимость факторов внешней среды

Группа  факторов внешней среды Значимость  факторов (α)
1.Потребители 5
2. Поставщики 4
3. Профсоюзы 0
4. Законы  и государственные органы 3
5. Конкуренты 3
6. Научно-технический  прогресс 3
7. Состояние  экономики 2
Социально-культурные факторы 2
9. Политические  факторы 1
10. Международное  окружение 0
 

Силу  факторов внутри каждой группы оцениваем  в диапазоне от -5 (сильная опасность), через ноль до +5 (сильная возможность). Результаты оформляем в виде таблицы (таблица 4).

Сила  воздействия определяется по формуле (1).

     

  (1)

где  - сила воздействия;

       -  значимость i-той группы факторов;

      - оценка силы воздействия;

     Итоговая  оценка внешних опасностей и возможностей выражается через силу воздействия группы факторов (таблица 5.). Воздействие i-той группы факторов определяется по формулам (2) и (3).

     Возможности:

     +

  (2)

     Опасности:

     -

  (3) 

        

       Таблица 5 –  Внешние опасности и возможности

Факторы внешней среды Опасности Возможность
Потребители   0 +30
Поставщики -36 +8
Конкуренты -3 +12
Профсоюзы 0 0
Законы  и государственные органы -6 +6
НТП 0 +21
Состояние экономики -20 +4
Социо-культурные факторы -4 +16
Политические  факторы -1 +5
Международное окружение 0 0
 

       Наибольшие  возможности предприятию представляют такие факторы, как потребители, конкуренты, научно-технический прогресс. Это всё взаимосвязано. Потому что предприятие ООО «Россия» использует современные новейшие закваски для приготовления кисломолочных продуктов.  
 
 

Таблица 4 - Анализ внешней среды 

Группа  факторов (i) Значимость

i)

Фактор (ij) Оценка  фактора Сила  воздействия
-5 Рij +5 Опасность Возм-ность
1.Потребители 5 1.1. Общественные  потребности снизится +3 возрастет   +15
1.2. Доходы различных социальных  групп снизится +1 возрастет   +5
1.3. Динамика спроса и предложения снизится +2 возрастет   +10
1.4. Жизненный цикл спроса снизится 0 возрастет 0 0
2. Поставщики 4 2.1. Цены на  факторы производства возрастет -3 снизится -12  
2.2.Тарифы  на энергоресурсы возрастет -3 снизится -12  
2.3. Ставка процентов по кредитам возрастет -3 снизится -12  
2.4. Уровень предложения на рынке рабочей силы снизится +2 возрастает   +8
3. Профсоюзы 0 3.1. Активность  профсоюзов в защите прав трудящихся возрастет _ снизится 0 0
4. Законы и государственные органы 3 4.1. Разделение  полномочий федеральных и региональных органов власти возрастет -1 снизится -3  
4.2. Жестокость государственного регулирования  экономики возрастет -1 снизится -3  
4.3. Способ организации и действия  предприятия ухудшится +2 улучшится   +6
5. Конкуренты 3 5.2. Удовлетворенность  конкурента своим настоящим положением снизится я -1 возрастает -3  
5.3. Уязвимость конкурента снизится +3 возрастает   +9
5.4. Эффективные ответные меры со  стороны конкурента возрастает +1 снизится   +3
6. Научно-технический прогресс 3 6.1. Возможности  новых технологических разработок снизится +3 возрастает   +9
6.2. Темпы обновления технологии ухудшится +2 улучшится   +6
6.3. Состояние системы развития ухудшится +1 улучшится   +3
6.4. Уровень технологии конкурентов ухудшится +1 улучшится   +3
7. Состояние экономики  2 7.1. Темпы инфляции снизится я -4 возрастает -8  
7.2.Бюджетный  баланс ухудшится +2 улучшится   +4
7.3.Уровень  занятости населения снизится я -1 возрастает -2  
7.4.Стабильность  курса рубля снизится я -5 возрастает -10  
8. Социально-культурные факторы 2 8.1. Условия жизни различных социальных групп ухудшится -2 улучшится -4  
8.2. Социальная напряженность в обществе ухудшится +2 улучшится   +4
8.3. Имидж организации в обществе ухудшится +5 улучшится   +10
8.4. Движение в защиту прав потребителей ухудшится +1 улучшится   +2
9. Политические факторы 1 9.1. Льготы и  свободные экономические зоны ухудшится +1 улучшится   +1
9.2. Антимонопольная политика ухудшится -1 улучшится -1  
9.3. Таможенная политика ухудшится +2 улучшится   +2
9.4. Инвестиционная политика ухудшится +2 улучшится   +2
10. Международ - ное окружение 0 10.1. Возможности,  вызванные деятельностью международных и региональных организаций ухудшится 0 улучшится 0  
10.2. Изменения валютного курса и  политических решений в странах,  выступающих в роли инвестиционных объектов или рынков ухудшится 0 улучшится 0  
10.3. Зарубежные стратегии защиты  или расширения предприятия или  отраслей ухудшится 0 улучшится 0  
 
 
 

        2.3. Использование метода SWOT  - анализа для ООО «Россия» 

    Анализ  среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для этого разработаны определенные приемы анализа среды, в частности метод SWOT. SWOT – это сочетание первых букв слов strengthness (сильные стороны), weakness (слабые стороны), oportunity (возможность), threat (угроза). Этот метод предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а затем установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

    С учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляется список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После этого наступает этап установления связей между ними с помощью матрицы SWOT.

    Слева выделяются два раздела (сильные  стороны и слабые стороны), в которые  соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

    На  пересечении разделов образуются четыре поля: поле «СИВ» (сила и возможности); поле «СИУ» (сила и угрозы); поле «СЛВ» (слабость и возможности); поле «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей необходимо рассмотреть и выделить те парные комбинации, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации:

     - «СИВ» - использование сильных  сторон;

     - «СЛВ» - за счет появившихся возможностей преодолеть имеющиеся в организации слабости;

     - «СИУ» - использовать силу организации  для устранения угрозы;

     - «СЛУ» - выбрать стратегию, способствующую  избавлению от слабости и предотвращения  угрозы.

    Предприятие ООО «Россия» выпускает разнообразный перечень товаров, специализируясь на молочной переработке. Это такие продукты как: бифидок 3,2%, бифилайф 2,5%, бифифрут 3,2%, бодрость 3,2%, варенец 2,5%, витамолоко 3,2%, йогурт 2,5%, кефир 3,2%, лактиналь 3,2%, молоко Российское 3,5%, молоко топленое 4%, ряженка 4%, сметана весовая 15%, сметана фасованная, снежок 3,2%, сыр Адыгейской 18%, творог 18%, творожная масса сладкая 16,5%.

    Таблица 6 -  Пример SWOT анализа условий формирования стратегии предприятия

    Внутренние  факторы/ Внешние факторы Возможности

    1. Достаточно  устойчивое положение рынка (сбыта  и сырья) в отрасли;

    2. Невысокий  финансовый барьер для входа  в отрасль (затраты на стартовом  этапе).

    3. Возможность  получения льготных кредитов  под производство, включая лизинг оборудования.

    4. Высокая ликвидность  предполагаемой к выпуску продукции.

    Угрозы

    1. Высокая конкуренция  на предполагаемом рынке.

    2. Сезонно-зависимый  характер производства.

    3. Возможные  трудности с подбором персонала.

    4. Возможные  проблемы с лицензированием производства «с нуля».

    Сильные стороны

    1. Устойчивая  деловая репутация фирмы, включая кредитную историю.

    2. Наличие сплоченного  и работоспособного организационного ядра.

    3. Наличие подготовленного персонала.

    1. Получить сырьевой  и финансовые кредиты, последний возможен в форме лизинга оборудования.

    2. Перебросить  работоспособных специалистов фирмы, в том числе по возможности из числа сотрудничающих с ней внештатных работников, на новое производство.

    3.  Начать  предварительную, бесплатную рекламную компанию среди потенциальных оптовых покупателей с использованием наработанных связей.

    1. Начинать подбор  персонала заранее, увязывая его по возможности с имеющимися работами и проектами.

    2. Предварительно  маркетингово проработать наиболее высоколиквидную, при относительно наименьших затратах, и наименее сезонно-зависимую группу.

    3. Заранее подготовить  разрешительные документы, в том числе и на лицензирование производства.

    Слабые  стороны

    1.Недостаток  собственных оборотных средств.

    2. Недостаточное  знание рыночной, технологической и организационной специфики нового производства руководством и специалистами.

    Своевременно  подготовить или привлечь компетентных специалистов по оборудованию, использую помощь лизингодателей. Вовремя отслеживать  ситуацию, когда внешние и внутренние неблагоприятные факторы превысят объективные границы возможностей контроля со стороны руководства фирмы. При этом быть готовым своевременно уйти из бизнеса с наименьшими потерями.

Информация о работе Маркетинговое управление на предприятии АПК