Маркетинговое управление на предприятии АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, углубить теоретические знаний по маркетинговому управлению на предприятии. Все исследования проведем на базе перерабатывающего предприятия ООО «Россия». Предметом исследования является маркетинговое управление предприятии АПК.

Оглавление

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК...4
1.1. Сущность маркетинга…………………………………………………………..5
1.2. Маркетинг в агробизне-се…………………………………………………….6
1.3. Виды маркетинговых служб. Функции маркетинговой служ-бы………….8
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Рос-сия»…………………………………………………....………………………….15
2.1. Анализ внутренней среды ООО «Рос-сия»………………………………………………..……………………………..15
2.2. Анализ внешней среды ООО «Рос-сия»………………………………………………………………………………27
2.3. Использование метода SWOT - анализа для ООО «Рос-сия»…………………………………………………………………..…………..
3. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕ-ТИНГА……………………………………………………………………………39
3.1. Пути совершенствования развития предприятия ООО «Рос-сия»………………………………………………………………………...…….37
3.2. Методика практического маркетинга в деятельности агропредприя-тия..38
3.3. Расчет эффективности применения мероприя-тий………………………...42
Заключе-ние……………………………………………………………………….47
Список использованной литерату-ры…………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 1.07 Мб (Скачать)

     В вертикальных и горизонтальных маркетинговых системах чаще применяются комбинированные структуры управления: функционально – продуктовая, функционально – рыночная, продуктово-рыночная.

     Функциональную  организацию и управление маркетинговой  деятельности агропромышленной финансовой группы осуществляет маркетинг – директор. Ему подчинены руководители самостоятельных структурных подразделений агропромышленной финансовой группы (центрального аппарата) и руководители и главные специалисты предприятий - ее участников. Маркетинг директор осуществляет целеполагание, планирование, организацию и управление удовлетворением спроса потребителей на товары и услуги агропромышленной финансовой группы.

     Маркетологи по продуктам проводят исследования рынков и спроса потребителей, разрабатывают стратегию и тактику агропромышленной финансовой группы в целом и предприятий-учредителей в отдельности. Организация управления строится на следующих принципах: во- первых, маркетолог работает не с широким кругом товаров, а с отдельным товаром или их группой (конечная продукция, сельскохозяйственное сырье, материально-технические средства, услуги); во-вторых, ни один товар не должен быть обойден вниманием.

Рис. 2 Функциональная структура управления маркетингом 

Принципы  маркетинга следующие.  

     Маркетинговая деятельность требует целенаправленности, поскольку взаимоотношения «потребитель - производитель (продавец») есть результат взаимодействия многообразных, порой разнонаправленных, неуправляемых факторов.

  спроса, формирование гармоничных потребностей предполагают построение рациональной системы управления маркетингом, целенаправленное воздействие на покупателя с помощью всех доступных средств.

     Максимальное  приспособление производства к требованиям  рынка, структуре спроса обеспечивается единством стратегии и тактики маркетинга.

     Эти принципы составляют первооснову маркетинговой деятельности и воплощаются в функциях маркетинга. Аналитическая функция состоит в изучении потребителей, конкурентной структуры рынка, анализе конкурентоспособности товара. Производственная функция включает организацию рационального материально-технического снабжения и производства, управление конкурентоспособностью и позиционирование товара.

     Под сбытовой функцией понимают организацию  эффективной системы товародвижения и сервисного обслуживания покупателей, формирования спроса и стимулирования сбыта, осуществление товарной и ценовой политики.

     Функция управления и контроля выражается в  организации стратегического и оперативного планирования на предприятии, информационном обеспечении управления маркетингом, организации контроля маркетинга.

     Соотношение, взаимосвязь и координацию функций  отражает программа маркетинговой деятельности (рис. 3).

     Маркетинг обеспечивает руководителя информацией о том, какие товары и почему хотят покупать потребители, о ценах, которые они готовы платить, какова динамика спроса на локальных рынках, а также позволяет определить, в какие виды производства наиболее выгодно инвестировать средства, и рассчитать различные варианты эффективности затрат на производство и реализацию продукции.

     Функции маркетинга двойственные. С одной стороны, это  тщательное изучение рынка, то есть спроса и вкусов покупателей, ориентация производства на эти требования, адресность; с другой активное воздействие на спрос, формирование потребностей и покупательских предпочтений.

     Согласование  запросов потребителей и возможностей предприятия происходит в определенной внешней среде, которая характеризует факторы и силы, неподвластные прямому управлению со стороны менеджеров предприятия. Выделяют внешнюю микро- и макросреду маркетинга.

     Микросреда  включает совокупность субъектов и факторов, определяющих возможности предприятия обслуживать своих потребителей (рис. 4). 

     

     Рис. 3. Программа маркетинговой деятельности

     Под макросредой понимают совокупность общественных и природных условий, которые воздействуют на все субъекты микросреды и включают политические, социально-экономические, правовые, научно-технические, культурные и природные факторы. Политические факторы характеризуют уровень стабильности политической системы в стране, что обеспечивает защиту инвестиций в различных сферах предпринимательской деятельности. Социально - экономические факторы включают жизненный уровень населения, покупательную способность отдельных слоев, демографические процессы в обществе, особенности и состояние финансовой сиcтемы, инфляционные процессы. К правовым относят законодательные акты, направленные на защиту прав потребителей, стандарты в области производства и потребления продукции, законодательные ограничения рекламы товаров, нормативные документы по охране окружающей среды. Научно-технические факторы обеспечивают преимущества предприятиям, активно использующим достижения научно-технического прогресса. Культурные в основном выражаются в традициях населения и базируются на специфических географических и исторических условиях его проживания.

     

     Рис. 4.  Микросреда маркетинга

     Маркетинг сельскохозяйственной продукции отличается сложностью и высокой степенью риска.

     Специфика агромаркетинга обусловлена рядом причин:

     сельскохозяйственный  товаропроизводитель выступает  в качестве продавца на товарных рынках и покупателя на сырьевых; предложения сельскохозяйственной продукции определяются соотношением цен на нее и приобретаемые ресурсы; толчком к увеличению предложения продукции является научнo-технический прогресс;

     ограниченность  основного ресурса - земли – обусловливает  возможность быстрого перемещения материальных и финансовых ресурсов из одной отрасли производства в другую, цикличность рыночных цен; огромное влияние на эффективность производства оказывают природно-климатические и биологические факторы, плодородие и структура сельскохозяйственных угодий, география хозяйства; это обусловливает необходимость сочетания специализации с диверсификaциeй производства;

     отдельные виды сельскохозяйственной продукции характеризуются неэластичностью спроса;

     организационная структура аграрного рынка отличается наличием множества однородной, заменяемой по спросу и предложению продукции; рыночная цена есть результат взаимодействия совокупных спроса и предложения; позиция товаропроизводителя определяется уровнем себестоимости продукции по отношению крыночной цене; к конечному потребителю поступает незначительная доля производственной продукции; основная ее часть проходит несколько каналов распределения, поступая к оптовым и розничным посредникам; отсюда доля сельскохозяйственного товаропроизводителя в конечной, рыночной цене товара невелика; наличие скоропортящихся видов продукции обусловливает, с одной стороны, стремление товаропроизводителя в максимально сжатые сроки реализовать такую продукцию, с другой - требует создания разветвленной, многоканальной системы товародвижения, резервных хранилищ и холодильных мощностей, значительной доли первичной переработки, большая часть сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки является товарами первой необходимости, велика доля трудозатрат как при производстве продукции, так и во всей маркетинговой цепочке ее продвижения от производителя к потребителю. Направление маркетинговой деятельности в АПК определяется степенью обеспеченности населения продовольствием. В условиях дефицита продукции (спрос превышает предложение) главным является увеличение предложения, при насыщенности рынка возникает потребность в дифференцированном ассортименте, ориентации на различия в требованиях потребителей.

 

2. АНАЛИЗ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «РОССИЯ» 

    2.1. Анализ внутренней среды  ООО «Россия»

    2.1.1. Полное наименование организации  – Общество с ограниченной  ответственностью «Россия». Сокращенное наименование - ООО «Россия».

    Целью деятельности организации является извлечение прибыли на основе производственной деятельности и профессионального управления финансовыми и материальными ресурсами, аккумулированными предприятием.

      Предметом деятельности организации  является купля-продажа, переработка, производство продукции сельского хозяйства, сырья и продовольствия, товаров народного потребления. Организационную структуру предприятия упрощенно можно представить схемой:

 

    Приказы

    Договора

   Первичная документация

   Акты 
 

   Руководство текущей деятельностью ООО «Россия» осуществляется единоличным исполнительным органом - директором организации. Директор решает организационно-правовые вопросы деятельности организации: издает приказы, заключает договора, совершает сделки, утверждает отчетность организации.

   Бухгалтерия руководствуется приказами руководителя, занимается учетом первичных документов, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, оформлением актов и прочим. Штат бухгалтерии включает главного бухгалтера и 3 бухгалтеров-кассиров. Функции между ними распределены, согласно должностных инструкций, разработанных и утверждаемых директором организации.

   Ведение бухгалтерского учета в ООО «Россия» частично компьютеризировано, на стадии внедрения, с помощью системного программного обеспечения 1С-Предприятие (версия 7.7).

   В организации  используется утверждённый Учётной политикой рабочий план счетов, разработанный на основе нового Плана счетов бухгалтерского учета  финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом МФ ФР от 31.10.2000 г. № 94н.

       ООО «Россия» закупает молочную продукцию у различных сельскохозяйственных ферм и у личных подсобных хозяйств.

     Предприятие выпускает огромный ассортимент  продукции.

       Молочная продукция:

      - сливки 10,0% жирности 0,5 и 1 л. в  твердой и мягкой упаковке 

      - молоко пастеризованное 2,5% жирности 0,5 и 1л в твердой (пак) и  мягкой (пленка) упаковке;

      - молоко топление 3,4% жирности 0,5 и  1л в твердой (пак) и мягкой (пленка) упаковке;

      - молоко Российское 3,2% жирности 0,5 и  1л в твердой (пак) и мягкой (пленка) упаковке;

      - кефир легкий 1,0% жирности 0,5 и 1л  в твердой (пак) и мягкой (пленка) упаковке;

      - кефир 3,2% жирности 0,5 и 1л в  твердой (пак) и мягкой (пленка) упаковке;

      - кефир 2,5% жирности 0,5 и 1л в  твердой (пак) и мягкой (пленка) упаковке;

      - ряженка 2,5% жирности 0,5 и 1л в  твердой (пак) упаковке;

      - йогурт «Фруктовый» 2,5% жирности 1л в твердой (пак) упаковке;

      - снежок 2,5% жирности 0,5л в твердой  (пак) упаковке;

      - бифидок 2,5% жирности 0,5л в твердой  (пак) упаковке;

     - бифилайф 2,5% жирности 0,5л в твердой  (пак) упаковке;

      - сыворотка молочная 1 л;

      - варенец 2,5% жирности 0,5л в твердой  (пак) упаковке;

       - сметана 15,0% 0,5 кг; 0,2 кг;

      - сметана с крышкой 15,0% 0,42 кг; 0,25 кг;

      - творог весовой 5,0% 1 кг; 0,5 кг; 0,25 кг;

      - йогурт стакан 6,0% 0,15л;

      - напиток на основе сыворотки  0,5 л. в пленке

     Немолочная  продукция:

      - тесто пирожковое 1 кг;

      - тесто пельменное 1 кг;

      - хлеб белый 0,850 кг;

      - хлеб черный 0,850 кг;

      - хлеб с отрубями 0,850 кг;

      - пирог с капустой 0,45 кг;

      - пирог с мясом и картофелем 0,45 кг;

      - ватрушки 0,2 кг;

      - булочки с маком 0,2 кг;

Информация о работе Маркетинговое управление на предприятии АПК