Маркетинговое управление на предприятии АПК

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, углубить теоретические знаний по маркетинговому управлению на предприятии. Все исследования проведем на базе перерабатывающего предприятия ООО «Россия». Предметом исследования является маркетинговое управление предприятии АПК.

Оглавление

Введе-ние…………………………………………………………………………...3
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ АПК...4
1.1. Сущность маркетинга…………………………………………………………..5
1.2. Маркетинг в агробизне-се…………………………………………………….6
1.3. Виды маркетинговых служб. Функции маркетинговой служ-бы………….8
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Рос-сия»…………………………………………………....………………………….15
2.1. Анализ внутренней среды ООО «Рос-сия»………………………………………………..……………………………..15
2.2. Анализ внешней среды ООО «Рос-сия»………………………………………………………………………………27
2.3. Использование метода SWOT - анализа для ООО «Рос-сия»…………………………………………………………………..…………..
3. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕ-ТИНГА……………………………………………………………………………39
3.1. Пути совершенствования развития предприятия ООО «Рос-сия»………………………………………………………………………...…….37
3.2. Методика практического маркетинга в деятельности агропредприя-тия..38
3.3. Расчет эффективности применения мероприя-тий………………………...42
Заключе-ние……………………………………………………………………….47
Список использованной литерату-ры…………………………………………..48

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 1.07 Мб (Скачать)
 
 

     Таблица 7 - SWOT – анализ товара « Бифидок» 

    Внутренние  факторы/ Внешние факторы Возможности

    1. Наличие  устойчивых связей с покупателями (магазины, частные предприниматели), которые продают конкурентоспособную продукцию.

    2. Высокое  по сравнению с другими молокозаводами качество переработки молока обеспечивает предпочтение покупателей, дает возможность заключения долгосрочных договоров.

    Угрозы

    1. Соотношение  себестоимости и средней цены.

    2. Недоступность  кредитов.

    3. Насыщенность  рынка.

    4. Доступность  рынка для конкурентов.

    Сильные стороны

    1. Высокое  качество.

    2. Возможность расширения производства.

    3. Уровень  технологии.

    4.Достаточное  количество транспорта для доставки  кисломолочных продуктов на рынки  сбыта.

    1. Поиск новых  рынков сбыта.

    2. Поддержание  высокого качества продукции.

    1. Увеличение  ассортимента (его расширение).

    2. Возможность  снижения себестоимости.

    Слабые  стороны

    1. Низкая  рентабельность.

    2. Уровень  развития рыночной инфраструктуры, необходимой для продажи кисломолочных продуктов непосредственно населению: отсутствие собственной дистрибьюторской сети, квалифицированных специалистов (продавцов).

    3. Завод  не имеет возможности продавать кисломолочные продукты оптовым покупателям с условием предоплаты, что отрицательно сказывается на финансовом положении завода.

    1. Заключение  договоров по приемлемым ценам  с магазинами и частными предпринимателями.

    2. Заключение  договоров с государственными  предприятиями        (социальной сферы).

    3. Начало  новой рекламной компании.

    1. Поиск кредитов, льгот путем снижения налогов.

    2. Обучение  персонала.

 

     По  итогом SWOT анализа можно сделать вывод, что предприятие находиться в переходном положении от производства старых товаров (по номенклатуре), таких как «Бифидок» к новым перспективным.

 

3. РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ МАРКЕТИНГА 

3.1. Пути  совершенствования развития предприятия ООО «Россия» 

     Проводя параллель между теоретическим  материалом и состоянием предприятия на сегодняшний день можно предложить предприятию создать отдел маркетинга. На предприятие в штат работников принять - начальника отдела маркетинга и специалиста по обработке заказов потребителей. Суммарно для начала на предприятии в отделе маркетинга будет работать 2 человека.  Начальник выполняет координирующие функции и др. Его должностная инструкция будет представлена далее. Второй работник в отделе анализирует заказы потребителей, выявляет приоритетность заказов, обобщает информацию об индивидуальных требованиях покупателей, содержащейся в заказах, контрактах, договорах. Позже штат работников можно увеличить, если этот отдел поможет увеличить на порядок выручку, а следовательно и прибыль,  таких как  управляющий по исследованиям конъюнктуры рынков сбыта, специалиста по новым товарам, специалиста по формированию товарной номенклатуры и ассортимента, специалиста по формированию маркетинговой ценовой стратегией, специалиста по финансированию маркетинговой деятельности. По нашему мнению, это возможно после внедрения мероприятий, рассматриваемых в дипломе. Это покупка нового оборудования в лизинг, расширение ассортимента за счет этого. После этих мероприятий возрастут доходы предприятия  ООО «Россия». И появятся большие возможности по расширению штата работников маркетингового отдела.

     Но  на сегодняшний день важно этот отдел  первоначально создать.  
 
 

3.2. Методика  практического маркетинга в деятельности  агропредприятия 

     Практический  маркетинг - совокупность управленческих рычагов, методов и отношений, соединяющих в одно целое основные хозяйственные функции по разработке, производству и сбыту продукции. Его можно определить как специфическую форму применения программно-целевого подхода к организации производственно-сбытовой деятельности агропредприятия. Цель практического маркетинга - обеспечение большей прибыли при минимизации коммерческого риска, а программа - комплекс мероприятий по максимальному приспособлению всей деятельности агропредприятия и выпускаемой или планируемой продукции к требованиям конкретных потребителей.

     Его особенность - многовариантность, основанная на понимании возможности просчетов и ошибок в процессе анализа и планирования (прогнозирования), имеющих вероятностный характер. Если в итоге принятых действий первоначальная проблема окажется решенной не полностью, а избранная стратегия агропредприятия не даст ожидаемого результата, то весь цикл следует повторить до тех пор, пока не будет выработано приемлемое решение.

     Это творческий процесс, требующий не только инициативы и предприимчивости, но и высокой профессиональной подготовленности, прежде всего маркетинговой службы предприятия.

     Для проектирования службы маркетинга используются различные методики.

     Одну  из них мы предлагаем использовать в практическом маркетинге.

     Методика  организации управления маркетингом агропредприятия может быть такой:

  1. Смоделировать пакет функций маркетинга, востребованных в деятельности агропредприятия. При этом логичен анализ реализации предложенных функций в условиях «ситуации сегодня».

Таблица 8 - Анализ реализации функций маркетинга в деятельности агропредприятия

    Функции маркетинга, востребованные в деятельности агропредприятия Реализация  функций маркетинга

    (+/-)

    Отдел, специалист, отвечающий за реализацию

    функций маркетинга

    Отражение

    функций

    маркетинга  в

    должностных

    обязанностях

    специалиста

    Ваши маркетинговые предложения
    1.Анализ  маркетинговой среды

    2.Оценка рынка  сбыта продукции 3.Планирование товара

    4.Разработка маркетинговых стратегий ценообразования 5.Планирование продвижения товара

    6.Планирование  сбыта товара

    7.Управление  и контроль маркетинговой деятельности фирмы

           
 
      
  1. Разработать структуру службы маркетинга агропредприятия с определенным подходом (например, функциональным, продуктовым, географическим, рыночным, матричным и т.д.). Обосновать выбор соответствующего подхода. Закрепить маркетинговые функции за структурными подразделениями службы маркетинга (например, рекламное бюро может соответствовать функции «планирование продвижение товара» в части рекламной деятельности).
  2. Разработать штатное расписание службы маркетинга.
  3. Определить должностные обязанности каждого сотрудника службы маркетинга фирмы.

      При этом возможно предусмотреть несколько  вариантов службы маркетинга агропредприятия: «на ситуацию сегодня», «на ситуацию развития».

      При проектировании маркетинговых служб  необходимо иметь в виду следующее.

  1. Система управления маркетингом агропредприятия должна быть гибкой, мобильной, адаптивной.
  2. Структура управления маркетингом должна быть простой: чем меньше уровней управления и количество координационных и центральных служб, тем мобильнее система управления и больше шансов на успех.
  3. Масштабы маркетинговой службы должны соответствовать объему продаж и размеру ресурсов агропредприятия.
  4. Структура маркетинговой службы должна соответствовать номенклатуре и ассортименту производимой продукции, специфике рынков сбыта.

      5.Стратегическое маркетинговое управление должно быть 
централизованным (например, управляющий по маркетингу может реализовывать следующие функции: разработка стратегий маркетинговой деятельности агропредприятия, координация службы маркетинга, контроль за исполнением стратегических маркетинговых установок).

      Основными подходами к организации управления маркетингом агропредприятия являются:

      - функциональный (функциям маркетинговой  деятельности);

  • продуктовый (товарный);
  • географический (региональный);
  • рыночный (по группам потребителей).

      Функциональный  подход при формировании службы маркетинга целесообразен для организаций с узким товарным ассортиментом, работающих на небольшом числе рынков, отличающимся определенной однородностью, стабильностью и незначительной величиной емкости. Агропредприятия, как правило, производят товар, не требующий значительной модификации в области НИОКР.

      Небольшая номенклатура выпускаемой продукции обусловливает высокую маневренность продаж. Однако в этом случае функциональная структура службы маркетинга характеризуется слабой гибкостью стратегии, так как она ориентирована на достижение текущего эффекта, а не на нововведения. Данный подход базируется на разделении управленческого труда по установившимся и вновь возникаемым маркетинговым функциям и является базой для остальных подходов.

      Служба  маркетинга с ориентацией по продуктам (товарам) используется агропредприятием, выпускающим большое количество разнообразной продукции, требующей специфических технологических условий производства и сбыта. Эта служба характерна для крупных фирм, где объем продаж каждого товара достаточен для того, чтобы оправдать неизбежное дублирование функций маркетинга.

      При данном подходе координируется весь комплекс маркетинга по каждому продукту, осуществляется быстрое реагирование на возникающие рыночные проблемы.

      Однако  служба маркетинга по продуктам обходится дороже, чем функциональный подход: требуется больше расходов на оплату труда из-за дублирования ключевых функций; наблюдается ослабление координационных связей по отдельным функциям.

      При географической ориентации службы маркетинга специалисты занимаются тем или иным географическим районом. Такая ориентация позволяет торговым агентам находиться в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективно работать с минимальными издержками времени и средств на разъезды.

      Недостатки данного подхода:

  1. дублирование маркетинговых функций;
  2. затруднена координация по товарам, функциям, территориальным подразделениям;

      3)недостаточная эффективность для подверженных конъюнктуре, сезонности или инновации товаров (чаще всего это однородные товары, отвечающие одинаковым требованиям потребителей различных географических районов).

      Структура маркетинга по рынкам  целесообразна  для фирм, продающих свою продукцию на разных рынках, где наблюдается неодинаковые товарные предпочтения, а товары требуют специфического обслуживания (например, рынком может выступать отрасль промышленности, сегмент однородных покупателей). Данный подход ставит запросы покупателей в центр внимания. Для каждого рынка должна быть выработана своя стратегия маркетинга.

      Для наибольшего соответствия конкретным особенностям работы фирмы рекомендуется сочетание различных подходов к проектированию службы маркетинга: функционально-товарный, функционально-рыночный, товарно-рыночный, функционально-товарно-рыночный.

      Целью конкретизации функций маркетинга является достижение такого уровня детализации функций, выполняемых те или иным подразделением службы маркетинга, который позволил бы разработать должностные инструкции работников данной структурной единицы и определить профессиональный и квалификационный состав работников службы. Совокупность конкретизированных функций по всем структурным подразделения, службы маркетинга представляет собой методику осуществления всей маркетинговой деятельности фирмы. 

Информация о работе Маркетинговое управление на предприятии АПК