Комплекс маркетинга придорожного сервиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Система предложения в области туристских услуг состоит из ресурсных элементов туристского комплекса (природных и культурных особенностей региона), инфраструктурных элементов (системы транспортного обслуживания, питания и гостиничного обслуживания, развлекательно-зрелищной сферы), организационных элементов туристского комплекса (системы управления в области туризма, системы маркетинговой информации), приобретающих рыночную стоимость лишь в совокупности. Поэтому и анализ развития туристского комплекса любого региона в целом проводится с позиции каждого составляющего компонента.

Файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 174.19 Кб (Скачать)

Источник [17]

В разрезе регионов Гомельской области 11 гостиниц находятся в г. Гомеле (общей вместимостью на 1 716 мест), остальные 37 – в районах области. Следует отметить, что в гостиницах Гомеля было размещено 104 854 человека, что  составляет 51% от общего числа гостей. Если рассматривать по регионам, то основная масса гостей сосредоточена  в таких городах как Жлобин и Мозырь, что связано с наличием здесь крупных промышленных заводов (РУП «Белорусский металлургический завод», ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод»), а также с началом работы Ледового дворца и единственного в Беларуси аквапарка.

Основные показатели гостиниц и аналогичных средств размещения Гомельской области представлены в  табл. 2.3.

Таблица 2.3.Основные показатели гостиниц и аналогичных средств размещения за 2009-2011 гг.

Наименование

2009

2010

2011

Число гостиниц и аналогичных  средств размещения

47

49

52

Единовременная вместимость, мест

3395

3541

3636

Численность обслуженных  лиц, тыс. человек

189,3

186,0

192,9

Средняя загрузка, %

52

46

48


Источник: [17]

 

Из табл. 3.12 видно, что в 2011 году число гостиниц и аналогичных средств размещения составило 52 и увеличилось по сравнению с 2009 годом на 5 единиц. Также в связи с увеличением числа гостиниц соответственно увеличилась единовременная вместимость и численность обслуженных лиц.

Гостиницы находятся в  различных формах собственности  и ведомственных подчинениях, а  также существенно разнятся по уровню и ценам. При гостиницах, которым  присвоена категория «три звезды», высший и первый разряды – располагаются  рестораны и кафе. Такие гостиницы  оказывают своим постояльцам  услуги по организации досуга, услуги спортивно-оздоровительного характера (спутниковое телевидение, экскурсионное  обслуживание, фитнес-центры, залы совещаний, и т.п.). Необходимо отметить, что предоставление услуг по общественному питанию при гостиницах почти полностью отсутствуют в районах области [25].

Порядка 50% гостиниц имеют  на своей территории охраняемую стоянку  для автомашин (почти у 80% стоянка  платная).

Цены за предоставление гостиничных  услуг варьируются как в зависимости  от регионального расположения средства размещения, так и в зависимости  от наличия у гостиницы разрядности. Следует отметить, что часто под  разными разрядами предлагаются номера с одинаковыми характеристиками, что влечет за собой широкий разброс  цен, обусловленный, как правило, отличиями  в характеристиках номеров и  качеством предоставляемых услуг  гостиниц, относящихся к одной  категории.

Для гостиниц, прежде всего, имеет значение не столько количество оказываемых услуг, сколько их качество. Уровень комфорта - главнейший и  решающий фактор, влияющий на определение  класса гостиницы.

Таким образом, работа гостиничных  предприятий связана с рядом  проблем. Отсутствует обязательная их сертификация. Большинство областных  отелей довольствуется пока разрядами  качества обслуживания. Уровень обслуживания гостиничными предприятиями соответствует  не более чем одной звезде по европейской  звездной системе классификации.  Невысокое качество обслуживания не может обеспечить  конкурентоспособное  положение региона на мировом  туристском рынке. Тем не менее, наблюдается  тенденция постепенного перехода средств  размещения из  низшего разряда  в более высокий. Это достигается осуществлением текущего и капитального ремонта, реконструкцией зданий и благоустройством прилегающих территорий,  использованием новейших технологических приемов и материалов. Транзитное положение Гомельского региона может способствовать дальнейшему развитию или созданию новых средств размещения.

 

2.2.2. Анализ системы  питания

 

В регионе сосредоточено 16% предприятий общественного питания  Беларуси. В структуре областей РБ – это наиболее емкая доля (табл.2.4).

 

Таблица 2.4. Число объектов общественного питания в Гомельской области

Наименование

Годы

2009

2010

2011

Всего объектов общепита, тыс.

11450

11651

11753

В том числе :

государственной торговли, тыс.

частная собственность, тыс.

иностранная собственность

     

4474

4500

4585

6908

7068

7073

68

83

95

Удельный вес объектов государственной торговли в общем  числе об-тов, %

39,1

38,6

39,0

В частности по Гомельской области

1825

1871

1917


Источник: [5]

 

В целом наблюдается тенденция  увеличения числа предприятий питания  как по стране в целом, так и  по Гомельской области. Исходя из данных, приведенных в табл. 2.4, можно сказать, что это увеличение происходит за счет увеличения числа объектов частной собственности, так как удельный вес объектов государственной собственности по годам не превышает 40%.

В табл. 2.5 представлен розничный товарооборот общественного питания объектов придорожного сервиса по министерствам и ведомствам.

Таблица 2.5. Розничный товарооборот общественного питания объектов придорожного сервиса по министерствам и ведомствам (млн. руб.)

Наименование

Количество объектов, единиц

2010 г.

2011 г.

2011 г. в % к 2010 г. в фактических ценах

2011 г. в % к 2010 г. в сопоставимых ценах

1

2

3

4

5

6

Гомельская область

в том числе объекты:

73

18106,8

21893,2

120,9

111,2

Министерство лесного  хозяйства Республики Беларусь

-

263,0

-

-

-

Минсельхозпрод (организации  республиканской ф. собственности  и с долей респ. Собственности)

1

136,4

206,6

151,5

139,3

Департамент по мелиорации и водному хозяйству Министерства с/х и продовольствия Республики Беларусь

1

136,4

206,6

151,5

139,3

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

3

1805,8

2350,1

130,1

119,7

Департамент «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

3

1805,8

2350,1

130,1

119,7

Окончание таблицы 2.5

Белорусский государственный  концерн по нефти и химии

7

1003,7

1204,5

120,0

110,4

Белорусский республиканский  союз потребительских обществ

37

9992,6

11205,0

112,1

103,1

Местные советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы

2

390,7

465,8

119,2

109,6

Областные (Минский городской) исполнительные комитеты

1

79,2

93,2

117,7

108,2

Городские (городов областного подчинения) и районные исполкомы, местные  администрации

1

311,5

372,6

119,6

110,0

Индивидуальные предприниматели

2

180,1

193,5

107,4

98,8

Прочие юридические лица без ведомственной подчиненности 

21

4334,5

6267,7

144,6

133,0


Источник: [24]

 

В 2011 году по сравнению с 2010 розничный товарооборот общественного питания объектов придорожного сервиса увеличился на 3786,4 миллионов рублей.

Сервиса на дорогах не хватает, но и то, что есть — не всегда и  не совсем сервис. В каждом из 220 проверенных  магазинов и объектов общественного  питания выявлены нарушения законодательства.

Постоянно проходит информация, что контролирующие органы ежегодно закрывают десятки и более  объектов общественного питания  из-за некачественной пищи. Даже на качественного  производителя это оказывает  значительное влияние. Это объясняется  тем, что придорожные кафе при  приготовлении пищи в основном используют полуфабрикаты, поскольку держать готовые и сложные блюда совершенно невыгодно. Другая ситуация наблюдается, если объект находится в 10-20 км от Минска или другого крупного населенного пункта, тогда около 90% посетителей - жители города, которые пользуются объектом как загородным рестораном или кафе для проведения вечеров, банкетов, корпоративов. Поэтому им предоставляется совсем иной уровень и качество обслуживания, а на трассе - это все-таки объект быстрого питания [26].

Комитет государственного контроля проводит ревизии объектов придорожного  сервиса. Последняя проверка КГК  показала, что субъекты хозяйствования, занятые в этой сфере деятельности, не обеспечивают надлежащее торговое обслуживание и иные сервисные услуги участникам дорожного движения. Нарушения законодательства выявлены в каждом из 220 проверенных магазинов и объектов общепита.

Материально-техническая  база ряда объектов придорожного сервиса  не соответствует предъявляемым  санитарным нормам и правилам. Так, отсутствуют элементарные бытовые  условия, водоснабжение, канализация  в мини-кафе «Сосны», «Домашняя кухня», закусочной «Шашлычная», а также  на других объектах придорожного сервиса. Случается, есть кафе, а стоянок рядом  практически нет. Например, территория стоянки возле кафе «Дорожник» на автомобильной дороге М-1/Е-30 на момент проверки была захламлена разукомплектованными автомобилями и пиломатериалами. Аналогичное  положение имело место и на других автомобильных дорогах.

Не удовлетворило проверяющих  и меню в придорожных кафе. Например, на каждом втором проверенном объекте  не соблюдался ассортиментный перечень, временами отсутствовали до 50 процентов  блюд, предусмотренных меню.

При этом сами владельцы  придорожных кафе признаются, что  вынуждены идти на нарушения, поскольку  иначе не выживешь. Главные аргументы  — придорожное кафе в силу своей  удаленности от населенных пунктов  имеет ряд дополнительных трат на доставку товара, уборку мусора. Есть проблема с персоналом — далеко не каждый может себе позволить на личной машине добираться до работы пару десятков километров. Потока машин нет, выручка минимальная, зарплата все равно должна выплачиваться. При этом налогообложение давит  не меньше, чем в населенных пунктах, а цены регулируются сверху.

На некоторых объектах общественного питания не были обеспечены безопасные для жизни и здоровья питающихся условия выпуска продукции. Персонал был допущен к работе без прохождения медицинских  осмотров.

Для приготовления блюд использовалось сырье, полученное с заведомо истекшими (от 1 до 9 месяцев) сроками годности [23].

Однако наблюдается диспропорция в территориальном распределении  предприятий: основная их часть сосредоточена  в Гомеле, а на транспортных  магистралях (в особенности на линии Житковичи  – Калинковичи – Гомель) ощущается их недостаток. Подобного рода деконцентрация объектов сферы общепита выступает сдерживающим фактором в привлечении транзитных туристов.

 

2.2.3. Система транспортного  и технического обслуживания

 

В рамках развития придорожного сервиса «Белавтодор» вкладывает немалые средства в поддержание в необходимом эстетическом и санитарном порядке придорожных полос, в создание площадок отдыха, строительство автобусных остановок, в рамках своих полномочий оказывает помощь в наиболее рациональном размещении тех или иных сервисных объектов, проводит их контроль по некоторым позициям. В департамент «Белавтодор», непосредственно выполняющий координационные функции, из облисполкомов, Минторговли, Белкоопсоюза, Белнефтехима и, естественно, автодоров стекается информация о выполнении заданий по функционированию действующих и вводу новых придорожных объектов. Эти данные обобщаются и с выводами и предложениями поступают из Минтранса в правительство. В настоящее время данным министерством проводится и координационная работа по размещению объектов сервиса на республиканских дорогах в рамках реализации программы «Дороги Беларуси» на 2006-2015 годы. Департамент «Белавтодор» периодически анализирует ход реализации мероприятий по развитию придорожного сервиса, определяет проблемы, предлагает пути их решения. В этих целях стало традицией проведение различного рода опросов пользователей автодорог, владельцев объектов придорожного сервиса.

Проведенный социологический  опрос показал, что 58% водителей не удовлетворены количеством пунктов  питания на дорогах, 71% — количеством  существующих на дорогах станций  технического обслуживания. В стране явно не хватает первоклассных комплексных  придорожных сервисных объектов — даже на АЗС не часто можно  выпить чашку кофе, туалеты —  закрыты. По данным опроса более 45% проезжающих  по нашим дорогам останавливаются  только на АЗС, и в них, по международным  стандартам, необходимо наличие кафе, доступного туалета и хотя бы торгового  киоска. Но существуют хорошие придорожные  сервисные объекты, АЗС, особенно на трассе М-1/Е30 Брест — Минск —  граница с Россией, но их очень  мало. На ряде же иных объектов отмечается невысокий уровень обслуживания, бедный ассортимент, высокие цены. Внешний  вид, отсутствие достойной рекламы  и национальной изюминки не способны заинтриговать и удержать проезжающих. Те же иностранные перевозчики, в  лучшем случае, оставляют в нашем  придорожном сервисе только 10-15 евро и нередко стремятся провести положенное для отдыха время просто в кабине своего авто. Но по сравнению  с иными странами СНГ, по отзывам  пользователей, наши дороги в целом  лучше, да и на отсутствие сервисных  услуг в пути водители из этих стран  меньше жалуются [24].

Информация о работе Комплекс маркетинга придорожного сервиса