Формирование маркетинговой стратегии предприятия в сфере туризма и сервиса (На примере ООО «Анюта»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение маркетинговой стратегии туристической компании и её совершенствование.
задачами данной работы являются:
- Дать общую характеристику предприятия ООО «Анюта»;
- Провести маркетинговый анализ внешней среды предприятия;
- Провести маркетинговый анализ внутренней среды предприятия;
- Выявить пути совершенствования маркетинга на предприятии
- Провести экономическую оценку предложенных мероприятий.

Оглавление

Введение 3
1. Методологический подход к разработке маркетинговой стратегии 5
1.1 Современные подходы к стратегическому планированию 5
1.2. Формирование стратегических планов на предприятии 8
1.3. Виды маркетинговых стратегий в зависимости от рыночного спроса, уровня конкуренции и доли рынка 13
Глава 2. Анализ деятельности предприятия «Анюта» на рынке туристических услуг 19
2.1.Общая характеристика фирмы 19
2.2 Финансово-экономические показатели фирмы. 21
2.3 Анализ маркетинговой деятельности фирмы 22
2.4. Анализ внешней маркетинговой среды 26
3. Совершенствование маркетинговой деятельности фирмы 29
3.1 Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы 29
3.2 План рекламной кампании 32
Заключение 36
Список использованной литературы: 38
Приложение 1. 40

Файлы: 1 файл

Маркетинг.Маслова.Формирование маркетинговой стратегии на предприятии..doc

— 309.50 Кб (Скачать)

Исходя из таблицы 5,можно  сделать вывод, что самым главным  конкурентом является тур.фирма  Универсал, так  как она обладает 4 автобусами, у них есть своя гостиница в самом центре Светлогорска , а так же у них высокое качество обслуживания и доступные цены. Для более широкого исследования конкурентов составим конкурентную карту:

Таблица 5

Конкурентная карта

Параметры

Анюта

Балтма Турс

Час Пик

Арабелла

Вокруг света

Дэдди

Универсал

1.Продукт

-ассортимент

-качество

 

4

5

 

4

4

 

5

4

 

4

5

 

5

5

 

5

4

 

5

5

2. Цена

-уровень цен

-гибкость

 

3

5

 

3

4

 

4

4

 

5

5

 

4

3

 

4

5

 

5

4

3.Сбыт

-объем реализации

-численность сотрудников

-численность каналов распред.

 

 

4

 

5

 

4

 

 

5

 

4

 

4

 

 

4

 

5

 

5

 

 

5

 

4

 

5

 

 

5

 

4

 

3

 

 

5

 

4

 

5

 

 

5

 

5

 

5

4.Продвижение

-виды рекламы

-активность РR

-охват СМИ

-бюджет рекламы

-сервис

 

4

3

4

4

 

5

 

4

4

5

4

 

5

 

3

4

4

4

 

4

 

4

5

4

3

 

5

 

4

4

4

5

 

5

 

4

4

5

5

 

4

 

5

4

5

5

 

5

Σ

45

45

46

49

46

50

53

Сред.знач.

3,75

3,75

3,83

4,08

3,83

4,16

4,42


 

Анюта/БалтмаТурс=1;Анюта/Арабелла= 0,91;Анюта/Час Пик=0,97

Анюта/Дэдди =0,9

Час Пик/Арабелла=0,93;Час пик/Дэдди=0,92

 Вокруг Света/Дэдди =0,92;Вокруг Света/Арабелла=0,93;Вокруг Света/Анюта=1,02

Анюта/Универсал=0,84;Вокруг Света/БалтмаТурс=1,02;Вокруг Света/Час Пик=1

 

Исследуя данные, можно сделать вывод о том, что равноценными конкурентами будут являться «Балтма Турс» и «Арабелла», «Час Пик» и  «Вокруг Света». А для рассматриваемой нами турфирмы «Анюта», главными конкурентами являются  «Дэдди» и «Универсал», так как они превосходят по нескольким показателям: в ассортименте и уровне продвижения товара ( реклама,PR,СМИ)

 ООО «Анюта» для улучшения качества обслуживания и привлечения клиентов, а так же для большей конкурентоспособности следует приобрести свои автобусы для проведения экскурсий, улучшить качество обслуживания, увеличить бюджет рекламы и PR,расширить ассортимент.

3)Маркетинговый потенциал  – часть потенциала предприятия,  обеспечивающая конкурентоспособность фирмы, адаптированность фирмы к изменениям факторов внешней среды.

Туристская фирма «Анюта» активно проводит рекламную кампанию по повышению рейтинга на туристском рынке. Каналы рекламных обращений:

  • газеты, журналы, каталоги («Комсомольская правда», «Ва Банк», «Туризм и отдых», «Желтые страницы», «Янтур»);
  • телевидение (49 канал «Премьер», Муз-ТВ);
  • радио («Балтик+», «Лав радио», «Авторадио»);
  • Интернет: собственная поисковая система baltour.ru
  • Телеэкраны города
  • Собственный сайт http://www.anuta.ru

4). Производственный потенциал.  Здесь нужно уделить особое  внимание кадровому потенциалу. Структуру мы уже рассмотрели  в разделе «Общие характеристики  предприятия» и имеем общее  представлении о кадровом составе (см.выше). Средний возраст рабочего состава 35 лет, из чего делаем вывод, что команда является достаточно молодой. Почти весь кадровый состав работает на предприятии с самого начала его функционирования. Однако, на раннем этапе развития предприятия достаточно длительное время была вакантна должность заместителя директора, и даже наблюдалась некая текучесть кадров.

    Таким образом,  мы рассмотрели и подвергли  анализу микросреду предприятия,  а так же его внутреннюю  среду. После чего, мы можем  сказать, что предприятие функционирует  достаточно устойчиво, имеет хороший уровень конкурентоспособности, не смотря на то, что на нём отсутствует специалист - маркетолог.

2.4. Анализ внешней маркетинговой среды

 

Макросреда предприятия  — это факторы, с которыми ваше предприятие не сталкивается напрямую, но которые, тем не менее, оказывают серьезное влияние на его деятельность. К факторам макросреды чаще всего относят экономические, политические, правовые, научно-технические, социально-демографические, социально-культурные, природные, экологические и международные факторы. А также необходим анализ покупателей, конкурентов, что было сделано в предыдущей графе.

Изучение непосредственного  окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды,  с которыми организация  находится в непосредственном взаимодействии.

 Чаще всего, для  анализа макросреды предприятия  используется одна из двух  наиболее распространённых матриц. Матрица SWOT – анализа, или матрица  PEST – анализа. 

    SWOT–анализ  предполагает определение сильных  и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов.

    PEST – анализ - метод анализа, исследующий cреду  макроокружения, которую принято  делить на такие составляющие  как политико-правовая, экономическая, социо - культурная и технологическая субсреды.

  Предлагаю провести анализ макросреды предприятия, воспользовавшись матрицей SWOT – анализа, который предоставлен в таблице 6.

Таблица 6

SWOT – таблица по  внешней среде предприятия.

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие квалифицированного персонала, имеющего опыт работы в данной области

У фирмы нет собственных  помещений, все помещения арендуются

Наличие корпоративных  постоянных клиентов, таких как ГАЗПРОМ,УралСиб и ЦБ РФ

Есть недостатки в рекламной политике.

Удобное месторасположение  фирмы в центре города

Отсутствие системы  стратегического планирования.

Высокая удовлетворенность  клиентов

Отсутствие активной маркетинговой политики, отдела маркетинга

«Анюта» имеет финансовое обеспечение в размере 10 000 000 рублей, гарантированное страховой группой «УралСиб».


 

 

Внешние благоприятные  возможности

Внешние угрозы предприятию

Высокая квалификация персонала  и удобное расположение привлекут  новых клиентов

Нестабильная политическая ситуация.

Сотрудничество с другими  компаниями

Усиление конкуренции


 

Таким образом, мы рассмотрели слабые и сильные стороны нашего предприятия. Но для того, чтобы принять какое-либо управленческое решение, нам нужно сделать развёрнутый SWOT – анализ рассматриваемого торгового предприятия. Развёрнутый анализ представлен в таблице 7.

Таблица 7

Развёрнутый SWOT – анализ предприятия «Анюта».

Сильные стороны и  возможности.

Сильные стороны и  угрозы.

1 широкий ассортимент  предоставляемых услуг, большой  опыт помогут предприятию в том, чтобы наладилось сотрудничество с другими компаниями.

1. Удовлетворенность  клиентов, высокое качество обслуживания, большой опыт будут препятствовать  наращиванию сильных сторон конкурентов.

2. Быстрая обработка  заказов, большой опыт, высокое качество обслуживания будут препятствовать появлению новых фирм, занимающихся аналогичной деятельностью.

Слабые стороны и  возможности

Слабые стороны и  угрозы.

1. Отсутствие на предприятии  специалиста – маркетолога затруднит  сотрудничество с другими фирмами, привлечение новых клиентов.

1. Отсутствие на предприятии  специалиста – маркетолога будет  давать положительную среду для  наращивания активности конкурентов.

2. Отсутствие системы  стратегического планирования будет  негативно сказываться, при замедлении темпов экономического развития.


 

Таким образом, при помощи SWOT – анализа мы смогли охарактеризовать внешнюю среду предприятия, или  макросреду. Так же мы попытались соотнести  сильные стороны с возможностями  и угрозами и, аналогично, слабые стороны. Таблица № 3 поможет нам в принятии максимально правильного управленческого решения.

  Итак, теперь мы имеем ещё более развёрнутое представление о рассматриваемом предприятии «Анюта». Мы провели полный анализ маркетинговой среды всех элементов, которые были нам доступны. В общем, можно подтвердить вывод, сделанный в предыдущей главе. Предприятия, действительно, имеет достаточно прочную и твёрдую позицию на рынке. Имеет достаточное число сильных сторон, имеет возможности. Так же есть угрозы и слабые стороны, они есть практически у всех предприятий, но в нашем случае они немногочисленны, а с помощью сильных сторон и возможностей, их число можно уменьшить.

 

3. Совершенствование маркетинговой деятельности фирмы

3.1 Рекомендации по совершенствованию  маркетинговой деятельности фирмы

 

     Итак, мы полностью рассмотрели туристическую фирму «Анюта». Мы остановились на всех важных и нужных моментах для того, чтобы в этой главе найти и выбрать наиболее подходящие пути совершенствования рассматриваемого предприятия. И как можно заметить, почти во всех разделах у нас фигурировало то, что на рассматриваемом предприятии отсутствует не только отдел маркетинга, но так же отсутствует специалист в области маркетинга, который должен быть на предприятии сферы туризма и сервиса. И именно поэтому первым шагом на пути к совершенствованию предприятия и его деятельности, я хотела бы назвать то, что генеральному директору необходимо взять на работу маркетолога.

Второй шаг на пути к совершенствованию взаимосвязан с первым. И этот шаг имеет название: «Разработка плана маркетинга». План маркетинга — документ, являющийся важнейшей составной частью годового плана развития предприятия.

Одной из главных задач  предприятие-это успешное продвижение  товара, существует 4 основных способа продвижения товара, в том числе и туристического:

  1. реклама (advertising)
  2. персональная продажа (personal sell)
  3. стимулирование сбыта (sales promotion)
  4. связи с общественностью (public relations)

Считается, что коммуникационные задачи маркетинга не выполняются эффективно,

 если пренебрегать  другими инструментами маркетинга, а именно, если нет правильного  выбора насчет продукта, цены  и методов дистрибьюции. Невозможно  достичь желаемого результата, если  использовать только один коммуникационный  канал. В программе продвижения должны быть скомбинированы различные методы. По существу важен потенциал каждого из методов продвижения и их потенциал по взаимоподдержке.

 В зависимости от  юридического статуса, от специфики  деятельности, состояния рынка туристических  услуг, от наличия и объемов государственной помощи, от менталитета самих предпринимателей, цели маркетинга туристического предприятия разделяются на:

  • экономические,
  • ''эгоистические'',
  • социальные.

Причем ''эгоистические'' цели, так или иначе, присутствуют в деятельности любой фирмы, а социальные крайне невыгодны с коммерческой точки зрения. Обратимся тогда к экономическим целям и рассмотрим их различные варианты.

Информация о работе Формирование маркетинговой стратегии предприятия в сфере туризма и сервиса (На примере ООО «Анюта»)