Закупочная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 01:30, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является исследование вопросов разработки комплекса мер по оптимизации закупочной логистики, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.

На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

•Рассмотреть сущность закупочной логистики.
•Описать деятельность службы снабжения предприятия с точки зрения макрологистики, микрологистики, и как самостоятельную логистическую систему.
•Рассмотреть основные задачи, решаемые службой снабжения предприятия.
•Проанализировать этапы организации закупки товаров.
•Изучить организацию закупочной логистики конкретного предприятия, выявить основные проблемы и описать пути их решения.
Предметом исследования данной работы является комплекс закупочной логистики предприятия.

Объектом исследования работы является логистический комплекс конкретного предприятия.

Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме 12
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 41
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме 41
2.2 Организация закупок в торговой фирме 53
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме 63
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ 68
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы 68
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы 76
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

дип_закуплогистика.doc

— 706.00 Кб (Скачать)
 

       Страховой запас на предприятии составляет 50% от текущего, транспортный – 20% от текущего, подготовительный – 5% от текущего. 

2.2 Организация закупок  в торговой фирме 

       Как видно из рис. 2.1 на предприятии существует специализированный отдел закупок, занимающийся поставкой комплектующих; и подчиненный непосредственно коммерческому директору. Схема отдела закупок представлена ниже на рис. 2.4.

Рис 2.4 Функциональная схема отдела закупок НТЦ «Орион» 

       Деление работы в отделе происходит по функциональному признаку. Менеджеры по снабжению отдела занимаются закупками различных групп товаров и комплектующих.

       Проанализируем  основные этапы процесса закупки  комплектующих в НТЦ «Орион».

       Закупка комплектующих в НТЦ «Орион» начинается с анализа рынков сбыта. Цель проведения исследований рынка закупок комплектующих определяет  одновременно и тип рынков, которые должны быть исследованы. Это:

    • непосредственные рынки (обеспечивающие в настоящее время  потребности в   сырье и материалах);
    • опосредованные рынки (рынки, используемые поставщиками);
    • рынки    заменителей (полностью или частично заменяемых продуктов);
    • новые рынки.

       Полученная  информация должна отражать такие рыночные категории, как предложение, спрос  и рыночный баланс. Полученная информация обрабатывается в трех аспектах:

       а) современный анализ рынка («моментальный  снимок»);

       б) динамика изменения конъюнктуры  рынка;

       в) прогнозы изменения рынка.

       Далее происходит непосредственно выбор  поставщиков. Большинство комплектующих  НТЦ «Орион» закупает в крупных московских оптовых фирмах. Выбор поставщиков осуществляется по следующей технологии.

       1. Поиск потенциальных поставщиков.  При этом могут быть использованы следующие методы:

    • изучение    рекламных    материалов:    фирменных    каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т. п.;
    • посещение выставок и ярмарок;
    • переписка и личные контакты с возможными поставщиками.

       В результате перечисленных мероприятий  формируется список потенциальных поставщиков, который постоянно обновляется и дополняется.

       2. Анализ потенциальных поставщиков.

       Составленный  перечень потенциальных поставщиков  анализируется на основании специальных  критериев, позволяющих осуществить  отбор приемлемых поставщиков. Количество таких критериев может составлять несколько десятков. Однако зачастую ограничиваются ценой и качеством поставляемой продукции, а также надежностью поставок, под которой понимают соблюдение поставщиком обязательств по срокам поставки, ассортименту, комплектности, качеству и количеству поставляемой продукции.

       К другим критериям, принимаемым во внимание при выборе поставщика, относят следующие:

    • удаленность поставщика от потребителя;
    • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
    • наличие резервных мощностей;
    • организация управления качеством у поставщика;
    • психологический климат у поставщика (возможности забастовок);
    • способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока
    • службы поставляемого оборудования;
    • финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

       В результате анализа потенциальных  поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

       3. Оценка результатов работы с  поставщиками.

       На  выбор поставщика существенное влияние  оказывают результаты работы по уже  заключенным договорам. Для этого  разрабатывается специальная шкала оценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда. Приведем пример расчета рейтинга поставщика при выборе поставщика компьютерных мониторов (таблица 2.8).

Таблица 2.8

Расчет  рейтингов поставщиков компьютерных мониторов

ООО «Электроникс» (г. Москва)
Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения

критерия  по

десятибальной шкале

у данного  поставщика

Произведение

удельного

веса  критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,15 8 1,2
2. Цена 0,25 6 1,5
3. Качество

товара

0,30 7 2,1
4. Условия

платежа

0,15 4 0,6
5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10 7 0,7
6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5 4 0,2
Итого 1,0  
 
6,3
ООО «Компьютер инжиниринг» (г. Москва)
Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения

критерия  по

десятибальной шкале

у данного  поставщика

Произведение

удельного

веса  критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,15 7 1,05
2. Цена 0,25 7 1,75
3. Качество

товара

0,30 9 2,7
4. Условия

платежа

0,15 5 0,75
5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10 4 0,4
6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5 6 3
Итого 1,0   9,65
ООО «Эксмос плюс» (г. Москва)
Критерий

выбора

поставщика

Удельный

вес

критерия

Оценка значения

критерия  по

десятибальной шкале

у данного  поставщика

Произведение

удельного

веса  критерия

на оценку

1 . Надежность

поставки

0,15 6 0,9
2. Цена 0,25 6 1,5
3. Качество

товара

0,30 8 2,4
4. Условия

платежа

0,15 6 0,9
5. Возможность

внеплановых

поставок

0,10 5 0,5
6. Финансовое

состояние

поставщика

0,5 6 3
Итого 1,0   9,2
 

       Из  данных таблицы 2.8 видно, что наибольший рейтинг у поставщика ООО «Компьютер инжиниринг» за счет оптимального соотношения качества и цены поставляемой продукции. Аналогичным образом высчитываются рейтинги поставщиков других товарных групп.

       В таблице 2.9 приведены данные по договорно-претензионной работе, рейтинги поставщиков НТЦ «Орион» за последние 5 лет, вычисленные аналогично представленным в таблице 2.8

       Таблица 2.9

       Данные  по анализу поставщиков НТЦ «Орион» (2002-2006 гг.)

Наименование 

поставщиков

Виды  поставляемой продукции Рейтинг
2002 2003 2004 205 2006
ООО «Эксмос  плюс» (г. Москва) Мониторы, компьютерные комплектующие 7,8 7,9 7,3 6,2 6,3
ООО «Компьютер инжиниринг» (г. Москва) Мониторы, компьютерные комплектующие 8,2 8,4 8,3 9,1 9,7
ООО «Электроникс» (г. Москва) Мониторы, компьютерные комплектующие 9,2 9,2 9,2 9,2 9,2
ЗАО «Мир компьютеров» (г. Москва) USB Flash Drive, манипуляторы, ИБП 8,4 8,3 8,2 8,5 8,4
ООО «Комплектующие анлимитед» (г. Москва) Мониторы, компьютерные комплектующие 7,4 7,2 6,9 6,8 6,7
ООО «Селф» (г. Санкт-Петербург) Ноутбуки, сканеры 8,0 8,0 8,0 8,1 8,0
ООО «Трио» (г. Москва) Мониторы, компьютерные комплектующие 7,0 6,5 6,7 6,5 6,1
ООО «База» (г. Ростов-на-Дону) Мониторы, компьютерные комплектующие 5,6 6,2 7,3 7,3 7,6
ООО «Прана» (г. Москва) Мониторы, компьютерные комплектующие 8,1 7,9 7,8 7,5 6,4
 

       Непосредственно формирование заявок у поставщиков  осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующее оборудование, количества, условия, сроки поставки или резервирования, а так же каталожные коды фирм-производителей. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанного оборудования. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и оборудование, отсутствующее на складе поступает в отдел закупок, после чего отказаться от него уже невозможно, а оборудование, находящееся на складе резервируется.

       Ввиду того, что прайс-листы поставщиков  меняются очень оперативно, и отражает тенденции московского оптового рынков, то может возникнуть ситуация изменения цены заказанного но еще не отгруженного товара как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В этом случае цена товара в резерве изменяется вместе с прайс-листом, и если необходимо зафиксировать цены на момент согласования заказа, то менеджер сообщает, что резерв окончательный и ему присваивается статус брони. Резерв и бронь имеют разный статус - товар из резерва может быть продан, а бронь является аналогом расходной накладной. Ассортимент и количество товара в резерве может меняться вплоть до отгрузки, а попытка аналогичных действий с бронью является нарушением правил резервирования.

       Формы расчетов, используемые предприятием, в динамике отображены на рис. 2.5.

       Рис. 2.5 Формы расчета за закупаемую продукцию, тыс. руб. 

       Таким образом, благодаря оптимизации процессов закупочной логистики на предприятии существует тенденция к возрастанию доли продукции, закупаемой с отсрочкой платежа.

       Доставка  комплектующих предприятию осуществляются следующими способами:

  • Доставка с помощью службы DHL.

       Служба DHL способна осуществить доставку любой продукции, практически в любую точку страны и мира. Преимущества этого способа: доставка производится всего в течение 2-3 рабочих дней, такой способ доставки очень надежен (стопроцентная сохранность груза). Основной недостаток: высокая стоимость доставки (от 60 у.е. в зависимости от веса груза и расстояния). Очень немногие поставщики соглашаются оплачивать доставку таким способом.  

  • Доставка почтой.

       Основные  преимущества этого способа: невысокая  стоимость, высокая доступность. Недостатки: очень маленькая скорость доставки (10-25 дней); нет стопроцентной гарантии, что груз придет в исправном состоянии.

  • Авиадоставка компанией «Аэрофлот-Дон».

       Преимущества: быстрота доставки, относительно высокая  сохранность груза. Недостаток: в случае большого количества груза, его могут не принять к перевозке данным рейсом.

  • Доставка фирмой «Трансскорость».

       Преимущества: большая скорость доставки (по железной дороге пассажирской скоростью) и стопроцентная сохранность грузов. Недостаток: отсутствие у фирмы собственных складов в обслуживаемых городах (потребители получают продукцию прямо в вагонах, принадлежащих данной фирме, и, если они не успевают это сделать, груз уезжает обратно в Ростов).

       Виды  транспорта в динамике, используемые НТЦ «Орион», представлены на рис. 2.6:

Рис 2.6 Динамика доставки товарных запасов различными видами транспорта, тыс. руб.

       В общем виде схема торгово-технологического процесса НТЦ «Орион» представлена на рис. 2.7.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Рисунок 2.7. Схема торгово-технологического процесса

       в НТЦ «Орион»

       Первой  технологической операцией закупочной логистики является приемка товаров поступивших на предприятия.

       Поступающие в магазин товары принимают материально  ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяются соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все комплектующие должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на комплектующие должна соответствовать сертификату качества.

       После приемки товара необходимое его  количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.

Информация о работе Закупочная логистика