Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 01:30, дипломная работа
Основной целью данной работы является исследование вопросов разработки комплекса мер по оптимизации закупочной логистики, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.
На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
•Рассмотреть сущность закупочной логистики.
•Описать деятельность службы снабжения предприятия с точки зрения макрологистики, микрологистики, и как самостоятельную логистическую систему.
•Рассмотреть основные задачи, решаемые службой снабжения предприятия.
•Проанализировать этапы организации закупки товаров.
•Изучить организацию закупочной логистики конкретного предприятия, выявить основные проблемы и описать пути их решения.
Предметом исследования данной работы является комплекс закупочной логистики предприятия.
Объектом исследования работы является логистический комплекс конкретного предприятия.
Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме 12
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 41
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме 41
2.2 Организация закупок в торговой фирме 53
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме 63
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ 68
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы 68
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы 76
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже, в частности их сборка из комплектующих. При торговле товарами, не требующими сборки, подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимаются работники склада, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.
Логистический
процесс на складе НТЦ «Орион» организуется
по следующей схеме (рис. 2.8).
Логистический процесс на складе | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
|
I. Операции, направленные на координацию со службой закупок (1, 2, 10)
II. Операции, непосредственно связанные с переработкой и оформлением грузов (3 - 9)
III. Операции, направленные на координацию службы продаж (9, 10, 11)
Рисунок
2.8. Схема логистического процесса на складе
Подготовленные
к продаже товары перемещают в
торговый зал. Товары доставляют в то время,
когда в нем находится минимальное
количество покупателей, чтобы не препятствовать
процессу продажи.
2.3
Оценка эффективности
закупок в торговой
фирме
Оценка
эффективности закупок НТЦ «
Результаты
анализа закупок в 2005-2006 гг. приведены
в таблице 2.10.
Таблица 2.10
Анализ закупок НТЦ «Орион» в 2005-2006 гг.
Параметры анализа | 2005 | 2006 |
Выполнение плана закупок, % | 102,1 | 103,4 |
Относительная прибыль от продаж закупленного, % | 32,4% | 37,3% |
Доля товара, взятого с отсрочкой платежа, % | 75,4 | 72,3 |
Абсолютная
сумма дебиторской |
12,7 | 7,6 |
Относительная
сумма дебиторской |
4,3 | 2,1 |
Абсолютная сумма товарного запаса на складе, тыс. руб. | 1288 | 1560 |
Относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме, % | 9,2 | 8,4 |
Анализ данных таблицы 2.10 показывает, что большинство показателей улучшилось. Небольшое снижение имеет место по показателю доли товара, взятого с отсрочкой платежа.
Рассмотрим, существует ли зависимость между абсолютной суммой товарного запаса на складе и прибылью предприятия (таблица 2.11):
Таблица 2.11
Расчет корреляционной зависимости между суммами товарного запаса на складе и прибылью предприятия
Год, квартал | Сумма товарного запаса, тыс. руб. | Прибыль, тыс. руб. | xi-x | yi-y | (xi-x) x (yi-y) | (xi-x)2 | (yi-y)2 |
2002 | 702 | 158 | -343,2 | -112,6 | 38644,32 | 117786,24 | 12678,76 |
2003 | 710 | 167 | -335,2 | -103,6 | 34726,72 | 112359,04 | 10732,96 |
2004 | 966 | 181 | -79,2 | -89,6 | 7096,32 | 6272,64 | 8028,16 |
2005 | 1288 | 295 | 242,8 | 24,4 | 5924,32 | 58951,84 | 595,36 |
2006 | 1560 | 552 | 514,8 | 281,4 | 144864,72 | 265019,04 | 79185,96 |
Х ср. = 1045,2
Y ср. = 270,6
∑(xi-x) x (yi-y) = 231256,4
√ ∑(xi-x)2 x ∑ (yi-y)2 = 249654
R =∑(xi-x) x (yi-y)/ √
∑(xi-x)2 x ∑ (yi-y)2 =0,93
Проведенный корреляционно-регрессивный анализ показывает зависимость между суммами запасов на складе и прибылью предприятия.
Оклад начальника отдела закупок – 15000 руб. Менеджеров отдела закупок – 10000 руб. Мотивация сотрудников отдела закупок осуществляется по следующим составляющим (таблица 2.12):
Таблица 2.12
Мотивация сотрудников отдела закупок НТЦ «Орион»
Показатели | Размер премиальных (штрафов) по отношению к окладу, % |
Прибыль от объема продаж закупаемой продукции | +20-50% в зависимости от суммы прибыли |
Доля неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером менее 10% | +10% |
Доля неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером 10-15% | –10% |
Доля неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером более 15% | –20% |
Из
результатов анализа таблиц 2.10 и
2.12 следует, что данная система мотивации
позволила улучшить закупочные показатели
НТЦ «Орион». Однако в этой системе есть
и недостатки. По мнению автора, основным
недочетом этой системы является отсутствие
у менеджеров стимула к комплексному системному
анализу закупаемой продукции.
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ
3.1
Стратегия закупочной
логистики торговой
фирмы
Логистическая система торговли – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции на торговом предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы торговли – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек [13, стр. 359].
Основным направлением по развитию малых, средних и крупных предприятий торговли является создание механизма, который бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы: «закупка – складирование – транспортировка – сбыт».
Современные условия развития экономических процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.
Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются [17, стр. 210]:
Для успешного функционирования логистическая система розничного торгового предприятия должна обладать следующими свойствами:
Логистическая система торгового предприятия, обладающая интегративными качествами, отвечает за поставку материала, весь торговый цикл и сбыт закупаемого товара, достигая при этом заранее намеченных целей.
Среди логистических систем торговли выделяют макрологистические и микрологистические [17, стр. 510].
Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая торговые организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру отрасли розничной торговли.
В области макрологистики можно отметить такие тенденции как расширение мировой торговли, расширение ассортимента продуктов и услуг, рост числа потребителей, появление больших сетей розничной продажи с сложными логистическими системами (Ашан, IKEA, Рамстор, Маркткауф), рост прямых контактов производителей и розничных сетей (обусловливающий необходимость сокращения операционных затрат), рост затрат на транспортировку, рост спроса, в этой связи, на логистическое обеспечение розничной торговли.