Закупочная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 01:30, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является исследование вопросов разработки комплекса мер по оптимизации закупочной логистики, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.

На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

•Рассмотреть сущность закупочной логистики.
•Описать деятельность службы снабжения предприятия с точки зрения макрологистики, микрологистики, и как самостоятельную логистическую систему.
•Рассмотреть основные задачи, решаемые службой снабжения предприятия.
•Проанализировать этапы организации закупки товаров.
•Изучить организацию закупочной логистики конкретного предприятия, выявить основные проблемы и описать пути их решения.
Предметом исследования данной работы является комплекс закупочной логистики предприятия.

Объектом исследования работы является логистический комплекс конкретного предприятия.

Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме 12
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 41
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме 41
2.2 Организация закупок в торговой фирме 53
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме 63
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ 68
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы 68
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы 76
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

дип_закуплогистика.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

       Наиболее  сложной и трудоемкой операцией  торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже, в частности их сборка из комплектующих. При торговле товарами, не требующими сборки, подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимаются работники склада, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.

       Логистический процесс на складе НТЦ «Орион» организуется по следующей схеме (рис. 2.8). 
 
 
 

Логистический процесс на складе
   
  1. Снабжение запасами
  1. Контроль за поставками
  1. Разгрузка и приемка грузов
  1. Внутрискладская транспортировка и перевалка грузов
  1. Складирование и хранение грузов
  1. Комплектация (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузка
  1. Транспортировка и экспедиция заказов
  1. Сбор и доставка порожних товароносителей
  1. Контроль за выполнением заказов
  1. Информационное обслуживание склада
  1. Обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг)

    I.  Операции, направленные на координацию со службой закупок (1, 2, 10)

    II.  Операции, непосредственно связанные с переработкой и оформлением грузов (3 - 9)

    III.  Операции, направленные на координацию службы продаж  (9, 10, 11)

       Рисунок 2.8. Схема логистического процесса на складе 

       Подготовленные  к продаже товары перемещают в  торговый зал. Товары доставляют в то время, когда  в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. 

2.3 Оценка эффективности  закупок в торговой  фирме 

       Оценка  эффективности закупок НТЦ «Орион» осуществляются путем анализа следующих показателей:

  • выполнение плана закупок;
  • абсолютная прибыль от продаж закупленного – простая разница между суммой продажи и суммой закупки (цель – минимизация закупочных цен);
  • относительная прибыль от продаж закупленного – абсолютную разницу нужно разделить на сумму закупки (вариант мотивации на минимизацию закупочных цен);
  • срок продажи закупленного – разница между датой закупки и датой продажи (цель – повышение оборачиваемости вложенных средств);
  • срок отсрочки платежа по товару (цель – получение отсрочки платежа от поставщика);
  • процент товара, взятого на полную реализацию, по отношению к общей сумме закупленного (цель – минимизация вложенных средств);
  • абсолютная сумма дебиторской задолженности поставщикам (цель – погашение дебиторской задолженности путем возврата товара);
  • относительная сумма дебиторской задолженности поставщикам по сравнению с общей суммой закупок (вариант погашения дебиторской задолженности путем возврата товара).
  • абсолютная сумма товарного запаса на складе (цель – минимизация складских остатков);
  • структура товарного запаса на складе (цель – поддержание нормы товарного запаса). Имеется в виду разделение всего товарного запаса на сегменты: ниже нормы, норма, выше нормы, неликвиды, а также вычисление денежных сумм по каждому сегменту;
  • абсолютная сумма неликвидов (цель – недопущение неликвида);
  • относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме (вариант недопущения неликвидов);
  • процент выполнения клиентских заявок (цель – повышение уровня клиентского сервиса и общего оборота);

       Результаты  анализа закупок в 2005-2006 гг. приведены в таблице 2.10. 

Таблица 2.10

Анализ  закупок НТЦ «Орион» в 2005-2006 гг.

Параметры анализа 2005 2006
Выполнение  плана закупок, % 102,1 103,4
Относительная прибыль от продаж закупленного, % 32,4% 37,3%
Доля  товара, взятого с отсрочкой платежа, % 75,4 72,3
Абсолютная  сумма дебиторской задолженности поставщикам, тыс. руб. 12,7 7,6
Относительная сумма дебиторской задолженности поставщикам по сравнению с общей суммой закупок, % 4,3 2,1
Абсолютная  сумма товарного запаса на складе, тыс. руб. 1288 1560
Относительная сумма неликвидов по отношению к  общей сумме, % 9,2 8,4
 

       Анализ  данных таблицы 2.10 показывает, что большинство показателей улучшилось. Небольшое снижение имеет место по показателю доли товара, взятого с отсрочкой платежа.

       Рассмотрим, существует ли зависимость между абсолютной суммой товарного запаса на складе и прибылью предприятия (таблица 2.11):

Таблица 2.11

Расчет  корреляционной зависимости между  суммами товарного запаса на складе и прибылью предприятия

Год, квартал Сумма товарного запаса, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. xi-x yi-y (xi-x) x (yi-y) (xi-x)2 (yi-y)2
2002 702 158 -343,2 -112,6 38644,32 117786,24 12678,76
2003 710 167 -335,2 -103,6 34726,72 112359,04 10732,96
2004 966 181 -79,2 -89,6 7096,32 6272,64 8028,16
2005 1288 295 242,8 24,4 5924,32 58951,84 595,36
2006 1560 552 514,8 281,4 144864,72 265019,04 79185,96
 

Х ср. = 1045,2

Y ср. = 270,6

∑(xi-x) x (yi-y) =  231256,4

√ ∑(xi-x)2 x ∑ (yi-y)2 = 249654

R =∑(xi-x) x (yi-y)/ √ ∑(xi-x)2 x ∑ (yi-y)2 =0,93 

       Проведенный корреляционно-регрессивный анализ показывает зависимость между суммами запасов на складе и прибылью предприятия.

       Оклад начальника отдела закупок – 15000 руб. Менеджеров отдела закупок – 10000 руб. Мотивация сотрудников отдела закупок осуществляется по следующим составляющим (таблица 2.12):

Таблица 2.12

Мотивация сотрудников отдела закупок НТЦ  «Орион»

Показатели Размер премиальных (штрафов) по отношению к окладу, %
Прибыль от объема продаж закупаемой продукции +20-50% в зависимости от суммы прибыли
Доля  неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером менее 10% +10%
Доля  неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером  10-15% –10%
Доля  неликвидов в объеме продукции, закупаемой менеджером более 15% –20%
 

       Из  результатов анализа таблиц 2.10 и 2.12 следует, что данная система мотивации позволила улучшить закупочные показатели НТЦ «Орион». Однако в этой системе есть и недостатки. По мнению автора, основным недочетом этой системы является отсутствие у менеджеров стимула к комплексному системному анализу закупаемой продукции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ  ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ  ФИРМЕ

3.1 Стратегия закупочной  логистики торговой  фирмы 

       Логистическая система торговли – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая  те или иные логистические функции на торговом предприятии. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель логистической системы торговли – доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек [13, стр. 359].

       Основным  направлением по развитию малых, средних  и крупных предприятий торговли является создание механизма, который  бы гибко и эффективно обеспечивал взаимодействие основных элементов логистической системы: «закупка – складирование – транспортировка – сбыт».

       Современные условия развития экономических  процессов настоятельно требуют создания условий по объединению промышленных, коммерческих предприятий и предприятий инфраструктуры рынка в интегрированные логистические цепочки. Именно они способны быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителю.

       Предпосылками для интегрированного логистического подхода являются [17, стр. 210]:

  • новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятий;
  • реальные перспективы и современные тенденции по интеграции участников хозяйственных связей между собой, развитию новых организационных форм – логистических сетей;
  • технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающих принципиально новые возможности для взаимодействия и снижения затрат.

       Для успешного функционирования логистическая система розничного торгового предприятия должна обладать следующими свойствами:

    • иметь тесную и порядочную взаимосвязь всех подсистем предприятия,
    • обладать интегративными качествами, т.е. обладать способностью поставить нужный товар в нужное время, в нужное место, необходимого качества и количества, с минимальными затратами, обладать способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

       Логистическая система торгового предприятия, обладающая интегративными качествами, отвечает за поставку материала, весь торговый цикл и сбыт закупаемого товара, достигая при этом заранее намеченных целей.

       Среди логистических систем торговли выделяют макрологистические и микрологистические [17, стр. 510].

       Макрологистическая  система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая торговые организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру отрасли розничной торговли.

       В области макрологистики можно отметить такие тенденции как расширение мировой торговли, расширение ассортимента продуктов и услуг, рост числа потребителей, появление больших сетей розничной продажи с сложными логистическими системами (Ашан, IKEA, Рамстор, Маркткауф), рост прямых контактов производителей и розничных сетей (обусловливающий необходимость сокращения операционных затрат), рост затрат на транспортировку, рост спроса, в этой связи, на логистическое обеспечение розничной торговли.

Информация о работе Закупочная логистика