Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 01:30, дипломная работа
Основной целью данной работы является исследование вопросов разработки комплекса мер по оптимизации закупочной логистики, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.
На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
•Рассмотреть сущность закупочной логистики.
•Описать деятельность службы снабжения предприятия с точки зрения макрологистики, микрологистики, и как самостоятельную логистическую систему.
•Рассмотреть основные задачи, решаемые службой снабжения предприятия.
•Проанализировать этапы организации закупки товаров.
•Изучить организацию закупочной логистики конкретного предприятия, выявить основные проблемы и описать пути их решения.
Предметом исследования данной работы является комплекс закупочной логистики предприятия.
Объектом исследования работы является логистический комплекс конкретного предприятия.
Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме 12
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 41
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме 41
2.2 Организация закупок в торговой фирме 53
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме 63
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ 68
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы 68
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы 76
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Как показали исследования автора, предлагаемые на российском рынке торговые системы можно подразделить на централизованные системы управления с использованием единой базы данных и децентрализованные с распределенной базой данных.
В централизованной системе управления все операции с базой данных выполняются на едином сервере, пользователи работают на терминалах, служащих для создания запросов к базе данных и отображения результатов их выполнения. Терминалы пользователей соединяются с сервером с помощью локальной сети или по выделенной телефонной линии. На терминале работа может вестись только в режиме on-line, т. е. результаты, которые наблюдает пользователь в удаленном магазине, тождественны данным на терминале у пользователя в офисе. Системам с централизованным управлением требуются надежные коммуникации. В децентрализованных системах управления используют распределенные базы данных, которые физически находятся на удаленных серверах в каждом магазине или складе. Периодически производится репликация данных – базы данных на сервере в офисе и в магазинах обновляются. Такая процедура производится раз или два раза в день.
Для работы с распределительным центром все вышесказанное означает, что в случае централизованной системы управления заказ на получение товаров может производиться как из магазина, так и из офиса. И в том и в другом случае заказ будет получен складом за несколько секунд, при этом о реально располагаемом количестве товара на складе в данный момент будет известно менеджеру магазина или категорийному менеджеру в офисе. Об отгрузке заказа в магазин система сможет информировать пользователей в режиме on-line.
В случае децентрализованной системы информация о заказе будет передана складу после процедуры репликации баз данных.
Сегодня на российском рынке представлено достаточно много решений, охватывающих практически все сферы деятельности крупного торгового предприятия. Принимая решение о закупке и внедрении автоматизированной системы, руководство торгового предприятия встает перед нелегким выбором, поскольку рынок программно-аппаратных решений для подобных систем уже достаточно насыщен и компании – разработчики готовы представить не только собственно решение, но и привести достаточно убедительные практические примеры успешного функционирования их продукции на конкретных объектах.
Среди поставщиков операционных систем, применяемых в магазинах, безусловным лидером пока остается Microsoft. Большинство существующих и разрабатываемых пакетов программного обеспечения предназначено для использования именно в среде Microsoft Windows. Вероятно, что в ближайшие годы Microsoft сохранит за собой наибольшую долю этого рынка, хотя некоторые торговые компании уже начинают ориентироваться на Linux.
Современному
предприятию необходимо автоматизировать
и интегрировать уже не только внутренние,
но и межкорпоративные бизнес-процессы,
которые связывают его с конкретным партнером
или с целым рядом поставщиков. Одним из
наиболее популярных и востребованных
решений в этой области стали корпоративные
информационные порталы. Тенденция роста
числа сотрудников, подключаемых к подобного
рода системам в последнее время, позволяет
IDC прогнозировать, что к 2008 г. их доля достигнет
75% (а в сфере услуг составит почти 100%).
За счет «корпоративного портала» можно
преодолевать зависимость сотрудников
от местоположения – свои задачи они теперь
могут решать в любой точке земного шара,
где есть доступ в Интернет. Таким образом,
по мере развития ИТ в торговле, компании
– ритейлеры переходят к использованию
веб-доступа, беспроводных технологий,
открытого аппаратного и программного
обеспечения.
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ
2.1
Планирование закупок
товаров в торговой
фирме
НПЦ «Орион» был создан в 1988 году. Целью создания центра было разработка и внедрение сложных компьютерных систем и технологий в народном хозяйстве, а также предоставление партнерам различных видов коммерческих услуг.
Компания стремительно развивается. В 1992 году «Орион» становится региональным представителем Научно-Производственного Предприятия «Гарант-Сервис». В 1993 получает статус дилера фирмы American Power Conversion (APC), в 1994 году - статус регионального Дистрибьютора фирмы Star Micronics и авторизированного продавца фирмы Verbatim. В 1996 году фирма становится официальным партнером корпорации IBM. В 1997-1998 гг. – официальным партнером таких известных производителей, как Sony, Lexmark, Epson, CTX.
В 1998 г. предприятие получает статус APC Golden Reseller (Золотой Продавец фирмы APC) и статус «Золотого Дилера Lexmark» (одного из пяти в СНГ). В 1999 г. занимает первое место по продажам в маркетинговой программе «Меч Самурая» представительства OKI Europe в России среди региональных компаний. В 1999 г. компания также подтверждает статус «Золотой Дилер Lexmark».
На сегодняшний день компания предлагает в розницу широкий спектр компьютерной и оргтехники, разнообразных аксессуаров и офисной мебели. Работая практически с момента становления компьютерного рынка в России, предприятие смогло завоевать доверие ведущих фирм-производителей компьютерной техники и периферии. И теперь компания «Орион» имеет статус официального реселера APC, CTX, IBM, Epson, OKI, Lexmark, Belinea, Panasonic, Star Micronics, PRIMAX Electronic, Intel и других ведущих мировых лидеров. Некоторые марки предприятие представляет в регионе уже более 8 лет.
Объем продаж компьютерной техники и аксессуаров представлен в 2004-2006 гг. представлен на рис. 2.1:
Рис. 2.1
Объем продаж НТЦ «Орион» в 2004-2006
гг.
На основании анализа данных рис. 2.1 видна тенденция к росту объемов продаж предприятия. Особенно сильно возросли продажи в 2006 году, по сравнению с 2005 годом (86,21%).
На протяжении последних 5 лет в компании «Орион» успешно работает отдел крупных проектов и сейчас компания является одним из ведущих поставщиков корпоративных решений на Юге России, и в Ростовской области, в частности. Компания предлагает современные сетевые проекты, оказывает услуги по автоматизации предприятий, оборудованию и модернизации офисов, учебных классов, рабочих мест и домашних компьютеров, осуществляет поставку, монтаж и наладку учрежденческих и домашних мини-АТС и другого коммуникационного оборудования.
Большое внимание предприятие уделяет сервисной поддержке и консультациям пользователей, модернизации оборудования и обеспечению расходными материалами, оптимальному оснащению офисов оргтехникой и программным обеспечением, а также компьютерной мебелью. Сервисный центр обеспечивает все виды ремонта компьютерной техники и офисного оборудования. Компания являемся официальными сервисными представителями APC, OKI, Epson, Lexmark, Belinea, IBM, Star Micronics, CTX, Panasonic, Compaq и осуществляем бесплатный гарантийный ремонт для данных производителей вне зависимости от места приобретения оборудования.
Основные
«программные» направления
Среди клиентов НТЦ «Орион» - СБС «Агро», Росгосстрах–Дон, Ростовская таможня, СК УВДТ, Метракомбанк, Ростсбербанк, Стелла-банк, Ростовэнерго, Донтабак, Ростовская Сотовая Связь, Мэрия г. Ростова–на–Дону, органы областной Администрации и многие другие.
На сегодняшний день в НТЦ «Орион» работает более 150 человек. Организационная структура предприятия представлена на рис. 2.2:
Рис
2.2 Организационно-финансовая структура
предприятия
Как видно из рис. 2.2 закупками комплектующих для их последующей сборки и (или) продажи занимается специализированный отдел закупок, подчиненный непосредственно коммерческому директору.
В прайс-листе предприятия можно найти, как комплектующие для сборки рабочих станций и серверов, так и периферийное оборудование для домашних и корпоративных пользователей, а так же ноутбуки, цифровую фото и видеотехнику, расходные материалы, компьютерную мебель и многое другое. Среди производителей необходимо в первую очередь отметить A4-Tech, Acer, Colors-IT, CTX, Digma, D-Link, Epson, Gigabyte, HP, IBM, Intel, iRU, Lexmark, Lival, Maxtor, Philips, RoverComputers, Xerox.
Основные товарные группы продукции предприятия представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Ассортимент продукции, предлагаемой НТЦ «Орион»
Товарные группы | Цены, руб. |
Процессоры | 17000-40000 |
Материнские платы | 5400-18600 |
Звуковые карты | 383-990 |
Корпуса | 1077-3710 |
Модемы | 720-2150 |
Сканеры | 1750-16990 |
Видеокарты | 1490-3350 |
Жесткие диски (HDD) | 1210-7150 |
Модули памяти | 360-4010 |
Мониторы | 5430-13750 |
Ноутбуки | 19030-43270 |
Принтеры | 3200-10200 |
Манипуляторы | 210-2190 |
ИБП | 1100-15400 |
CD-R, CD-RW,DVD-R устройства | 2200-4150 |
USB Flash Drive | 320-3110 |
В
таблицах 2.2 и 2.3 представлены данные по
товарам, закупаемым НТЦ «Орион».
Таблица 2.2
Анализ товаров, закупаемых НТЦ «Орион» (2002–2006 гг.), тыс. руб.
Товарные группы | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Процессоры | 42,00 | 35,70 | 44,10 | 92,00 | 98,17 |
Материнские платы | 63,00 | 35,70 | 50,40 | 230,00 | 195,87 |
Звуковые карты | 21,00 | 35,70 | 56,70 | 92,00 | 49,78 |
Корпуса | 16,80 | 20,40 | 44,10 | 46,00 | 73,51 |
Модемы | 4,20 | 5,10 | 6,30 | 11,50 | 57,23 |
Сканеры | 0,00 | 0,00 | 6,30 | 46,00 | 129,81 |
Видеокарты | 25,20 | 30,60 | 37,80 | 46,00 | 47,46 |
Жесткие диски (HDD) | 29,40 | 30,60 | 37,80 | 46,00 | 48,39 |
Модули памяти | 4,20 | 25,50 | 25,20 | 46,00 | 72,58 |
Мониторы | 168,00 | 204,00 | 189,00 | 115,00 | 140,97 |
Ноутбуки | 21,00 | 25,50 | 56,70 | 172,50 | 625,77 |
Принтеры | 16,80 | 51,00 | 50,40 | 115,00 | 288,46 |
Манипуляторы | 8,40 | 10,20 | 12,60 | 23,00 | 45,13 |
ИБП | 0,00 | 0,00 | 6,30 | 34,50 | 151,21 |
CD-R, CD-RW,DVD-R устройства | 0,00 | 0,00 | 6,30 | 11,50 | 95,84 |
USB Flash Drive | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 23,00 | 229,84 |
ИТОГО: | 420 | 510 | 630 | 1150 | 2350 |
Таблица 2.3
Анализ товаров, закупаемых НТЦ «Орион» (2002–2006 гг.), %
Товарные группы | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Процессоры | 10,00% | 7,00% | 7,00% | 8,00% | 4,18% |
Материнские платы | 15,00% | 7,00% | 8,00% | 20,00% | 8,33% |
Звуковые карты | 5,00% | 7,00% | 9,00% | 8,00% | 2,12% |
Корпуса | 4,00% | 4,00% | 7,00% | 4,00% | 3,13% |
Модемы | 1,00% | 1,00% | 1,00% | 1,00% | 2,44% |
Сканеры | 0,00% | 0,00% | 1,00% | 4,00% | 5,52% |
Видеокарты | 6,00% | 6,00% | 6,00% | 4,00% | 2,02% |
Жесткие диски (HDD) | 7,00% | 6,00% | 6,00% | 4,00% | 2,06% |
Модули памяти | 1,00% | 5,00% | 4,00% | 4,00% | 3,09% |
Мониторы | 40,00% | 40,00% | 30,00% | 10,00% | 6,00% |
Ноутбуки | 5,00% | 5,00% | 9,00% | 15,00% | 26,63% |
Принтеры | 4,00% | 10,00% | 8,00% | 10,00% | 12,27% |
Манипуляторы | 2,00% | 2,00% | 2,00% | 2,00% | 1,92% |
ИБП | 0,00% | 0,00% | 1,00% | 3,00% | 6,43% |
CD-R, CD-RW,DVD-R устройства | 0,00% | 0,00% | 1,00% | 1,00% | 4,08% |
USB Flash Drive | 0,00% | 0,00% | 0,00% | 2,00% | 9,78% |
ИТОГО: | 10,00% | 7,00% | 7,00% | 8,00% | 4,18% |