Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 01:30, дипломная работа
Основной целью данной работы является исследование вопросов разработки комплекса мер по оптимизации закупочной логистики, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.
На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
•Рассмотреть сущность закупочной логистики.
•Описать деятельность службы снабжения предприятия с точки зрения макрологистики, микрологистики, и как самостоятельную логистическую систему.
•Рассмотреть основные задачи, решаемые службой снабжения предприятия.
•Проанализировать этапы организации закупки товаров.
•Изучить организацию закупочной логистики конкретного предприятия, выявить основные проблемы и описать пути их решения.
Предметом исследования данной работы является комплекс закупочной логистики предприятия.
Объектом исследования работы является логистический комплекс конкретного предприятия.
Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме 12
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 41
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме 41
2.2 Организация закупок в торговой фирме 53
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме 63
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ 68
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы 68
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы 76
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Системы, контролируемые розничными торговцами, в которые они объединяются для осуществления своих собственных оптовых операций, называются кооперативными. При этом члены кооператива сами могут покупать определённые товары у оптовой организации, находящейся в совместном владении.
Управляемая ВЛС. Функционирование логистической системы этого вида основано на размере и мощи одного из членов канала. Примером такой системы является логистика фирмы IBM.
Более
сложным и многообразным
За счёт диверсификации на одном уровне канала в многоканальной логистической системе увеличивается объём продаж. Пусть торговая фирма, деятельность которой ранее была ориентирована исключительно на промышленный рынок, и разработавшая, предположим, новый тип миниатюрного персонального компьютера начинает разрабатывать стратегию продажи этого нового товара на неизвестном ей потребительском рынке. Эта фирма может использовать предприятие розничной торговли, реализующее товары, например, по двум каналам: через специализированные магазины товаров для офиса и покупателям через специализированные магазины сложных электротехнических товаров. Таким образом, эта фирма, имея дело только с одним посредником, выходит, по крайней мере, на два рынка.
Рассмотрение
рынка с логистической точки
зрения и представление торговой
организации как логистической
системы, дальнейшее ее развитие путем
интеграции с другими логистическими
системами, в частности, построение
торговых логистических сетей, делает
необходимым формирование в торговой
организации системы логистического менеджмента
[18, стр. 353].
1.2
Организация закупочной
деятельности в
торговой фирме
Современный уровень развития торговли характеризуется многозвенной системой товароснабжения, и здесь возможны три основные стратегии товародвижения [13, стр. 324]:
Рис.
1.1. Стратегия поочередного снабжения
Рис.
1.2. Двухкаскадная стратегия
Рис.
1.3. Стратегия нисходящего снабжения
Сети товародвижения, располагающие оптовыми промежуточными базами, являются наиболее прогрессивными.
Любое торговое предприятие, в котором обрабатываются материальные потоки, имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда (служба снабжения): сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трех уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
Рассмотрим цели функционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.
Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическую систему. Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованности действий всех участников, требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения, работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цель повышения эффективности функционирования всей макрологистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия, как ее элемента.
Служба
снабжения, являясь элементом
Рассмотрим два варианта организации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностями реализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем [11, стр. 244].
В первом случае перечисленные выше задачи распределяются между различными функциональными подразделениями. Например, задачи что закупить и сколько закупить решаются дирекцией по производству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленных предметов труда. Задачи, у кого и на каких условиях закупить решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются и перечисленные работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируется их исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результате функция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьем и материалами разделена между различными службами и ее эффективная реализация затруднена.
Другой вариант предполагает сосредоточение всех функций снабжения предприятия в одних руках, например, в дирекции по материально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможности логистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметов труда.
Существуют следующие основные этапы решения задач закупочной логистики торговыми фирмами [7, стр. 410]:
Прежде всего, закупочная логистика решает задачу «что закупить». Задача «что закупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений – делать комплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить»), или сокращенно – задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.
Решение в пользу закупок комплектующих и соответственно против собственного производства должно быть принято в случае, если [7, стр. 420]:
Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
После того, как решена задача «делать или покупать» и торговое предприятие определило, какую продукцию необходимо закупить, решают задачу выбора поставщика.
Для поиска поставщиков используется стандартная схема, состоящая из четырех этапов [6, стр. 320]:
1 этап - поиск потенциальных поставщиков.
Для поиска потенциальных поставщиков используется следующий механизм действий:
Конкурсные торги (тендеры) - распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Тендеры проводятся в случае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потребителем. Потребитель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно, выбирая наилучшего поставщика. Проведение тендера осуществляется по следующей схеме [6, стр. 334]:
По итогам первого этапа формируется список потенциальных поставщиков, который может постоянно дополняться.
2 этап - проверка поставщиков.
Одним из условий долгосрочной работы с новым поставщиком, является надежность, финансовая ликвидность компании. Компания, которая готова стать долгосрочным поставщиком, становиться партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального партнера, а не на стадии сотрудничества. Если поставщик окажется недобросовестным, то у потребителя могут возникнуть проблемы в налаженной работе производства и может привести к финансовым потерям. Поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из следующих источников [6, стр. 350]:
В
большинстве своем
3 этап - анализ потенциальных поставщиков.
Получив список потенциальных поставщиков после второго этапа необходимо провести анализ производственных возможностей этих предприятий. Составленный перечень поставщиков анализируется на основании различных критериев, позволяющих осуществить отбор реальных поставщиков. Количество таких критериев может быть достаточно велико, более 60. Критерии, на которых осуществляется анализ потенциальных поставщиков является ценой и качеством продукции, а также надежностью поставок. Надежность поставщика включает выполнение обязательств по срокам поставок, ассортименту, комплектности, и количеству поставляемой продукции.