Закупочная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 19:30, реферат

Краткое описание

Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Цель закупочной логистики - надежное и качественное обеспечение производственных подразделений фирмы материальными ресурсами, необходимыми для выполнения заданного производственного расписания.

Файлы: 1 файл

Закупочная логистика.docx

— 22.94 Кб (Скачать)
  1. Сущность, цели и задачи закупочной логистики

Закупочная  логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.  
 
Цель закупочной логистики - надежное и качественное обеспечение производственных подразделений фирмы материальными ресурсами, необходимыми для выполнения заданного производственного расписания.  
 
В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах:

  • обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы;
  • не забывать, на деле демонстрировать общность интересов;
  • знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций;
  • проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика;
  • соблюдать принятые на себя обязательства;
  • учитывать в деловой практике интересы поставщика.

Задачи, относящиеся к закупочной логистике:

  • определение потребности в материальных ресурсах;
  • исследование рынка закупок;
  • выбор поставщиков;
  • осуществление закупок;
  • контроль поставок;
  • подготовка бюджета закупок;
  • координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

2.Методы закупок материальных ресурсов

При организации  закупок используют следующие  методы.  
Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия поставки всей партии, повышенные торговые скидки. Недостатки - большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.  
Регулярные закупки мелкими партиями. В этом случае покупатель заказывает необходимое количество товаров, которое поставляется ему партиями в течение определенного периода. Преимущества данного метода таковы: ускоряется оборачиваемость капитала, так как товары оплачиваются по мере поступления отдельных партий; достигается экономия площади складских помещений; сокращаются затраты на документирование поставки, поскольку оформляется только заказ на всю поставку. Его недостатки: вероятность заказа избыточного количества товаров; необходимость оплаты всего количества товаров, определенного в заказе.  
Ежедневные (ежемесячные) закупки по котировочным ведомостям. Такой метод закупки широко используется там, где закупаются дешевые и быстро потребляемые товары. Котировочные ведомости составляются ежедневно (ежемесячно) и включают следующие сведения: полный перечень товаров; количество товаров, имеющихся на складе; требуемое количество товаров. Преимущества данного метода: ускорение оборачиваемости капитала, снижение затрат на складирование и хранение, своевременность поставок.  
Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

количество  поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;

поставщики  перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

оплачивается  только поставленное количество товара;

по истечении  срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые  еще только должны быть поставлены.

Преимущества  данного метода: отсутствие твердые  обязательств по покупке определенного  количества товаров, ускорение оборота  капитала, минимум работы по оформлению документов.  
Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода - покупка нечасто используемых, товаров, когда невозможно получать их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщиков. Недостаток данного метода - в увеличении издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков.

    1. Критерии выбора поставщика

Выбор поставщика (или группы поставщиков) определяется системой критериев, но как  для промышленной, так и для  торговой фирмы обычно основными  критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев для первоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической стратегий конкретной фирмы. В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, поставка товаров на основании взаимозачета, и другие. Необходимо также иметь в виду, что система критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации).

Для выбора поставщиков в большинстве случаев  применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам. Один из возможных наборов таких факторов приведен ниже:

·  Надежность доставки.

·  Гарантии качества.

·  Производственные мощности.

·  Цены.

·  Местоположение.

·  Технический потенциал.

·  Финансовое положение.

·  Возможность компромиссов.

·  Наличие информационной системы связи и обработки заказов.

·  Послепродажный сервис.

·  Репутация и роль в своей отрасли.

·  Деловая инициативность.

·  Управление и организация.

·  Контроль процессов.

·  Отношение к покупателю.

·  Имидж.

·  Оформление товара (упаковка).

·  Трудовые отношения.

·  Деловой опыт и история взаимоотношений.

·  Вспомогательная литература и инструкции.

·  Взаимность выгод и интересов.

Как показано на рисунке выше, системе установленных  критериев может отвечать несколько  поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние  непосредственных контактов с представителями  поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

Пример  расчета рейтинга поставщика

Допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно на первое место при  выборе поставщика будет поставлен  критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная  — как и значимость первого  — экспертным путем работниками  отдела закупок, приведена в следующей  таблице.

Итоговое  значение рейтинга определяется путем  суммирования произведений удельного  веса критерия на его оценку для  данного поставщика. Наилучшего партнера определяют путем расчета рейтинга для разных поставщиков и сравнения  полученных значений.

Заслуживает внимания шкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом и Харольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):

·  качество продукции;

·  своевременность доставки (авторы предлагают строить рейтинг поставщиков на основе фактов соблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);

·  цена (сравнение реальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);

·  обслуживание (качество технической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи, квалификация обслуживающего персонала и т.д.);

·  повторные предложения по разработке продукции или услуги, по снижению цены; техническая, инженерная и производственная мощность;

·  оценка дистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);

·  детальная оценка финансов и управления.

Указанная шкала критериев используется большинством зарубежных фирм — производителей продукции при выборе (или предварительном  отборе) поставщиков МР. Некоторые  специалисты ставят во главу угла цену продукции. С точки зрения большинства  зарубежных специалистов по снабжению  и логистике это нецелесообразно. Цена — это то, о чем всегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием при отборе поставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторых поставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественную продукцию и на выгодных условиях (не считая собственно цены), включая сервис (до – и послепродажный), доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества и т.д. Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являться предупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показывает опыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из-за нехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщика руководствоваться прежде всего ценой продукции поставщика. Цена является главным критерием, остальные отходят на второй план.

При выборе новых поставщиков зарубежные фирмы  делают акцент на оценке их финансового  положения и организации управления, а также на технической, инженерной и производственной мощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, где политическая и экономическая  нестабильность позволяет вести  нечестный бизнес, существовать «фирмам-однодневкам» и т.п.

На основании  изложенных соображений можно сформулировать следующие главные критерии, на которых  рекомендуется строить систему  выбора поставщиков.

1. В  современных условиях в качестве  основного критерия выбора следует  выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

2. Надежность поставщика — достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с вашей фирмой, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и т.д. Сюда же необходимо включить и соблюдение поставщиком сроков поставки МР/ГП. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок. При осуществлении доставки, например, по технологии ЛТ невыполнение сроков так же недопустимо, как и неудовлетворительное качество.

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку конкретного МР/ГП, которые включают транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и так далее. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс затрат.

В качестве примера можно привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного товара:

- маркетинговые  затраты, связанные с изучением  конъюнктуры цен на рынке данного  товара;

- издержки, связанные с поиском возможных  поставщиков и установление с  ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка  данных и т.п.);

- издержки, связанные с поиском и получением  информации о себестоимости производства  аналогичных товаров у разных  поставщиков (изготовителей);

- затраты,  связанные с анализом качественных  показателей товара у различных  поставщиков (рекламации, затраты  на отбраковку, потеря товарного  вида, возможности ремонта или  восстановления качественных показателей  товара у заказчика, ущерб от  утраты качества товара в связи  с задержкой его доставки или  сокращением срока реализации, расходы  по гарантийным обязательствам);

- затраты  не грузопереработку, складирование и хранение товаров;

- транспортные  расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки  товара;

- расходы  на потребительскую упаковку, транспортную  тару, маркировку и кодирование  товаров;

- издержки  на финансовый учет товаров;

Информация о работе Закупочная логистика