Закупочная логистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 01:30, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является исследование вопросов разработки комплекса мер по оптимизации закупочной логистики, как теоретических аспектов, так и на практике для конкретного предприятия.

На основании цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

•Рассмотреть сущность закупочной логистики.
•Описать деятельность службы снабжения предприятия с точки зрения макрологистики, микрологистики, и как самостоятельную логистическую систему.
•Рассмотреть основные задачи, решаемые службой снабжения предприятия.
•Проанализировать этапы организации закупки товаров.
•Изучить организацию закупочной логистики конкретного предприятия, выявить основные проблемы и описать пути их решения.
Предметом исследования данной работы является комплекс закупочной логистики предприятия.

Объектом исследования работы является логистический комплекс конкретного предприятия.

Методологической и теоретической основой исследования служат труды отечественных и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЛОГИСТИЗАЦИЯ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 6
1.1 Управление закупками в системе торговой логистики 6
1.2 Организация закупочной деятельности в торговой фирме 12
1.3 Технология закупочной деятельности в торговой фирме 25
2. АНАЛИЗ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ 41
2.1 Планирование закупок товаров в торговой фирме 41
2.2 Организация закупок в торговой фирме 53
2.3 Оценка эффективности закупок в торговой фирме 63
3. СИСТЕМА ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ В ТОРГОВОЙ ФИРМЕ 68
3.1 Стратегия закупочной логистики торговой фирмы 68
3.2 Организация цепей поставок торговой фирмы 76
3.3 Эффективность закупочной логистики в торговой фирме 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

дип_закуплогистика.doc

— 706.00 Кб (Скачать)

Таблица 3.2

Смета создания дилерского отдела

Вид расходов Сумма, тыс. руб.
Заработная  плата сотрудникам (годовая из расчета: директор, менеджеры по закупкам – 3 чел.) 253
Реклама 27
ИТОГО: 280
 

       В случае создания дилерского отдела, начиная с 1 июля 2007 года за вторую половину 2007 года, фирма получит дополнительную прибыль в размере 720 тыс. рублей, то есть программа окупится в первые шесть месяцев своего создания.

       Для оптимизации закупок в НТЦ  «Орион» необходимо создание должности менеджера по логистике, подчиненного непосредственно коммерческому директору предприятия.

       Целью работы менеджера по логистике является организация и обеспечение функционирования логистических процессов компании в целом.

       Основными задачами менеджера по логистике  являются:

  • участие в организации бесперебойности и продуктивности ежедневной работы отдела логистики
  • оценка и анализ издержек, связанных с исполнением логистических операций
  • оценка и анализ производительности операций по логистике.
  • оценка и анализ затрат рабочего времени на выполнение операций
  • выработка предложений по оптимизации логистических процессов в компании;
  • соблюдение утвержденной сметы затрат, статей бюджета;
  • совершенствование, разработка и внедрение новых систем, направленных на повышение эффективности работы отдела.
  • анализ, планирование, организация и управление (включая организацию контроля за исполнением) логистическими процессами предприятия.

       Функциональные  обязанности менеджера по логистике:

  • проектирование и разработка логистических систем.
  • разработка и внедрение методических и нормативных материалов по логистике для конкретных подразделений (отдела закупок), определение функций и операций. Контроль применения разработанных методических и нормативных материалов.
  • разработка форм и методов ведения отчетности.
  • контролирование правильности и своевременности исполнения поставленных задач сотрудниками отдела закупок.
  • координация внутренних и внешних связей компании.
  • участие в процессе формирования бюджета на логистику. Анализ затрат на логистику и логистических издержек.
  • анализ баланса стоимости и эффективности логистических операций предприятия.
  • координация и направление финансовых потоков, связанных с логистическими процессами.
  • координация документооборота логистических процессов.
  • согласование взаимодействия менеджера по логистике с другими подразделениями (отдел закупок, бухгалтерия) предприятия в соответствии с разработанными и утвержденными технологическими схемами.

       Менеджер  по логистике имеет право:

  • давать подчиненным ему службам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  • требовать от руководителей и сотрудников всех подразделений предоставления необходимых материалов, отчетов, информации для планирования и организации работы.
  • запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.
  • выступать представителем от имени предприятия в других организациях и учреждениях по вопросам, относящимся к его компетенции.
  • вносить предложения по расстановке и взаимодействию персонала в логистической цепи предприятия.
  • проводить совещания (оперативки, летучки, планерки) по обсуждению и решению вопросов, входящих в компетенцию отдела с подчиненными ему службами предприятия.
  • подавать предложения по совершенствованию своей работы.

       Менеджер  по логистике несет ответственность  за:

  • результаты и эффективность производственной деятельности предприятия.
  • невыполнение своих функциональных обязанностей.
  • недостоверную информацию о состоянии выполнения производственных заданий.
  • невыполнение приказов, распоряжений и поручений непосредственного руководителя.
  • непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу нормальной (безопасной) деятельности предприятия, его работникам.
  • нарушение внутреннего распорядка предприятия.

       В работе менеджер по логистике руководствуется:

  • нормативными, методическими и другими руководящими материалами в области транспорта, складского хозяйства;
  • стандартами и техническими условиями на хранение товарно-материальных ценностей, организациями закупок, действующим таможенным законодательством, «Должностной инструкцией», «Положениями, регламентирующими внутрифирменные отношения», указаниями руководителя, уставом предприятия.

       При заработной плате менеджера по логистике  в размере 10–15 тыс. рублей в месяц, фирма получит дополнительную прибыль в размере 150 тыс. рублей, и его деятельность окупится в течение 6 мес.

       Необходимо  также отказаться от услуг поставщиков, чей рейтинг находится на уровне менее 6,5 (ООО «Эксмос плюс» (г. Москва), ООО «Трио» (г. Москва), ООО «Прана» (г. Москва)). 

3.3 Эффективность закупочной  логистики в торговой  фирме 

       Для повышения эффективности закупочной логистике НТЦ «Орион» предлагается автоматизация логистических процессов.

       Рассмотрим  конкретные системы для автоматизации  логистической деятельности торговых предприятий [13, стр. 410].

       Немалую долю рынка автоматизации торговли, особенно в малых торговых компаниях, заняли системы, созданные компанией 1С и ее партнерами. Компания 1С известна своими разработками в области экономического и делового программного обеспечения. Программы семейства «1С: Предприятие» стоят в десятках тысяч организаций России. Многие розничные торговые организации в своей работе используют «1С: Предприятие. Управление торговлей». В данной системе реализуются следующие логистические функции:

  • управление поставками;
  • управление складскими запасами;
  • планирование продаж и закупок;
  • мониторинг и анализ показателей торговой деятельности.

       Основные  функции подсистемы управления закупками:

  • оперативное планирование закупок;
  • оформление заказов поставщикам и контроль их исполнения;
  • платежный календарь расхода денежных средств.

       Поддерживаются  различные схемы приема товаров  от поставщиков, прием на ответственное  хранение, на реализацию. Предусмотрена  возможность оформления «неотфактурованных поставок» – товаров, которые по тем или иным причинам требуется принять на склад и пустить в продажу до поступления необходимых сопроводительных документов. В дальнейшем при регистрации полученных от поставщика сопроводительных документов они автоматически «связываются» с реальными продажами товаров.

       В системе реализован детальный оперативный  учет товаров на складах, обеспечивается полный контроль товарных запасов предприятия в оптовой и розничной торговле. Все складские операции фиксируются с помощью соответствующих документов – поступление товаров, перемещение товаров, реализация товаров, инвентаризация и т.п. Система позволяет вести учет товаров в различных единицах измерения (упаковках), складской учет на множестве складов (мест хранения).

       Поддерживается раздельный учет собственных товаров, товаров, принятых и переданных на реализацию, товаров, принятых на ответственное хранение, а также учет возвратной тары.

       Реализован  партионный учет товаров, в том числе  по серийным номерам, срокам годности и сертификатам, обеспечивается контроль правильности списания серийных номеров, товаров с определенными сроками годности и сертификатами. Расчет себестоимости ведется по методам FIFO и LIFO. Поддерживается ведение партионного учета в разрезе складов, возможность задания произвольных характеристик партии (цвет, размер и т.д.).

       Мощные  средства статистического контроля запасов позволяют оценить «привлекательность» каждого товара по его доле в общем обороте или прибыли компании (ABC-анализ), стабильность продаж (XYZ-анализ), коэффициент оборачиваемости товара. Такой интегрированный анализ служит основой эффективного управления запасами, позволяет определять обоснованные нормативы складских запасов, регулярность закупок товаров различных групп. В результате снижается риск затоваривания склада и появляется возможность высвободить значительные оборотные средства за счет сокращения или отказа от закупок неходовых товаров.

       «1С: Предприятие. Управление торговлей» позволяет  вести учет различных видов накладных расходов – затрат на транспортировку, хранение, оплаты пошлин и акцизов, услуг как собственных, так и сторонних организаций и т.д. Эти расходы могут быть отнесены на себестоимость товаров. В зависимости от характера накладных расходов их распределение по товарным позициям может производиться пропорционально стоимости поступивших товаров, их весу или количеству.

       Основным  недостатком «1С: Предприятие. Управление торговлей» является то, что эта  система не предназначена конкретно  для специализированных торговых предприятий, в ней не учтена специфика их деятельности. Однако на основе этой системы, создано ряд автоматизированных систем специально предназначенных для торговых предприятий, занимающихся продажами компьютерной техники. С точки зрения автора наибольший интерес в этой области вызывают разработки фирмы «Астор ВЦ», которые будут рассмотрены ниже.

       Чтобы автоматизированная система розничной  торговли была эффективна с логистической точки зрения, прежде всего в ней необходимо оптимизировать транспортные потоки в распределительном центре (на складе) торгового предприятия.

       Для решения задач контроля и оптимизации  товарных потоков на самом складе предназначены специализированные автономные решения или модули управления складом в системах класса ERP. Эти решения часто именуются в зарубежных источниках как Warehouse Management System.

       Главные зоны склада – зона приемки, хранения и комиссионирования (подготовки к  отправке) товаров. Зоны подразделяются на ячейки (или адреса), где товар хранится или комплектуется для отправки.

       Понятие зоны – это необязательно физическое разбиение склада, а просто выделение  в рамках склада некоторых участков со специфическими характеристиками. В ряде случаев понятие зоны существует только в системе как некое  виртуальное объединение ячеек. Например, первый ярус стеллажа может использоваться на многих складах для хранения собранных заказов, второй ярус может быть зоной штучной комплектации, один из стеллажей – зоной карантина.

       Система управляет грузами, имеющими уникальные номера, выдавая команды на перемещение грузов в определенные зоны склада или выполнение других операций с ними в соответствии с решаемыми на складе задачами.

       Работа  системы невозможна без технологий автоматической идентификации – радиочастотной или штрихкодирования. Для сбора и передачи данных все чаще стали применять LAN-системы на основе локальной радиочастотной сети.

       Функционируют эти системы следующим образом. Прибывший на склад товар поступает  в зону приемки, штрихкоды на паллетных  этикетках сканируются. Если в системе  уже имеется информация об этой паллете, которая могла быть передана поставщиком по электронной почте или на дискете, паллета подается в зону хранения.

       Предварительно  система автоматически, исходя из габаритных и массовых характеристик паллеты, находит свободное место на складе, где будет размещена паллета. Программа распределяет задания по размещению грузов между работниками склада. Эти задания распечатываются или передаются в портативные терминалы сбора данных. Они оптимизированы таким образом, чтобы работники не мешали друг другу и их пути по возможности не пересекались. Рабочий склада может попытаться «переубедить» систему и заставить ее согласиться, что товар может быть размещен по другому адресу. Если система «соглашается», новый физический адрес размещения груза будет заменен и в базе данных складской системы.

       Другая  команда работников склада занимается подбором заказанного товара, который  направляется из распределительного центра. В их терминалы сбора данных система также помещает набор заданий.

Информация о работе Закупочная логистика