Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 05:14, курсовая работа
Целью данного исследование является совершенствование процесса управления закупками в деятельности торговых предприятий.
Задачи поставлены в работе следующие:
Рассмотреть сущность, цели и функции закупочной деятельности.
Охарактеризовать этапы закупочного процесса.
Дать оценку системы закупок в магазине «Дилан».
Предложить мероприятия по улучшению эффективности закупочной деятельности.
Введение 3
1 Основы организации закупочной деятельности в торговле 5
1.1 Сущность закупочной деятельности, ее функции и цели 5
1.2 Организация закупочного процесса. Основные формы доставки товаров 7
1.3 Критерии выбора оптимального поставщика 12
2 Анализ закупочной деятельности на предприятии 15
2.1 Краткая характеристика компании 15
2.2 Планирование закупочной деятельности 18
2.3 Этапы организации закупочной деятельности 21
2.4 Оценка эффективности закупок на торговом предприятии 24
3 Совершенствование процесса управления закупками предприятия ООО «Дилан» 26
3.1 Основные мероприятия по совершенствованию процесса управления закупками 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
В таблице приведены основные технико-экономические показатели предприятия. Из данных таблицы видно, что за рассматриваемый период имел место очень большой рост объемов выручки: В 2010 он составил почти 2,1 раза к уровню 2011 года, а в 2013 г. – 3,9 раза. Основное организационно-техническое мероприятие, вызвавшее увеличение объемов выручки – открытие нового структурного подразделения, которое сопровождалось увеличением численности работников, объемов закупа и числа клиентов компании
Значительно – в 1,76 и 2,3 раза – возросла к уровню 2011 г. среднегодовая выработка одного работающего.
На сегодняшний день в магазине «Дилан» работает более 40 человек. Организационная структура магазина представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Организационная структура предприятия
Как видно из рисунка 1 закупками товара для их последующей продажи занимается специализированный отдел закупок, подчиненный непосредственно коммерческому директору.
Магазин «Дилан» представляет интерес в разрезе темы данной работы, поскольку такие фирмы являются основным классом в среде малого и среднего бизнеса города, а также именно небольшие розничные магазины наглядно демонстрируют особую роль закупочной деятельности в коммерческом деле.
Для того, чтобы оценить закупочную деятельность в магазине «Дилан», необходимо проанализировать ассортиментный состав продукции, реализуемой в магазине.
Таким образом, широта товарной номенклатуры магазина представлена 35 ассортиментными группами товаров. Насыщенность товарной номенклатуры от 2-х до 92-х позиций в каждой ассортиментной группе.
Основная задача магазина – обеспечение населения высококачественными товарами по доступной цене. Поэтому необходимо проанализировать процесс планирования закупочной деятельности в магазине.
Планирование закупок в магазине «Дилан» начинается с определения потребностей в товаре. Этот этап подразумевает решения двух вопросов: какие именно товары необходимы по ассортименту и номенклатуре и в каком количестве. Для получения данной информации отдел снабжения магазина проверяет текущее наличие товара в магазине, выявляя необходимое количество и виды товара для закупа. При формировании заказа также учитывается спрос потребителей на имеющуюся в магазине продукцию и новую, основываясь на опыте прошлого периода времени.
Обычно заказ формируется с учетом запаса товара в магазине. По отдельным видам продукции (скоропортящиеся товары с небольшим сроком годности) заказ формируется несколько раз в неделю: для молочной продукции (йогурты, творожки, сырки) – 3 раза в неделю, для хлебобулочных изделий – 6 раз в неделю. По остальным видам продукции доставка осуществляется 1 раз в неделю. Отдел снабжения организует закупки таким образом, чтобы разные поставщики доставляли товары в разные дни, и не было избытка товара, а происходило постоянное его дополнение.
Также при формировании заказа учитывается платежеспособность магазина. При недостатке денежных средств отдел снабжения закупает в первую очередь товары первой необходимости и продукцию, пользующуюся наибольшим спросом. Способы оплаты с поставщиками могут быть различными. Но чаще всего применяется закупка товаров под реализацию, то есть первоначально при заявке продукции вносится небольшая сумма предоплаты, а затем по мере продажи товаров идет расчет с поставщиками.
После того, как заказ сформирован, отдел снабжения отправляет заявку поставщикам. При отсутствии необходимых товарных позиций менеджеры магазина обращаются к другим поставщикам.
Таким образом, можно сделать вывод, что планирование и прогнозирование осуществляется традиционными методами, без привлечения дополнительных специализированных сотрудников и средств автоматизации
При организации закупочной деятельности следует учитывать риски работы с поставщиками – задержка доставки товаров, недовоз товара, поставка товаров ненадлежащего качества. Поэтому отдел снабжения магазина формирует несколько видов запасов для магазина.
Текущий запас магазина «Дилан» – основной вид запаса, необходимый для бесперебойной работы предприятия между двумя очередными поставками. На размер текущего запаса влияют периодичность поставок товаров по договорам и объем их потребления в производстве. Норма оборотных средств в текущем запасе обычно принимается в размере 50% среднего цикла снабжения, что обусловлено поставкой товаров несколькими поставщиками и в разные сроки.
Страховой запас магазина «Дилан» – второй по величине вид запаса, который создается на случаи непредвиденных отклонений в снабжении и обеспечивает непрерывную работу предприятия. Страховой запас принимается, как правило, в размере 50% текущего запаса, но может быть и меньше этой величины в зависимости от местоположения поставщиков и вероятности перебоя в поставках.
Транспортный запас сознаётся в случае превышения сроков грузооборота в сравнении со сроками документооборота на предприятиях, удаленных от поставщиков на значительные расстояния.
Страховой запас в магазине «Дилан» составляет 50% от текущего, транспортный – 20% от текущего, подготовительный – 5% от текущего.
Планирование закупочной деятельности – очень важный процесс на предприятии эффективной работы предприятия, так как он позволяет минимизировать потери при организации снабжения и увеличить прибыль магазина. Для этого необходима слаженная работы всего персонала магазина, конструктивное и своевременное решение важных вопросов, касающихся закупки и реализации товара. В магазине «Дилан» этот процесс достаточно нестабилен по причине сильной загруженности отдела снабжения, отсутствия постоянных коммуникативных потоков среди всех отделов фирмы и большого объема документаоборота.
В магазине «Дилан» существует специализированный отдел закупок, занимающийся поставкой товаров; и подчиненный непосредственно коммерческому директору.
Деление работы в отделе происходит по функциональному признаку. Менеджеры по снабжению отдела занимаются закупками различных групп товаров.
Закупка товаров в магазине «Дилан»» начинается с выбора поставщиков. За 5 лет своей деятельности фирма имеет несколько надежных поставщиков, однако есть группы товаров, поставщики которых у магазина постоянно меняются. Проанализируем фирмы, которые осуществляют поставки в магазин «Дилан» на данный момент.
Таблица 4 – Анализ поставщиков за 9 месяцев 2014 года
Поставщик |
Приоритетный критерий |
Число заказов |
Число неудовлетворительных поставок |
Число уд. поставкок |
ООО «ДВ-Альянс» |
цена |
177 |
164 |
13 |
ООО «Дружба» |
качество |
126 |
124 |
2 |
ИП Пантелеев |
сроки |
98 |
44 |
54 |
ИП Лаврентьева |
цена |
87 |
71 |
16 |
ООО «Уссурийский бальзам |
цена |
169 |
168 |
1 |
Таким образом, можно наблюдать по данным таблицы, что основные 5 поставщиков магазина, осуществили огромное число неудовлетворительных поставок. Среди них несоблюдение сроков, недовоз товара, пересортица продукции, различие цен при заказе и доставке, привоз некачественного товара. Из таблицы видно, что более менее надежным поставщиком является ИП Пантелеев, который поставляет в магазин кондитерские изделия.
Непосредственно формирование заявок у поставщиков осуществляется следующим образом. Менеджер по закупкам высылает поставщику по e-mail или факсу заказ, в котором перечисляется интересующее оборудование, количества, условия, сроки поставки или резервирования, а так же каталожные коды фирм-производителей. На основании полученного заказа поставщик выставляет подтверждение с указанием номенклатуры, цен, количества, условий и сроков поставки заказанного оборудования. После подтверждения менеджера, заказ считается размещенным и оборудование, отсутствующее на складе поступает в отдел закупок, после чего отказаться от него уже невозможно, а оборудование, находящееся на складе резервируется.
В общем виде схема торгово-технологического процесса магазина «Дилан» представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Схема торгово-технологического процесса
Первой технологической операцией закупочной логистики в магазине «Дилан» является приемка товаров поступивших на предприятия.
Поступающие в магазин товары принимают материально ответственные лица. При приемке товаров по количеству проверяются соответствие фактически доставленного товара данным сопроводительных документов. Приемка товаров по качеству ведется в соответствии с требованием стандартов и технических условий. При поступлении в розничную сеть все комплектующие должны иметь сертификат соответствия. Маркировка на комплектующие должна соответствовать сертификату качества.
После приемки товара необходимое его количество поступает в торговый зал, а остальная часть перемещается в складские помещения. При организации хранения товаров основное внимание должно быть уделено борьбе с товарными потерями. Рациональная организация хранения предполагает создание условий хранения товаров в соответствии с их физико-химическими свойствами, оптимальное размещение товаров в местах хранения с учетом времени их поступления и очередности продажи, частоты спроса, эффективного использования площади складских площадей.
Наиболее сложной и трудоемкой операцией торгового и технологического процесса является подготовка товаров к продаже, в частности их сборка из товаров. При торговле товарами, не требующими сборки, подготовительные операции сводятся к минимуму, что позволяет значительно ускорить процесс их продажи. Подготовкой товаров к продаже занимаются работники склада, который ставят розничную цену, с учетом необходимой наценки, пишут ценники, где указывают наименование товара и его данные.
Подготовленные к продаже товары перемещают в торговый зал. Товары доставляют в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи.
Оценка эффективности закупок магазина «Дилан» осуществляются путем анализа следующих показателей:
Результаты анализа закупок в 2012-13г. приведены в таблице 5.
Таблица 5 - Анализ закупок в магазине «Дилан» за 2012-2013 г.
Параметры анализа |
2012г |
2013г |
Выполнение плана закупок, % |
102,1 |
103,4 |
Относительная прибыль от продаж закупленного, % |
32,4% |
37,3% |
Доля товара, взятого с отсрочкой платежа, % |
75,4 |
72,3 |
Абсолютная сумма дебиторской задолженности поставщикам, тыс. руб. |
12,7 |
7,6 |
Относительная сумма дебиторской задолженности поставщикам по сравнению с общей суммой закупок, % |
4,3 |
2,1 |
Абсолютная сумма товарного запаса на складе, тыс. руб. |
1288 |
1560 |
Относительная сумма неликвидов по отношению к общей сумме, % |
9,2 |
8,4 |
Таким образом, анализ данных показывает, что большинство показателей улучшилось. Небольшое снижение имеет место по показателю доли товара, взятого с отсрочкой платежа.
Проанализировав закупочную деятельность в магазине розничной торговли «Дилан», была определена проблема в отношении с поставщиками продукции. Предлагается сделать выбор оптимального поставщика из представленных на рынке товаров основной продовольственной группы на основе матричного метода.
Таблица 6 – Выбор оптимального поставщика
Критерий выбора |
ООО «Искра» |
ООО «Союз» |
ИП «Континент» |
Цена |
4 |
3 |
2 |
Срок поставки |
2 |
4 |
3 |
Условия оплаты |
1 |
3 |
2 |
Надежность |
4 |
4 |
3 |
Рейтинг |
11 |
14 |
10 |
Информация о работе Совершенствование процесса управления закупками предприятия ООО «Дилан»