Управление закупками на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – разработать рекомендации по улучшению управления закупочной деятельностью предприятия. Для достижения необходимо решить следующие задачи:
- выявить причины совершенствования управления закупочной деятельностью предприятия в современных условиях;
- проанализировать организационно – экономическую деятельность ООО «ЧТЗ-Уралтрак»;
- проанализировать управление закупочной деятельности ООО «ЧТЗ-Уралтрак»;
- разработать рекомендации по улучшению управления закупочной деятельностью на ООО «ЧТЗ-Уралтрак»;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Значение управления закупками в организации в условиях рынка…………5
2. Краткая характеристика организационно - экономической деятельности ООО «ЧТЗ-Уралтрак»…………………………………………………………11
3. Основные направления совершенствования системы управления закупками на ООО «ЧТЗ-Уралтрак»………………………………………………………13
3.1. Анализ системы управления закупками на предприятии……………..13
3.2. Разработка рекомендаций по улучшению управления закупками на предприятии и их эффективность……………………………………….17
Заключение…………………………………………………………………………20
Список использованных источников и литературы………………………….22

Файлы: 1 файл

курсовая мен.doc

— 262.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Российский  государственный торгово-экономический  университет

челябинский институт (филиал)

 

Кафедра «менеджмент  и мировая экономика»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент  торговой организации»

тема: «Управление закупками  в организации»

 

Выполнил:  студент 5 курса 

специальности «Менеджмент организации»

заочной формы обучения

№ зачетной книжки Мз-08-14                  ____________________ Н.С. Шкондина

 

 

 

 

 

 Проверил: преподаватель, д.э.н.              ____________________ В.В. Кузьменкова

            

Челябинск 2012-2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Значение управления закупками в организации в условиях рынка…………5
  2. Краткая характеристика организационно - экономической деятельности ООО «ЧТЗ-Уралтрак»…………………………………………………………11
  3. Основные направления совершенствования системы управления закупками на ООО «ЧТЗ-Уралтрак»………………………………………………………13
    1. Анализ системы управления закупками на предприятии……………..13
    2. Разработка рекомендаций по улучшению управления закупками на предприятии и их эффективность……………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………………20

Список использованных источников и литературы………………………….22

 

Введение

В последние несколько  лет тема закупок на предприятии  стала актуальной в условиях рыночной экономики.

Начиная с семидесятых  годов двадцатого столетия, наблюдается  возрастание значимости закупок  в деятельности предприятий, особенно в промышленно развитых странах. Из преимущественно канцелярской, рутинной функции закупки превращаются в функцию большой стратегической важности, осуществляемую, как правило, на принципах долгосрочных партнерских взаимоотношений.

Деятельность предприятия - покупателя как в странах с высоким уровнем развития экономики, так и в Российской Федерации трансформируется, естественно, с некоторой разницей в темпах, из приобретения на рынке необходимых для осуществления производственного процесса материально-технических ресурсов в выбор поставщиков - партнёров как гарантов стабильного, контролируемого и регулируемого процесса обеспечения постоянного наличия необходимых покупателю исходных ресурсов производства, и в управление поставщиками и их рыночным предложением в ходе активного информационного взаимодействия с ними.

Таким образом, от того, насколько  правильно предприятие организует систему управления закупками, зависит  вся дальнейшая деятельность и успешное развитие предприятия.

Цель курсовой работы – разработать рекомендации по улучшению управления закупочной деятельностью предприятия. Для достижения необходимо решить следующие задачи:

- выявить причины совершенствования управления закупочной деятельностью предприятия в современных условиях;

- проанализировать организационно – экономическую деятельность ООО «ЧТЗ-Уралтрак»;

- проанализировать управление закупочной деятельности ООО «ЧТЗ-Уралтрак»;

-  разработать рекомендации по улучшению управления закупочной деятельностью на ООО «ЧТЗ-Уралтрак»;

Объект исследования – Челябинский Тракторный Завод  ООО «ЧТЗ-Уралтрак».

Предметом исследования является процесс управления закупками  в организации.

1. Значение  управления закупками в организации  в условиях рынка

Управление закупками  — область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги.

Такие термины, как «закупка», «поставка», «снабжение», «обеспечение сырьем и материалами» и т.д. являются практически взаимозаменяемыми. Единого  определения каждого термина  не существует. В некоторых источниках «закупка» означает разовую сделку, нацеленную на приобретение необходимого в данный момент сырья и материалов. В таком случае этот термин характеризует тактическую деятельность отдела закупок фирмы.

А термин «снабжение»  описывается как целостный процесс  закупочной деятельности: выявление необходимости в материалах, сырье и услугах, поиск, анализ и выбор поставщиков, развитие отношений с ними, переговоры по цене, качеству и прочим условиям, контроль качества поставляемой продукции и т.д. Эту деятельность, скорее, можно отнести к стратегической деятельности отдела закупок.

В ряде случаев можно  встретить понятие снабженческого (материального) менеджмента, под которым  понимается планирование и контроль над всем входящим материальным потоком (материальными ресурсами и готовой продукции), поступающим в компанию.

Закупочная логистика  – это управление материальными  потоками в процессе обеспечения  предприятия материальными ресурсами. Любое предприятие, как производственное, так и торговое, имеет службу, осуществляющую закупку, доставку и временное хранение сырья, полуфабрикатов и товаров народного потребления.

Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел  закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда . Эффективная работа этой службы во многом зависит от организационной структуры предприятия. Организация службы, отвечающей за выполнение всех задач по снабжению производства, позволяет оптимально наладить движение материального потока.

  • Задачи, решаемые службой снабжения, должны строиться на основе современной концепции маркетинга: вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем стратегия развития производства и уже потом — стратегия снабжения производства. Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами этот отдел должен иметь готовые ответы на следующие вопросы: что закупать; сколько закупать; у кого закупать; на каких условиях закупать; как системно увязать закупки с производством и сбытом; как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками и др. 
    Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок. Выбор поставщиков включает сбор информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками

В результате анализа  потенциальных поставщиков формируется  перечень конкретных поставщиков, с  которыми проводится работа по заключению договорных отношений. Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т.е. заключение контракта. Договор включает выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля. Одной из значимых задач контроля поставок служит контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Существенной частью заготовительной деятельности являются экономические расчеты (так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения) и определение видов затрат: на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; на транспортировку, экспедирование и страхование; на грузопереработку; по контролю за соблюдением условий договора поставки; на приемку и проверку материальных ресурсов; на поиск информации о потенциальных поставщиках и др.

Закупочная деятельность предприятия - деятельность предприятия - покупателя по приобретению исходных факторов производства на рынке поставщиков. Закупочная деятельность это достаточно динамично развивающаяся сфера коммерческой работы промышленного предприятия, и за рубежом и в России она прошла целый ряд этапов своего развития. Только за последние сорок лет в теории закупок сменились семь основных философских концепций, отображающих эволюцию подходов к логике и содержанию закупочной деятельности промышленных предприятий .

В рамках решения поставленных задач, рассмотрим основные этапы развития закупочной деятельности в нашей стране (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1 – Этапы  развития закупочной деятельности в  СССР и Российской Федерации

Этапы

Характеристика

Вклад в экономику  предприятия

1

2

3

 

Этап 1. Плановое снабжение: до начала перестройки.

Канцелярская работа в условиях тотального дефицита. Снижение издержек и развитие потенциала экономии – формальные лозунги.

Отсутствует или низкий. Небольшая экономия 2–5 % благодаря  консолидации.

Этап 2. Хаос: начало перестройки – дефолт.

Непланируемые, бессистемные закупки по мере возникновения потребности  или из спекулятивных целей.

Как правило, экономические  потери и редкие спекулятивные выигрыши.

Этап 3. Развитие: период стабилизации экономики после дефолта.

Формирование базы поставщиков, начало использования конкурентных закупок предприятиями негосударственного сектора. Направление на снижение издержек

и реализацию потенциала экономии.

Снижение издержек по закупкам на величину до 15 %. Снижение первоначальной стоимости закупаемых ресурсов на 1–10 %.

Этап 4. Зрелость I: начало стабильного экономического развития России и до настоящего времени.

Начало управления базой  поставщиков. Продолжение роста  доли конкурентных закупок в закупочной деятельности негосударственных предприятий.

Дальнейшее снижение издержек при усилении конкуренции  между поставщиками и эффект длительного  взаимодействия с контрагентами.


 

Этап «Зрелость» развития закупочной деятельности в нашей стране будет  представлен, по нашему мнению, двумя его ступенями, в связи с тем, что Россия достаточно быстро догоняя в области организации закупок, наиболее экономически продвинутые страны, вошла в этап «Зрелость I» с большим количеством проблем и нерешённых практических и теоретических задач в этой сфере, а также с достаточно низким уровнем профессиональной подготовки работников закупочных служб промышленных предприятий.

Тормозит развитие закупочной деятельности в хозяйственной практике российских промышленных предприятий и отсутствие должного внимания к ней со стороны современной экономической науки. Например, рыночная коммуникационная составляющая закупок, без которой, как показывает анализ тенденций развития закупочных процессов в промышленно развитых странах, повышение результативности коммерческой работы промышленных предприятий в современных условиях становится практически невозможным, в теоретическом плане исследована явно недостаточно, что сдерживает практическое внедрение адекватных закупочных технологий.

Переход к этапу «Зрелость II», который по содержанию будет включать в себя создание и управление цепями поставок и координацию деятельности поставщиков посредством формирования их интегрированных ассоциаций для российских промышленных предприятий дело несколько отдаленного будущего. Однако следует отметить, что Россия может пройти этот путь достаточно быстро, так как она имеет возможность воспользоваться опытом стран, уже прошедших его, и, следовательно, избежать ошибок, допущенных ими в этом процессе, а также применять на практике новейшие зарубежные научные разработки в области организации закупочной деятельности и управления цепями поставок.

В последнее время в России наблюдается  рост интереса предприятий негосударственного сектора к использованию конкурентных процедур при организации своей закупочной деятельности. Подобная тенденция объясняется, в частности, тем фактом, что при правильном проведении конкурентных закупок достигаемая экономия средств заказчика может составлять в среднем от 5 до 15 %, а по утверждениям зарубежных специалистов до 40 %. По данным российских консалтинговых фирм число обращений негосударственных предприятий к консультантам по вопросам регламентирования закупок и организации проведения конкурентных закупочных процедур ощутимо растёт, что также подтверждает наличие вышеназванной тенденции.

Предметом закупок служат средства производства или материальные ресурсы, потребляемые в процессе производства. Они подразделяются на предметы труда (сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо  и тому подобное) и средства труда (машины, механизмы, оборудование, транспортные средства и тому подобное).

Снабжение производства необходимыми материальными ресурсами  является начальным звеном производственного  процесса, а сбыт готовой продукции - его завершением. Под закупочной деятельностью предприятия понимается процесс обеспечения его всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно - хозяйственной деятельности. От организации закупок, своевременности поступления материальных ресурсов в производство в необходимом ассортименте, количестве и должного качества в значительной мере зависят равномерный и ритмичный выпуск готовой продукции, ее качество и эффективность деятельности коллектива предприятия.

Хорошо организованная закупочная деятельность оказывает большое влияние на все стороны производственной и финансовой деятельности предприятия. Нарушение ритмичности закупок не позволяет вести нормальное производство, вызывает простои предприятий, цехов, участков – снижает эффективность материального производства.

Информация о работе Управление закупками на предприятии