Совершенствование процесса управления закупками предприятия ООО «Дилан»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 05:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследование является совершенствование процесса управления закупками в деятельности торговых предприятий.
Задачи поставлены в работе следующие:
Рассмотреть сущность, цели и функции закупочной деятельности.
Охарактеризовать этапы закупочного процесса.
Дать оценку системы закупок в магазине «Дилан».
Предложить мероприятия по улучшению эффективности закупочной деятельности.

Оглавление

Введение 3
1 Основы организации закупочной деятельности в торговле 5
1.1 Сущность закупочной деятельности, ее функции и цели 5
1.2 Организация закупочного процесса. Основные формы доставки товаров 7
1.3 Критерии выбора оптимального поставщика 12
2 Анализ закупочной деятельности на предприятии 15
2.1 Краткая характеристика компании 15
2.2 Планирование закупочной деятельности 18
2.3 Этапы организации закупочной деятельности 21
2.4 Оценка эффективности закупок на торговом предприятии 24
3 Совершенствование процесса управления закупками предприятия ООО «Дилан» 26
3.1 Основные мероприятия по совершенствованию процесса управления закупками 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

Sovershenstvovanie_protsessa_upravlenia_zakupkam.docx

— 72.65 Кб (Скачать)

Складская форма доставки товаров подразумевает перемещение продукции на склады оптовой торговли, откуда они направляются на предприятия розничной сети. Это позволяет закупать товары в нужном количестве исходя из товарных запасов и спроса на них.

Эта форма обычно применяется для доставки товаров сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, закупающих товары мелкими партиями. Через склады могут продаваться и товары простого ассортимента, когда покупатели по размерам товарооборота не могут получать минимальную транзитную норму, а также товары сезонного производства и потребления.

Складская форма товароснабжения применима при получении товаров от иногородних поставщиков крупными партиями, требующими преобразования производственного ассортимента в торговый, а также по товарам, требующим длительного хранения. В этих случаях складская форма имеет преимущества перед транзитной, так как повышается эффективность розничной торговли за счет завоза товаров широкого ассортимента, но мелкими партиями, что позволяет значительно ускорить товарооборачиваемость и сократить издержки обращения.

Складская форма товароснабжения требует значительных издержек по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций, замедляет в целом товарооборачиваемость, так как прерывается процесс движения товаров от производства в розничную торговлю. Поэтому применение складской формы, как и транзита, должно быть экономически обосновано.

Одним из важнейших вопросов, который необходимо решить при организации складской формы товароснабжения, является звенность товародвижения. Число складских звеньев должно быть минимальным, так как от их количества зависит время товарного обращения, размер товарных запасен, уровень издержек обращения.

К звеньям в процессе товародвижения относятся склады оптовой и розничной торговли, которые прерывают движение товаров для подсортировки, хранения или перевалки на другой вид транспорта.

В зависимости от количества участвующих звеньев различают одно-, двух- и многозвенный путь движения товаров.

Во многих случаях система товародвижения характеризуется многозвенностью, особенно в потребительской кооперации, ОРСах и т.п.

 

 

Основным показателем звенности товародвижения является коэффициент звенности, показывающий отношение валового товарооборота к розничному:

 

Кзв.= (Топт.+Трозн.)/Трозн                                     (1)

 

где

Топт — оптово-складской товарооборот, тыс.руб.,

Tpoзн — розничный товарооборот, тыс.руб.[23, c.48]

На показатель звенности товародвижения оказывает влияние ряд факторов: территориальное размещение производства, степень специализации промышленности, размеры партий отгрузки, объем товарооборота оптовых покупателей, характер и свойства товаров и т.п.

Сокращению количества звеньев товародвижения способствует расширение использования малогабаритных контейнеров, внедрение централизованной доставки, снижение транзитных норм отгрузки, расширение почтово-посылочных операций.

Таким образом, выбор формы доставки зависит от ряда факторов, которые предприятие должно учитывать при организации закупочной деятельности.

 

1.3 Критерии  выбора оптимального поставщика

 

Закупочная деятельность напрямую зависит от поставщика товаров, поэтому его выбор чрезвычайно важен в системе товароснабжения. Этот этап является первым и одним из главных при организации закупок. Обычно магазины закупают различные товары у разных поставщиков, поэтому перед компанией стоит множество задач в отношении поставщиков, требующих решения. Необходимо выбрать требуемое количество поставщиков, из всех поставщиков, представленных на рынке сделать выбор в пользу надежных и экономически выгодных.

Существует два основных критерия выбора поставщика:

  • стоимость приобретения продукции или услуг;
  • качество обслуживания.

Цена является определяющим фактором, так как политика ценообразования магазинов полностью основана на стоимости закупаемых товаров. Поэтому, если стратегия сбыта магазина предполагает продажу недорогих товаров, следует поискать поставщика с низкими ценами.

Немаловажным фактором является качество обслуживания, которое включает в себя качество продукции, надежность обслуживания, соблюдение сроков доставки и условий договора.

Кроме основных критериев существуют и дополнительные. К ним относятся:

    • удаленность поставщика от потребителя;
    • сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
    • организация управления качеством продукции у поставщика;
    • способность поставщика обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставленного оборудования;
    • кредитоспособность и финансовое положение поставщик. [20, c.187]

При оценке нескольких поставщиков обычно используют методы экспертных оценок. Наиболее часто применяемый из них так называемый матричный метод.

Для оценки поставщика выбирается несколько критериев. Например, надежность поставок, время на выполнение заказа, цена товара, финансовое положение. Далее каждому критерию присваивается степень его значимости для предприятия. Сумма показателей значимости должна быть равна единице. После этого каждый поставщик оценивается экспертами по выбранным критериям. При этом каждому свойству присваиваются баллы (от 1 до 10). Далее строится таблица (матрица), в которой указываются оцененные значения (табл. 1) и рассчитывается рейтинг поставщика как сумма произведений выбранного критерия на его значимость.  

 

Таблица 1 – Оценка выбора оптимального  поставщика

Наименование критерия выбора

Значимостькри-

Поставщик 1

Поставщик 2

Поставщик 3

Поставщик 4

Надежность

0,2

10

9

10

8

Времявыполне-

0,2

6

4

8

9

Цена товара

0,4

5

7

7

8

Финансовое

0,2

10

3

10

8

Рейтинг поставщика (баллы)

10*0,2 + 6-• 0,2 + 0,4 • 5 +  0,2    10 = 7,2

6

8,3

8,2


 

 

Таким образом, в данном примере получается, что наиболее выгодно для предприятия делать закупки у третьего поставщика.[19, c.170]

Помимо вышеуказанного, не следует забывать, что главным показателем поставок является надежность снабжения:

 

Р = 1 - Ротказа,                                                    (2)

 

где

Р — вероятность поставки;

Ротказа — вероятность отказа в удовлетворении заявки.

Следует отметить, что отечественные предприятия при выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственную информацию. Утверждение договоров поставщиками, разрешение предварительной оплаты намеченной к поставке продукции осуществляется по упрощенной схеме. Если же намечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке, то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимых мероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересов предприятия.

 

2  Анализ  закупочной деятельности на предприятии

2.1 Краткая  характеристика компании

Торговый дом «Дилан» в настоящее время является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Под данной организационно-правовой формой понимается объединение граждан и/или юридических лиц для совместной хозяйственной деятельности, имеющее уставный фонд, разделенный на доли, размер которых определяется учредительными документами. Участники ООО несут ответственность по обязательствам в пределах своих вкладов.

ООО Торговый дом «Дилан», 1996 - 2014, г. Владивосток, ул. Фадеева, 51В +7 (423) 264-13-45, 264-13-46.

Целью деятельности предприятия является удовлетворение существующего спроса на алкогольную продукцию на рынках города Владивостока и Приморского края и получение прибыли в результате этой деятельности.

Основной профиль компании – торгово-закупочная и посредническая деятельность. Компания осуществляет торговлю алкогольной продукцией (преимущественно слабоалкогольной). В настоящее время в активе предприятия имеется более шестисот наименований продукции (коктейлей, вин, сокосодержащих напитков, крепкоалкогольных напитков и др.).

Главный бухгалтер обеспечивает составление документальной отчетности предприятия, имеет право второй подписи. Исполняет также обязанности финансиста. Образование высшее. Опыт работы главным бухгалтером составляет 8 лет.

Необходимость во втором структурном подразделении возникла потому, что ООО Торговый Дом «Дилан» не могло составить конкуренцию на рынке Приморского края ведущим предприятиям оптовой торговли алкогольной продукцией без выхода на потребителей по краю вследствие недостаточного объема оборотных средств а, следовательно, и  недостаточных объемов закупок и узкого ассортимента продукции. Расширение объема товарооборота и ассортимента продукции потребовало увеличения складских площадей и парка грузовых автомобилей. В настоящее время предприятие располагает значительными основными средствами, включая 4 грузовые машины, 2 автопогрузчика, 4 копировальных аппарата, 2 компьютера и другую оргтехнику, морозильные камеры.Амортизация оборудования осуществляется линейным способом. В 2010 году ООО Торговый Дом «Дилан» имеет договоры с семью крупными предприятиями по производству алкоголя и крупными оптовыми торговыми компаниями  на поставку широкого ассортимента слабоалкогольной продукции. Это ООО «Портер», ООО "Веда", ООО "Мегапак", ООО "Эталон-М", ООО "Беверидж Логистик", ООО "Продимпексторг", ООО "Алкон". Из приведенного перечня первые три предприятия являются производителями, а остальные  – крупные оптовые предприятия. Поставку сокосодержащей негазированной продукции осуществляет ООО "Мегапак". С перечисленными компаниями заключены долгосрочные договора на поставку продукции, в которых ООО Торговый Дом «Дилан» является дистрибьютором, что позволяет компании иметь удобные условия оплаты, минимальные цены на продукцию, большой и постоянный ассортимент. Некоторые контракты (например, с ООО "Мегапак") являются эксклюзивными. (Пример договора поставки Приложение 1)

Таблица 1 – Основные технико-экономические показатели деятельности

ООО Торговый Дом «Дилан» за 2008-2011 годы

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темпы роста, %

2009.г. к 2008

2011.г. к 2009

1  Выручка от реализации продукции,  тыс. руб.

35103,3

73701,0

136969,2

209,95

390,19

2  Среднесписочная численность  работающих, чел.

26

31

44

119,23

169,23

3 Среднегодовая выработка 1 работающего, тыс. руб. с. (1:2)

1350,1

2377,5

3112,9

176,09

230,57

4 Основные производственные фонды, тыс. руб.

 

1892,0

2895,0

2494,0

153,01

131,82


 

 

Окончание  таблицы 1

Показатель

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Темпы роста, %

2009.г. к 2008

2011.г. к 2009

5 Фонд оплаты труда, тыс. руб.

4080,0

5374,5

7740,0

131,73

189,71

6 Среднемесячный уровень оплаты  труда одного работника, руб. (с.5×1000/с.2/12)

13076,9

14447,6

14659,1

110,48

112,10

7 Суммарные издержки на реализацию  продукции, тыс. руб.

34484,25

68189,21

126161,63

197,74

365,85

8 Затраты на 1 руб. реализованной  продукции, руб. с.(7:1)

0,982

0,925

0,921

94,18

93,76

9 Коэффициент оборачиваемости  оборотных средств, раз

2,9

2,6

3,2

89,66

110,34

10  Период оборота, дней

126,0

138,6

111,5

110,00

88,49

11 Прибыль от продаж, тыс. руб. с. (1-7)

619,05

5511,79

10807,57

890,36

1745,82

12 Чистая прибыль, тыс. руб.

360,05

3013,24

5930,73

836,89

1647,18

13 Рентабельность продаж, %                      с. (11:1) × 100

1,76

7,48

7,89

-

-

14 Рентабельность по чистой прибыли, %

1,03

4,09

4,33

-

-

Информация о работе Совершенствование процесса управления закупками предприятия ООО «Дилан»