Коммуникации в процессе управления предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы:
- рассмотрении методологических положений коммуникаций в процессе управления и предложений по их практическому применению на предприятии
- описание особенностей коммуникаций в организации
- раскрытие технологий управления коммуникаций в организации
Объектом курсовой работы является организация ООО «Классные окна», субъектом- процессы коммуникации в организации

Оглавление

Введение
1 раздел Коммуникации в процессе управления…………………………… ..3
1.1 Коммуникационный процесс, его элементы и этапы……………………..8
1.2 Функции и классификация коммуникаций в процессе управления..........13
1.3 Преграды при коммуникациях в процессе управления и пути их устранения. Методы повышения качества коммуникационного процесса…16
2 раздел. Коммуникационные процессы на предприятии ООО «Классные окна»…………………………………………………………………………… 18
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Классные окна» Организационная структура предприятия……………………………………19
2. 2 Внешние и внутренние коммуникации ООО «Классные окна»………..22
2.3 Преграды при управленческих коммуникациях и пути их устранения в ООО «Классные окна»………………………………………………..………..24

Файлы: 1 файл

менеджмент курсач.docx

— 52.16 Кб (Скачать)

Зарегистрировано  «_»__________20___г.

__________________    Н.А.Савенкова

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

  ( НИУ «БЕЛГУ»)

 СТАООСКОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  И УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

Коммуникация  в процессе управления предприятия

 

Курсовая работа

студентки дневного отделения 3 курса  группы 831

Быковой Алины Сергеевны

 

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук,

доцент Е.В.Лунёва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СТАРЫЙ ОСКОЛ 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 раздел Коммуникации в процессе управления…………………………… ..3

1.1 Коммуникационный процесс, его элементы и этапы……………………..8

1.2 Функции и классификация коммуникаций в процессе управления..........13

1.3 Преграды при коммуникациях в процессе управления и пути их устранения. Методы повышения качества коммуникационного процесса…16

2 раздел. Коммуникационные процессы на предприятии ООО «Классные окна»……………………………………………………………………………  18

2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Классные окна» Организационная структура предприятия……………………………………19

2. 2 Внешние и внутренние коммуникации ООО «Классные окна»………..22

 2.3 Преграды при управленческих коммуникациях и пути их устранения в ООО «Классные окна»………………………………………………..………..24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное состояние общество, деятельность любого предприятия не возможна без  осуществления коммуникаций. Коммуникация – это процесс обмена информацией, опытом и сведениями между двумя  и более людьми.

Коммуникация  является неотъемлемой частью функционирования предприятия. И менеджер тратит на нее  от 50 до 90% своего рабочего времени. С  помощью коммуникации руководство  может координировать деятельности как внутри предприятия, так и  налаживать внешние контакты. Без  коммуникационных процессов невозможна совместная работа коллектива. Невозможна и деятельность самого предприятия, так как любое предприятие  – это открытая система, взаимодействующая  с внешней средой (потребителями, конкурентами, поставщиками, государством и пр.), способом взаимодействия с которой и является коммуникация.

Противоречия коммуникаций состоит в том, что некоторые  исследователи не осознавали всю  важность роли коммуникаций в организации, но принимали весьма не малое участие  в распространении информации. Отсюда вытекает проблема, что коммуникации в организациях не воспринимают всерьез  как отдельный и важный аспект научного исследования. Но один из первых теоретиков организационного поведения  и, по крайней мере, одним из наиболее известных авторов, кто серьезным  образом рассматривал коммуникацию на крупных предприятиях, был Ч. Бернанд. Он рассматривал ее как средство, с помощью которого люди объединены в организацию для достижения общей цели. Это до сих пор остается основной функцией коммуникации. Без коммуникации невозможно и управление, потому что оно, с одной стороны опирается на существующие и сложившиеся формы коммуникации, с другой – формирует.

Информация как основная составляющая процесса коммуникации сегодня  превратилась в важнейший ресурс социально-экономического, технического, технологического развития любого предприятия. От своевременности и качества информации зависит эффективность принятия управленческих решений, и, соответственно, эффективность деятельности всего предприятия.

Поэтому тема курсовой работы является очень актуальной в современных рыночных условиях.

Задачи курсовой работы:

- рассмотрении методологических положений коммуникаций в процессе управления и предложений по их практическому применению на предприятии

- описание особенностей коммуникаций в организации

- раскрытие технологий управления коммуникаций в организации

Объектом курсовой работы является организация ООО «Классные окна», субъектом- процессы коммуникации в организации

Для  проведения исследовательской  деятельности использовались такие  методы, как теоретическое изучение литературы, синтез, анализ, сравнение, достоинства, недостатки. Курсовая работа содержит введение, разделы, список литературы, заключение, приложение. Объём работы 33 страницы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Коммуникационный процесс, его элементы и этапы

Коммуникационный процесс – это обмен информацией между двумя и более людьми. В коммуникативном процессе выделяют четыре базовых элемента:

а) отправитель – лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и  передающее ее;

б) сообщение - собственно информация, закодированная с помощью символов;

в) канал, т.е. средство передачи информации;

г) получатель - лицо (лица), которому(ым) предназначена информация.

При коммуникационном процессе отправитель  и получатель проходят несколько  взаимосвязанных этапов (рисунок 1). Их задачей является составление сообщения, выбор и использование определенного канала для его передачи таким образом, чтобы его стороны поняли и разделили исходную идею.



Рис. 1. Процесс коммуникации

 

1.Зарождение идеи и отбор сведений. Обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Отправитель решает, какую значимую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. К сожалению, многие попытки обмена информацией обрываются на этом первом этапе, поскольку отправитель не затрачивает достаточного времени на обдумывание идеи. Кит Дэвис подчеркивает важность данного этапа: «Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Лозунг этапа - «не начинайте говорить, не начав думать».

2.Кодирование информации и выбор канала. Процесс трансформирования идеи в обращение, которое может быть передано. Кодирование в коммуникационном процессе начинается с выбора системы кодовых знаков. Умение говорить, писать, жестикулировать, позировать играют важную роль в способности отправителя кодировать передаваемую идею. Система кодирования должна быть известна получателю. В качестве системы кодовых знаков могут выступать:

-речевые системы, в основе  которых лежит устная речь;

-системы письма;

-знаки телодвижений;

-язык жестов;

-видеосистемы;

-звуковые системы (например, азбука  Морзе) и т.д.

 В результате кодирования  формируется обращение. Смысл  обращения представляет собой  принадлежащие отправителю идею. При этом отправитель рассчитывает, что обращение воспримется адекватно  заложенному в него смыслу.

3.Передача информации. Она возможна сразу несколькими способами. Если информация важна, считается, что не стоит ограничиваться одним каналом, а нужно по возможности дублировать этот процесс по нескольки, не злоупотребляя, однако, составлением по каждому поводу документов, иначе поток бумаг может захлестнуть.

4.Декодирование (перевод символов отправителя в мысли получателя). Здесь получатель воспринимает, расшифровывает и осмысливает информацию.

Отправитель же ждет, что получатель каким-то образом подтвердит факт получения  сообщения, степень понимания или  непонимания его смысла, иными  словами, установит обратную связь.

В идеале это должно происходить  без промедления (по возможности  обусловливаться заранее), облекаться в форму, соответствующую ситуации, учитывать возможности восприятия. Сигналами обратной связи при  устной коммуникации могут быть уточнение, обобщение, выражение чувств. Поскольку  они могут быть достаточно слабыми, за реакцией иногда требуется специально наблюдать [6, с.20].

5.Обратная связь и помехи. Обратная связь — это ответная реакция получателя на сообщение. Информация, которая отсылается назад отправителю, свидетельствует о мере понимания, доверия к сообщению, усвоения и согласия с сообщением. Эффективный обмен информацией должен быть двусторонним; так как обратная связь необходима, чтобы понять, в какой мере сообщение было воспринято и понято. Руководитель, который не наладит обратную связь, обречен на снижение эффективности его управленческих действий.

Устойчивая обратная связь в  процессе коммуникации позволяет существенно  повысить надежность обмена информацией  и хотя бы частично избежать ее потерь, различных помех, искажающих смысл  сообщения.

Коммуникация считается успешной, если получатель информации понимает ее содержание адекватно тому смыслу, который в нее вкладывает отправитель (менеджер).

В число факторов, влияющих на восприятие, входят:

1. Ситуация, в которой человек  получает информацию. Благоприятная ситуация сглаживает восприятие негативной информации, а неблагоприятная, наоборот, обостряет восприятие негативной, но ослабляет восприятие позитивной.

2. Глубина видения положения  дел предполагает, что человек  с широким кругозором и познаниями  легче воспринимает любую информацию  и спокойно реагирует на изменение  ситуации.

3. Личные и социальные особенности  отправителя (его статус) заключается  в том, что чем ниже его  положение в обществе, тем настороженнее получатели в процессе коммуникации относятся к предоставленным им сведениям.

4. Стереотипы (менталитет, мировоззрение)  стандартизирует восприятие человеком  информации, облегчают его, но  делают чрезмерно субъективным  и искаженным.

5. Предрассудки. Присущи в основном  малообразованным людям и заключаются  в формировании мнения до знакомства  с информацией.

6. Отсутствие интереса. Обуславливается  отсутствием побуждающих мотивов  к восприятию информации (материальных  выгод, возможных потерь и т.д.).

7. Различное понимание символов, с помощью которых передается  информация. Даже в некоторых  странах различные символы имеют  различное значение. Например, собака в некоторых странах является «нечистым» существом, или тигр – в некоторых странах это символ силы, а у жителей Таиланда и Индии вызывает чувство страха [8, с.57].

Вывод:

1.  Коммуникация – сложное  и многогранное явление, представляющее  собой необходимое условие и  фундаментальную основу существования  человеческого общества и природных  сообществ. 

2. Благодаря моделям коммуникаций  можно выделить и охарактеризовать  следующие необходимые элементы  любого коммуникативного акта: зарождение  идеи, кодирование и выбор канала, передача, декодирование, обратная  связь.

3. Одна из ключевых  проблем коммуникации – проблема  адекватного восприятия передаваемой  информации и, следовательно,  результативности коммуникации. Сообщение,  передаваемое источником получателю, преодолевает многочисленные коммуникативные  барьеры. В результате оно может  быть принято не полностью,  в искаженном виде или не  принято вовсе. 

 

1.2 Функции и   классификация коммуникаций в  процессе управления

Коммуникации в организации  или в группе выполняют ряд  значимых функций:

-информативную функцию — передачу сведений, предоставление необходимой информации для принятия решений;

-мотивационную функцию — побуждает сотрудников к лучшему исполнению задач, используя убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;

-контрольную функцию — отслеживание поведения сотрудников различными способами на основе иерархии и формальной соподчиненности;

-экспрессивную функцию способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.

-коммуникативная функция в организации специфична и включает ряд основополагающих установок, таких как:

-раскрытие сущности и определение особенностей коммуникативной функции;

-рассмотрение и анализ типов и видов коммуникаций в организационных системах;

-характеристика разнообразных форм реализации коммуникативной функции в организации;

-установление структурных элементов и ключевых этапов коммуникативного процесса;

-выявление и разрешение типичных проблем и ошибок (так называемых «коммуникационных барьеров»), которые могут быть характерны для той или иной коммуникативной функции;

-формулирование принципов оптимальной коммуникации и отображение общих требований, направленных на совершенствование коммуникативной функции.

Коммуникации в процессе управления делятся на внешние и внутренние.

Внешние коммуникации - это коммуникации между организацией и средой. Факторы внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации. От этих факторов зависят коммуникационные потребности организации. Если бы нужно было проанализировать, о чем говорят, пишут и читают в действительности люди в организации, основное внимание пришлось бы сосредоточить на каких-то вопросах, которые связаны с потребностями информационного взаимодействия с внешним окружением, которое влияет или будет влиять на организацию. Организации пользуются разнообразными средствами для коммуникаций с составляющими своего внешнего окружения. С имеющимися и потенциальными потребителями они сообщаются с помощью рекламы и других программ продвижения товаров на рынок. В сфере отношений с общественностью первостепенное внимание

Информация о работе Коммуникации в процессе управления предприятия