Мастер и Маргарита

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:23, реферат

Краткое описание

Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Тема “художник и общество” всегда волновала писателя, что нашло отражение, в частности, в его пьесе о Пушкине “Последние дни”, над которой он работал в начале 30-х годов. Однако свое наиболее глубокое воплощение эта тема нашла в главной книге Булгакова.

Оглавление

Введение
Глава 1. Борьба добра и зла в героях романа
§ 1. Образ Иешуа
§ 2. Образ Мастера
§ 3. Образ Понтия Пилата
Глава 2. Сила зла, творящая добро
§ 1. Образ Воланда
§ 2. Образ Маргариты
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Мастер и Маргарита.docx

— 140.28 Кб (Скачать)

Несмотря на то, что сюжет кажется завершенным - Иешуа казнен, автор стремится  утвердить, что победа зла над  добром не может стать результатом  общественно-нравственного противоборства, этого, по Булгакову, не приемлет сама человеческая природа, не должен позволить  весь ход цивилизации. Возникает  впечатление. Что Иешуа так и  не нашел. что он умер. Он был живым  все время и живым ушел. Кажется, самого слова “умер” нет в эпизодах Голгофы. Он остался живым. Он мертв  лишь для Левия, для слуг Пилата.

Великая трагическая  философия жизни Иешуа состоит  в том, что на истину (и на выбор  жизни в истине) испытывается и  утверждается также и выбором  смерти. Он “сам управился” не только со своей жизнью, но и со своей  смертью. Он “подвесил” свою телесную смерть так же, как “подвесил” свою духовную жизнь.

________________________

1Акимов В.М. Цит.раб. - с.48

Тем самым он поистине “управляет” собой (и всем вообще распорядком на земле); управляет  не только Жизнью, но и Смертью”1.

“Самотворение”, “самоуправление” Иешуа выдержало  испытание смертью, и поэтому  оно стало бессмертным.

§2. ОБРАЗ МАСТЕРА 

Построение булгаковского  романа позволяет утверждать, что  писатель знал правила так называемой формулы “двойника” и использовал  их для философской концепции  мира и человека.

П.Р.Абрагам указывает  на два способа использования  формулы “двойника2. С одной стороны, персонажи трактовались как отдельные  психические слои “Я”. Имеется в  виду натурфилософская система Г.Г.Шуберта. Структура человеческого сознания состоит в следующем: эмпирическую часть “Я” составляет так называемое “бодрствующее” “Я” и “спящее” “Я”. Метафизическими элементами сознания являються “внутренний поэт”  и два голоса совести, представленные обычно образами “благого ангела”  и “злого ангела”.

Второй способ заключается я в разделении центрального двойника (обычно “бодрствующего”  “Я”), поставленного перед необходимостью выбора между добром и злом при  столкновении с этической проблемой, на два персонажа.2

_______________________

1Акимов В.М. Цит.раб. - с.50

2Абрам П.Р. Роман “Мастер и Маргарита” М. Булгакова в аспекте литературных традиций - М., 1989 - с.19

По законам  данной формулы и построен роман  “Мастер и Маргарита”. Черты  “внутреннего поэта” воплощены в  образе Мастера.

Создание параллельных образов героев-двойников - один из путей проверки философской идеи, теории в жизненной практике. Этот прием совместно с другими  выявляет голос автора, его отношение  к идеи героя, его раздумья.

Для действующих  лиц булгаковского романа характерна множественность обликов. Он говорит  как о разных сторонах их натуры и разных видах деятельности, так  и о неожиданном сходстве, “перекрещиваниях”  между ними. “В этих множащихся сторонах каждого из героев - метаморфозы  и облика героя и его професси. В них же - объективная авторская  эмоция по поводу происходящих с героями  пермен, эмоция самых разнообразных  оттенков... по устойчивая в своем  качестве удивления, порою грустного, порою саркатического, иногда просто констатирующего”. 1

Двоение и троение  образов и дальнейшее их идет в  романе по всем компонентам образной истины по отдельным чертам внешнего и внутреннего сходства - различия героев, их поступоков, поведения и  даже судьбы в целом. Благодаря двойничеству художественное изображение приобретает  субстанциональный смысл. Показывает не только то, что есть, но и то, что  потенциально присутствует как возможная  тенденция в идее

_______________________

Л.Ф.Киселева. Диалог добра и зла в романе “Мастер  и Маргарита”//Литературные традиции в поэтике М.Булгакова: Межвуз.сб.научн.бр. - Куйбышев. 1990

Первые главы  романа посвящены в основном второстепенным персонажам, а главный герой - Мастер - появляется только в 13-й главе. Поначалу он представлен фигурой антимастера - Ивана Бездомного. Но “уходят за кулисы отыгравшие свою роль. И постепенно открисстализовывается до полной, рассветной отчетливости фигура Мастера - создателя романа о Хритсе занимает первый план прежде всего своим творением. И... из тумана возникает олицетворенный символ Истины, Творечества, Добра - Иешуа”1.

Между Мастером и Иешуа по принципу зеркальной концепции  явно ощущается параллельЯ, сообщающая всему повествованию особую многозначность. Ю.М.Лтман назвал тему двойника “литературным  адекватом мотивы зеркала”. “Подобно тому как зазеркалье - это обратноя модель мира, двойник - отражение персонажа”.2 Булгаков убеждает читателя: идеи добра и справедливости возвышают человека, а трагизм его существования усиливает величие его идеалов и убеждений.

По первому  впечатлению, Мастер и Иешуа имеют  несхожих. А с исторической точки  зрения, - несопоставимых прототипов. Однако они оба 

_________________________

Вулис А.В. Роман  М.Булгакова “Мастер и Маргарита” - М. 1991 - с.135

Химич В.В, “Странный  реализм” М.Булгакова - Екатеринбург, 1995 - с.84

вобрали в себя много автобиографического от автора. Создаваемый Мастером “малый” роман - зеркало, включенное в состав “большого” романа, большого зеркала, а отражают оба все ту же метущуюся булгаковскую душу, все ту же искательскую неустренную  жизнь”33. Мастер не был бы Мастером, если бы он не был еще и Иешуа. А Иешу не был бы Иешуа, если бы он не был, вместе с тем, и Мастером. Художественное параллельное бытие решаемых реалий, их -необходимое условие “Мастера и Маргариты”. Мастер не был бы Мастером, если бы он не создал с Понтием Пилатом, и он не был бы Мастером, которого мы ныне знаем, если бы еговыражению неких абстрактных истин, а не самовыражению Мастера.

Собственно говоря, Мастер посвятил жизнь Иешуя - герою  своего романа, герою основного романа и одновременно сыну бога. Согласно христианскому догмату, человек  может найти удовлетворение только в боге. Именно в нем и находит  свое призвание Мастер. Согласно концепции  романа, бог ( в данном случае Иешуа) - это истина. Следовательно, смысл  и цель жизни Мастера - в истине, которая и воплощает в себе подлинную вусшую нравственность. Главное, что объединяет всех героев-двойников, находящихся в параллельной зависимости, - это их одержимость идеей.

По мнению Б.М. Гаспарова, Мастер несет в себе черты  не только Христа, как обычно принято  думать, но и Пилата. Он отрекается от своей роли (а вместе с этим - и  от своего героя), сжигает рукопись, пытался рассказать миру известную  ему одному правду о совершившейся  казни. Но у него не хватает сил  это сделать, и слабость делает его  не только жертвой но и молчаливым свидетелем-соучастником. Очевидно, именно этой двойной проекции образа объясняется  знаменитый конечный приговор Мастеру. Он не заслуживал света, он заслуживал покой.1

В образе Мастера  черт, роднящих его с Иешуа: верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутреннюю независимость, так сильно его благополучию. Подобно бродячему  философу из , Мастер чутко откликается  на человеческие страдания, боль: “...Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий  и всяких вещей в этом роде. В  особенности ненавистен мне морской  крик, будь то крик страдания, ярости или  иной какой-нибудь крик “ (109).

“...Мастер эмоционально... связывается с Иешуа по общим  трагическим интонациям, сопровождающим жизнь каждого, по углубленной внутренней работе и, наконец, страдания их в  значительной степени связаны с  Пилатом.2 Только вера, считает А. Белый, открывает человеку высшую истину о Христе. У Булгакова, “понявшего лишь сатанинское начало действительности, этой веры нет. Начав с точки зрения здравого смысла, который видит в

_________________________

1Гаспаров Б.М. см. цит. раб. - с.91

2Белый А.О. “Мастер и Маргарита” // Вестник русского христианского движения. - Париж, 1974. - 112/113 - с.180

легенде о Христе только тривиальную бытовую историю  времен упадка римской империи, а  в Иисусе - только бродягу ,он нашел  в себе тайну мира и рассмотрел зло. Но добро ему не ясно”. Именно поэтому ему уготован не свет, а  покой.1

Как видим, точки  зрения Б.М Гаспарова и А. Белого на проблему свет-покой принципиально  расходятся.

Мастер одинок - как и Иешуа. Однако, как считает  Л.М. Яновская “жестокое одиночество  Мастера - не автобиографическая исповедь. Это булгаковская трактовка подвига  творчества, голгофы творчества, как  ее понимает автор”.2 “Холод и страх, ставший моим постоянным спутником, доводили меня до исступления. Идти мне было некуда...” (123).

Общность судеб  Мастера и героя его романа проецируется и в бездомности (“У меня нет постоянного жилища ... я  путешествую из города в город” (22) - говорит Иешуа Пилату), и во всеобщей травле, заканчивающейся доносом  и арестом, и в предательстве, и в теме, и в молитве ученика.

_________________________

1Белый А. См. цит. раб. - с.190

2Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. - М., 1983 - с.304

Конфронтация  канонической и крифической версии повествования сообщает особую функцию  образу ученика главного героя, который  является свидетелем событий, но из-за своей слабости - невежества, непонимания, недостатканеспособен правдиво передать то, что он видел, и создает грубо  искаженную версию. Таков Левий Матвей6 записывающий слова Иешуа. Таков  и Иван Бездомный - “ученик” Мастера, в эпилоге романа становящийся профессором - историком, дающим совершенно искажающую версию всего происшедшего с ним. Еще одно преображение героя - Бездомный  оказывается единственным учеником покидающего землю Мастера. Это  обстоятельство протягивает нить к  образу Левия Матвея; данный мотив  выступает на поверхность лишь в  самом конце романа (когда Иван несколько раз назван учеником), но “ретроспективно он позволят связать  несколько точек, разбросанных в  предыдущем изложении.”1 Так, агрессивность Ивана в сцене погони за консультантом и затем в грибоедове его поспешность, безуспешная погоня могут теперь приведены в связь с поведением Левия,

_________________________

1Гаспаров Б.М. Из наблюдений мотивной структурой романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”; // Литературные лейтмотивы: очерки рус. Лит. ХХ в. - М. 1994 - с.38

решившего убить  и тем освободить Иешуа, но опоздавшего  к началу казни; сами кривые арбатские  переулки, которыми пробираются, укрываясь  от милиции, Иван, вызывают тем самым  ассоциацию с Нижним городом, дополнительно  спрямляя параллель Москва - .

“Гефсимянтский  сад оказывается той точкой, где  расходятся пути Христа и Мастера”1. Первый, преодолев слабость, выходит из этого “приюта” навстречу своей судьбе. Второй остается и замыкается здесь как в вечном приюте.

Иешуа совершает  нравственный подвиг, даже перед лицом  мучительной смерти оставаясь твердым  в своей проповеди всеобщей доброты  и свободомыслия. Автор романа о  Понтии Пилате совершает подвиг творческий. Учение Иешуа и прозведение Мастера - это “своеобразный нравственный и художественный центры, от которых  отталкивается и к которым  в то же время направлено действие “Мастера и Маргариты”. Принцип  снижения героев в их современных  аналогах действует и в этом случае”.2 В отличие от Иешуа, Мастера перенесенные страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись. Он ищет

_________________________

1Гаспаров Б.М. см. цит. раб. (Из наблюдений...) - с.70

2Соколов Б.В. см. цит. раб. - с.35

убежища в клинике  для душевнобольных, он возненавидел свой роман. “Я возненавидел этот роман, и я боюсь. Я болен. Мне страшно.” (121). Лишь в потустороннем мире Мастер вновь обретает возможность для  творческой жизни. Интересна трактовка  Булгаковым воскресения как пробуждение. Прошлое, тот мир, в котором Мастер жил, оказывается представленным как  сон и как сон исчезает: “уходит  в землю”, оставляя по себе дым и  туман (конец сцены на Воробьевых горах). Данный мотив выступает в  словах прощенного (и тоже пробудившегося) Пилата в эпилоге - о казни: “Ведь  ее не было! Молю тебя, скажи, не было? - Ну, конечно, не было, - отвечает хриплым  голосом спутник, - это тебе померещилось”. (318) (Правда, “обезображенное лицо”  и “хриплый голос” спутника Пилата говорит обратно об обратном - но такова логика мифа). Участь Мастера - это  гибель и затем “пробуждение” - воскресение для покоя. Заметим, что в романе не говорится прямо  о воскресении Иешуа, но история  ограничивается погребением. Но тема воскресения  настойчиво повторяется в романе, сначала пародийно (воскресение - Лиходеева, Куролесова, кота) и наконец, в судьбе Мастера. Перед нами еще один пример косвенного введения в роман Евангельского  рассказа.

Информация о работе Мастер и Маргарита