Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 19:23, реферат
Свой последний роман “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков начал писать зимой 1929-30гг. В общей сложности работа над ним продолжалась более десяти лет. Тема “художник и общество” всегда волновала писателя, что нашло отражение, в частности, в его пьесе о Пушкине “Последние дни”, над которой он работал в начале 30-х годов. Однако свое наиболее глубокое воплощение эта тема нашла в главной книге Булгакова.
Введение
Глава 1. Борьба добра и зла в героях романа
§ 1. Образ Иешуа
§ 2. Образ Мастера
§ 3. Образ Понтия Пилата
Глава 2. Сила зла, творящая добро
§ 1. Образ Воланда
§ 2. Образ Маргариты
Заключение
Использованная литература
Для Мастера
в концепции Булгакова
Б.М. Гаспаров считает, что именно Мастер оказывается подлинным и более глубоким антогонистом Иешуа, а не Пилат, совершивший предательство
_________________________
1Гаспаров Б.М. см. цит. раб. (Из наблюдений...) - с.70
и мучимый раскаянием.1 А В.В. Лакшин омечает еще одно чрезвычайно важное отличие Мастера от Иешуа: Мастер не разделяет идеи всепрощения ему трудно в то, что всякий человек добр. Возможно именно поэтому, поведав о бесконечной доброте Иешуа мастер находит себе покровителя и заступника в Дьяволе - Воланде2.
В двух персонажах романа - Иешуа и Мастера - выражены главные проблемы внутренней, духовной биографии создателя романа “Мастер и Маргарита”. Многие исследователи (например, М.О. Чудакова, В.Я. Лакшин, И.Ф.элза) вполне обоснованно считают Булгакова прообразом историка, написавшего роман о Понтии Пилате. Мастер - персонаж безусловно автобиографический, но построенный с опорой на известные литературные образцы, а не с ориентацией на реальные жизненные обстоятельства. Он мало похож на человека 20-х - 30-х годов, “его можно легко переместить в любой век и в любое время.”3 Это философ, мыслитель, творец, и сним в первую очередь связана философия романа.
_________________________
1Гаспаров Б.М. см. цит. раб. (Из наблюдений...) - с.70
2Лакшин В.Я. см. цит. раб. - с.303
3Соколов Б.Е. см. цит. раб. - с.143
Булгакову пришлось пережить практически все то, что узнал в своей “подвальной” жизни Мастер. Не даром эти страницы так ярки и убедительны. Существует мнение, что образы романа, в свою очередь, становились частью жизни самого писателя, определяя его собственную судьбу.
...Мастера и
Булгакова роднит очень многое.
Оба работали историками в
музее, оба жили достаточно
замкнуто, оба родились не в
Москве. Мастер очень одинок и
в повседневной жизни, и в
своем литературном творчестве.
Роман о Пилате он создают
без какого-либо контакта с
литературным миром. В
“С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек лет примерно 38” (108). Б.С. Мягков предполагает, что это описание внешности героя - “практически автопортрет создателя романа, а уж в возрасте абсолютная точность: когда начинали создаваться этих глав, в 1929 году, Булгакову было именно 38 лет”.1 Далее Мягков ссылается на “аргументированное мнение”, согласно которому прототипом Мастера был и любимый писатель Булгакова Н.В. Гоголь, о чем свидетельствует несколько фактов: образование историка, портретное сходство, мотив сожженного романа, ряд тематических и стилистических совпадениях в их произведениях. Б.В. Соколов в качестве одного из возможных прототипов Мастера называет С.С. Топлянинова - художника-декоратора Художественного театра.2 Своего рода alter ego Мастера - фигура бродячего философа Иешуа Га-Ноцри, созданная им самим - еще одно предположение В.С. Мягкого.3 В качестве возможных прототипов Мастера называют и О. Мендельштама, и доктора Вагнера (Гете), но, несомненно больше всего в образ Мастера Булгаков вложил автобиографических черт.
_________________________
1Мягков Б.С. Булгаковская Москва. - М., 1993 - с.169
2 Соколов Б.В. см. цит. раб. - с.161
3Мягков Б.С. там же - с.169
Автор романа о
Понтии Пилате является двойником Булгакова
не толькр потому, что в его образе
отражены психологические черты
и жизненные впечатления
В самом имени имени героя заключен не только прямой смысл слова “мастер” (специалист, достигший в какой-либо области высокого умения, искусства, мастерства). Оно противопоставлено слову “писатель”. На вопрос Ивана Бездомного: “Вы - писатель?”
_________________________
1Новиков В.В. см. цит. раб. - с.252
Ночной гость ответил: ”Я - мастер, - он сделался суров” (112).
В 30-е годы писателя занимал важнейший вопрос: достоин ли человек быть ответственным перед вечностью? Иначе говоря, каков его заряд духовности. Личность, осознавшая себя, в представлении Булгакова, подотчетна только вечности. Вечность - среда существования этой личности. Берлиоз и многие другие “чьими руками по незнанию или безразличию творится зло на земле заслуживает безвестности”.1 Обращение к философии И. Канта позволило Булгакову более непосредственно обратиться к поискам природы нравственности и тайны творчества - понятиям, тесно связанным между собой, поскольку искусство в своей основе глубоко нравственно. Мастер обладает всеми высокими нравственными качествами, испытывая лишь недостаток как и сам М. Булгаков, практическом начале. Он “податливо проникается крайним отчаянием, а также свободно возносится в самые выси. Его свободная личность равно воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой”.2 Слабое противостояние злому началу для творческой натуры представляется автору романа закономерным. Герои - носители высокой нравственной идеи
_________________________
1Немцев В.И. см. цит. раб. - с.104
2там же - с.130
в произведениях
писателя неизменно оказываются
побежденными в столкновении с обстоятельствами,
которые породило зло. Роман Мастера
не принадлежащего к могущественной
иерархии литературного и
_________________________
1 Соколов Б.В. см. цит. раб. - с.40
Роман Мастера, как и роман самого Булгакова резко отличается от других произведений того времени. Он - плод свободного труда, свободной мысли, творческого полета, без насилия автора над собой: “...Пилат летел к концу, к концу, и я уже знал, что последними словами романа будут: “...Пятый прокуратор Иудеи, возник Понтий Пилат,” - говорит Мастер (114). История романа о Понтии Пилате предстает как живой поток времени движущийся из прошлого в будущее. А современность - как звено, соединяющее прошлое с будущим. Из романа Булгакова явствует, что свобода творчества нужна писателю как воздух. Без нее он жить и творить не может.
Литературная судьба Мастера во многом повторяет литературную судьбу самого Булгакова. Нападки критики на роман о Понтии Пилате почти дословно повторяют обвинения янковцев против “Белой гвардии” и “Дней Турбиных”.
В “Мастере и
Маргарите” нашла точное отражение
обстановка в стране 30-х годов. Через
чувство страха, охватившего Мастера,
в романе писателя передается атмосфера
тоталитарной политики, в условиях
которой писать правду о самовластии
Понтия Пилата, о трагедии проповедника
правды и справедливости Иешуа было
опасно. Отказ печать роман сопровождался
в редакции зловещим намеком:”...Кто
это... надоумил сочинить роман на такую
странную тему!?” (117) Ночная исповедь Мастера
перед Иваном Бездомным в книжечке
Стравинского поражает своим трагизмом.
Булгакова травили критики, присяжные
ораторы, и он, естественно, болезненно
реагировал на эти гонения. Не имея
возможности противостоять
В плане автобиографических ассоциаций следует указать на то, что исходной причиной кампании против Булгакова явился его роман “Белая гвардия” и пьеса “Дни Турбиных”, и в первую очередь главный герой этих произведений белый офицер Алексей Турбин.
_________________________
1 Вулис А.В. см. цит. раб. - с.88
Таким образом,
выявляется сходство жизненных обстоятельств
М. Булгакова и мастера, но и параллелизм
героев романа Булгакова и романа
Мастер и их литературной судьбы. Обстановка
травли в которой оказался писатель
во второй половине ХХ-х годов весьма
напоминает обстоятельства, о которых
рассказывает. Это и полное отрешение
от литературной жизни, и отсутствие
средств к существованию, “постоянное
ожидание “худшего”. Статьи-доносы, градом
сыпавшиеся в печать имели не только
литературный, но и политический характер.
“Настали совершенно безрадостные дни.
Роман был написан6 больше делать
было нечего...” (119), - рассказывает Мастер
Ивану Бездомному. “Что-то наредкость
фальшивое и неуверенное
Кульминацией
этой кампании стали известные письма
Булгакова к советскому правительству
(собственно, к Сталину). “По мере
того, как я выпускал в свет свои
произведения, критика СССР обращала
на меня все большее внимание, причем
ни одно из моих произведений ... не только
никогда и нигде не получила ни
одного одобрительного отзыва, но напротив,
чем большую известность
_________________________
1Лакшин В.Я. Булгакиада. - Киев, 1991 - с.52
2Лакшин В.Я. Булгакиада. - Киев, 1991 - с.55
3Гаспаров Б.М. см. цит. раб. (Из наблюдений...) - с.65
У Булгакова
и Мастера одна общая трагедия
- трагедия непризнания. В романе четко
звучит мотив ответственности и
вины творческой личности, которая
идет на компромисс с обществом и
властью, уходит от проблемы морального
выбора, искусственно изолирует себя,
чтобы получить возможность реализовать
свой творческий потенциал. Устами Иешуа
Мастер упрекает современников в
трусливом малодушии при защите
своего человеческого достоинства
под напором диктатуры и
У Мастера, как
и Булгакова наступает
К несомненным автобиографическим ассоциациям относятся и листы сожженного романа.