Шумеро-аккадская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение истории и культуры народов шумеры, их вклада в мировую историю и культуру. В работе отмечены открытия и достижения данной культуры.
Было рассмотрено возникновение аккадского царства и шумеро-аккадской культуры. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

Оглавление

1. Шумерская культура
2. Появление аккадского царства
3. Шумеро-Аккадская культура

Файлы: 1 файл

контработы.docx

— 179.23 Кб (Скачать)

Если дошедшие до нас биографические сведения о  Рублеве изобилуют противоречиями и анахронизмами, то в характеристике личности мастера и в оценке его  искусства источники обнаруживают редкое единодушие. Андрей и Даниил предстают в их изображении как  “чудные добродетельные старцы и  живописцы”, “всех превосходящие  в добродетелях”. В Рублеве особенно подчеркивается то, что он “намного всех превосходил в мудрости”. Для  воссоздания творческого облика Рублева очень важны сведения, сообщенные в1478 году Иосифу Волоцкому  бывшим игуменом Троицкого Сергиева монастыря старцем Спиридоным. По словам Спиридона, удивительные и прославленные  иконописцы Даниил и ученик его Андрей, иноки Андроникова монастыря, отличались такими добродетелями, что удостоились  необычных дарований и настолько  преуспели в совершенствовании, что не находили времени для мирских  дел. 
 
Эти свидетельства дают отчетливое представление о высокой оценке творчества Рублева его современниками, позволяют глубже проникнуть в образный строй его произведений и постигнуть существенные особенности его живописного метода. Но чтобы верно понять смысл приведенных высказываний, необходимо познакомиться с некоторыми представлениями византийской мистики, получившими широкое распространение среди последователей Сергия Радонежского. Согласно этим представлениям, для того, чтобы достоверно отображать объекты умственного созерцания, вместо эмпирический “теней вещей” показывать подлинную их природу, живописец  должен был стать созерцателем, если только  он не желал оставаться ремесленником, копирующим чужие образцы. Ему предстояло вернуть утраченное естественное состояние - гармонию чувств, ясность и чистоту ума. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать “невещественный” свет. 
 
По аналогии с физическим светом, без которого невозможно видеть окружающий мир, умственный свет - знания и мудрости - освещал истинную природу, первообразы всех предметов и явлений. Интенсивность проявления этого света и ясность умозрения ставились в прямую зависимость от степени нравственной чистоты созерцателя. Живописцу, более чем кому-либо другому, требовалось очистить “очи ума”, засоренные обманчивыми чувственными ”помыслами”, потому что, как утверждал Василий Кесарийский, “истинная красота созерцается только имеющими очищенный ум”. В достижении нравственной чистоты особая роль отводилась добродетели смирения. Не случайно в источниках к имени Рублева часто прилагается эпитет “смиренный”. 
 
Исаак Сирин называл смирение “таинственной силой”, которой владеют лишь  “совершенные”; именно смирение дает всеведение и делает доступным любое созерцание. Высшим, наиболее труднодостижимым он считал созерцание Троицы. Троица Андрея Рублева. Историческая канва Рублевского шедевра - “Троицы” - библейская легенда о явлении бога Аврааму и его жене Сарре под видом трех мужей; об угощении, приготовленном для них пожилыми супругами под сенью дуба и состоявшем из заколотого тельца, лепешек, молока и сливок; о предсказанном Аврааму рождении сына. В основе философского замысла “Троицы” - мысль о могущественной всепобеждающей силе любви как сокровеннейшей человеческой сущности, раскрытие которой служит реальным залогом осуществления единства человечества. 
 
Художественное совершенство, с которым эта общечеловеческая идея выражена Рублевым в символических образах средневековой живописи, ставит икону “Троица” в ряд бессмертных творений мирового искусства. В иконе Рублева отброшены все бытовые подробности библейского повествования, затрудняющие восприятие этой философской идеи. Смысловой и композиционный центр иконы - чаша с головой закланного тельца, символизировавшего жертвенный подвиг Христа.  Трапеза, на которой стоит чаша, - прообраз “гроба господня”. Чашу благословляет ангел, олицетворяющий Сына. 
 
В молчаливом согласии голова его склонена к ангелу, олицетворяющему Отца.  К Отцу склонил голову и третий ангел, олицетворяющий Духа. Скипетры в руках ангелов обозначают власть и всемогущество. Склонением голов среднего и правого ангелов и встречным наклоном голов левого ангела намечен мотив исхождения Слова и Духа от Отца. Это замкнутое круговое движение, образованное склонением фигур и в ритмических отголосках повторенное контурами одежд, престола, подножий и горы, передает единство трех лиц божества, их общее участи в осуществлении Сыном центральной идеи легенды, “предвечного” замысел спасения человечества. 
 
Изображения, сопровождающие Троицу, проникнуты христологической символикой, раскрывающей различные аспекты явления Сына-Логоса как вечного жизненного принципа мира. Дуб  позади среднего ангела - “древо вечной жизни” - указывает на функцию второго лица Троицы как Слова, творческого начала вселенной; это прообраз креста и символ воскресения. Гора - традиционный библейский образ возвышения духа, символ “горы высокой” - Фавора, где трем избранным ученикам открылось божество Христа, символ священной горы Сион, где был основан иерусалимский храм. Дом - образ богопознания, “домостроительства” Христа, соединившего в себе божественную и человеческую природу, прообраз “дома божьего”  - вселенской церкви. Глубоко символично  и цветовое решение иконы. 
 
Живописец акцентирует в нем значение второго лица Троицы. Фигура среднего ангела выделяется наиболее интенсивными тонами одежд. Они указывали не евхаристическую жертву - тело и кровь Христа. Лазурь, окрашивающая гиматий, по учению византийских мистиков, передавала цвет божественного ума, погруженного в созерцание своей сущности. Согласно Исааку Сирину, чистота ума совершенного человека уподоблялась “небесному цвету”. 
 
Оттенки этого цвета варьируются в одеждах всех трех ангелов. Цвета одежд левого и правого ангелов менее интенсивны и как бы отдалены от созерцателя. Вместе с тем они необычайно одухотворенны и словно лучатся изнутри серебристым сиянием, пронизывающим все изображение и уплотняющимся в белой поверхности евхаристического престола. Лиловый тон плаща левого ангела  воспринимался как  цвет умственного созерцания на высших его ступенях. Нежно-зеленый тон гиматия правого ангела  считался цветом согласия  и одновременно цветом весны, символом Воскресения. 
 
  Интенсивным желтым цветом крыльев выражалась “надмирная” интеллектуальная сила. Наконец, золотой фон, почти полностью утраченный, символизировал “божественный свет”.    Атмосфера внутреннего согласия и любви, радостное звучание холодных и чистых оттенков, передающих оптимистическую идею о будущем совершенстве преображенного материального мира, о восстановлении утраченной “первообразной” красоты и гармонии вселенной заставляют вспомнить о том, какое значение придавал Сергий Радонежский первому построенному им храму Троицы. По словам жития, составленного его современником Епифанием Премудрым, Сергий желал, чтобы “воззрением на святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего”. Правомерно предположить, что, создавая икону “в похвалу” Сергию, воспитанник и последователь его философской школы Андрей Рублев поставил перед собой задачу как можно пол Художник воплотил в “Троице” свой идеал совершенства, представление о человеке тонкой одухотворенности и нравственной просветленности. В линейном и цветовом ритме иконы, в певучих линиях, плавных согласованных жестах, мягких наклонах голов ангелов, в созвучиях чистых сияющих красок рождается ощущение единодушия, взаимной любви и возвышенной душевной чистоты. Основные даты жизни Андрея Рублева.   60-е годы 14века Время рождения Андрея Рублева. 1405 год Совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца А. 
 
Рублев участвует в росписи Благовещенского собора Московского Кремля. 1408 год А.Рублев и Даниил Черный руководят работами по росписи Успенского собора города Владимира. 1425-1427 годы А.Рублев и Даниил Черный руководят работами по росписи Троицкого собора Сергиева монастыря. 
 
1427-1430 годы А.Рублев руководит работами по росписи Спасского собора московского Андроникова монастыря. Первая четверть 15века Созданы “Троица” и “Звенигородский чин”. 1430 год. Год смерти живописца.нее воплотить представления, с которыми связывалась у Сергия идея Троицы.

Жизнь и  творчество Николая Константиновича  Рериха 

 Реферат по предмету «Культурология.» на тему: «Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха»                  Введение. Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие. 
 
Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии. На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научных исследований. 
 
Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха. 
 
Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих. Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года  в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией,  сочинял былины и сказы, рисовал. 
 
Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом. Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. 
 
Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах. В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология. 
 
Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоятельно работать над историческими композициями. Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов. 
 
К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих поступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. 
 
Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компонентов содержания его произведений и основным источником настроения. Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эскиза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. 
 
Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского государства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напряженной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обдумывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные композиции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне. 
 
» В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. 
 
Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник особенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину. И в то же самое время в картине нет рабского следования археологическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведениям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощутил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. 
 
Он пришел к твердому убеждению, что художнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вымыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она  с выставки была куплена П. Третьяковым. После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. 
 
Славяне». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изученный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования. В свое время эти картины получили высокую оценку современников. Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательница», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». 
 
Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года художник покидает Францию. По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изучение русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершения старого, поисков новых тем и художественных решений. 
 
Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зловещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и настороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Город строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней  жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей больше всего удивляла необычная  манера письма. По достоинству картину  смогли оценить тогда немногие, и  прежде всего В. 
 
Серов, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею. Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905). В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города. 
 
Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные». Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. 
 
Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художника. 
 
К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона. Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения. Столь многообразны были устремления Рериха в ранний период творчества. Чрезвычайный интерес к родной истории, ко всему народному, национальному неустанно вел его к расширению знания, к поискам новых, неизвестных еще материалов. 
 
В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе. Герои его искусства - народ: мудрейшие старцы племени и рода, труженики, воины. Их жизнь полна кипучей энергии. 
 
Они сами решает свою судьбу: совещаются, отважно прокладывают водные пути, дружно строят города, мужественно обороняются. Горячей любовью к трудолюбивым отважным зачинателям Руси, гордостью за наше прошлое пронизаны эти глубоко национальные произведения. Каждое из них создавалось художником на основе большого знания русской истории, памятников старины, развития лучших традиций русской культуры. Обладая исключительно яркой индивидуальностью, Рерих очень рано вырос в интересного, самобытного художника. Рано определились и его общественные идеалы, его взгляды на высокое назначение искусства. 
 
В 1900-х годах, особенно после революции 1905 - 1907 годов, Рерих всю страсть своей души, все помыслы направляет к будущему, призывает творить для народа, создавать искусство, насыщенное большими идеалами гуманизма. Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду - эпохе каменного века. Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов этого времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. 
 
Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода. В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл. В 1906 году было закончено монументальное панно «Бой». Оно воспринимается как живописная поэма о бесстрашных викингах. Холодное северное море. 
 
В тяжелый ожесточенный бой вступили большие серые ладьи с красными парусами. И кажется, что сражаются не только отважные воины, но и эти огромные чудовищные ладьи. Как бы вторя яростной битве, в смятение пришли силы природы. Вздымаются, пенятся волны. Зловеще пылает небо. 
 
Клубятся тяжелые багрово-синие тучи... «Бой», пожалуй, было последнее произведение, исполненное маслянистыми красками. По технике письма и по содержанию оно как бы завершает собой первый период творчества Рериха. Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок. В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран. 
 
Суровая Скандинавия вдохновила его на создание живописной сюиты «Викинг», в которую также входил знаменитый «Бой». С 1910 года он вместе с композитором И. Ставринским он начал работать над новым балетом «Весна священная», и таким образом постепенно начинает приобщаться к театру. В 1914 году осуществилась заветная мечта Рериха о полной постановке оперы «Князь Игорь». В 1923 году осуществилась его многолетняя мечта - путешествие в Индию и Центральную Азию. 
 
В Индии Рерих изучал первоисточники классической восточной философии, его также увлекали и современные философские течения. Особенно он ценил Тагора и Ганди, о которых писал: «Тагор и Ганди являются редчайшим выражением современной Индии». Широко известна его картина «Тень Учителя», написанная Рерихом в 1932 году. Необычно образное решение этого полотна. Народные сказания Востока часто повествуют о людях, оставивших свою тень. 
 
Она может появиться неожиданно в любом месте и напомнить человеку о долге. В уединенных горах Рериха не покидало чувство ответственности за то, что происходило в мире. Даже голый утес, по которому, возможно, когда-то скользнула тень Учителя, должен напомнить путнику о его долге перед человечеством, нести весть о любви, благословлять на добрые деяния. Эта философская мысль художника и определила идейное содержание и построение картины «Тень Учителя». В искусстве Рериха большое место занимают образы русских подвижников. В 20-е годы одна за другой появляются картины: «И мы открываем врата», «И мы трудимся», «И мы не боимся», «И мы продолжаем лов», «Св. 
 
Сергий-строитель». В этих произведениях на фоне поэтически написанных русских пейзажей изображены подвижники, которые проводят свои дни в неустанных заботах: они трудятся, призывают к добру, подвигу. В 20 - 40-х годах Рериха начинают интересовать широко известные в истории и искусстве героические образы женщин, которые звали на подвиг. Так появляется триптих «Жанна д’Арк» и полотно «Настасья Микулична». Кисти Рериха принадлежат и символические произведения, в которых он в понятия Женщина, Мать стремился вложить священный для всех народов смысл и возвеличить женщину как воительницу за прекрасное будущее человечества. 
 
Нередко при этом он использовал уже веками существующий образ богоматери и интерпретировал его по-своему. В 1932 году была исполнена композиция «Oriflamma» («Пламенная мадонна»). В ней рисуется спокойный величественный образ мадонны. На руках у нее - полотнище с символом Знамени мира. В свое время это произведение было широко известно мировой общественности. 
 
Оно находилось в одном из помещений Международного Союза Пакта Рериха в Брюгге. В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. 
 
Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений. Среди них и такое значительное и известное полотно, как «Помни!» (1945). В некоторые пейзажи были введены жанровые и культовые сцены. 
 
Часто среди гор, у водных источников художник изображал отшельников. Рерих любил горы во всем их многообразии: в яркой феерии закатов и в ночной тишине, в снежных ураганах и сиянии солнца, в их реальном естественном виде и в преломлении индийской мифологии. Каждый мотив, за какой бы он ни брался, он передавал с непостижимым мастерством. Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием... Николай Константинович Рерих умер13 декабря 1947 года. 
 
Но он навсегда сохранился в сердцах народа. Он всегда думал о родине. И через все жизненные бури и невзгоды он пронес свое светлое, искреннее чувство любви к России, преданности ей.       Список литературы. 1.      В. 
В. Шолохаев «История России», Москва, 1996. 2.      В. П. Князева «Н. Рерих», Москва, 1968.  

Страницы: 1  2  3 

Творчество  И.Е. Репина 

               И.Е. РЕПИН                           Вершиной русской жанровой живописи второй половины XIX в. является творчество И. Е. 
 
Репина (1844—1930). Вместе с тем великий художник не только был жанристом, но с равным блеском работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство. Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. 
 
В детстве ему пришлось испытать нужду, рано познать труд. Семнадцати лет он уже работал в иконописных артелях. Страстное желание стать художником привело Репина в Петербург, а огромная одаренность раскрыла перед ним двери Академии художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадцатый год. 
 
В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своим учителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорах и чтениях на «четвергах» Артели складывалось мировоззрение Репина. И много лет спустя он писал: «Я человек 60-х годов... 
 
для меня еще не умерли идеалы Гоголя, Белинского, Тургенева, Толстого..., окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры,—предоставим это благовоспитанным барышням». На протяжении долгих лет жизни Репин оставался верен демократическим идеалам своей юности, верен искусству критического реализма. Первым произведением, которое принесло Репину известность в художественных кругах, была картина, написанная перед окончанием Академии для конкурса на большую золотую медаль. Она называлась «Воскрешение дочери Иаира» (1871). 
 
Традиционный евангельский сюжет этот был предложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая сторона сюжета—воскрешение Христом умершей девочки,—естественно, не могла увлечь такого трезвого реалиста, каким был Репин. Картина не получалась... И вот незадолго до конкурса, как рассказывал сам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую сестру...Воображение заработало. 
 
Картина была написана быстро, с воодушевлением. Она поражает психологизмом, реальностью и даже иллюзорностью. Особенно удачна левая половина холста — в желтоватых отблесках свечей вырисовывается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледное лицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавшимися в полумрак комнаты. В образе Христа, в его благородной сдержанности сказались, несомненно, отголоски тех впечатлений, которые Репин вынес от картины А. А. 
 
Иванова «Явление Христа народу». За «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил большую золотую медаль, а с нею право поездки за границу от Академии сроком на шесть лет. Однако Репин решил отложить поездку. Все его мысли были сосредоточены на новом произведении, которое он задумал задолго до своей академической программы, Речь идет о «Бурлаках на Волге» (1870—1873). Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. 
 
Тогда же, потрясенный этим зрелищем, он решил написать картину, показав измученных, в лохмотьях бурлаков и рядом нарядную толпу праздных дачников. Замысел вполне в духе обличительной живописи 60-х годов. Но вскоре Репин изменил его. Он отказался от прямолинейного противопоставления и все внимание сосредоточил на одних бурлаках. Для того чтобы собрать материал, художник дважды ездил на Волгу. 
 
В его альбомах появились сотни рисунков. Это были портреты бурлаков, их изображения в разных ракурсах, виды Волги и просто зарисовки местных жителей. Он написал в это время множество этюдов масляными красками, сделал несколько эскизов, подолгу вынашивал каждый образ будущей картины. После нескольких переделок к весне 1873 г. работа была окончена. 
 
Успех картины превзошел все ожидания. С нее, как говорил сам художник, пошла его слава по всей Руси великой. И действительно» «Бурлаки на Волге»—лучшая картина реалистической жанровой живописи 70-х годов, воплощение демократических гуманистических идей того времени. В этой картине Репина удачнее, чем у кого бы то ни было, выражено все то, к чему стремились его современники: и могучее «хоровое» звучание темы. и глубокий психологизм каждого образа, и композиционное, и колористическое мастерство. 
 
«Четыре года тому назад,—писал Крамской,— Перов был впереди всех, еще только четыре года, а после Репина «Бурлаков» он невозможен... Для всех стало очевидным, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Перовым во главе» . С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков. Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрителем... разные люди, разные судьбы. 
 
Впереди—так было принято в бурлацких партиях—самые сильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание,—бурлак с лицом мудреца и ясным кротким взглядом. Прообразом для него послужил Канин, поп-расстрига, человек трудной судьбы, сохранивший и в бурлацкой лямке душевную кротость и стойкость. Его сосед слева—могучий и добрый богатырь, справа (позировал матрос Илька) —озлобленный человек с тяжелым взглядом исподлобья, рядом с ними, еще полными сил, изможденное лицо обессилевшего человека, еле держащегося на ногах- В центре всей группы совсем еще юный бурлак, впервые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается ее поправить, но это ему мало помогает... 
 
И его жест, каким он (в который раз!) поправляет лямку, воспринимается почти символически, по словам Стасова. как «протест и оппозиция могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем...» людей. При работе над этим образом Репин использовал этюды, для которых позировал мальчик по имени Ларька. 
 
Страстным протестом против подобного порабощения человека проникнута вся картина. Однако наряду с истинно трагическими нотами в ней настойчиво звучат и другие. Бурлаки у Репина не только угнетенные, но и сильным духом, выносливые люди. Подобно своим современникам Савицкому и Мясоедову, Репин видит в трудовом народе стойкие и независимые характеры. Для того чтобы эта мысль стала еще яснее, Репин использовал своеобразный композиционный прием. 
 
Он выбрал довольно низкую линию горизонта, отчего фигуры людей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделяются на фоне голубого неба и желтовато-голубоватых далей. Кажется, что силуэты идущих сливаются в единую цельную группу. Все это придает картине черты монументальности, соответствующие ее идейному строю. Современников поражал колорит картины, она казалась им удивительно солнечной. 
 
Появление «Бурлаков» на выставке вызвало горячую полемику. Весь прогрессивный лагерь поднял их, как знамя критического демократического искусства. Блестящей статьей откликнулся Стасов, глубоко потрясенный Достоевский приветствовал Репина.

В реакционной  прессе появились отрицательные  отзывы, а глава Академии художеств—ректор Ф. А. Бруни назвал картину «величайшей  профанацией искусства». В этом столкновении мнений отразилась та напряженная идеологическая борьба представителей двух культур, которая  характерна для второй половины XIX в. После окончания «Бурлаков» в  мае 1873 г. 
 
Репин воспользовался своим правом на заграничную поездку. Через Вену он отправился в Италию, а оттуда осенью в Париж. Поездка имела для Репина большое значение. Он увидел многие прославленные произведения великих мастеров прошлого, узнал и современное европейское искусство. Естественно, что он ознакомился с самым новаторским течением в художественной жизни Франции — импрессионизмом и с тем культом пленерной живописи, который был для него характерен. 
 
Еще в России Репин догадывался о необходимости работы на открытом воздухе и пытался это сделать в процессе создания «Бурлаков». Но тогда, во всяком случае в основном варианте картины, ему это не очень удалось. Во Франции Репин писал теперь пейзажи и людей под открытым небом, учился точно находить цветовые отношения предметов, освещенных солнцем, живущих в единой свето-воздушной среде. Репин вернулся в Россию в начале 1876 г. и тогда же летом создал одну из самых поэтических своих работ, прелестную маленькую картину «На дерновой скамье»—групповой портрет семьи художника. 
 
Пленерная живопись, свободная. полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональном мастерстве молодого художника, а по настроению, полному тихой радости и спокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора, только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки. Осенью того же года Репин отправился в Чугуев. Из блестящего Парижа, столичного Петербурга — в далекую глухую провинцию... Выбор оказался исключительно удачным. 
 
Репин словно бы окунулся в самую гущу народной жизни. «Свадьбы, волостные собрания, ярмарки, базары—все это теперь оживленно, интересно и полно жизни» ,—писал Репин Стасову. Обилие образов, сюжетов, новых тем буквально захлестнуло художника. Он работал много и очень плодотворно. В сущности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в его искусстве, которое было намечено еще в «Бурлаках» и дало основание считать Репина художником истинно национальным и глубоко народным. 
 
С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877г. он написал два превосходных портрета своих земляков-крестьян («Мужик с дурным глазом» и «Мужичок из робких»). На обоих изображены вполне конкретные люди, но вместе с тем имеющие значение собирательных типических образов. Тогда же Репин создал блестящую по живописи работу «Протодьякон», портрет дьякона Ивана Уланова, могучего человека, чревоугодника и сластолюбца. 
 
«А тип преинтересный!—сообщал Репин Крамскому.— Этот экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничего духовного,— весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинстве случаев...» В Чугуеве Репин сделал несколько эскизов будущих картин, среди них «Крестный ход в Курской губернии». Картина была окончена в 1883 г. 
 
и показана на XI передвижной выставке. Успех ее был исключительным, разумеется, среди демократически настроенных зрителей. С появлением этой картины стало очевидно, что Репин достиг невиданной прежде у него, да и во всем русском искусстве, высоты. Ни «Бурлаки на Волге», ни другие его работы этого периода не могут идти в сравнение с «Крестным ходом», настолько здесь широко и правдиво, а главное, художественно убедительно показано истинное лицо пореформенной России, ее социальное неравенство, общественная несправедливость, притеснение и моральное унижение простого народа. Сюжет, который выбрал художник, дал ему возможность показать людей разного имущественного состояния. 
 
Ведь в торжественной церемонии перенесения «чудотворной» иконы принимали участие очень многие: духовенство, дворяне, купцы, местные полицейские власти, богатые крестьяне, деревенская голытьба, нищие и т. д. В картине толпа движется из глубины на первый план, но в этом едином потоке различимы три параллельных течения. Они не смешиваются друг с другом. Об этом заботятся и жандармы, и урядники, и старосты, которые, подобно пограничным вехам, отделяют центральную часть процессии, где идет «чистая» публика, от двух потоков справа и слева по краям дороги. 
 
Здесь идут нищие, странники, богомольцы и прочий бедный люд. Так в единой процессии очень четко обозначено социальное неравенство людей. В средней части процессии изображены степенные «хозяйственные» мужики, духовенство в пышных ризах, хор. Но истинный центр этого шествия—важная барыня, удостоенная чести нести «чудотворную» икону. Лицо барыни, тупое, надутое, ничего не выражает, кроме глупого чванства. 
 
Вместе с тем оно вполне соответствует настроению многих участников крестного хода. Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейшего утрирования, образ каждого абсолютно правдив, а поведение— психологически оправдано. «Выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокую идею» ,— писал Репин Третьякову. Эту мысль неназойливо, без прямолинейной тенденциозности, раскрывает художник, когда он незаметно переводит взгляд зрителя от центральной группы влево, на обочину дороги, где один из робкой и смиренной толпы, горбун, рванулся вперед к «чудотворной». И зритель видит, как староста решительно преградил ему путь. 
 
Удивительно лицо горбуна: нервное, умное, упрямое и какое-то просветленное, словно бы озаренное глубоким внутренним светом. В композиции картины горбуну принадлежит исключительная роль. Репин выдвинул его на первый план, как бы противопоставляя основной массе участников процессии. Да и по своим внутренним качествам он противоположен остальным. Искренний, взволнованный, душевно чистый и чуткий, горбун вызывает естественную симпатию и, без сомнения, является носителем положительного начала. 
 
Образ этого человека глубок и противоречив, во многом собирателен. Его наивная вера и цельность натуры были весьма характерны для большей части темной патриархальной деревни. Вместе с тем обиженный и оскорбленный в своем чувстве, он воспринимается почти символически, как бы отражая то унижение, которому постоянно подвергался человек из народа. Совершенно очевидно, что впечатление абсолютной правды, которое возникает при рассматривании картины, зависит не только от характеристики каждого образа, не только от композиционного построения, но и от колористического решения. Картина Репина убеждает, насколько правдиво сумел он передать цветовое многообразие празднично одетой толпы, блеск золотого убранства иконы, отблеск свечей в фонаре при ярком свете дня, скромную коричневато-серую одежду простого народа. 
 
Вместе с тем художнику удалось найти правильные соотношения цветов и объединить все эти сочные краски в единый ансамбль. Вполне владея законами пленерной живописи, Репин сумел

Информация о работе Шумеро-аккадская культура