Культура Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 22:44, реферат

Краткое описание

Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. В частности, это видно на примере Японии, которая во многих отношениях страна уникальная и удивительная. Врожденная вежливость, более искренняя и менее церемонная, нежели в Китае, - и рядом с ней острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию.

Оглавление

I Культура Японии

Синтоизм.
Буддизм в Японии.
Буддизм и синтоизм.
Эстетика дзэн.
Конфуцианство в Японии.

Файлы: 1 файл

Культура Японии.docx

— 23.08 Кб (Скачать)

План

I Культура Японии

  1. Синтоизм.
  2. Буддизм в Японии.
  3. Буддизм и синтоизм.
  4. Эстетика дзэн.
  5. Конфуцианство в Японии.

Культура  Японии

   Индийская и китайская цивилизации на протяжении веков оказывали немалое воздействие на соседние страны и народы. В частности, это видно на примере Японии, которая во многих отношениях страна уникальная и удивительная. Врожденная вежливость, более искренняя и менее церемонная, нежели в Китае, - и рядом с ней острый меч самурая, смелость, отвага и готовность к самопожертвованию. Редкое трудолюбие в сочетании с обостренным чувством чести и глубокой, до смерти, преданности патрону, будь то император, сюзерен, учитель или глава процветающей фирмы. Необычайное, даже для изысканного Востока, чувство прекрасного: скромность и простота, лаконизм и необыкновенное изящество одежды, убранства, интерьера. Умение отрешиться от суеты повседневности и найти душевный покой в созерцании спокойной и величественной природы, в миниатюре представленной в маленьком, глухо огороженном дворике с камнями, мхом, ручейком и карликовыми соснами... Наконец, удивительная способность заимствовать и усваивать, перенимать и развивать достижения иных народов и культур, сохраняя при этом свое, национальное, своеобразное, японское.

Синтоизм.

Сложный процесс  культурного синтеза местных  племен с пришлыми заложил основы собственно японской культуры, религиозно - культовый аспект который получил  наименование синтоизма. Синто («путь  духов») - обозначение мира сверхъестественного, богов и духов (ками), которые издревле почитались японцами. Истоки синтоизма  восходят к глубокой древности и  включают в себя все присущие первобытным  народам формы верований и  культов -тотемизм, анимизм, магию, культ  мертвых, культ вождей и т.п. Древние японцы, как и другие народы, одухотворяли окружавшие их явления природы, растения и животных, умерших предков, с благоговением относились к посредникам, осуществлявшим связь с миром духов, - к магам, колдунам, шаманам. Позже, уже испытав влияние буддизма и многое переняв от него, первобытные синтоистские шаманы превратились в жрецов, отправлявших обряды в честь различных божеств и духов в специально для этого сооружавшихся храмах.

   Древне-японские источники VII-VIII вв. - Кодэнки, Фудоки, Нихонги - позволяют представать картину верований, и культов раннего, добуддийского синтоизма. Видную роль в нем сыграл культ мертвых предков -духов во главе с клановым первопредком удзигами, символизировавшим единство и сплоченность членов рода. Объектами почитания были божества земли и нолей, дождя и ветра, лесов и гор.

   Пантеон синтоизма огромен, причем ею рост, как это было и в индуизме или даосизме, не контролировался и не ограничивался. Для отправления обрядов, молитв и совершения жертвоприношений сооружались небольшие храмы, многие из которых регулярно перестраивались, возводились на новом месте чуть ли не каждые двадцать лет.

   Синтоистский храм делился на две части: внутреннюю и закрытую (хондэн), и наружный зал для молений (хайдэн). Посещающие храм за заходят в хайдэн, останавливаются перед алтарем, бросают в ящик перед ним монетку, кланяются и хлопают в ладоши, иногда произнося при этом слова молитвы (это можно и про себя) и уходят. Раз или два в году при храме бывает торжественный праздник с богатыми жертвоприношениями и пышными богослужениями, шествиями с паланкинами, в которые на то время из синтая переселяется дух божества. В эти дни жрецы синтоистских храмов в своих ритуальных облачениях выглядят весьма парадно. В остальные же дни они посвящают своим храмам и духам немного времени, занимаются будничными делами, сливаясь с простыми людьми.

Буддизм в Японии.

Проникнув в Японию в середине VI в., учение Будды оказалось  оружием в острой политической борьбе знатных родов за власть. Уже к  концу VI в. эта борьба была выиграна теми, кто сделал ставку на буддизм. Буддизм распространился в Японии в форме Махаяны и немало сделал для становления и упрочения там развитой культуры и государственности. Принеся с собой не только индийскую философскую мысль и буддийскую метафизику, но и традиции китайской цивилизации (буддизм пришел в основном через Китай), учение Будды способствовало оформлению в Япония административно - бюрократической иерархии и некоторых принципиальных основ системы этики и права, В «Законе 17 статей», опубликованном в 604 г., содержалась статья десятая, из которой явствовало, что у каждого человека могут быть свои мнения и убеждения, представления о правильном и мудром, хотя при этом все-таки следует девствовать, сообразуясь с волей большинства.

   Быстро росло количество буддийских храмов: в 623 г. их стало, и0 данным хроники Нихонги, 46. В конце VII в. был издан специальный указ об установлении алтарей и изображений Будд во всех официальных учреждениях В середине VIII в. было принято решение о строительстве гигантского храма Тодайдзи в столице Нара, причем центральное место в храме заняла 16-метровая фигура Будды Вайрочана, золото для покрытия которой собирали по всей Япония. Буддийские храмы стали исчисляться тысячами.

Буддизм и синтоизм.

Особый вклад в  сближение буддизма и синтоизма  внесла секта Сийгон (на санскрите  «мантра»), распространившаяся в сравнительно позднее время из Индии и почти  неизвестная в Китае (кроме Тибета). Основатель секты Кукай (774-835) сделал основной акцент на культ Будды Вайрочана, воспринимавшегося в рамках этого  учения как символ космической Вселенной. Через причастность к космосу  и космической графической системе  Вселенной (мандала) с изображением различных Будд и бодисатв на ней  человек приобщался к буддийской символике в обретал надежду  на просветление и спасение.

   Наиболее известной (если и не самой популярной) новой сектой японского буддизма стало учение дзэн. Дзэн-буддизм - это такая же японская реакция на индо-буддизм и проявление японского национального духа в буддизме, как прототип его, чань-буддизм - олицетворение всего китайского в буддизме. Дзэн проник в Японию из Китая на рубеже ХII-ХIII вв. Признание авторитета учителя способствовало упрочению определённых традиций. Укрепился институт инка, означавший признание учителем-мастером того, что ученик достиг просветления, сатори. Школы при дзэнских монастырях стали очень популярны. Суровость и жесткость воспитания, палочная дисциплина, психотехника и самоконтроль, стремление приучить человека настойчиво добиваться цели и быть готовым ради нее на все - это в дзэнской системе воспитания импонировало сословию самураев с его культом меча и готовности умереть за господина.

   Дзэн-буддизм с его принципами и нормами во многом определил кодекс самурайской чести, «путь воина» (бусидо), мужество и верность, обостренное чувство достоинства и чести (не «лицо» образованного китайского конфуцианца, но именно честь воина-рыцаря, оскорбление которой смывается лишь кровью), культ самоубийства во имя чести и долга (не только мальчики в школах, но и девочки из самурайских семей специально обучались этому искусству, мальчики делать харакири, девочки - закалываться кинжалом).

   Фанатизм и готовность к самопожертвованию, воспитывавшиеся в самураях дзэн-буддизмом, отличались от фанатизма воинов ислама, которые шли на смерть во имя веры, ожидая вознаграждения за это на том свете. Не о загробном блаженстве и посмертной жизни, а о достойной смерти и высоком месте в памяти живых мечтали шедшие на смерть самураи.

Эстетика  дзэн.

Буддизм и  особенно дзэн оказали огромное влияние  на развитие различных сторон японской национальной культуры, и прежде всего  на воспитание чувств прекрасного. Специалисты  не раз отмечали, что японский буддизм  и буддисты склонны к гедонизму. Однако своеобразный синтез внутреннего, веками воспитанного умения восхищаться  и наслаждаться радостями жизни  и красотой бытия и внешнего, стимулированного официальными нормами буддизма стремление к строгости и самоограничению  породили крайне своеобразную эстетику. Суровая строгость и церемонность порождали умение найти скрытую  красоту во всем, везде и всегда. Искусство интерьера, умение подчеркнуть  линию в одежде, наконец, изысканное, годами воспитываемое умение расположить  один-единственный цветок так, что от этого украсится и осветится  все помещение (икэбана) - все это  результат многовекового развития буддийской эстетики, главным образом  эстетики дзэн.

   Японская живопись и литература несет на себе отчетливое влияние принципов все той же эстетики дзэн: на свитках изображены бескрайние просторы, полные символики образы, дивная красота линий и очертаний; стихи с их недосказанностью и многозначительными намеками отражают все те же принципы, нормы и парадоксы дзэн-буддизма. Еще более зримо влияние эстетики дзэн на архитектуру Японии, на строгую красоту ее храмов и домов, на редкое умение, даже искусство возведения ландшафтных садов и небольших парков, домашних двориков. Искусство разбивки таких дзэн-садов и дзэн-парков достигло в Японии виртуозности. Миниатюрные площадки умением мастера-садовника превращаются в наполненные глубокой символикой комплексы, свидетельствующие о величии и простоте природы: буквально на нескольких десятков квадратных метров мастер устроит и каменный грот, и нагромождение скал, и ручеек с мостом через него, и многое другое. Карликовые сосны, пучки мха, разбросанные каменные глыбы, песок и ракушки дополнят пейзаж, который с трех сторон всегда будет закрыт от внешнего мира высокими глухих стенах. Четвертая стена - это дом, окна-двери которого широко и свободно раздвигаются, так что по желанию легко можно превратить сад как бы в часть комнаты и тем самым в буквальном смысле слова слиться с природой в центре большого современного города.

   Эстетика дзэн в Японии заметна во всем. Она и в принципах самурайских состязаний по фехтованию, и в технике дзюдо, и в изысканной чайной церемонии (тяною). Эта церемония представляет собой как бы высший символ эстетического воспитания, особенно для девушек из зажиточных домов. Умение в уединенном садике в специально для этого сооруженной миниатюрной беседке принять гостей, удобно усадить их (по-японски на циновке с поджатыми под себя разутыми йогами); по всем правилам искусства приготовить ароматный зеленый или цветочный чай, взбить его специальным веничком, разлить по крохотным чашечкам с изящным поклоном подать - все это является итогом чуть ли не университетского по своей емкости и длительности обучения (с раннего детства) курса японской дзэнской вежливости. Вежливость - одна из характерных черт японцев. Едва ли ее можно отнести только за счет дзэнской самокультивации, хотя сдержанность и достоинство, изящество вежливости японцев наталкивают на мысль о том, что и здесь дзэнская эстетика сказала свое веское слово. Любовь - хотя и не рыцарская, наподобие средневековой европейской, но в чем-то все-таки близкая ей, - играла в жизни японского народа немалую роль. Это любовь возвышенная, готовая к самопожертвованию, порой сводящая к себе чуть ли не весь смысл жизни.

Конфуцианство в Японии.

Японская культура отлична от китайско-конфуцианской  и еще в одном аспекте. За индивидом  предполагалось право решать, определять и быть преданным той идее и  тому патрону, которые им самим избраны. Правда, выбор делался обычно лишь один раз - за этим вступала в силу практика верности до гроба и готовности умереть  за идею или господина.

   Тенденция культурных заимствований из Китая, сыграла, свою роль в том, что в Японии со временем получило немалое развитие конфуцианство.      Первые конфуцианские тексты и изложенные в них нормы конфуцианской морали и образа жизни стали известны в Японии очень давно, практически одновременно с буддизмом. Но вначале они в Японии широкого распространения не получили; на передний план в качестве официальной идеологии вышел буддизм, который поддерживался древними императорами и сменившими их регентами из дома Фудзивара, и сегунами различных сменявших друг друга кланов.

   Только в XVII в., когда сегуны из клана Токугава (1603-1867) сумели пресечь децентрализаторские тенденции японских феодалов и железной рукой вновь объединить страну под своей властью, когда руководимая ими буддийская церковь превратилась в низовую административную базу для удержания населения в повиновении, сложилась благоприятная обстановка для интенсивного проникновения конфуцианства в Японию. Конфуцианские идеалы преданности власть имущему, почитания старших и неизменного сохранения статус-кво оказались подходящими, для этого. Усилиями ряда проповедников чжусианское неоконфуцианство стало быстро распространяться в Японии.

   С конца XVIII в. в Японии все заметней усиливался культ императора. В противовес поддерживавшемуся сегунами буддизму, многие феодалы проводили реформы, способствовавшие уничтожению влияния буддийских храмов и упрочении норм синтоизма, проимператорские тенденции которого были теперь сильно укреплены идеями и концепциями неокоифуцианства.

   В отличие от таких мощных цивилизаций с многотысячелетними пластами традиционной культуры, как Китай и Индия, Япония не обладала инерцией консервативного традиционализма, что, видимо, сыграло свою важную роль. Придя к власти в 1868 г., молодой император Мпу-хито решительно взял курс на слом старой системы сёгуната и в борьбе с ней счел за благо опереться на то новое, что могло быть взято с запада.

   Синтоизм стал официальной государственной идеологией, нормой морали и кодексом чести. На синтоистские принципы опиралась императоры, возродившие и резко усилившие культ богини Аматэрасу: не только в главных храмах, но и в каждом домашнем алтаре японца (ками-дан) отныне должно было находишься изображение богини, превратившейся в символ японского национализма. Синтоистские нормы лежали в основе патриотизма и преданности императору (не родине, а личности) японских Самураев, из рядов которых во время второй мировой войны черпались кадры самоубийц - камикадзе.

Информация о работе Культура Японии