Культура Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 01:27, реферат

Краткое описание

Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.
Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………3
Культура Японии……………………………………………………………..4
Японская литература………………………………………………………….4
Изобразительное искусство…………………………………………………..7
Декоративно-прикладное искусство, ремёсла………………………………9
Театр и танец…………………………………………………………………11
Кинематограф………………………………………………………………...12
Аниме и манга………………………………………………………………..12
Музыка………………………………………………………………………...14
Архитектура…………………………………………………………………..14
Одежда………………………………………………………………………...16
Национальная кухня………………………………………………………....16
Спорт………………………………………………………………………….17
Религия………………………………………………………………………..17
Традиции, обычаи, этикет…………………………………………………...18
Заключение……………………………………………………………………………...19
Список литературы……………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 493.18 Кб (Скачать)
  1. Культура Японии

 Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало  изолированное территориальное  положение страны, географические и  климатические особенности, а также  особые природные явления (частые землетрясения  и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе  как к живому созданию. Умение восхищаться  сиюминутной красотой природы, как  особенность национального характера  японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

  1. Японская литература

Рис.1 Слово «Япония», записанное с помощью кандзи





  Японская литература как таковая зародилась чрезвычайно давно, задолго до заимствования у китайцев символов для обозначения устной речи. Таким образом, самые ранние литературные произведения передавались из уст в уста, «от сердца к сердцу». После того, как в Японии появились иероглифы, появилась возможность записывать те произведения, что слагались в народе и при дворе. Очень долгое время японская литература находилась под влиянием литературы Китая и многие литературные произведения создавались именно на китайском языке.


Самыми первыми памятниками  японской литературы являются «Кодзики» и «Нихон секи», представляющие собой собрания японских мифов и преданий о деяниях богов и легендарных героев, а также сведения о событиях реальной японской истории дохэйанского периода. Они были составлены под эгидой императорского двора в период Нара. Период Хэйан считается расцветом придворной литературы, как прозы, так и поэзии. В это время складываются такие литературные жанры, как «моногатари» — сказание и никки — «дневник». Шедеврами этих жанров считаются «Гэндзи моногатари» («Повесть о Гэндзи») Мурасаки Сикибу и «Макура-но сосии» («Записки у изголовья») Сэй Сёнагон.

Классическим жанром японской поэзии считаются стихи в стиле  «вака» («японский стих»), называемые также танка («короткий стих»), ибо состояли из пяти строк, в которых был всего 31 слог (5—7—5—7—7). Термин «вака» возник во времена эпохи Хэйан — им обозначали «высокую» поэзию на японском языке (ранее известную как ямато-ноута). Поэзия вака пользовалась особым покровительством императорского двора: в частности, при дворе устраивались специальные поэтические состязания (ута-авасэ), а лучшие стихи объединялись в императорские сборники. Широко известный сейчас (да и тогда тоже) «Манъёсю» («Сборник из десяти тысяч листьев») является первым из таких сборников и состояит из 20 томов, объединяющих в общей сложности 4516 стихотворений-вака. Следующим известным и обширным поэтическим сборником стал «Кокинсю», завершенный к 905 г. Сборники стихов вака объединяли произведения лучших японских поэтов, среди которых были многие японские императоры, высшие государственные чиновники и придворные, а также дзэнские монахи и воины-самураи.

Ещё со времён эпохи Хэйан возвышенные лирические стихи были одним из способов общения возлюбленных, а придворные изощрялись таким образом в остроумии – в высшем свете считалось хорошим тоном умение импровизировать и слагать стихи «на лету» - так определялось, насколько умён и хорошо воспитан человек, а отсутствие поэтических талантов могло даже сказаться на придворной карьере.

Любимым занятием придворных была поэтическая игра – «рэнга» («совместные стихи»), суть которой заключалась в сложении стихотворения сразу несколькими людьми. Первый стихотворец задавал задавал первые три строки (5—7—5 слогов), а другие — последние две (7—7 слогов).

Далее в японской литературе появляется популярный ныне в Японии и за её пределами жанр хайку, также  известный как хайкай, хайкай-но рэнга. Хайку – это 17 слоговой стих (5—7—5), допускавший более разговорный стиль и потому считавшийся более «легкомысленными» по сравнению с «серьезной» поэзией вака. Однако такие стихи были куда ближе к народу и получили в результате самое широкое распространение и признание. Вскоре появились мастера поэзии хайку, которые почитались не меньше, чем мастера поэзии вака. Наиболее признанными поэтами, творившими в жанре хайку, считаются Нисияма Сёин (1605—82), Ихара Сайкаку (1642—93), Уэдзима Оницура (1661—1738), а также Кониси Райдзан, Икэниси Гонсуй, Ямагути Содоо и многие другие. Но наиболее известным мастером хайку считается великий Мацуо Басё (1644—94), поэт мировой величины, на творчество великого поэта оказали значительное влияние идеи дзэн.

В период Эдо большую популярность получают так называемые отоги-дзоси — легенды, притчи и рассказы, которые возникли ещё в XIV—XV вв. в устной форме и как анонимные произведения. С XVII в. отоги-дзоси стали издавать ксилографическим способом, часто с иллюстрациями. Записывались такие рассказы каной, поэтому были доступным весьма широким слоям населения, в том числе и низам, поэтому пользовались широкой популярностью. В тот же период появляется авторская проза, на которую повлияли отоги-дзоси. Очень долгое время главным жанром таких рассказов были забавные истории из обычной жизни (гэсаку), которые в свою очередь подразделялись ещё на несколько поджанров. Например, сярэбон – «остроумные рассказы», бывшие циничными и долженствующие развлекать «почтенную публику», а также «ниндзсобон» - рассказы о дамах из «весёлых кварталов» и их поклонниках, весьма сентиментальные и весьма правдивые.

После падения сёгуната Токугава в японской литературе произошёл коренной перелом, т.к. на внутренний рынок хлынули произведения западных литераторов, которые быстро завоевали популярность и стали оказывать влияние на умы современных писателей. В настоящее время во всём мире популярно несколько японских писателей, одним из наиболее известных можно назвать Харуки Мураками, но в то же время широкая общественность подчас очень мало знакома с действительным жемчужинами японской литературы, которых за многие века и за последние годы в отдельности накопилось весьма достаточное количество.

 

  1. Изобразительное искусство
    1. Живопись

Японская живопись (яп. кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.

Для японской живописи, как  и для литературы, характерно отведение  ведущего места природе и изображение  её в качестве носительницы божественного  начала.[1]

Рис.2 Японская живопись





  Начиная с X века в японской живописи выделяют направление ямато-э, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.


 

    1. Каллиграфия

В Японии каллиграфия считается  одним из видов искусств и носит  название сёдо (яп. «путь письма»). Наравне с рисованием каллиграфия преподаётся в школах.

Рис.3 Японская каллиграфия





  Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.


    1. Скульптура

Самым древним из видов  искусств Японии является скульптура[2]. Начиная с эпохи Дзёмон изготавливались разнообразные керамические изделия (посуда), также известны глиняные фигурки-идолы догу.

Рис.4 Гигантская статуя Будды Амиды (Амитабхи) в Усику, префектура Ибараки





 В эпоху Кофун на могилах устанавливались ханива — скульптуры из обожжёной глины, поначалу простых цилиндрических форм, а затем более сложные — в виде людей, животных или птиц.


История скульптуры в Японии связана с появлением в стране буддизма. Традиционная японская скульптура — это чаще всего статуи будди стских религиозных понятий (татхагата, бодхисаттва и др.) Одна из самых древних скульптур в Японии — деревянная статуя будды Амитабхи в храме Дзенко-дзи. В период Нара буддистские статуи создавались государственными специалистами-скульпторами.[2] В период Камакура расцвела школа Кей, ярким представителем которой был Ункей.

В качестве основного материала  для скульптур (как и в японской архитектуре) использовалось дерево. Статуи часто покрывали лаком, позолачивали или ярко окрашивали. Также в качестве материала для статуй использовалась бронза или другие металлы.

  1. Декоративно-прикладное искусство, ремёсла
    1. Традиционные японские куклы

Японские традиционные куклы или «нингё», что в переводе с японского означает «кукла», для записи этого слова на японском языке используются иероглифы, которые имеют значения «человек» и «форма».

Существует множество  видов японских кукол, некоторые  из них изображают детей, другие —  императорский двор, воинов и героев, сказочных персонажей, богов и  демонов. Большая часть кукол  изготавливается для обычных  подарков или для праздников, таких  как Хинамацури — Праздник девочек. Другие куклы изготавливаются с целью продажи в качестве сувениров для туристов.

Наиболее древние куклы, найденные при раскопках, были отнесены к периоду Дзёмон. Первоначально куклы выступали в роли оберегов или талисманов.

Период расцвета искусства  создания кукол пришёлся на эпоху  Эдо. Начиная с этого периода стали изготавливаться куклы различных форм и назначения.

С 1936 года в Японии искусство  изготовления кукол получило статус официально признанного. Каждую весну начиная с 1955 года лучшие мастера по изготовлению кукол могут быть удостоены японским правительством титула «Живое национальное сокровище» (нингэн кокухо).

Материалами для изготовления японских кукол служат дерево, бумага, ткань, глина или даже живые хризантемы.

 

 

 

    1. Нэцкэ

Нэ́цкэ (яп. netsuke, нэцукэ) — миниатюрная скульптура, произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.

Рис.5 Нэцкэ, изображающее Хотэя, слоновая кость, современная работа





Нэцкэ использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.[3]

    1. Оригами

Орига́ми (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Классическое оригами  складывается из квадратного листа  бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых  для того, чтобы зарисовать схему  складывания даже самого сложного изделия. Бо́льшая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911—2005).

Классическое оригами  предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного  листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы декоративно  прикладного искусства очень  часто пренебрегают этим каноном.

    1. Икебана

Икеба́на или икэбана (яп. Икэбана — цветы, буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

  1. Театр и танец

Одним из ранних видов театра стал театр  но (яп. но «талант, мастерство»), сложившийся  в XIV-XV веках, актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается  «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. В XVII веке сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки (яп. «песня, танец, мастерс тво»), актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата (яп. женский образ), актёров, исполняющих женские роли.

Рис.6 Маски театра но





 Кроме театра но и кабуки существует традиционный театр марионеток бунраку. Некоторые драматурги, например, Тикамацу Мондзаэмон писали пьесы для бунраку, которые позже ставились на «большой сцене» — в кабуки.

  1. Кинематограф

Информация о работе Культура Японии