Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 18:34, доклад
Юридически Япония – конституционная парламентская монархия. В настоящее время она является полноправным членом западного сообщества и одной из ведущих «индустриальных демократий». Но на этом пути она проявила, как это уже не раз бывало в ее истории, способность заимствовать и приспосабливать к реалиям страны то, что в данный момент является насущным и необходимым.
Специфика политической культуры Японии
Юридически Япония – конституционная парламентская монархия. В настоящее время она является полноправным членом западного сообщества и одной из ведущих «индустриальных демократий». Но на этом пути она проявила, как это уже не раз бывало в ее истории, способность заимствовать и приспосабливать к реалиям страны то, что в данный момент является насущным и необходимым.
В результате проведения послевоенных политических реформ Япония достаточно быстро и успешно сближалась со странами Запада. Происходила быстрая замена старых социально-экономических и политических структур новыми, демократическими. Этот процесс сопровождался стремительным усвоением достижений западных стран. Однако на этом фоне, как бы вступая в противоречие с объективным ходом развития, в стране сложилась политическая система, весьма непохожая на действующие в Западной Европе или в США.
Подобная ситуация многие десятилетия вызывала у партнеров Японии по западному сообществу опасения относительно демократичности самого японского общества, которое вполне справедливо упрекали в закрытости. Карел Вольферен даже пишет, что "...Япония ведет себя совсем не так, как подобает державе такого ранга в глазах большей части остального мира" и что "...под прикрытием демократических институтов власти действует самая жесткая система подавления личности, в которую вовлечены все общественные группы - от высших до маргинальных".
Модернизация послевоенного периода затронула глубокие социально-политические отношения и осуществлялась оккупационными властями. В первую очередь были разрушены догматы авторитарно-милитаристского режима. Но культурно-политический шок капитуляции не подорвал в целом базу пассивно-консервативного восприятия политических реалий. Крах потерпели конкретные политические институты, идейные и политические догматы, но не базисные принципы политического поведения. Консервативные настроения оставались характерны для значительной части общества.
Сразу после войны это выразилось в длительном идеологическом противостоянии консервативных партий, затем объединившихся в 1955 г. в Либерально-демократическую партию (ЛДП), и оппозиционной Социалистической партии (СПЯ), переименованной в 1996 г. в Социал-демократическую партию (СДПЯ).
Казалось, должны были сложиться реальные условия для установления в стране двухпартийной политической системы классического европейского образца. Однако вплоть до начала 90-х годов у власти бессменно находилось правительство консерваторов. С 1955 г. его единолично формировала Либерально-демократическая партия, которая практически срослась с административным аппаратом и по этому признаку японскую систему можно было бы назвать однопартийной.
Феномен доминантной партии не наблюдается ни в одной стране развитой демократии, что выделяет Японию из их числа и заставляет относиться к ней как своего рода аномалии. Но все встает на свои места, если помнить о том, что это страна с неевропейской политической традицией, избравшая путь демократии.
В образовавшейся в 1955 г. политической структуре, названной «система 1955 г.», которую часто также называли "полуторапартийной", на одном полюсе сосредоточились все консервативные силы в лице ЛДП, а на другом - все социал-демократические в лице СПЯ, объединившей левых и правых социалистов.
СПЯ редко воспринималась как партия "социалистического выбора", да и сама она не делала на этом серьезного акцента. Она на многие годы стала оппозиционной партией номер один. Ее первоначальный успех был связан с послевоенной демократизацией общества. Однако в период высоких темпов экономического роста партия не сумела адаптировать свою политику к серьезным переменам, произошедшим в сознании и образе жизни людей, что вело к постоянному сокращению ее социальной базы.
И наоборот, объединение всех консервативных сил вокруг ЛДП отвечало потребностям строительства мощной экономики. На многие годы установив гегемонию своей партии, ЛДП сумела определить и успешно реализовать объединившую всех японцев национальную цель - догнать западные страны в экономической области.
Однако Вольферен пишет, что ЛДП фактически не является партией. Это в первую очередь и главным образом машина для сбора голосов избирателей. Деятели ЛДП обеспечивают себе большинство в парламенте не политическими лозунгами и программой действий в национальном масштабе, а с помощью махинаций и подчеркивая свои связи с правительственными кругами.
Фальсификации системы также способствуют "оппозиционные" партии, которые вполне довольствуются своим местом. СПЯ, как вторая по величине партия, легко позволяет ЛДП представлять себя в качестве единственной партии, способной управлять страной.
Политическая "оппозиция" в Японии непохожа на оппозицию в западных парламентских демократиях. Она может создавать некоторые помехи, но никогда не вступает в схватки с ЛДП при обсуждении важных политических вопросов. А наличие такой "оппозиции" в парламенте позволяет ЛДП избежать обвинений в том, что она проводит законы диктаторскими методами.
Общество при этом выглядит в целом плюралистическим, поскольку в нем свободно действуют различные политические партии и объединения. Политический вес правящей партии и всей оппозиции долгое время соответствовал их роли в обществе, в котором ЛДП представляла общенациональные интересы, а оппозиционные партии - интересы отдельных групп населения.
Однако со временем новые партии, такие как Партия демократического социализма (ПДС) и Комэйто (Партия чистой политики), представляющая крупнейшую буддийскую организацию Сока гаккай (Общество установления ценностей) начали попытки создания разного рода коалиций оппозиционных партий, с тем чтобы заставить ЛДП поделиться властью. Но эта перспектива оставалась малореальной из-за коренных расхождений между ее участниками по важнейшим вопросам, а также непомерных политических амбиций партийных лидеров, что давало возможность ЛДП сохранять свою власть и влияние, несмотря на некоторое сокращение ее электората. Реальная возможность создания коалиции впервые возникла лишь после провала ЛДП на выборах 1993 г. В коалиционное правительство вошли представители семи партий, т.е. практически всех существовавших. Подобное «многоглавое» содружество скоро обнаружило свою нежизнеспособность. За три года сменилось четыре кабинета.
Этой ситуацией воспользовалась ЛДП и вновь единолично овладев властью в 1996 г., удерживала ее до 2009 г. Но созданная еще накануне выборов 1996 г. Демократическая партия Японии, электорат которой составляло городское население, постепенно набирала популярность и в 2009 году она получила большинство в парламенте, сменив консервативную ЛДП, правившую 54 года. Но ненадолго. В 2012 году ЛДП снова вернула себе большинство мест в парламенте и сформировала правительство во главе с ныне действующим Синдзо Абэ.
Интересной особенностью современной японской политической жизни является необычное положение Коммунистической партии Японии (КПЯ), существующей в строго определенной и изолированной политической нише и сохраняющей, тем не менее, возможность оказывать определенное влияние на развитие политической ситуации в стране. В последнее время Компартия прилагает серьезные усилия по «смягчению» своего имиджа в глазах избирателей.