Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:07, реферат
Синтоизм — национальная религия Японии, возникшая на основе тотемистических представлений древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков — покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством («ками») синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорска
Синто («путь богов»), синтоизм
Синтоизм —
национальная религия
Японии, возникшая на основе тотемистических
представлений древности, инкорпорировавшая
культ предков и развившаяся под влиянием
буддизма, конфуцианства и даосизма. Объектами
синтоистского культа являются как предметы
и явления природы, так и души усопших,
включая души предков — покровителей
семей, родов, отдельных местностей. Верховным
божеством («ками») синтоизма считается
Аматэрасу Омиками (Великая священная
богиня, сияющая на небе), от которой, согласно
мифологии синто, ведет свое происхождение
императорская фамилия. Главная специфическая
особенность синтоизма — глубокий национализм.
«Ками» породили не людей вообще, а именно
японцев. Они самым интимным образом связаны
с японской нацией, отличающейся вследствие
этого уникальным характером.
Памятники Японии являются очень древними сооружениями. Так одним из самых значимых, является императорский дворец в Токио. Он представляет собой дворец, в который обычному посетителю вход воспрещен, несколько храмов и одно из самых завораживающих произведений – это сад камней в Японии. Вообще японцы очень трепетно относятся к ландшафтному дизайну и декоративным деревьям. Японские сады придерживаются традиций восточной философии. В которых, царит атмосфера загадочности и таинственно. Сад камней имеет ещё и другие названия – "Философский сад", "Сад Рёандзи"... И десятки толкований сути, которую вложил столетия назад мудрый монах Соами в пятнадцать чёрных, необработанных и разных по величине камней, разбросанных по белому песку.
"Пятнадцать камней"
– упоминается в любом
На самом деле многочисленные посетители замечают только четырнадцать из них. Пятнадцатого камня перед глазами нет, его загораживают соседние.
Делаешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника (с остальных сторон Сад ограничен каменной монастырской стеной), – и снова перед глазами только четырнадцать камней.
Пятнадцатый – тот, что до сих пор прятался, теперь оказывается на виду, зато исчез другой камень. Ещё шаг по галерее – и гениально спланированный хаос предстаёт уже в новой композиции, состоящей всё из тех же пятнадцати камней, из которых один постоянно невидим.
Народ ходит по галерее, дивится...
Разные люди бывали там....
И разные мысли
вызывал у них "Философский
сад"...
2.Что такое
чайная церемония?
Чайная церемония – это действо, в котором участвуют: устроитель церемонии и приглашенные участники. Прежде чем приступить к чайной церемонии, все участники, которых должно быть не более пяти человек, концентрируются на своих ощущениях, мыслях и чувствах, чтобы обрести необходимый психологический настрой. Только так можно ощутить всю духовность чайной церемонии и ощутить «вкус дзэн», что означает – «вкус чая».
Каждой детали чайной церемонии уделяется огромное значение, будь то- само помещение, чайная утварь, настрой гостей или последовательность действий.
Как проходит
чайная церемония?
Чайная церемония
начинается с подготовки хозяина к будущему
событию. Для этого он выбирает помещение,
в котором будет проходить чайное действо,
организовывает необходимый уют, подготавливает
чайную утварь и свежие платки для приема
гостей. Хозяин– главное действующее
лицо на чайной церемонии, хотя по сути,
он является только прислугой, который
встречает гостей, выносит в специальную
чайную комнату утварь, готовит чай, подносит
его гостям, а по окончании уносит чайную
утварь и провожает гостей. Однако, несмотря
на это, хозяину предъявляются не меньшие
требования.
Помимо подготовки самой чайной церемонии, он еще ответственен за выбор гостей. Для начала устроитель церемонии выбирает «главного гостя» праздника, который обязательно должен быть хорошо осведомлен о чайной церемонии, знать все тонкости ее проведения, и кроме этого – уважаемым человеком. Требования к «главному гостю» предъявляются по причине того, что именно он должен начинать чайную церемонию, подавая пример всем остальным гостям, пришедших в гости к хозяину. «Главный гость» должен быть извещен о том, что его приглашают на церемонию не позднее, чем за неделю до праздничного действа. После этого, приглашенное лицо, может либо подтвердить свое участие, либо вежливо отказаться. Если все же человек соглашается быть «главным гостем» и прийти на чайную церемонию, он должен вместе с хозяином церемонии рассмотреть и утвердить всех остальных гостей. Для этого, устроитель присылает список кандидатур, из которых нужно отобрать пять человек.
Чаще всего хозяин праздника посылает письмо, но в некоторых случаях, он может навестить гостя и переговорить с ним с глазу на глаз.
После согласования списка участников, которые будут приглашены и утверждения «главного гостя», хозяин начинает заниматься подготовкой письменных приглашений для всех гостей. В современной Японии, для этих целей все чаще используется телефон, однако до 30 годов, строгим правилом было либо со стороны гостя – нанести визит организатору праздника, либо направить срочное благодарственное письмо.
Еще одним важным предварительным шагом является согласование с гостями типа события, по случаю которого организовывается чайная церемония. Если это формальное событие, например, в честь какого-то торжественного случая, то мужчины должны надеть шелковое кимоно, специальную накидку черного цвета с начертанием белого знака, хакаму
( широкие
штаны) и пояс белого цвета
(таби). К женщинам, которые участвую
в чайной церемонии, даже если
она проходит по неформальному
поводу, предъявляется строгое
Огромные требования предъявляются и к пространству, где будет проходить чайная церемония. Такое пространство должно состоять из двух зон: открытой и закрытой. Открытая зона – это сад, а закрытая – это само помещение, где будет проводиться чайное действо. Гости, которые пришли на чайную церемонию сначала попадают в сад, а затем в чайную комнату. Такое расположение пространства, как бы очерчивает, ограждает чайную комнату от всего мира, делая ее таинственной и недосягаемой. При таком расположении пространства, соединяется энергия инь (закрытое помещение) и ян (садовая зона).
Наиболее подходящей для чайной церемонии является чайный домик по типу хижины – соан. Главными особенностями такой хижины являются отсутствие у нее веранды, которая часто встречается в японских домах, а также то, что хижина-соан не ставится на фундамент, то есть не возвышается над землей. Последняя особенность устраняет различия между землей и полом чайной комнаты. Они расположены как бы на одной прямой. Чайная комната – это как бы продолжение общения с природой, символ гармонии и единства.
Итак, после
того, как все подготовительные работы
по устройству чайного действа выполнены,
начинается сбор гостей в предназначенном
для чайной церемонии пространстве. Хозяин
здоровается с гостями, отдает им «почтение»,
которое является одним из главных принципов
чайной церемонии. Затем приносит кухонную
утварь, готовит напиток, и с изяществом
подносит его гостям. Комната, в которой
проходит церемония, должна быть затемненной,
даже если мероприятие проходит утром
или днем. Хозяин должен быть вежлив и
тактичен, во всем услуживать своим гостям,
подстраиваться под их настроение и желания.
Так хозяин выражает знак глубочайшего
почтения и уважения к гостям.
Как правило, гости приносят с собой салфетки, которые кладут за отворот кимоно, платки (маленький и большой), а также заостренную деревянную палочку. Все это – неотъемлемая часть ритуала.
Проходит чайная
церемония более двух часов и включает
следующие этапы:
• прием пищи,
• питие «густого чая»
• питие «жидкого чая»
Какие типы
чаепитий известны?
Чайная церемония
имеет многовековую историю, и за это время
успела определить основные типы чаепитий,
которые чаще всего проводятся:
• «Чайное действо со сластями»
• «Чайное действо на рассвете»
• «Чайное действо утром»
• «Чайное действо в полдень»
• «Чайное действо ночью
• «Чайное действо для тех, кто пришел после «основного чаепития».
Но, несмотря на обилие типов чайной
церемонии, наиболее подходящей является
церемония, которая проводится в
обеденное время.
Глубокий смысл чайной церемонии
Чайная церемония – это как раз тот случай, когда хозяин или хозяйка этого действа могут не только проявить свой высокий эстетический вкус, уровень развития культуры, но и почувствовать единение с природой и другими людьми, ощутить всю гармонию и прелесть бытия.
Хорошая чайная церемония строится на четырех основных принципах:
• Гармония
• Почитание
• Чистота
• Покой
Итак, что же подразумевают столь почитаемые
японцами принципы?
Достижение гармонии – это одна из важнейших задач всего ритуала чайной церемонии. Когда человек отрешается от посторонних мыслей, забот, освобождается от отвлекающих ощущений, когда он не чувствует различия между другими людьми и полностью сливается с ними воедино – это и есть принцип гармонии. Стремление к гармонии заложено в истоках японской культуры. Это видно в искусстве, кухне, одежде и поведении японцев. Следующий основополагающий принцип – почитание. Почитание к старшим, да и просто к людям сидящим напротив, во время чайной церемонии прививается японцам еще с молоком матери. Именно у восточных стран, самый высокий уровень уважения к учителям, родным и старшим людям.
Участник чаепития должен с вниманием относиться к своим ощущениям, чувствам и настроениям во время чайной церемонии, но при этом быть тактичным, вежливым и учтивым с людьми, которые сидят рядом в чайной комнате.Чистота также необходима каждому участнику чайной церемонии. Причем не только душевная, но и физическая. Каждый человек должен прийти на чаепитие с чистыми и светлыми помыслами, без каких-либо корыстных намерений, которые могли бы плохо повлиять на самого человека или других участников чайной церемонии. Чистота олицетворяет добро и освобождение от нечистот. На церемонию чаепития, люди должны были прийти чистыми телом и духом. Чистые люди, по поверью, получали хорошее здоровье и всевозможные блага.Покой. Гости чайной церемонии, а также пригласивший их устроитель церемонии, должны находиться в спокойном состоянии духа, и с полным умиротворением, без волнения и раздражения отнестись к таинственному действу, именуемым чайным ритуалом. Отношения между людьми за чаепитием должны также носить вежливое, тактичное и дружественное отношение. Чайная церемония должна скрепить их сердца и принести состояние глубокого покоя.Умение в уединенном садике в специально для этого сооруженной беседке принять гостей, удобно усадив их на циновке с поджатыми под себя ногами, а затем приготовить ароматный чай, взбить его специальным венчиком, разлить по крохотных чашечкам и с изящным уклоном подать –вот высший символ эстетического воспитания, гармонии, чистоты, покоя и почитания, привитых японцам с раннего детства. В этом глубокий смысл великого мастерства чайной церемонии.
4.Икеба́на или икэбана
(яп. 生け花
или яп. いけばな икэбана, «икэ» — жизнь,
«бана» — цветы, буквально «живые цветы»)
— традиционное японское искусство аранжировки;
создание композиций из срезанных цветов,
побегов в специальных сосудах и размещение
их в интерьере. В основу икебаны положен
принцип изысканной простоты, достигаемый
выявлением естественной красоты материала.
История
Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально
имела религиозную направленность, являясь
подношением богам в японских храмах.
Об искусстве Икебана обычно думают как
о копировании естественных форм растений,
как они растут в полях и горах. Однако
икебана не является ни копией, ни миниатюрой.
В икебана мы аранжируем одну маленькую
ветку и один цветок в безграничном космическом
пространстве и бесконечном времени, и
эта работа вмещает всю душу человека.
В этот момент единственный цветок в нашем
сознании символизирует вечную жизнь.
— Икенобо Сэнкей. «Истинная