Шумеро-аккадская культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение истории и культуры народов шумеры, их вклада в мировую историю и культуру. В работе отмечены открытия и достижения данной культуры.
Было рассмотрено возникновение аккадского царства и шумеро-аккадской культуры. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

Оглавление

1. Шумерская культура
2. Появление аккадского царства
3. Шумеро-Аккадская культура

Файлы: 1 файл

контработы.docx

— 179.23 Кб (Скачать)

    

    1. Историческая живопись

 

Наряду с картинами  на современные темы большое место  в творчестве Репина занимала историческая живопись. Но история для художника  существовала лишь постольку, поскольку  она была связана с современностью, помогала решать наболевшие проблемы его эпохи. Психолога-Репина и в  истории, прежде всего интересовали сильные человеческие характеры, столкновения страстей, патетика чувств, находящая  выражение в яркой экспрессии лица, драматические конфликты. Художником были созданы такие широко известные  исторические полотна, как «Царевна Софья» (1879), «Иван Грозный и сын  его Иван» (1881—1885), «Запорожцы» (1878— 1891). И здесь, как и в картинах на темы современной жизни, Репин  создает широкие эпические полотна  с множеством ярко типических образов, взятых в своей неповторимой характерности («Запорожцы»), ищет остродраматические ситуации, чтобы представить человека в момент наивысшего напряжения его  страстей («Иван Грозный», «Царевна Софья»). Картина «Царевна Софья  Алексеевна» была первым произведением  художника на историческую тему; полотно  было написано в 1879 году, вскоре после  возвращения из пенсионерской командировки. Это, по существу, портрет- картина. Софья  интересовала Репина как человек  сильного, неукротимого характера. В  ней сочетались властолюбие, государственный  ум, культура и вместе с тем «мужицкая» грубость. Репин изобразил Софью  в келье Новодевичьего монастыря, куда она была заточена в 1697 году за организацию заговора и участие  в стрелецком мятеже, направленных против Петра I. Петр сам раскрывал  все нити заговора, допрашивал свою сестру и беспощадно расправлялся со всеми ее приверженцами, в первую очередь — со стрельцами. На картине  Софья представлена стоящей у  стола, скрестив на груди  руки; она  еле сдерживает бессильный гнев и  негодование. Художник сумел  ярко охарактеризовать незаурядную натуру царевны, выразительно передать историческую обстановку и  существо происходящего, подчеркнув обреченность Софьи изображением в окне головы повешенного стрельца. Как верно  отметил И.Н.Крамской, «Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории». Но драматизм в картине  «Царевна Софья» носит в определенной мере внешний характер. Образ Софьи  не свободен от театральной аффектации душевных движений. Гораздо большей  силой воздействия на зрителя, большим  внутренним напряжением и остротой психологического конфликта обладает прославленная картина Репина «Иван  Грозный и сын его Иван». Вот  как сам художник рассказывает о  возникновении ее замысла: «Как-то в  Москве, в 1881 г., я слышал новую вещь Римского-Корсакова «Месть». Она  произвела на меня неотразимое впечатление. Эти звуки завладели мною, и  я подумал, нельзя ли воплотить в  живописи то настроение, которое создалось  у меня под влиянием этой музыки. Я вспомнил о царе Иване. Это было в 1881 г. Кровавое событие 1-го марта (день убийства народовольцами царя Александра II) всех взволновало. Какая-то кровавая полоса прошла через этот год (участники  покушения на царя были приговорены  к смерти.) Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Но что-то гнало меня к  этой картине, и я работал над  ней». Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного  потрясения. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный  удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Жалко и  одновременно страшно в своей  потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо  более одухотворенным, человечным, живым. Таким оно становится благодаря  переполняющим царевича чувствам —  жалости к отцу и прощения. Они  очищают его душу, возвышают ее над всеми мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. «Представьте себе Грозного, с  которого соскочил царь, соскочил Грозный, тиран, владыка, — ничего этого  нет, перед тобой выбитый из седла  зверь, который под влиянием страшного  удара на минуту стал человеком», —  передавал свое впечатление от картины  писатель Гаршин, позировавший Репину для образа умирающего царевича. Кстати сказать, судьба самого Гаршина была также трагична: три года спустя после создания Репиным картины  он в припадке психической болезни  бросился с пятого этажа в пролет лестницы и разбился насмерть. Колорит  картины «Иван Грозный» — мглистый, тревожно мерцающий, кроваво-красный  — эмоционально подготавливает зрителя  к восприятию той жестокой драмы, которая разыгрывается на его  глазах. Эпизод, происшедший в связи  с картиной «Иван Грозный» в галерее  П. М. Третьякова, крайне показателен  для реакции на нее зрителей. Однажды  один из посетителей галереи, Абрам  Балашов, не выдержав страшного зрелища, представленного Репиным, бросился к полотну и со словами «не  надо крови, довольно смертей, довольно крови ...» располосовал его ножом  в нескольких местах. Анализируя картину, следует подчеркнуть, что гнев художника, его пафос обличения направлены не против бесчеловечности грозного царя-зверя, а против тех условий, которые сделали его таковым, против самодержавной власти, убивающей  и калечащей в человеке все  истинно человеческое. Картина «Иван  Грозный и сын его Иван»  была показана в 1885 году на XIII Передвижной  выставке в Петербурге и вызвала  бурную реакцию публики. При открытии выставки в Москве последовало распоряжение — работу Репина не экспонировать. Этот запрет оставался долгое время  в силе и после того, как произведение было куплено П. М. Третьяковым. Одновременно с картиной «Иван Грозный» Репин  работал над полотном «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану». Это полотно принадлежит к  числу наиболее значительных произведений исторической живописи Репина и в  то же время является одним из самых  народных его творений. Картина «Запорожцы»  создавалась на протяжении 80-х годов XIX века. Сокровищница русской демократической  живописи пополнилась в эти годы монументальными  полотнами Сурикова, Репина, Васнецова, в которых народ  впервые в истории русской  живописи предстал в своем величии, непобедимости и мощи. Среди этих полотен почетное место принадлежит  «Запорожцам». Запорожская вольница, которой посвятил свое полотно Репин, была в его представлении той  народной республикой, где нашли  осуществление лучшие демократические  идеалы человечества. Картина написана на сюжет знаменитого письма запорожцев турецкому султану. История написания  этого письма и легла в основу картины. На переднем плане Репин  изобразил запорожцев, которые собрались  за наспех сколоченным дощатым столом, чтобы дать отповедь заклятому врагу. Репин показывает крепкую боевую сплоченность запорожских рыцарей, великую силу их товарищества. Оно  проявляется и в том, как тесно  сгрудились запорожцы вокруг стола, кровно заинтересованные в общем  деле, и в том, как они свободно и непринужденно обращаются друг с другом, и в том, как дружно реагируют на происходящее. Запорожцы  изображены на фоне широкой степи. За их спинами царит обычная лагерная жизнь: поднимается к небу дым  костров, снуют люди, колышатся пики, гарцуют конники. Этот фон повышает героический пафос звучания полотна. Да и сами запорожцы представлены во всем их боевом вооружении, великолепно  написанном Репиным. В картине нет  главных и второстепенных персонажей, нет разделения на героев и толпу, как это было принято в академической  живописи. Все образы обладают яркой  выразительностью, все являются героями  произведения. В этом решении исторической темы сказался подлинный демократизм  Репина, его представление о народе как о движущей силе истории. Изображая  эпизод из истории Запорожской Сечи, Репин поднял его до высокого героического звучания. Его герои — люди особой богатырской породы, сродни образам  эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой  вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Представленные больше натуральной  величины и написанные с предельной рельефностью, фигуры запорожцев с  трудом вмещаются в пределы большого полотна. Репину пришлось выслушать  много упреков за эту «тесноту». Но это был сознательный художественный прием, который способствовал впечатлению  мощи изображенных людей. Вся сцена  очень естественно скомпонована Репиным, наполнена внутренней динамикой, кипением страстей (по экспрессии лиц, насыщенности бурными эмоциями картина  не знает себе равных). И вместе с  этим композиция полотна подчинена  требованиям монументального искусства. Расположение персонажей лишено натуралистической  случайности. Не боясь нарушить внешнее  правдоподобие, Репин большую часть  людей изображает лицом к зрителю, как бы веерообразно распластывая группу на плоскости холста. Это дает ему  возможность сосредоточить внимание на лицах запорожцев, обыграть выразительность  их типов и характеров. Мажорные яркие краски картины чуть погашены сумеречным освещением предвечернего  часа и потому не нарушают возвышенно-героического строя произведения, не мельчат его  своей пестротой. «Запорожцы» для  Репина были не просто одной из картин, написанных па исторический сюжет, а  имели гораздо большее значение. Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, живым  свидетельством богатства народной души, заветной мечтой о великом  и прекрасном будущем народа. И  недаром художник относился к  ним не как к героям далекого прошлого, а как к живым и дорогим  для него людям. «Чертовский народ! — восхищался запорожцами Репин. — Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства  и братства» (из письма к В. В. Стасову). Картина «Запорожцы», рассказывающая о героических подвигах свободолюбивого  и мужественного народа, принесла Репину славу подлинно исторического  живописца. Ничего равного ей художнику  уже больше не удалось создать  в области исторической живописи.

    

    1. Портретная живопись

 

Репин был художником широких  творческих интересов, многогранного  таланта. Бесконечно влюбленный в жизнь, неисчерпаемое богатство ее проявлений, он пытался охватить в своем творчестве многие стороны окружающей его действительности. Но предметом самого пристального его  внимания всегда оставался человек. Поэтому-то Репин и был первоклассным  портретистом. Глубина проникновения  в характер изображаемого, восприятие человека не только в неповторимом своеобразии его личности; но и  в ее социальной обусловленности, поразительное  портретное сходство и, наконец, виртуозное владение живописной техникой сделали  Репина одним из крупнейших портретистов XIX века. Портретное творчество Репина — новый этап в развитии русского портрета, завершающий деятельность в этой области таких замечательных  портретистов, как Перов и Крамской. Портреты Репина подкупают своей  подлинностью, способностью художника  в непосредственном, казалось бы, случайном  состоянии человека увидеть проявление существенных сторон его натуры, умением  тонко подметить специфику позы, жеста, мимики лица портретируемого, мастерством  передачи ощущения живой плоти человеческого  лица и фигуры. Исключительно широк  был круг портретируемых художником — от простых мужиков («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом») до известных писателей, музыкантов, общественных деятелей (портреты Л. Толстого, Стасова, актрисы Стрепетовой, хирурга Пирогова, генерала Дельвига, композитора Мусоргского). Мастером группового портрета Репин  показал себя в картине «Торжественное заседание Государственного Совета» (1901—1903). Проникновенным лиризмом отличаются женские портреты художника —  «Отдых», «Осенний букет» и др. Одним  из лучших портретов Репина справедливо  считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Портрет  написан в феврале 1881 года, за четыре сеанса, незадолго до смерти композитора, находившегося на излечении в  Николаевском военном госпитале. При  всей глубине характеристики Репину удалось передать в портрете непосредственность первого впечатления, сохранить  в его живописи свежесть этюда. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего  неизгладимую печать на весь облик  Мусоргского. Конкретность изображения  одутловатого от болезни лица композитора, его помутневших, словно выцветших  глаз, мягких спутавшихся волос просто поразительна. Зритель воочию ощущает  эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Но за всем этим очень явственно  проступает иное. Чистые, как родниковая вода, печальные и все понимающие глаза освещают лицо Мусоргского; приковывают  внимание его высокий, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы. И  уже не больной, угасший человек  встает перед глазами, а человек  большой души и доброго сердца, глубокий, думающий, натура широкая, богатырская. Портрет Мусоргского свидетельствует  о беспощадной остроте художнического видения Репина, его непредвзятости и вместе с тем о гуманизме  художника, о его высоком представлении  о человеке.  Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Толстого Репин писал не один раз. Он преклонялся  перед гением Толстого, был близко знаком с его семьей и зачастую бывал в Ясной Поляне. Портрет 1887 года принадлежит к числу лучших изображений Толстого и пользуется наибольшей популярностью. Он был написан  в течение трех дней — с 13 по 15 августа. Писатель изображен в нем  сидящим в кресле, с книгой в  руке. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и  вот-вот снова погрузится в чтение. Этот удачно выбранный момент дал  возможность художнику запечатлеть  Толстого с максимальной простотой  и естественностью, без малейшего  позирования, чем обычно страдают даже лучшие портреты. Легкий разворот кресла в пространстве позволяет придать  позе писателя особенную непринужденность, не прибегая к сложному ракурсу фигуры. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Эта простота его посадки в  кресле хорошо отвечает всему его  облику и душевному состоянию. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито  насупленные брови, высокий лоб  с резко прочерченной складкой —  все обличает в Толстом глубокого  мыслителя и наблюдателя жизни  с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с  его «трезвым реализмом», срывающим  все и всяческие маски. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Серебристый  рефлекс рассеянного света, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые  от этого становятся суровее, строже. Раскрывая существо характера портретируемого, его общественную значимость, Репин  нисколько не идеализирует великого писателя, не пытается окружить его  ореолом исключительности, что свидетельствует  о подлинном демократизме художника. Весь облик Толстого, манера держаться  подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны, индивидуальны. Чисто русское лицо, скорее мужика, чем барина-аристократа, некрасивое, с неправильными чертами, но очень значительное, умное; подтянутая, пропорциональная фигура, в которой  проглядывает своеобразное изящество  и свободная естественность хорошо воспитанного человека, — такова та разносторонняя и предельно конкретная характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим  ни на кого другого. Внимательная фиксация всех этих черт позволила Репину убедительно  передать через внешний облик  существо натуры портретируемого, всю  ее сложность и противоречивость. Портрет написан в очень сдержанной, строгой серебристо-черной гамме: черная, ниспадающая мягкими складками  блуза, черное полированное кресло с  серебристо- белым бликом света на нем, белые, чуть шероховатые по фактуре  листы раскрытой книги и серо-серебристый  фон, сквозь который просвечивает светлый  золотистый подмалевок, благодаря чему фон кажется прозрачным, вибрирующим, создавая впечатление световоздушной среды, окутывающей фигуру. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Они чуть тронуты  красноватым загаром, как будто  обветренны. Этот момент расширяет  характеристику образа — глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные  руки, невольно представляешь его  себе не только за письменным столом, с  книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и  такая картина, изображающая Толстого на пашне, идущего за сохой по борозде). При всей простоте и кажущейся  будничности облика и манеры поведения  Толстого, что так хорошо удается  передать в портрете Репину, изображение  великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости. И  это не только благодаря глубокой психологической характеристике. Общая  композиция портрета, построенная по принципу классического треугольника, известная фронтальность позы, картинность  всего изображения, представленного  на холсте большого формата, способствуют  впечатлению значительности образа. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо  рисуется на светлом фоне. Таким  образом внутренняя характеристика Толстого находит в общем решении  портрета свое законченное выражение, благодаря чему Репину и удается  добиться высокой художественной цельности  образа.  Портрет Толстого очень  показателен для творческого  метода Репина, для его манеры портретирования  человека. Сравнение его с портретом  Толстого, написанным Крамским в 1873 году, дает возможность наглядно ощутить  особенности репинского портретного  искусства, дальнейшее развитие в его  творчестве этого жанра живописи. Крамской с большой силой образной выразительности и глубиной характеризует  Толстого как выдающегося мыслителя, раскрывает его общественное значение как гениального писателя земли  русской. Образ Репина, не уступая  в своей значительности образу Крамского, отличается большей многогранностью; он гораздо более конкретен и  остро индивидуален, сочетая живую  непосредственность передачи частных  особенностей внешнего облика и характера  Толстого с проникновенным пониманием существа его личности — писателя и гражданина. Кроме того, портрет  Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Достижения Репина в области пленера обогатили  колористическую гамму его портрета, сделали цвет основным средством  эмоциональной выразительности  образа. В этом следует видеть не только заслугу одного Репина, но результат  общей эволюции русской живописи, необходимость движения которой  к свету, краскам отлично понимал  Крамской, но не мог еще осуществить  в своем творчестве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Репин прожил долгую жизнь. И каждая минута ее была отдана творчеству. К старости он так перетрудил свою правую руку, что она начала сохнуть. Тогда Репин научился держать  кисть в левой руке — жить и  не писать он не мог. Замыслы все  новых и новых картин не покидали его, жизненная энергия не иссякала. Достаточно сказать, что на склоне дней своих, в 1908 году, он написал с большим  темпераментом картину «Черноморская  вольница», еще раз, воспев в ней  удаль и вольнолюбие запорожцев. О любви Репина к искусству  ярко свидетельствует его письмо Стасову: «Я все так же, как с  самой юности, — люблю свет, люблю  истину, люблю добро и красоту  как самые лучшие дары нашей жизни. И особенно искусство! Искусство  я люблю... больше, чем всякое счастье  и радости жизни нашей... Оно  всегда и везде, в моей голове, в  моем сердце, в моих желаниях лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые  я посвящаю ему, — лучшие часы моей жизни». Весьма значительна и деятельность Репина-педагога. С 1894 по 1907 год он преподавал в Академии художеств, воспитав за это  время много художников. Его учениками  были Кустодиев, Малявин, Кардовский, Грабарь, Бродский и другие. Особенно же велика его роль в формировании таланта  Серова. Репин был также талантливым  писателем, о чем свидетельствуют  его статьи и книга воспоминаний «Далекое близкое». С 1900 года стареющий  художник поселяется на даче «Пенаты» в Куоккала и постепенно отходит  от художественной жизни, в которой  раньше принимал живейшее участие. Некоторое  время его еще навещают русские  художники, писатели, но с годами эта  связь ослабевает и почти полностью  прерывается после Октябрьской  революции, когда местечко Куоккала передается Финляндии. Репин болезненно переживал свою оторванность от родины. «Совсем в плену, в ссылке живешь», — жаловался он друзьям. Лица, окружавшие его, были враждебно настроены по отношению к советской России и старались влиять на художника. Но даже и в этих условиях он продолжал  всегда живо интересоваться всем происходящим там. В 1926 году «Пенаты» посетила делегация  советских художников, которая передала Репину предложение Советского правительства  вернуться на родину. Репин с радостью  принял это предложение, загорелся  желанием ехать в Россию, но осуществить  свое намерение ему не удалось  — помешала болезнь. 29 сентября 1930 года Репина не стало. Творческое наследие Репина очень велико. Его вещи рассеяны по многим частным коллекциям. Наиболее значительные произведения находятся  в Третьяковской галерее и  Русском музее. Популярность Репина в народе с годами не ослабевает. Его искусство было одухотворено идеей служения интересам народа, поэтому оно дорого, близко и понятно  людям.

                                                                             

 Список используемой литературы

 

  1. Грабарь И. «Репин. Монография в двух томах», М., Изогиз, 1937
  2. Лясковская О.А. «Илья Ефимович Репин» М., «Искусство», 1962.
  3. Репин И.Е. «Далекое близкое» М., Из-во Академии художеств СССР 1964
  4. Федоров — Давыдов А.А. «Илья Ефимович Репин»,М., «Искусство» 1961
  5. Чуковский К. «Из воспоминаний» М., Детгиз, 1959

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окружающим часто  приходилось слышать от него

жалобы на бедность фантазии. Но дело не в бедности фантазии художника, а в

том, что по характеру  своего дарования он не мог писать «от себя», по

воображению, не мог  увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие

события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Но при

всей своей любви  к зримой красоте материального  мира Репин был ярым

противником непосредственного  творчества. Ему было свойственно  глубокое

проникновение в  существо предметов и явлений. Он выступал - за искусство,

«просвещенное светом разума». «Судья теперь мужик», - утверждал  художник-

демократ Репин  и требовал от искусства беззаветного служения интересам

народа. Все это  позволило художнику создать  на глубоко реалистичной основе

искусство высокого стиля, отвечающее на большие общечеловеческие вопросы,

являющиеся зеркалом своего времени.

 

  1. Реферат: Творчество И.Е. Репина

                                   И.Е. РЕПИН                                  

                                                                         Реферат

студентки 3-го курса

педагогического колледжа

МГОПУ

Булатовой Екатерины

Вершиной русской  жанровой живописи второй половины XIX в. является

творчество И. Е. Репина (1844—1930). Вместе с тем великий  художник не только

был жанристом, но с  равным блеском работал в области  портрета и исторической

живописи. Современников  поражало его удивительное живописное мастерство.

Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. В детстве ему

пришлось испытать нужду, рано познать труд. Семнадцати лет он уже работал в

иконописных артелях. Страстное желание стать художником привело Репина в

Петербург, а огромная одаренность раскрыла перед ним  двери Академии

художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадцатый  год.

В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным  своим учителем

он всегда считал Крамского. Именно в беседах с  Крамским, в спорах и чтениях

на «четвергах»  Артели складывалось мировоззрение  Репина. И много лет спустя

он писал: «Я человек 60-х годов... для меня еще не умерли идеалы Гоголя,

Белинского, Тургенева, Толстого..., окружающая жизнь меня слишком  волнует,

не дает покоя, сама просится на холст;

действительность  слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью

вышивать узоры,—предоставим это благовоспитанным барышням».

На протяжении долгих лет жизни Репин оставался  верен демократическим

идеалам своей юности, верен искусству критического реализма.

Первым произведением, которое принесло Репину известность  в художественных

кругах, была картина, написанная перед окончанием

Академии для конкурса на большую золотую медаль. Она  называлась

«Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот был

предложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая  сторона

сюжета—воскрешение  Христом умершей девочки,—естественно, не могла увлечь

такого трезвого реалиста, каким был Репин.

Картина не получалась... И вот незадолго до конкурса, как  рассказывал сам

художник, вспомнил он свое детство, умершую любимую  сестру...Воображение

заработало. Картина  была написана быстро, с воодушевлением. Она поражает

психологизмом, реальностью  и даже иллюзорностью. Особенно удачна левая

половина холста — в желтоватых отблесках свечей вырисовывается ложе

умершей, видно ее мертвенно-бледное лицо и рядом  с нею фигура Христа,

освещенная лучами дневного света, ворвавшимися в полумрак комнаты. В образе

Христа, в его благородной  сдержанности сказались, несомненно, отголоски  тех

впечатлений, которые  Репин вынес от картины А. А. Иванова  «Явление Христа

народу».

За «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил большую  золотую медаль, а с нею

право поездки за границу от Академии сроком на шесть  лет.

Однако Репин решил  отложить поездку. Все его мысли  были сосредоточены на

новом произведении, которое он задумал задолго до своей академической

программы, Речь идет о «Бурлаках на Волге» (1870—1873).

Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогда же,

потрясенный этим зрелищем, он решил написать картину, показав  измученных, в

Информация о работе Шумеро-аккадская культура