Шумеро-Вавилонская культура(научные знания)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 16:23, контрольная работа

Краткое описание

Шумерская - Вавилонская культура возникла из потребностей практики. Что касается теоретического мышления шумеров и вавилонян, то оно не выходило за рамки анимизма и мифологии; монополия на объяснение тайн принадлежала жрецам. Шумеры и Вавилоны достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………....3

Глава 1 Астрономия …………………………………................................................4

Глава 2 Математика…………………………………………………………………..6

Глава 3 Медицина, Химия…………………………………………………………...7

Глава 4 Письменность, Язык, …………………………………………..…….…..…9

Глава 5 Литература, Философия…………………………………………….………10

Заключение………………………………………………………………………..…..12

Список используемой литературы…………………………………………………..13

Файлы: 1 файл

Шумеро-вавилонская культура(научные знания).docx

— 36.15 Кб (Скачать)

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………………....3

Глава 1 Астрономия …………………………………................................................4

Глава 2 Математика…………………………………………………………………..6

Глава 3 Медицина, Химия…………………………………………………………...7

Глава 4 Письменность, Язык, …………………………………………..…….…..…9

Глава 5 Литература, Философия…………………………………………….………10

Заключение………………………………………………………………………..…..12

Список используемой литературы…………………………………………………..13

 

Введение

Шумерская - Вавилонская культура возникла из потребностей практики. Что касается теоретического мышления шумеров и вавилонян, то оно не выходило за рамки анимизма и мифологии; монополия на объяснение тайн принадлежала жрецам. Шумеры и Вавилоны достигли больших успехов в сельском хозяйстве и гончарном деле, в изготовлении тканей и получении металлов, в становлении права и развитии архитектуры, языкознания, математики, астрономии, врачевания. Математические методы вавилонян, уходящие корнями в Шумер, выдерживали сравнение с достижениями всех других современных им цивилизаций в течение трех тысячелетий, т. е. вплоть до эпохи эллинизма. 

 

Глава 1

 Астрономические  знания Шумеров и   Вавилонцев.  Они обладали высочайшим уровнем астрономических знаний — они знали Зодиак еще в четвертом тысячелетии до нашей эры, за три тысячи лет до того, как греки якобы впервые объединили звезды в созвездия и ввели понятие Зодиака. На самом деле греческие ученые (из Малой Азии) сами признавали, что получили свои знания от халдеев Месопотамии; шумерские тексты и рисунки подтверждают, что эти нововведения принадлежат именно им. Названия и символы зодиакальных созвездий остались неизменными до наших дней. 
Шумерский список зодиакальных созвездий начинается с Тельца — именно в этом созвездии наблюдался восход солнца в день весеннего равноденствия в четвертом тысячелетии до нашей эры. Шумеры называли его ТУДННА («Бык Небес», или «Небесный Бык»), точно так же как в «Эпосе о Гильгамеше» названо существо, по просьбе Инанны/Иштар сошедшее с небес и убитое двумя друзьями. 
Может быть, его смерть символизировала некое небесное событие, произошедшее приблизительно в 2900 году до нашей эры? Вероятность этого исключать нельзя, хотя исторические документы свидетельствуют о том, что в этот период сама Земля стала ареной важных событий и перемен. «Убийство» Быка Небес было небесным знаком, предвещавшим земные события или даже спровоцировавшим их. 
Еще в глубокой древности шумеры различали двенадцать созвездий Зодиака: 
ГУ АННА («небесный бык») — Телец 
МАШ. ТАБ.БА («близнецы») — Близнецы 
ДУБ («клешни», «щипцы») — Рак 
УР.ГУЛА («лев») — Лев 
АБ.СИН («ее отцом был Син») — Дева 
ЗИ.БААН.НА («небесная судьба») — Весы 
ГИР.ТАБ («тот, кто режет клешнями») — Скорпион 
ПА.БИЛ («защитник») — Стрелец 
СУХУР.МАШ («рыба-козел») — Козерог 
ГУ («хозяин вод») — Водолей 
СИМ.МАХ («рыбы») — Рыбы 
КУ.МАЛ («обитающий в полях») — Овен 
Из эпохи шумеров и вавилонян до нас дошли не все знаки, обозначавшие зодиакальные созвездия, однако их изображения обнаружились на египетских памятниках — с теми же самыми названиями.

При раскопках  в Ассирии и Вавилонии археологи нашли огромное количество клинописных документов, в том числе и много таких, в которых описаны астрономические наблюдения. Принято называть «дневником» такой документ, в котором собраны разнообразные и многочисленные астрономические наблюдения, сделанные в течение одного вавилонского года, состоящего из 12 или 13 месяцев по 29 или 30 суток в каждом. Это были наблюдения солнечных и лунных затмений, соединений той или иной планеты с точно указанными звездами, или с другой планетой, или с Луной и др. Так вот, одних только вавилонских «дневников» относящихся к разным годам, найдено более двухсот. Каждый дневник содержит много наблюдений и поэтому может быть точно и строго однозначно датирован с помощью расчетов, сделанных по современным теориям движения небесных тел. Таким образом, установлено, что самым древним из до сих пор найденных дневников является дневник для вавилонского года, начавшегося весной 652 г. до н.э. 

Основы звездной карты в той мере, в какой  она может быть установлена без  применения телескопа, были созданы  в Вавилонии и, вероятно, через хеттское общество переданы европейским странам Средиземноморья. В своём дальнейшем развитии вавилонская астрономия оказала значительное влияние на греческую науку. Но вавилонская астрономия не смогла оторваться от тех религиозных воззрений, которые подчиняли себе изучение в то время любого конкретного явления окружающего мира.

 

Глава 2 

Математика, которая решала в Шумере и в Вавилонии ряд практических задач, существенных для измерения полей, создания построек и ирригационных сооружений и т. п., оказалась более свободной от влияния религиозных представлений и смогла достигнуть в храмовых школах наибольших успехов. В одном вопросе вавилонская математическая наука стояла даже несколько выше позднейшей древнегреческой, а именно в вопросе написания всех мыслимых чисел минимальным количеством цифровых знаков. В вавилонской математике, как и в современной, был осуществлён принцип, согласно которому одна и та же цифра имеет различную числовую значимость в зависимости от места, занимаемого ею в числовом контексте (позиционная система). Числовая система покоилась на шестидесятеричной основе. Эта числовая система продолжает жить и в наше время в делении часа на 60 минут, минуты на 60 секунд, а также в делении окружности на 360 градусов. 
 
Вавилонские писцы решали планиметрические задачи, используя свойства прямоугольных треугольников, сформулированные впоследствии и виде так называемой пифагоровой теоремы, а в стереометрии решали такую сложную задачу, как измерение объёма усечённой пирамиды. Доказано, что вавилонские математики являлись основоположниками алгебры, поскольку они решали в некоторых случаях уравнения с тремя неизвестными. Они могли также в ряде случаев извлекать не только квадратные, но и кубические корни. В определении числа ПИ, т. е. отношения окружности к диаметру, вавилоняне пользовались лишь грубым приближением, определив ПИ числом 'три'. В решении данного вопроса вавилонская математика стоит ниже египетской, которой удалось достигнуть более точного приближения

 

Глава 3

Медицина и  химия были переплетены с магией. Тщательно разработанные колдовские действия сопутствовали, например, изготовлению плавильной печи, установке её и работе на ней. Наши сведения о вавилонской химии, к сожалению, ещё ограниченны вследствие трудности понимания соответствующих клинописных текстов, часто намеренно, в магических целях, затемнявшихся древними писцами. 
 
Зоология, ботаника и минералогия нашли своё выражение в одних лишь длинных списках названий животных, растений и камней. Впрочем, эти списки могут быть отнесены скорее к филологическим справочникам, которыми были столь богаты писцовые школы Вавилонии, обращавшие большое внимание на изучение языка, его словарного состава и грамматики. 

Врачебные знания в древней Месопотамии издавна  передавались устно. В старо вавилонский  период они все чаще стали записываться на глиняных табличках. Сборники табличек подбирались по признакам болезней или по названиям пораженных частей тела. Их совокупность составляла своего рода «руководство», весьма ценное для  врачевателей.

К середине II тысячелетия  до н. э. в древней Месопотамии  сформировались два основных направления  врачевания: асуту (аккад. Asutu — искусство врачевателей) и ашипуту (аккад. asiputu — искусство заклинателей) .

Искусством врачевания занимались врачеватели-эмпирики —  асу (аккад. asu —знающий воду). Представители другого направления назывались ашипу (аккад. asipu — заклинающий) .

Обе традиции сохранялись  почти без изменений до второй половины I тысячелетия до н. э., когда  в связи с укреплением религиозных  верований слились в одну, более  близкую к ашипуту— «престижным стало то, что сегодня мы называем ненаучной медицинской спекуляцией»,— отметил известный ассириолог А. Оппенхейм.

Представления о причинах болезней в древней  Месопотамии можно подразделить на три основные категории.

1. Связанные с нарушением принятых в общине обрядовых, правовых, моральных и прочих предписаний. Например: «...он приблизился к замужней женщине» или «...он приблизился к жрице своего бога; в течение 31 дня он выздоровеет и будет жить». 

2.        Связанные с явлениями природы и образом жизни. Не следует думать, что болезни у народов древней Месопотамии связывались только со злыми духами. Они объяснялись также употреблением  нездоровой пищи,  купанием в грязной реке, соприкосновением с грязью и нечистотами.

3.         Связанные  с  религиозными  верованиями  («рука    бога», «дуновение злого    духа»,    «объятия      Ламашту» и т. п.). 

Для лечения  шумерские врачи  использовали растения (горчица, пихта, сосна, тимьян, слива, груша, фига, ива, леканору), природные вещества (нефть, асфальтовая смола, поваренная соль), продукты животного происхождения (молоко, внутренние органы водяных змей, панцири черепах, шерсть). 
 
Вот один из шумерских рецептов: 
Просеять и тщательно перемешать растолченный панцирь черепахи, побеги растения нага, соль и горчицу; омыть больное место крепким пивом и горячей водой; растереть больное место этим приготовленным составом, после чего натереть растительным маслом и обложить растертыми в порошок иглами пихты. 
Что можно сказать по этому рецепту? Скорее всего, это некий аналог финалгона и прочих "согревающих" препаратов, действующих по раздражающему, местно-рефлекторному принципу. Очень
грамотный подбор компонентов, между прочим. 

В древних месопотамских  текстах нет упоминаний об удалении или пломбировании зубов. Сообщается лишь o применении обезболивающих паст (содержащих белену) и лечебных мастик (с растительными компонентами), которые клали в дупло    больного зуба.

 
Кстати, шумеров можно считать  изобретателями врачебной печати. Строго говоря, каменную резную печать на шнурке носили все свободные люди Шумера. При составлении важных документов на влажной глине таблички ставился оттиск, заменявший подпись. Правда, это  был не привычный нам кругляшок, а результат прокатывания всего цилиндра, то есть достаточно внушительный прямоугольник. 
 
На одной из табличек, датированной XXIV веком до н.э., сохранился оттиск печати врача Ур-Лугаль-Эдинне из города Лагаша, на которой изображены медицинский инструментарий и сосуды для лекарств . 
 
В Шумере сложилась система гигиенических правил, основанная на коллективном опыте и народных традициях. Например, не пить воду из грязной посуды, мыть руки, ограничивать себя в определенного рода пище. Самые жесткие требования предъявлялись к жрецам - перед статуями богов жрец должен быь представать тщательно вымытым и не менее тщательно выбритым (с головы до пальцев ног). 
 
Что можно сказать, подводя небольшой итог: шумерская медицина развивалась самостоятельно. Вырастали медицинские знания из практического опыта и повседневной деятельности человека. 

 

Глава 4

Первые письменные документы появляются в Двуречье на грани IV и III тыс. до н.э. Это главным образом хозяйственные записи-подсчеты. Материалом для письма служила глина, писали на ней при помощи тростниковой палочки. При письме ребро среза палочки в месте начального нажима давало углубление, и каждая отдельная черта принимала вид клина, особенно когда письмо стало скорописным (отсюда и современное название этой системы письма – клинопись).

Сейчас для  науки представляется почти несомненным, что клинопись изобрели шумерийцы, а от них она перешла к их соседям — семитам аккадцам, через которых и распространилась дальше — ее применяют эламиты, хетты, хурриты, урарты. Позднее особые разновидности клинописи изобрели западные семиты и персы. Самые поздние тексты, написанные шумерской и аккадской клинописью, датируются I в. до н.э. Общность системы письма, при помощи которой в течение почти трех тысячелетий передавались и закреплялись мифологические, литературные и даже фольклорные традиции» в значительной мере и позволила нам воспринимать древний ближневосточный мир как нечто единое целое. 

Интерес к проблемам языка в значительной мере был обусловлен тем, что у вавилонских жрецов вымерший к тому времени шумерский язык продолжал играть роль священного языка. Кроме того, без знания шумерского языка нельзя было правильно применять для аккадского языка письменность, сложившуюся первоначально на основе шумерского языка. Поэтому вавилонские писцы были поставлены в необходимость изучать наряду со своим, аккадским языком ещё и второй, чуждый им язык. Это изучение заставляло их более сознательно относиться и к своему родному языку. Наряду со словарным составом вавилоняне стали впервые изучать и грамматику. 
 
Меньшие достижения, нежели языкознание, имеет вавилонская историография. Несколько хроник свидетельствуют лишь о зачатках исторических знаний. 
 

 

Глава 5

Господство религии  и жречества в области идеологии  являлось определяющим для вавилонской  литературы. Даже популярные произведения устного народного творчества подвергались обработке в духе господствующей идеологии. Характерным для вавилонской  литературы того времени является настойчивое  подчёркивание слабости человека и  ограниченности его возможностей, проповедь  смирения и покорности человека порядкам, установленным самими богами, и власти обожествляемых царей. Подвергались обработке  и приспособлялись к новым  успениям древние мифы и предания.

Информация о работе Шумеро-Вавилонская культура(научные знания)