Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:22, контрольная работа
Рассмотрение истории и культуры народов шумеры, их вклада в мировую историю и культуру. В работе отмечены открытия и достижения данной культуры.
Было рассмотрено возникновение аккадского царства и шумеро-аккадской культуры. Шумеры создали первую в человеческой истории поэму - "Золотой век"; написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры авторы древнейших медицинских книг - сборников рецептов. Они разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.
1. Шумерская культура
2. Появление аккадского царства
3. Шумеро-Аккадская культура
2. Большой энциклопедический словарь. - М. 1998. - С. 1383.
3. Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001.
4. Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. -- М.:Академический проект, 2001.
5. Кувшинская И.В. Шумер // Всемирная история. Древний мир. - М. 2003. - С. 31-55.
6. Мифология. Энциклопедия, - М.:Белфакс, 2002
7. Мифы народов мира // Под ред. Токарева А.С. - М. 7. I и II тома.
8. С. Фингарет "Мифы и легенды Древнего Востока", -М.:Норинт, 2002
9. С. Крамер "Мифология Шумера и Аккада", -М.:Просвещение, 1977
10. Хрестоматия по истории Древнего Востока, ч. 1-2, -М., 1980
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ
на тему: «Фетишизм как ранняя форма религии»
студентка группы КЗУ — 11
курс, группа
Преподаватель: Винокуров В.И.
Ульяновск – 2011
План:
1. Появление фетишизма
2. Влияние фетишизма на античный мир
3. Пережитки фетишизма древнегреческих культов в современном мире
Появление фетишизма
Чтобы понять, что же такое фетишизм, необходимо обратиться к энциклопедическому словарю А.М. Прохоров "Советский энциклопедический словарь", М., "Советская энциклопедия", 1987.. Фетишизм (от французского "fйtiche" - идол, талисман). Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов - фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. Фетишизм был распространён у всех первобытных народов. Например, боги изображались, во-первых, в виде животных и неодушевленных предметов (фетишей), во-вторых, в облике людей с головой того или иного животного, в-третьих, мужчинами или женщинами. Изображение богов в виде животных или неодушевленных фетишей, как и в виде мужчин и женщин, является отражением в искусстве соответствующих стадий религиозного мышления. Антропоморфные изображения богов статичны, канонически обусловлены и символичны, т. е., по существу, фигура одного бога или богини ничем не отличается от фигуры другого бога или богини, различны лишь присущие им инсигнии. К примеру, древнеегипетские божества изображались обычно в торжественных, культовых позах (как и христианские святые), никаких «вольностей» греческого типа не допускалось. В эпоху тотемизма и фетишизма народы мира, считали божеством то или иное животное, тот или иной фетиш, иначе говоря, наделяли сверхъестественными качествами конкретный одушевленный или неодушевленный предмет, т. е. нечто материальное. Перенесение человеческого сознания на природу и на неодушевленные предметы закономерно на определенном этапе исторического развития общества, чаще всего в период общинно - родового строя. Человек видит в природе и в окружающих его предметах свой аналог, обладающий присущими ему эмоциями и способностью мыслить. Все это достаточно хорошо известно научному, материалистическому религиоведению. С развитием производительных сил и производственных отношений, с изменением мировосприятия и подъемом мышления на более высокую ступень появляются представления о силах, находящихся вне объектов почитания, но как-то с ними связанных. Так возникают боги. Божество невидимо и неосязаемо, но в такой же мере реально, как и материальное изображение божества. "Фетиш", "фетишизм" - термины сравнительного изучения религии, ведущие свое начало от португальского слова "feiticо" (латинское factitius - волшебный, чудодейственный). Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода - реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы. После ознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого и Невольничьего берега), в XV в., они стали применять тот же термин ко всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негры относились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу. В форме fetiche, fetich термин с течением времени получил право гражданства во французском, английском и других европейских языках. В науку, в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов, впервые ввел его в 1760 г. известный де Бросс В книге "Du culte des dieax fetiches оu Parallele de l'ancienne Religion de l'Egypte avec la religion de Nigritie". Но он неверно понял самую природу фетишизма и дал ему слишком широкое значение. Под фетишем де Бросс понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, напр.: дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.", причем поклонение неодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно им самим, а не присущим им разумным началам. Конт еще более расширил термин фетишизма, обозначая им анимистическое воззрение первобытного человека на объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. До настоящего времени многие ученые склонны относить к фетишизму культ животных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт), или все объекты первобытного культа (Басиан), упраздняя тем самым всякую точность и определенность термина. Более или менее ограничил его значение Тайлор, считая фетишизм лишь второстепенной отраслью анимизма, именно "учением о духах, воплощенных в вещественных предметах, или, связанных с ними, или действующих через их посредство", и отделяя от него культ животных, растений, феноменов природы, духов, идолов. Но и в этом виде термин начинает не удовлетворять ученых; Джевонс, напр., предлагает совершенно упразднить его, как пугающий своей неопределенностью. Тем не менее, термин может удержаться в науке, если под ним подразумевать не отдельную стадию религии (какой в действительности никогда не существовало) и не психологическую категорию фактов, а совокупность отдельных неодушевленных предметов (но не цельных феноменов природы), в их естественном виде или так или иначе приспособленных, составляющих в том или ином смысле объект культа. Нет такого предмета, хотя бы самого ничтожного, вроде простого булыжника или кусочка дерева, который не мог бы быть фетишем, и нет такого чуда, которого этот ничтожный объект не мог совершить. Нужно только уметь его выбрать, окружить заботами и не раздражать. Когти, рога, хвост, фаллос, шкура и другие части животного - объекты культа у самых различных народов; столь же распространено поклонение палкам, камням и другим подобным объектам неодушевленной природы. Генезис фетишизма очень сложен, но, в общем, он кроется в анимистическом воззрении на природу, по которому даже объекты неодушевленного мира одарены жизнью, разумом, волей и душой. Поэтому односторонне мнение, объясняющее фетишизм преимущественно тем, что фетиш является вместилищем вселившегося в него извне духа-божества. Первичным типом фетиша должно считать тот, в котором усматривали самостоятельную, в нем самом кроющуюся, а не внешнюю, вселившуюся в него извне силу. Первобытный человек в каждом камешке, в каждом куске дерева видит нечто живое. Долговечность камня - совершенно достаточное основание для заключения о его всеведении. Для того, чтобы из материального объекта сотворить фетиш, первобытный человек должен, однако, иметь основание думать, что данный объект отличается чем-нибудь особенным от других, ему подобных. Если тот или другой объект имеет не совсем обыкновенную форму или найден при какой-нибудь необыкновенной обстановке, если присутствие его случайно сопровождается каким-нибудь экстраординарным обстоятельством - удачей или, наоборот, несчастьем. Существуют фетиши, которые не обладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу лишь вследствие близости их или отношения к тому или другому божеству или священному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, взятая из храма, гробницы шамана, местопребывания какого-нибудь божества и т. п. мест, в силу своего табу, может стать могучим средством против врага или божеством-хранителем. К фетишизму очень близко примыкает идолопоклонство: идол (предмет из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулеты, талисманы) отличается от фетиша только тем, что он представляет собою материальный объект, которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеется на лицо материальное изображение, оно, по воззрению анимиста, обязательно либо обладает собственной, самостоятельной душой, либо может стать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем или другим соображениям решившегося поселиться в нем. Психология идолопоклонства - та же, что у фетишизма: вера, что в идоле есть могущественная душа или что в него вселился дух божества, который, в награду за хороший уход или за красивую форму, ему данную, оказывает помощь человеку. Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений человека. В самом деле, анимизм с его одухотворением природы и предков и тотемизм с его культом тех же мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира при всей бесплотности его обитателей ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными потенциями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества и поэтому должное уважение к ним - первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой. Можно вспомнить ораторов, которые часто клялись богами, уверяя толпу в своей правоте. Мифопоэтическое творчество всегда было тесно связано с духовной жизнью и религиозными представлениями людей. Это легко понять: коль скоро основой духовной жизни первобытного человека были его родство с тотемом, культ умерших предков, одухотворение мира или перенесение магической силы на идолы и амулеты, то неудивительно, что центральное место в мифологии занимали зооантропоморфные предки или обоготворенные герои, которым под силу любые чудеса. С именами так называемых культурных героев в мифах обычно ассоциировались важнейшие изобретения или нововведения, будь то добывание огня или установление форм семьи и брака, изготовление оружия и орудий труда или учреждение правил инициации. Большое место в первобытной мифологии занимали и космогонические сюжеты, т. е. предания о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, наконец, человека. В мифах отчетливо прослеживается влияние тотемизма: духи нередко обладают волшебным свойством перевоплощаться, менять свой облик; обычным делом считаются брачные связи между человеком и животным, а то и фантастическим монстром. В мифологии в образной форме обычно запечатлевались те важнейшие связи между жизнью и смертью, природой и культурой, мужским началом и женским, которые ранее всего осмыслялись человеком в процессе его наблюдений, изучения законов мира.
Влияние фетишизма на античный мир
Одним из важных последствий греческого
влияния было распространение греческой
философии в обществе (в частности,
в римском), взглядов греческих философов
на религию и богов. Высшая римская
аристократия, знакомая с греческой
философией, начинает скептически относиться
к религиозным верованиям, хотя и
рассмат-ривала религию как необходимое
средство управления народом. Распространение
мистических восточных культов
в низших массах, скептическое отношение
к римской религии у
Пережитки фетишизма
древнегреческих культов в
Фетишизм, начиная с де Бросса, долгое
время считали самой низшей и
первобытной формой религии; но это
воззрение явилось лишь результатом
неверного представления о
Список использованной литературы:
1.
"Ранняя греческая лирика: Миф,
культ, мировоззрение, стиль",
ред. И.В. Шталь, СПб.,"
2.
Андреев Ю.В. "Цена свободы и
гармонии: Несколько штрихов к
портрету греческой
3. Леви - Брюль К. "Сверхъестественное в первобытном мышлении", М., 1937
4. Миркина З., Померанц Г. "Великие религии мира", М. "Рипол", 1995
5. Никола М.И. "Античная литература" учебное пособие, М., "Флинта", "Наука", 2001
6. Нильссон М. "Греческая народная религия" (Пер.с англ. С. Клементьевой); СПб., Алетейя,1998
7. Прохоров А.М. "Советский энциклопедический словарь", Москва, "Советская энциклопедия", 1987г.
8. Тахо-Годи А.А., А.Ф Лосев. "Греческая культура в мифах, символах и терминах", СПб., "Алетейя",1999
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: ИСТОРИЯ ТЕАТРА И ХОРЕОГРАФИИ
на тему: «Русский театр 17 века»
студентка группы КЗУ — 11
курс, группа
Преподаватель: Мартыненко А.В.
Ульяновск – 2011
ПЛАН
ИСТОКИ РУССКОГО ТЕАТРА
Как и другие виды
искусств, театр создавался народом
на заре своей жизни, в эпоху древнекаменного
века, когда человек еще не считал
его искусством. Участвовали в
труде и песни, ритмически организовывавшие
коллективный труд, помогавшие человеку,
например, когда он молотил, мял глину
и т.п. Зародышами театрального искусства
были ряжение и маскирование первобытного
охотника в шкуры и подражание
повадкам и голосу животных или птиц,
к которым он подкрадывался; он становился
похожим на них настолько, что
те подпускали его на близкое расстояние.
Так охотник оказывался как бы
«актером», игравшим роль животного
или птицы. |