Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.
Однако своей славой «золотой век» испанского искусства обязан прежде всего Диего Веласкесу (1599--1660), любимцу короля Филиппа IV, непревзойденному мастеру портрета.
Живопись Нидерландов. Политический
и экономический расцвет
Великолепный портретист Франс Хале (между 1581 и 1585-- 1666) с неподражаемой легкостью передает в групповых портретах яркость характеров, индивидуальность каждого персонажа и единство всей группы. Художник стремится запечатлеть человека в миг оживления и радости («Цыганка», «Мулат»), мастерски передавая оттенки смеха. -
Творчество голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606--1669) -- вершина европейской живописи XVII в. «Когда стоишь перед полотнами Франса Халса, -- сказал один из современных немецких художников, -- то появляется желание рисовать; когда же видишь картины Рембрандта, то это желание сразу же пропадает». Рембрандт стремится к неизмеримо большему, нежели просто живописное постижение материального мира. В его полотнах глубина психологических характеристик (Рембрандта часто называют «живописцем человеческой души») сочетается с исключительным мастерством живописи, основанном на эффектах светотени («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).
Крупнейший французский художник XVII в., представитель классицизма Никола Пуссен (1594--1665) видел воплощение своих эстетических идеалов в античном наследии. Пуссен прославляет высокие моральные человеческие качества, благородство разума, берущего верх над чувствами. Мировоззрение Пуссена проявляется во всем образном строе его произведений: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородной ясности их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в четком делении композиции на отдельные группы, в спокойном ритме и скульптурной статичности фигур («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др.).
Камерная, нарядная, изысканная живопись Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара великолепно соответствовала утонченному, легкому и динамичному стилю интерьеров рококо XVIII в. Большинство их полотен посвящено изображению придворного аристократического общества, галантных и бытовых сцен.
XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.
Основу буржуазного
Идеи американской революции. В период Войны за независимость в Северной Америке (1775--1783) был выдвинут ряд принципиально новых идей, особенно в области политики и права. Проблема прав человека выдвигалась и прежде, например, деятелями французского просвещения. Однако лидеры американской революции -- Джордж Вашингтон (1732--1799), избранный первым президентом США, философ Томас Пейн (1737--1809), выступивший в 1776 г. с памфлетом «Здравый смысл», и Томас Джефферсон (1743--1826), третий президент США, автор «Декларации независимости США», -- придали проблеме прав человека фундаментальное значение. Они указали на решающее значение этих прав при создании правового государства и истолковали их как политическую, моральную и правовую основу всех остальных прав и свобод в гражданском обществе. Было показано, что без обеспечения прав человека невозможно становление правового государства. Лидеры американской революции обосновали бесспорное юридическое первенство прав человека над правами социальными, экономическими и культурными.
Великая французская революция.
Мощный подъем в развитии политической
культуры и правовой мысли связан
с Великой французской
Драматические события Великой
французской революции стали
символом насильственного
Русское Просвещение. Для России XVIII век был веком российского Просвещения. В этом отношении Россия уже не отставала от Запада: ведь и там Просвещение принесло плоды лишь в XVIII в. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижений народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры.
Петр /в годы своего правления (1689--1725) провел реформы, направленные на ускоренное промышленно-техническое, экономическое, военное и культурное развитие страны. В России стали открываться школы -- навигацкие, медицинские, инженерные, землеустроительные; преподавать в них приглашали специалистов из других стран, главным образом из Германии. За границу на учебу посылали сотни дворянских юношей для усвоения наук, техники, строительного и корабельного дела, искусства торговли.
По инициативе Петра с 1703 г. в Петербурге стали выходить «Ведомости» -- первая русская газета (размером с почтовую открытку). В Москве открылся первый публичный театр. Петр по ставил перед ним задачу воспитания гражданина, главной чертой которого должно быть осознание долга перед родиной.
Петр I лишил церковь
Частная жизнь дворянства, по мысли Петра, не должна была ........... сты света и тени. Построенная им бронзовая сень (балдахин) в центре собора св. Петра в Риме с витыми колоннами считается первым произведением зрелого барокко. Известна также колоннада площади перед этим собором.
Не менее значимо творчество другого представителя зрелого итальянского барокко архитектора Франческо Борромини (1599--1667). Творения Борромини отличаются особой пышностью, экспрессивностью форм, максимальной напряженностью. Главное произведение Борромини -- церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (у четырех фонтанов) в Риме (1667), волнообразный фасадкоторой расчленен двухярусной колоннадой, украшен скульптурой, нишами и живописными панно.
Дворцово-парковый ансамбль Версальского дворца в пригороде Парижа создавался в 1668--1689 гг. Построенный в стиле французского классицизма, он стал символом славы и величия Людовика XIV. Это был плод коллективного творчества архитектора Луи Лево, живописца-декоратора Шарля Лебрена и садового архитектора Андре Ленотра. Позже строительством в Версале занимались Ф. дОрбе и Жюль Ардуэн-Мансар. Последний создал главное помещение дворца -- знаменитую Зеркальную галерею. Композиция дворца прекрасно воплощала идею самодержавной королевской власти: в центре находится дворец -- резиденция короля, подчиняющая себе окружающий ландшафт. Регулярный, или французский, парк, созданный Ленотром и Ардуэном-Мансаром, представлял собой строгую геометрическую систему с симметричным расположением всех ее элементов: газонов, аллей, бассейнов, фонтанов и скульптур. Версаль впоследствии стал образцом королевской резиденции для всей Европы XVII--XVIII вв.
Собор Дома Инвалидов в Париже, замечательный памятник французского барокко, -- тоже творение великого Ардуэна-Мансара.
В XVIII в. искусство барокко, достигнув апогея, сменяется стилем рококо (от франц. госаШе -- декоративный мотив в виде раковины). Этот стиль возник во Франции в период кризиса абсолютизма. Для рококо характерен уход от жизни в мирфантазии, виллюзорный и идиллический мир театральной игры, мифологических и пасторальных сюжетов. В искусстве рококо господствует грандиозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, для них характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические сюжеты. Декоративное искусство характеризуется асимметрическими композициями, духом интимности и комфорта.
Большую роль в архитектуре барокко и рококо играет прием зрительного обмана, иллюзии. Росписи на потолке сделаны таким образом, что наблюдатель, переводя взгляд со строительной конструкции на живописное изображение, а затем на открытое небо, как бы принимает участие в собрании святых (церковь в монастыре Цвифальтен). Алтарь нередко устроен таким образом, что присутствующий ощущает свое непосредственное участие в происходящем (алтарь церкви монастыря Рор).
В Италии преодоление маньеризма связано прежде всего с такими именами, как братья Карраччи -- Лодовико (1555--1619), Агостино (1557--1602) и Аннибале (1560--1609) -- и Микеланджело да Караваджо (1573--1610). Шедевры Караваджо -- большие алтарные росписи «Положение во гроб», «Успение Марии» -- отличают лаконизм и простота композиции, возвышенность образов, эмоциональная напряженность, чистый и звонкий колорит.
Свойственные искусству барокко приподнятость, патетика, бурное движение, полнокровность и жизнерадостное и> празднуют свой подлинный триумф в творчестве великого фламандского живописца Питера Пауэла Рубенса (1577--1640). В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи») художник сочетал мифологические сюжеты и иносказания с реалистическими элементами, что было новым словом в развитии исторической живописи. Полны живого обаяния портреты кисти этого мастера («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»). Красочная жизнеутверждающая живопись Рубенса -- это своеобразный синтез искусства севера и юга, национальный вариант итальянского барокко.
Золотой век испанской живописи. Период барокко был «золотым веком» испанской живописи. В течение многих столетий Испания служила для христианской Европы пограничным бастионом, ограждающим ее от ислама. Испанское искусство конца XVI -- начала XVII вв. несет печать мрачного величия и трагизма -- достаточно вспомнить работы великого Эль Греко (1541--1614) -- «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел» и др. Позже в драматическом и торжественном ключе религиозные сюжеты разрабатывали Хусепе Рибера (1591--1652) и Франсиско Сурбаран (1598-- 1664). Строгость и простота характерны для полотен Бартоломе Эстебана Мурильо (1618--1682), изображавшего сцены из народной жизни или религиозные сюжеты. Его произведения проникнуты мягким лиризмом («Отдых на пути в Египет»), в них тонко воспроизведены эффекты света, воздушность среды.
Однако своей славой «золотой век» испанского искусства обязан прежде всего Диего Веласкесу (1599--1660), любимцу короля Филиппа IV, непревзойденному мастеру портрета.
Живопись Нидерландов. Политический
и экономический расцвет
Великолепный портретист Франс Хале (между 1581 и 1585-- 1666) с неподражаемой легкостью передает в групповых портретах яркость характеров, индивидуальность каждого персонажа и единство всей группы. Художник стремится запечатлеть человека в миг оживления и радости («Цыганка», «Мулат»), мастерски передавая оттенки смеха. -
Творчество голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606--1669) -- вершина европейской живописи XVII в. «Когда стоишь перед полотнами Франса Халса, -- сказал один из современных немецких художников, -- то появляется желание рисовать; когда же видишь картины Рембрандта, то это желание сразу же пропадает». Рембрандт стремится к неизмеримо большему, нежели просто живописное постижение материального мира. В его полотнах глубина психологических характеристик (Рембрандта часто называют «живописцем человеческой души») сочетается с исключительным мастерством живописи, основанном на эффектах светотени («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).
Крупнейший французский художник XVII в., представитель классицизма Никола Пуссен (1594--1665) видел воплощение своих эстетических идеалов в античном наследии. Пуссен прославляет высокие моральные человеческие качества, благородство разума, берущего верх над чувствами. Мировоззрение Пуссена проявляется во всем образном строе его произведений: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородной ясности их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в четком делении композиции на отдельные группы, в спокойном ритме и скульптурной статичности фигур («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др.).
Камерная, нарядная, изысканная живопись Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара великолепно соответствовала утонченному, легкому и динамичному стилю интерьеров рококо XVIII в. Большинство их полотен посвящено изображению придворного аристократического общества, галантных и бытовых сцен.
XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.