Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.

Файлы: 1 файл

культура и общество.docx

— 112.80 Кб (Скачать)

 

Однако своей славой «золотой век» испанского искусства обязан прежде всего Диего Веласкесу (1599--1660), любимцу короля Филиппа IV, непревзойденному мастеру портрета.

 

Живопись Нидерландов. Политический и экономический расцвет Нидерландов  в XVII в. повлек за собой взлет в развитии живописи. Большинство живописцев изображали окружающую их повседневную жизнь. Лишь отчасти затронутая влияниями барокко и классицизма, нидерландская живопись выработала на основе глубокого национального чувства свой собственный стиль.

 

Великолепный портретист Франс Хале (между 1581 и 1585-- 1666) с неподражаемой  легкостью передает в групповых  портретах яркость характеров, индивидуальность каждого персонажа и единство всей группы. Художник стремится запечатлеть человека в миг оживления и радости («Цыганка», «Мулат»), мастерски передавая оттенки смеха. -

 

Творчество голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606--1669) -- вершина европейской живописи XVII в. «Когда стоишь перед полотнами Франса Халса, -- сказал один из современных немецких художников, -- то появляется желание рисовать; когда же видишь картины Рембрандта, то это желание сразу же пропадает». Рембрандт стремится к неизмеримо большему, нежели просто живописное постижение материального мира. В его полотнах глубина психологических характеристик (Рембрандта часто называют «живописцем человеческой души») сочетается с исключительным мастерством живописи, основанном на эффектах светотени («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

 

Крупнейший французский  художник XVII в., представитель классицизма Никола Пуссен (1594--1665) видел воплощение своих эстетических идеалов в античном наследии. Пуссен прославляет высокие моральные человеческие качества, благородство разума, берущего верх над чувствами. Мировоззрение Пуссена проявляется во всем образном строе его произведений: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородной ясности их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в четком делении композиции на отдельные группы, в спокойном ритме и скульптурной статичности фигур («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др.).

 

Камерная, нарядная, изысканная живопись Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара великолепно соответствовала утонченному, легкому и динамичному стилю интерьеров рококо XVIII в. Большинство их полотен посвящено изображению придворного аристократического общества, галантных и бытовых сцен.

 

XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.

 

Основу буржуазного правосознания  и принципов государственного права  заложил в XVIII в. французский просветитель, философ Шарль Луи Монтескье (1689--1755). Его главный труд «О духе законов» не устарел до сих пор. Учение о разделении властей в государстве было разработано Монтескье именно в этом сочинении, которое принято считать теоретическим обоснованием правового государства. Впервые учение Локка и Монтескье о разделении властей было реализовано на практике американской революцией, приведшей к самостоятельности США.

 

Идеи американской революции. В период Войны за независимость  в Северной Америке (1775--1783) был выдвинут ряд принципиально новых идей, особенно в области политики и  права. Проблема прав человека выдвигалась  и прежде, например, деятелями французского просвещения. Однако лидеры американской революции -- Джордж Вашингтон (1732--1799), избранный первым президентом США, философ Томас Пейн (1737--1809), выступивший в 1776 г. с памфлетом «Здравый смысл», и Томас Джефферсон (1743--1826), третий президент США, автор «Декларации независимости США», -- придали проблеме прав человека фундаментальное значение. Они указали на решающее значение этих прав при создании правового государства и истолковали их как политическую, моральную и правовую основу всех остальных прав и свобод в гражданском обществе. Было показано, что без обеспечения прав человека невозможно становление правового государства. Лидеры американской революции обосновали бесспорное юридическое первенство прав человека над правами социальными, экономическими и культурными.

 

Великая французская революция. Мощный подъем в развитии политической культуры и правовой мысли связан с Великой французской революцией 1789 г. В отличие от американской революции, которая не уничтожила рабство в  стране, французская революция радикально обновила общество, уничтожила феодальную социальную систему, приняла Декларацию прав человека и гражданина, провозгласила  лозунги свободы, равенства и  братства. Американская революция таких  лозунгов не выдвигала, но принципы свободы  и самостоятельности индивида утверждала более широко и основательно. Французский  гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона), который был продуктом революции, утвердил в Западной Европе нормы  буржуазного правопорядка. С этого  кодекса начинается история буржуазного  социально-экономического и государственного права в Европе.

 

Драматические события Великой  французской революции стали  символом насильственного государственного переворота. Многие свободомыслящие  европейцы с воодушевлением приветствовали ее начало. «Это величайшее событие, которое  когда-либо происходило в мире, и  к тому же самое лучшее!» -- воскликнул английский политик Ч. Дж. Фоке, узнав о падении Бастилии. Однако надежды многих сторонников революции быстро рухнули. Она оказалась не только жестокой и кровавой, но и вызвала войны в Европе. До основания разрушив старый порядок, она привела к появлению на политической арене таких непредвиденных факторов, как психологическое запугивание, а также идеологическую борьбу, выходящую за национальные границы.

 

Русское Просвещение. Для  России XVIII век был веком российского  Просвещения. В этом отношении Россия уже не отставала от Запада: ведь и там Просвещение принесло плоды лишь в XVIII в. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижений народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры.

 

Петр /в годы своего правления (1689--1725) провел реформы, направленные на ускоренное промышленно-техническое, экономическое, военное и культурное развитие страны. В России стали  открываться школы -- навигацкие, медицинские, инженерные, землеустроительные; преподавать в них приглашали специалистов из других стран, главным образом из Германии. За границу на учебу посылали сотни дворянских юношей для усвоения наук, техники, строительного и корабельного дела, искусства торговли.

 

По инициативе Петра с 1703 г. в Петербурге стали выходить «Ведомости» -- первая русская газета (размером с почтовую открытку). В Москве открылся первый публичный театр. Петр по ставил перед ним задачу воспитания гражданина, главной чертой которого должно быть осознание долга перед родиной.

 

Петр I лишил церковь самостоятельности, подчинив ее государству и уничтожив  институт патриархии, ограничил вмешательство  духовенства в культурную жизнь  страны. Можно сказать, что именно Петр начал секуляризацию культуры в Русском государстве. Он хотел  придать культуре светский характер и во многом преуспел в этом.

 

Частная жизнь дворянства, по мысли Петра, не должна была ........... сты света и тени. Построенная им бронзовая сень (балдахин) в центре собора св. Петра в Риме с витыми колоннами считается первым произведением зрелого барокко. Известна также колоннада площади перед этим собором.

 

 

Не менее значимо творчество другого представителя зрелого  итальянского барокко архитектора  Франческо Борромини (1599--1667). Творения Борромини отличаются особой пышностью, экспрессивностью форм, максимальной напряженностью. Главное произведение Борромини -- церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (у четырех фонтанов) в Риме (1667), волнообразный фасадкоторой расчленен двухярусной колоннадой, украшен скульптурой, нишами и живописными панно.

 

Дворцово-парковый ансамбль Версальского дворца в пригороде  Парижа создавался в 1668--1689 гг. Построенный  в стиле французского классицизма, он стал символом славы и величия  Людовика XIV. Это был плод коллективного  творчества архитектора Луи Лево, живописца-декоратора Шарля Лебрена и садового архитектора Андре Ленотра. Позже строительством в Версале занимались Ф. дОрбе и Жюль Ардуэн-Мансар. Последний создал главное помещение дворца -- знаменитую Зеркальную галерею. Композиция дворца прекрасно воплощала идею самодержавной королевской власти: в центре находится дворец -- резиденция короля, подчиняющая себе окружающий ландшафт. Регулярный, или французский, парк, созданный Ленотром и Ардуэном-Мансаром, представлял собой строгую геометрическую систему с симметричным расположением всех ее элементов: газонов, аллей, бассейнов, фонтанов и скульптур. Версаль впоследствии стал образцом королевской резиденции для всей Европы XVII--XVIII вв.

 

Собор Дома Инвалидов в  Париже, замечательный памятник французского барокко, -- тоже творение великого Ардуэна-Мансара.

 

В XVIII в. искусство барокко, достигнув апогея, сменяется стилем рококо (от франц. госаШе -- декоративный мотив в виде раковины). Этот стиль возник во Франции в период кризиса абсолютизма. Для рококо характерен уход от жизни в мирфантазии, виллюзорный и идиллический мир театральной игры, мифологических и пасторальных сюжетов. В искусстве рококо господствует грандиозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, для них характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические сюжеты. Декоративное искусство характеризуется асимметрическими композициями, духом интимности и комфорта.

 

Большую роль в архитектуре  барокко и рококо играет прием  зрительного обмана, иллюзии. Росписи  на потолке сделаны таким образом, что наблюдатель, переводя взгляд со строительной конструкции на живописное изображение, а затем на открытое небо, как бы принимает участие  в собрании святых (церковь в монастыре  Цвифальтен). Алтарь нередко устроен таким образом, что присутствующий ощущает свое непосредственное участие в происходящем (алтарь церкви монастыря Рор).

 

В Италии преодоление маньеризма связано прежде всего с такими именами, как братья Карраччи -- Лодовико (1555--1619), Агостино (1557--1602) и Аннибале (1560--1609) -- и Микеланджело да Караваджо (1573--1610). Шедевры Караваджо -- большие алтарные росписи «Положение во гроб», «Успение Марии» -- отличают лаконизм и простота композиции, возвышенность образов, эмоциональная напряженность, чистый и звонкий колорит.

 

Свойственные искусству  барокко приподнятость, патетика, бурное движение, полнокровность и жизнерадостное и> празднуют свой подлинный триумф в творчестве великого фламандского живописца Питера Пауэла Рубенса (1577--1640). В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи») художник сочетал мифологические сюжеты и иносказания с реалистическими элементами, что было новым словом в развитии исторической живописи. Полны живого обаяния портреты кисти этого мастера («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»). Красочная жизнеутверждающая живопись Рубенса -- это своеобразный синтез искусства севера и юга, национальный вариант итальянского барокко.

 

Золотой век испанской  живописи. Период барокко был «золотым веком» испанской живописи. В течение  многих столетий Испания служила  для христианской Европы пограничным  бастионом, ограждающим ее от ислама. Испанское искусство конца XVI -- начала XVII вв. несет печать мрачного величия  и трагизма -- достаточно вспомнить работы великого Эль Греко (1541--1614) -- «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел» и др. Позже в драматическом и торжественном ключе религиозные сюжеты разрабатывали Хусепе Рибера (1591--1652) и Франсиско Сурбаран (1598-- 1664). Строгость и простота характерны для полотен Бартоломе Эстебана Мурильо (1618--1682), изображавшего сцены из народной жизни или религиозные сюжеты. Его произведения проникнуты мягким лиризмом («Отдых на пути в Египет»), в них тонко воспроизведены эффекты света, воздушность среды.

 

Однако своей славой «золотой век» испанского искусства обязан прежде всего Диего Веласкесу (1599--1660), любимцу короля Филиппа IV, непревзойденному мастеру портрета.

 

Живопись Нидерландов. Политический и экономический расцвет Нидерландов  в XVII в. повлек за собой взлет в развитии живописи. Большинство живописцев изображали окружающую их повседневную жизнь. Лишь отчасти затронутая влияниями барокко и классицизма, нидерландская живопись выработала на основе глубокого национального чувства свой собственный стиль.

 

Великолепный портретист Франс Хале (между 1581 и 1585-- 1666) с неподражаемой  легкостью передает в групповых  портретах яркость характеров, индивидуальность каждого персонажа и единство всей группы. Художник стремится запечатлеть  человека в миг оживления и  радости («Цыганка», «Мулат»), мастерски  передавая оттенки смеха. -

 

Творчество голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606--1669) -- вершина европейской живописи XVII в. «Когда стоишь перед полотнами Франса Халса, -- сказал один из современных немецких художников, -- то появляется желание рисовать; когда же видишь картины Рембрандта, то это желание сразу же пропадает». Рембрандт стремится к неизмеримо большему, нежели просто живописное постижение материального мира. В его полотнах глубина психологических характеристик (Рембрандта часто называют «живописцем человеческой души») сочетается с исключительным мастерством живописи, основанном на эффектах светотени («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

 

Крупнейший французский  художник XVII в., представитель классицизма Никола Пуссен (1594--1665) видел воплощение своих эстетических идеалов в античном наследии. Пуссен прославляет высокие моральные человеческие качества, благородство разума, берущего верх над чувствами. Мировоззрение Пуссена проявляется во всем образном строе его произведений: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородной ясности их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в четком делении композиции на отдельные группы, в спокойном ритме и скульптурной статичности фигур («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др.).

 

Камерная, нарядная, изысканная живопись Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара великолепно соответствовала утонченному, легкому и динамичному стилю интерьеров рококо XVIII в. Большинство их полотен посвящено изображению придворного аристократического общества, галантных и бытовых сцен.

 

XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.

Информация о работе Культура и общество