Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.

Файлы: 1 файл

культура и общество.docx

— 112.80 Кб (Скачать)

 

Публицист, писатель и философ  Я.П. Козельский (ок. 1728 -- ок. 1794), выступая пропагандистом идей Руссо, ставил вопрос об отмене крепостного права, высказывал уравнительные идеи о владении собственностью. Стремясь «размельчить» политику, заменить ее обсуждением бытовых тем, Екатерина II в 1768 г. разрешила издание сатирических журналов и, подавая пример, сама начала издавать журнал «Всякая всячина» (официальным его издателем считался Г.В. Козицкий.). В пятилетие с 1769 по 1774 г. выходило более пятнадцати сатирических журналов. Самыми известными были «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» Н.И. Новикова. Издателям было предписано не касаться политики; по требованию императрицы из сатирических журналов исключалось все, что было не в «улыбательском духе». В такой обстановке в России зарождалась русская освободительная мысль: издатели воевали со «Всякой всячиной» за право на свободомыслие. «Живописец» Новикова был закрыт в связи с восстанием Емельяна Пугачева. Фаворит Екатерины II Григорий Потёмкин в 1774 г. расправился с остальными журналами.

 

В 1783 г. с разрешения царицы начал выходить журнал «Собеседник  любителей русской словесности», издаваемый Академией наук. Его фактическим  редактором была княгиня Е.Р. Дашкова, директор Академии. Журнал опубликовал  оду Державина «К Фе-лице». Державин разрушил эстетику классицизма, выдвинув новый для русской литературы принцип -- творческая личность автора есть основа поэзии. Державин подчеркивал определяющее значение личностного отношения автора к изображаемой действительности. Схемы классицизма с их условностью были разрушены.

 

Следующий шаг в развитии русской литературы сделал Фонвизин. Его комедия «Недоросль» стала сатирическим портретом дворянского и купеческого общества России его времени, шагом русской литературы на пути к реализму XIX в. В 1783 г. появляются тираноборческие трагедии Я.Б. Княжнина и Н.П. Николаева, и в том же году А.И. Радищев (1749--1802) пишет сразу ставшую знаменитой оду «Вольность». В 1790 г. появилось его «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко обличалось самодержавие и крепостничесво. В 1786 г. Иван Андреевич Крылов (1769--1844) выступил с тираноборческими идеями в трагедии «Фи-ломена», но широкую известность в России принесли ему басни, проникнутые демократическим духом и отличающиеся сатирической остротой. Крылов развил искусство политического памфлета, нашедшее свое зрелое выражение в издаваемом им сатирическом журнале «Почта духов», где присутствовала и сокрушительная ирония, и ядовитый смех, и сарказм, и острая шутка.

 

Сентиментализм в русской  литературе конца XVIII в. был представлен двумя основными течениями: А.И. Радищев и И.А. Крылов были выразителями линии гражданственности и демократизма, а Н.М. Карамзин развивал русский сентиментализм в русле творческого метода Л. Стерна. В нашей литературоведческой литературе было принято, учитывая революционно-демократическую направленность творчества Радищева и принимая во внимание либеральные, а впоследствии и консервативные социальные воззрения Карамзина, отдавать предпочтение первой линии и недооценивать развитие сентиментализма в литературе XVIII в. Нельзя не отметить того важного обстоятельства, что обе ветви сентиментализма в русской литературе XVIII в. были событиями одинаковой важности в истории русской культуры, и мы вправе гордиться не только демократическим пафосом «Путешествия» Радищева, но и всем творчеством Карамзина, ставшим классическим выражением достижений русской культуры XVIIIв.

 

Музыка. В первой половине XVIII в. в музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Творчество русских композиторов касалось лишь сферы церковного пения и официально-торжественной музыки. В 70-х гг. начала формироваться русская композиторская школа, обратившаяся к народному песенному творчеству. В 1772 г. в Царском Селе была поставлена первая русская комическая опера «Анюта» на крестьянскую тему, текст которой был написан М.И. Поповым. Большой успех имела талантливая комическая опера М.М. Соколовского -- Е.И. Фомина «Мельник -- колдун, обманщик и сват» на текст А.О. Аблесимова. Сюжет ее, заимствованный у Руссо, был умело приспособлен к русским реалиям.

 

Архитектура. Российская империя, укрепившаяся при Петре I и занявшая видное место среди европейских  держав, нуждалась в архитектурных  свидетельствах своей славы, могущества и богатства. Поэтому царский  двор и вельможи не жалели денег  на возведение зданий общественного  назначения, дворцов в городах  и усадьбах. Развернувшееся с 1712 г. строительство  новой столицы Санкт-Петербурга вызвало отправку в Европу молодых  людей для обучения инженерным наукам и художественным ремеслам, приглашение  из Европы инженеров, художников, архитекторов и ремесленников. При Петре в  Петербурге работали архитекторы разных национальностей: французы, немцы, голландцы, итальянцы; каждый из них вносил национальный колорит в свои творения в стиле  барокко. Из построек петровского времени  следует отметить прежде всего Собор Петропавловской крепости архитектора До-менико Трезини (ок. 1670--1734), представителя раннего барокко. Он же построил здание Двенадцати коллегий (ныне -- университет) на Басильевском острове.

 

Однако расцвет барокко  в России связан с именем одного из крупнейших зодчих того времени  Варфоломея Растрелли (1700-- 1771), сына известного скульптора Бартоломео Карла Растрелли. Вершины мастерства Растрелли -- Большой Царскосельской дворец, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Этим зданиям, построенным в стиле барокко, Растрелли придал ослепительную пышность, особенно проявившуюся во внутренней отделке.

 

В Москве в стиле барокко  успешно работал архитектор Д.В. Ухтомский (1719--1774), который много  сделал для распространения в  России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. Он построил в  Москве Красные ворота, каменный Кузнецкий  мост через реку Неглинку, а в  подмосковной Троице-Сер-гиевой лавре достроил два верхних яруса колокольни.

 

60-е и 70-е гг. XVIII в. -- это время поворота к классицизму в русской архитектуре. Пышность и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени; им на смену приходят строгая простота и величие классицизма. Русские классицисты обращали пристальное внимание на городской ансамбль, достигнув в этой области высокого совершенства. Создаваемые ими городские ансамбли меняли лицо города, придавая ему тот «строгий, стройный вид», которым восхищался Пушкин, говоря о Петербурге. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были русский зодчий А.Ф. Кокоринов (1726--1772) и приехавший из Франции архитектор Жан Батист Баллен-Деламот (1729--1800). Здание Академии художеств в Петербурге построено русским архитектором Кокориновым по проекту Валлена-Деламота уже в новом стиле, хотя еще имеет некоторые барочные черты. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антонио Ринальди (ок. 1710--1794), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада, старый Эрмитаж в Петербурге Ю.М. Фельтена (1730 или 1732--1801) утверждали классицизм в русской архитектуре.

 

Величайшим русским зодчим второй половины XVIII в. был В.И. Баженов (1737 или 1738--1799) -- первый выпускник Академии художеств. По его проектам в Петербурге были построены Каменноостровский дворец и Арсенал. Баженовым был разработан, но не осуществлен проект Кремлевского дворца в Москве. Зодчий пытался в этом проекте осуществить синтез традиций древнерусской архитектуры и классицизма. Проект Баженова поражал размахом и смелостью, современники называли его «восьмым чудом света». Однако недостаток средств заставил Екатерину отказаться от постройки баженовского ансамбля. Баженовым был создан грандиозный дворцовый ансамбль в Царицыне -- подмосковном имении Екатерины II; однако строительство не было завершено, а часть дворцового ансамбля по приказу царицы даже разрушена. Пережив постигший его удар, Баженов долгое время жил в Москве. Здесь он построил немало частных зданий, в их числе -- изумительный по красоте дом Пашкова (ныне одно из зданий Государственной Российской библиотеки).

 

Баженов был учеником школы  Ухтомского. Та же школа дала другого  выдающегося архитектора -- И.Е. Старова (1745--1808). Его лучшее произведение -- Таврический дворец в Петербурге -- построено в духе строгого классицизма. Это здание вызвало много подражаний по всей России (усадьбы богатых помещиков).

 

Одновременно с Баженовым  и Старовым в Петербурге работали выходцы из-за рубежа, среди которых особое место заняли шотландец Чарльз Камерон (1730-е гг. -- 1812) и итальянец Джакомо Кваренги (1744--1817). Камерон работал над отделкой комнат Царскосельского дворца (Камеронова галерея); замечательным его творением были дворец и парк с павильоном в Павловске. Камерон превратил этот петербургский пригород в одно из красивейших мест Европы. Кваренги возвел множество построек в Петербурге -- Смольный и Екатерининский институты, здания Академии наук, Государственного банка. Монументальность и строгость форм, свойственная классицизму, достигают в творениях Кваренги наибольшей завершенности.

 

Московским мастером классицизма  был М.Ф. Казаков (1738-- 1812), также ученик школы Ухтомского. Москва обязана  Казакову зданиями Сената в Кремле, Московского дворянского собрания с его знаменитым Колонным залом, старым зданием Московского университета, Голицынской больницей.

 

Изобразительное искусство. Особых успехов русская живопись XVIII в. достигла в области портрета. Множество иностранных портретистов, работавших в России в середине века, познакомили русских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражателями. Крупнейшие русские живописцы XVIII в. -- это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков А.П. Антропов (1716--1795), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с европейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Измайловой, портрет Петра III).

 

Ф.С. Рокотов (17357--1808) пошел  дальше Антропова в раскрытии  человеческого образа и в реалистических тенденциях. Блестящая техника, богатый  колорит, разнообразие композиции обнаруживают незаурядный талант портретиста. Одна из самых замечательных работ  художника -- гармоничный по красочности и свободе кисти портрет поэта В. И. Майкова.

 

Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был Д.Г. Левицкий (ок. 1735--1822). Он создал богатую серию портретов -- Екатерины II, воспитанниц Смольного института, московских купцов. Левицкий показал себя мастером тончайших характеристик даже в парадных портретах (портрет архитектора Кокоринова).

 

Учеником Левицкого был  выдающийся русский и украинский живописец В.Л. Боровиковский (1757--1825). Его портретам были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма -- неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (М.И. Лопухина).

 

Во второй половине XVIII в. выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос.

 

Ф.И. Шубин (1740--1805) был выходцем из среды поморских резчиков по кости. В девятнадцатилетнем возрасте он, подобно Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и его великий  земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом  учеником в Академию художеств. Шубин  создал галерею психологически выразительных  портретов русских людей конца  века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф.Н. Голицын, и статс-секретарь  Екатерины II П.В. Завадовский, и полководец П.А. Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечательных творений Шубина -- бюст Михаила Ломоносова.

 

Творчество другого представителя  классицизма -- скульптора М.И. Козловского (1753--1802) -- было проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» (статуя для Большого каскада в Петергофе) символизировал победу России над Швецией.

 

Говоря о скульптуре России XVIII в., нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716-- 1791) -- памятник Петру I в Петербурге. Идейный замысел «Медного всадника» -- изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.

 

Театр. Замечательным событием культуры начала XVIII в. было открытие первого в России публичного театра -- сначала с немецкими актерами, странствующей труппой Иоганна Кунста (1702), а затем и с русскими. Репертуар состоял из иностранных пьес -- как переводных, так и на языке оригинала. С большим успехом шли комедии Мольера. В середине XVIII в. был основан первый постоянный публичный театр с русскими актерами и пьесами русских авторов -- под руководством основоположника русской классической драматургии -- Сумарокова. Создание театра связано с именем первого русского профессионального актера Ф.Г. Волкова (1729--1763), которого называют «отцом русского театра», т. к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский пуб личный театр. В литературе 2-й половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля игры (Л.Е. Шушерин, Е.С. Санду-нова). Значительное место в театральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество крепостных. Во второй половине века большое распространение получили крепостные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях.

 

Итоги культурного развития России в XVIII в. были впечатляющими. В общественно-политической мысли (Радищев, Новиков, Козельский и др.) сложилось направление, которое стало исходным моментом в развитии идеологии XIX в. Наука выдвинула в XVIII в. ученого-энциклопедиста Ломоносова, вставшего в истории мировой культуры рядом с такими гигантами, как Аристотель и Леонардо да Винчи.

 

Литература к концу XVIII в. дала России крупнейших национальных писателей -- Фонвизина, Державина, Карамзина, подготовивших расцвет русской  литературы XIX в. Реформа русского языка, произведенная Ломоносовым, Державиным и Карамзиным, заложила основы для создания Пушкиным литературного языка, который до нашего времени составляет одно из величайших культурных богатств русского народа. В XVIII в. окончательно сложился русский национальный театр. Расцвет архитектуры и скульптуры свидетельствует о плодотворности влияния европейского классицизма и об опыте его синтеза с древнерусской архитектурой.

 

XVIII в. подготовил в культуре России основные предпосылки для ее необычайного взлета в веке девятнадцатом.

 

Литература

 

 

1. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. - М:, 1998.

 

2. Виппер Р.Ю. История  нового времени. М., 1995.

 

3. Яковлев В.П. История  европейской культуры XVII-XVIII вв. Ростов-на-Дону, 1992.

 

4. Краснобаев Б.И. Русская  культура Второй половины XVII-XVIIIвв. М., 1983.

регламентироваться ни старорежимным  порядком, ни церковными установлениями и Домостроем, а ориентироваться  на западные образцы. По указанию царя были подготовлены и изданы многочисленные руководства, например, переведенные с немецкого «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), учебник хорошего тона «Юности честное зерцало» (1719). Литературные произведения петровского времени носили обычно назидательный характер. Таковы, например, «История о российском матросе Василии Кариотском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «История об Александре российском дворянине».

 

 

Одним из самых последовательных продолжателей петровских реформ был  Феофан Прокопович (1681--1736), церковный  и государственный деятель, близкий  сподвижник царя, глава и душа просветительского кружка «Ученая дружина». Он был автором трагикомедии «Владимир», многих произведений ораторской прозы, писал также лирические и шутливые стихи. В своих произведениях Прокопович впервые создал литературный образ Петра Великого как просвещенного государя, преобразователя России. Феофан оказал заметное влияние на формирование политических и эстетических взглядов молодого А.Д. Кантемира (1708--1744), на просветительскую деятельность и творчество В. К: Тредиаковского (1703--1768). Кантемир и Тредиаковский европеизировали русскую литературу. Первый ввел в нее жанр сатиры, второй начал реформу русского стихосложения. Оба они известны переводами классической и современной им литературы. Кантемир развил тезис Петра I о необходимости подтверждения благородства по происхождению благородством поведения и личными заслугами перед государством. Реформа русского стихосложения, начатая Тредиаковским, получила продолжение и завершение в реформах стиха Ломоносова. Именно благодаря Тредиаковскому в русскую поэзию вошел ямб.

Информация о работе Культура и общество