Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.
Ведущая роль в развитии русской культуры XVIII в. принадлежит великому русскому энциклопедисту М.В. Ломоносову (1711--1765). Ученый-естествоиспытатель мирового значения, он сделал крупнейшие открытия во многих областях знаний. Идеи Ломоносова далеко опередили науку его времени. По определению В.Г. Белинского, Михаил Ломоносов был «Петром Великим русской литературы». Наследие Ломоносова в области языка, теоретической грамматики, стихосложения, в русской словесности XVIII в. в целом огромно и бесценно.
Ломоносов основал первый русский университет в Москве в 1755 г. и реформировал Российскую академию наук, он служил российскому обществу и государству своими широчайшими научными познаниями и кипучей деятельностью на ниве науки и культуры, организуя художественные ремесла, воспитывая первое поколение русских ученых, исследователей, организаторов производства, пропагандируя знания в различных областях и культуру в самом широком ее понимании.
Литература. Господствующим направлением в художественной культуре XVIII в. был классицизм. Важную роль в основании и утверждении классицизма в России сыграл поэт и драматург А. П. Сумароков (1717--1777) -- создатель русской национальной трагедии. Основной идеей его трагедий («Хорев», «Синав и Трувор») была мысль о гражданском долге. Сумароков призывал всех, включая и самого царя, обуздывать личные страсти в интересах общества. В трагедии «Димитрий Самозванец» он провозгласил право народа восстать против тирана. Ученики Сумарокова, жившие позже, в обстановке реакции, наступившей после Крестьянской войны (1773--1775), отказывались от его идей. Даже лучшие из трагедий послесумароковского времени -- трагедии Я.Б. Княжнина (17427--1791) -- превратились в патетическую декларацию против деспотизма, хотя при этом о деспотии ничего не говорилось. Сумароков положил также начало жанру комедии в русской литературе. В его комедиях весьма заметна связь с народным театром Петрушки. Продолжателем Сумарокова стал создатель первой национальной русской комедии -- «Бригадир» -- Д.И. Фонвизин (1744 или 1745 -- 1792). Вслед за Сумароковым в комедии «Чудаки» Княжнин декларировал равенство людей независимо от их происхождения. Завершил развитие русской комедии XVIII в. В.В. Капнист (1758--1823), который преобразовал комедию в социальную сатиру («Ябеда»). Комедии Княжнина и Капниста в XVIII в. подготовили появление комедий Грибоедова и Гоголя в XIX в.
Русская басня как жанр литературы также была разработана Сумароковым. Сатирический дух басен Сумарокова усвоил и продолжил Фонвизин.
В 1779 г. в русской литературе появилось новое имя -- Г.Р.Державин (1743--1816). Это был автор торжественных од, проникнутых идеей сильной государственности. Своим творчеством он разрушал каноны классицизма. Началось становление нового стиля в русской литературе -- сентиментализма. Вступившая на трон Екатерина II сделала французское просветительство официальной модой в России и, взяв его под свое покровительство, пыталась нейтрализовать заложенные в нем демократические тенденции и свободолюбивые устремления.
Уже в 60-е гг. XVIII в. в России входят в моду идеи Жан-Жака Руссо о равенстве людей. Русскому обществу становятся известны труды французских энциклопедистов. Первыми русскими просветителями были публицисты Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, С.Г. Зыбелин.
Публицист, писатель и философ Я.П. Козельский (ок. 1728 -- ок. 1794), выступая пропагандистом идей Руссо, ставил вопрос об отмене крепостного права, высказывал уравнительные идеи о владении собственностью. Стремясь «размельчить» политику, заменить ее обсуждением бытовых тем, Екатерина II в 1768 г. разрешила издание сатирических журналов и, подавая пример, сама начала издавать журнал «Всякая всячина» (официальным его издателем считался Г.В. Козицкий.). В пятилетие с 1769 по 1774 г. выходило более пятнадцати сатирических журналов. Самыми известными были «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» Н.И. Новикова. Издателям было предписано не касаться политики; по требованию императрицы из сатирических журналов исключалось все, что было не в «улыбательском духе». В такой обстановке в России зарождалась русская освободительная мысль: издатели воевали со «Всякой всячиной» за право на свободомыслие. «Живописец» Новикова был закрыт в связи с восстанием Емельяна Пугачева. Фаворит Екатерины II Григорий Потёмкин в 1774 г. расправился с остальными журналами.
В 1783 г. с разрешения царицы
начал выходить журнал «Собеседник
любителей русской словесности»
Следующий шаг в развитии русской литературы сделал Фонвизин. Его комедия «Недоросль» стала сатирическим портретом дворянского и купеческого общества России его времени, шагом русской литературы на пути к реализму XIX в. В 1783 г. появляются тираноборческие трагедии Я.Б. Княжнина и Н.П. Николаева, и в том же году А.И. Радищев (1749--1802) пишет сразу ставшую знаменитой оду «Вольность». В 1790 г. появилось его «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой резко обличалось самодержавие и крепостничесво. В 1786 г. Иван Андреевич Крылов (1769--1844) выступил с тираноборческими идеями в трагедии «Фи-ломена», но широкую известность в России принесли ему басни, проникнутые демократическим духом и отличающиеся сатирической остротой. Крылов развил искусство политического памфлета, нашедшее свое зрелое выражение в издаваемом им сатирическом журнале «Почта духов», где присутствовала и сокрушительная ирония, и ядовитый смех, и сарказм, и острая шутка.
Сентиментализм в русской литературе конца XVIII в. был представлен двумя основными течениями: А.И. Радищев и И.А. Крылов были выразителями линии гражданственности и демократизма, а Н.М. Карамзин развивал русский сентиментализм в русле творческого метода Л. Стерна. В нашей литературоведческой литературе было принято, учитывая революционно-демократическую направленность творчества Радищева и принимая во внимание либеральные, а впоследствии и консервативные социальные воззрения Карамзина, отдавать предпочтение первой линии и недооценивать развитие сентиментализма в литературе XVIII в. Нельзя не отметить того важного обстоятельства, что обе ветви сентиментализма в русской литературе XVIII в. были событиями одинаковой важности в истории русской культуры, и мы вправе гордиться не только демократическим пафосом «Путешествия» Радищева, но и всем творчеством Карамзина, ставшим классическим выражением достижений русской культуры XVIIIв.
Музыка. В первой половине XVIII в. в музыкальной жизни России преимущественное место занимают иностранные композиторы и исполнители. Творчество русских композиторов касалось лишь сферы церковного пения и официально-торжественной музыки. В 70-х гг. начала формироваться русская композиторская школа, обратившаяся к народному песенному творчеству. В 1772 г. в Царском Селе была поставлена первая русская комическая опера «Анюта» на крестьянскую тему, текст которой был написан М.И. Поповым. Большой успех имела талантливая комическая опера М.М. Соколовского -- Е.И. Фомина «Мельник -- колдун, обманщик и сват» на текст А.О. Аблесимова. Сюжет ее, заимствованный у Руссо, был умело приспособлен к русским реалиям.
Архитектура. Российская империя, укрепившаяся при Петре I и занявшая видное место среди европейских держав, нуждалась в архитектурных свидетельствах своей славы, могущества и богатства. Поэтому царский двор и вельможи не жалели денег на возведение зданий общественного назначения, дворцов в городах и усадьбах. Развернувшееся с 1712 г. строительство новой столицы Санкт-Петербурга вызвало отправку в Европу молодых людей для обучения инженерным наукам и художественным ремеслам, приглашение из Европы инженеров, художников, архитекторов и ремесленников. При Петре в Петербурге работали архитекторы разных национальностей: французы, немцы, голландцы, итальянцы; каждый из них вносил национальный колорит в свои творения в стиле барокко. Из построек петровского времени следует отметить прежде всего Собор Петропавловской крепости архитектора До-менико Трезини (ок. 1670--1734), представителя раннего барокко. Он же построил здание Двенадцати коллегий (ныне -- университет) на Басильевском острове.
Однако расцвет барокко в России связан с именем одного из крупнейших зодчих того времени Варфоломея Растрелли (1700-- 1771), сына известного скульптора Бартоломео Карла Растрелли. Вершины мастерства Растрелли -- Большой Царскосельской дворец, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Этим зданиям, построенным в стиле барокко, Растрелли придал ослепительную пышность, особенно проявившуюся во внутренней отделке.
В Москве в стиле барокко успешно работал архитектор Д.В. Ухтомский (1719--1774), который много сделал для распространения в России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. Он построил в Москве Красные ворота, каменный Кузнецкий мост через реку Неглинку, а в подмосковной Троице-Сер-гиевой лавре достроил два верхних яруса колокольни.
60-е и 70-е гг. XVIII в. -- это время поворота к классицизму в русской архитектуре. Пышность и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени; им на смену приходят строгая простота и величие классицизма. Русские классицисты обращали пристальное внимание на городской ансамбль, достигнув в этой области высокого совершенства. Создаваемые ими городские ансамбли меняли лицо города, придавая ему тот «строгий, стройный вид», которым восхищался Пушкин, говоря о Петербурге. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были русский зодчий А.Ф. Кокоринов (1726--1772) и приехавший из Франции архитектор Жан Батист Баллен-Деламот (1729--1800). Здание Академии художеств в Петербурге построено русским архитектором Кокориновым по проекту Валлена-Деламота уже в новом стиле, хотя еще имеет некоторые барочные черты. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антонио Ринальди (ок. 1710--1794), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада, старый Эрмитаж в Петербурге Ю.М. Фельтена (1730 или 1732--1801) утверждали классицизм в русской архитектуре.
Величайшим русским зодчим второй половины XVIII в. был В.И. Баженов (1737 или 1738--1799) -- первый выпускник Академии художеств. По его проектам в Петербурге были построены Каменноостровский дворец и Арсенал. Баженовым был разработан, но не осуществлен проект Кремлевского дворца в Москве. Зодчий пытался в этом проекте осуществить синтез традиций древнерусской архитектуры и классицизма. Проект Баженова поражал размахом и смелостью, современники называли его «восьмым чудом света». Однако недостаток средств заставил Екатерину отказаться от постройки баженовского ансамбля. Баженовым был создан грандиозный дворцовый ансамбль в Царицыне -- подмосковном имении Екатерины II; однако строительство не было завершено, а часть дворцового ансамбля по приказу царицы даже разрушена. Пережив постигший его удар, Баженов долгое время жил в Москве. Здесь он построил немало частных зданий, в их числе -- изумительный по красоте дом Пашкова (ныне одно из зданий Государственной Российской библиотеки).
Баженов был учеником школы Ухтомского. Та же школа дала другого выдающегося архитектора -- И.Е. Старова (1745--1808). Его лучшее произведение -- Таврический дворец в Петербурге -- построено в духе строгого классицизма. Это здание вызвало много подражаний по всей России (усадьбы богатых помещиков).
Одновременно с Баженовым и Старовым в Петербурге работали выходцы из-за рубежа, среди которых особое место заняли шотландец Чарльз Камерон (1730-е гг. -- 1812) и итальянец Джакомо Кваренги (1744--1817). Камерон работал над отделкой комнат Царскосельского дворца (Камеронова галерея); замечательным его творением были дворец и парк с павильоном в Павловске. Камерон превратил этот петербургский пригород в одно из красивейших мест Европы. Кваренги возвел множество построек в Петербурге -- Смольный и Екатерининский институты, здания Академии наук, Государственного банка. Монументальность и строгость форм, свойственная классицизму, достигают в творениях Кваренги наибольшей завершенности.
Московским мастером классицизма
был М.Ф. Казаков (1738-- 1812), также ученик
школы Ухтомского. Москва обязана
Казакову зданиями Сената в Кремле,
Московского дворянского
Изобразительное искусство. Особых успехов русская живопись XVIII в. достигла в области портрета. Множество иностранных портретистов, работавших в России в середине века, познакомили русских живописцев с техникой и колоритом стиля рококо. Однако русские портретисты отнюдь не были простыми подражателями. Крупнейшие русские живописцы XVIII в. -- это мастера, чье творчество несет печать национальной самобытности. Таков А.П. Антропов (1716--1795), в портретах которого органично сочетались национальные традиции старорусской парсуны с европейскими приемами портретной живописи. Жизненность, правдивость характеристик в портретах его работы выходят за рамки условности портретного этикета рококо (портреты Измайловой, портрет Петра III).
Ф.С. Рокотов (17357--1808) пошел дальше Антропова в раскрытии человеческого образа и в реалистических тенденциях. Блестящая техника, богатый колорит, разнообразие композиции обнаруживают незаурядный талант портретиста. Одна из самых замечательных работ художника -- гармоничный по красочности и свободе кисти портрет поэта В. И. Майкова.
Крупнейшим русским