Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.
Учеником Левицкого был выдающийся русский и украинский живописец В.Л. Боровиковский (1757--1825). Его портретам были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма -- неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (М.И. Лопухина).
Во второй половине XVIII в. выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос.
Ф.И. Шубин (1740--1805) был выходцем
из среды поморских резчиков по кости.
В девятнадцатилетнем возрасте он,
подобно Ломоносову, прибыл с рыбным
обозом в Петербург, и его великий
земляк помог ему сначала устроиться
дворцовым истопником, а потом
учеником в Академию художеств. Шубин
создал галерею психологически выразительных
портретов русских людей конца
века. Здесь и представитель
Творчество другого
Говоря о скульптуре России XVIII в., нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716-- 1791) -- памятник Петру I в Петербурге. Идейный замысел «Медного всадника» -- изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.
Театр. Замечательным событием культуры начала XVIII в. было открытие первого в России публичного театра -- сначала с немецкими актерами, странствующей труппой Иоганна Кунста (1702), а затем и с русскими. Репертуар состоял из иностранных пьес -- как переводных, так и на языке оригинала. С большим успехом шли комедии Мольера. В середине XVIII в. был основан первый постоянный публичный театр с русскими актерами и пьесами русских авторов -- под руководством основоположника русской классической драматургии -- Сумарокова. Создание театра связано с именем первого русского профессионального актера Ф.Г. Волкова (1729--1763), которого называют «отцом русского театра», т. к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский пуб личный театр. В литературе 2-й половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля игры (Л.Е. Шушерин, Е.С. Санду-нова). Значительное место в театральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество крепостных. Во второй половине века большое распространение получили крепостные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях.
Итоги культурного развития России в XVIII в. были впечатляющими. В общественно-политической мысли (Радищев, Новиков, Козельский и др.) сложилось направление, которое стало исходным моментом в развитии идеологии XIX в. Наука выдвинула в XVIII в. ученого-энциклопедиста Ломоносова, вставшего в истории мировой культуры рядом с такими гигантами, как Аристотель и Леонардо да Винчи.
Литература к концу XVIII в. дала России крупнейших национальных писателей -- Фонвизина, Державина, Карамзина, подготовивших расцвет русской литературы XIX в. Реформа русского языка, произведенная Ломоносовым, Державиным и Карамзиным, заложила основы для создания Пушкиным литературного языка, который до нашего времени составляет одно из величайших культурных богатств русского народа. В XVIII в. окончательно сложился русский национальный театр. Расцвет архитектуры и скульптуры свидетельствует о плодотворности влияния европейского классицизма и об опыте его синтеза с древнерусской архитектурой.
XVIII в. подготовил в культуре России основные предпосылки для ее необычайного взлета в веке девятнадцатом.
Литература
1. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. - М:, 1998.
2. Виппер Р.Ю. История нового времени. М., 1995.
3. Яковлев В.П. История европейской культуры XVII-XVIII вв. Ростов-на-Дону, 1992.
4. Краснобаев Б.И. Русская
культура Второй половины XVII-