Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.

Файлы: 1 файл

культура и общество.docx

— 112.80 Кб (Скачать)

 

Учеником Левицкого был  выдающийся русский и украинский живописец В.Л. Боровиковский (1757--1825). Его портретам были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма -- неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (М.И. Лопухина).

 

Во второй половине XVIII в. выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос.

 

Ф.И. Шубин (1740--1805) был выходцем из среды поморских резчиков по кости. В девятнадцатилетнем возрасте он, подобно Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и его великий  земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом  учеником в Академию художеств. Шубин  создал галерею психологически выразительных  портретов русских людей конца  века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф.Н. Голицын, и статс-секретарь  Екатерины II П.В. Завадовский, и полководец П.А. Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечательных творений Шубина -- бюст Михаила Ломоносова.

 

Творчество другого представителя  классицизма -- скульптора М.И. Козловского (1753--1802) -- было проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» (статуя для Большого каскада в Петергофе) символизировал победу России над Швецией.

 

Говоря о скульптуре России XVIII в., нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716-- 1791) -- памятник Петру I в Петербурге. Идейный замысел «Медного всадника» -- изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.

 

Театр. Замечательным событием культуры начала XVIII в. было открытие первого в России публичного театра -- сначала с немецкими актерами, странствующей труппой Иоганна Кунста (1702), а затем и с русскими. Репертуар состоял из иностранных пьес -- как переводных, так и на языке оригинала. С большим успехом шли комедии Мольера. В середине XVIII в. был основан первый постоянный публичный театр с русскими актерами и пьесами русских авторов -- под руководством основоположника русской классической драматургии -- Сумарокова. Создание театра связано с именем первого русского профессионального актера Ф.Г. Волкова (1729--1763), которого называют «отцом русского театра», т. к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский пуб личный театр. В литературе 2-й половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля игры (Л.Е. Шушерин, Е.С. Санду-нова). Значительное место в театральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество крепостных. Во второй половине века большое распространение получили крепостные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях.

 

Итоги культурного развития России в XVIII в. были впечатляющими. В общественно-политической мысли (Радищев, Новиков, Козельский и др.) сложилось направление, которое стало исходным моментом в развитии идеологии XIX в. Наука выдвинула в XVIII в. ученого-энциклопедиста Ломоносова, вставшего в истории мировой культуры рядом с такими гигантами, как Аристотель и Леонардо да Винчи.

 

Литература к концу XVIII в. дала России крупнейших национальных писателей -- Фонвизина, Державина, Карамзина, подготовивших расцвет русской  литературы XIX в. Реформа русского языка, произведенная Ломоносовым, Державиным и Карамзиным, заложила основы для создания Пушкиным литературного языка, который до нашего времени составляет одно из величайших культурных богатств русского народа. В XVIII в. окончательно сложился русский национальный театр. Расцвет архитектуры и скульптуры свидетельствует о плодотворности влияния европейского классицизма и об опыте его синтеза с древнерусской архитектурой.

 

XVIII в. подготовил в культуре России основные предпосылки для ее необычайного взлета в веке девятнадцатом.

 

Литература

 

 

1. Карпушина С.В., Карпушин В.А. История мировой культуры: Учебник для вузов. - М:, 1998.

 

2. Виппер Р.Ю. История  нового времени. М., 1995.

 

3. Яковлев В.П. История  европейской культуры XVII-XVIII вв. Ростов-на-Дону, 1992.

 

4. Краснобаев Б.И. Русская  культура Второй половины XVII-XVIIIвв. М., 1983.


Информация о работе Культура и общество