Культура и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат

Краткое описание

Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.

Файлы: 1 файл

культура и общество.docx

— 112.80 Кб (Скачать)

 

Основоположниками немецкой классической литературы нового времени  были Иоганн Вольфганг Гёте (1749--1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759--1805). В молодости Гёте принимал участие  в бунтарском движении молодых писателей  «Буря и натиск». Позднее, в 80-е  годы, он пришел к концепции так  называемого веймарского классицизма, в которой место революционного действия занимает идея постепенных реформ, воспитание всесторонне развитой гармонической личности. Эта идея соответствовала просветительскому идеалу Гёте, его вере в безграничные возможности человеческого разума и силы духа. Гёте вошел в мировую литературу прежде всего как создатель бессмертной трагедии «Фауст». «Фауст» Гёте -- это философская поэма, ставящая и разрешающая основные вопросы человеческого бытия и прежде всего поиска смысла жизни. Однако путь человека к истине, к идеалу всегда сопряжен с трагическими ошибками и непоправимыми утратами. Мгновение, когда дряхлому, ослепшему Фаусту открывается величие идеи, подлинно прекрасно:

 

Лишь тот достоин жизни  и свободы, Кто каждый день за них  идет на бой...

 

Шиллер, как и Гёте, пережил  в молодости увлечение «Бурей и натиском». Первая драма Шиллера, «Разбойники», в которой благородный  разбойник Карл Моор противопоставлялся обществу, была юношеским протестом Шиллера против феодальных оков в Германии, против злодейства, прикрытого ханжеской моралью. В драмах Шиллера («Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль») отражено негодование против сословных привилегий дворянства, взяточничества чиновников и других общественных пороков. Шиллер высоко оценивал общественную роль искусства, в особенности искусства драмы, говоря о театре как о «школе жизни». Он считал, что театр -- это наиболее мощное орудие социального преобразования, сильнее морали, религии и законов. Он видел основную задачу театра в том, чтобы карать порок и прославлять добродетель. Искусство, с точки зрения Шиллера, должно играть роль орудия общественного преобразования.

 

Архитектура и живопись. Преобладающими стилями в европейском  искусстве XVII--XVIII вв. были барокко, рококо и классицизм.

 

Стиль барокко появился в  Италии в начале XVII в. Французские архитекторы пренебрежительно называли словом «барокко» витиеватый архитектурный стиль Италии и Германии. Только с конца XIX в. термин «барокко» стал применяться для обозначения стиля, господствовавшего в европейском искусстве в XVII--XVIII вв. Это время примечательно страстью к эффектным зрелищам, к совмещению иллюзорного и реального, развитием театрального, музыкального и декорационного искусств, рождением оперы. Для стиля барокко характерно объединение всех видов искусства: скульптура сливается с архитектурой, живопись иллюзорно расширяет внутреннее пространство, внешние формы зданий как бы вливаются в пространство площадей и парковых ансамблей.

 

Величавое благородство Ренессанса уступает место впечатляющей, но подчас нарочитой грандиозности. Рациональное начало, лежавшее в основе искусства  и архитектуры Ренессанса, уступает место началу иррациональному; статичность  и спокойствие -- динамике и напряжению.

 

Барокко связано с дворянско-церковной  культурой периода зрелого абсолютизма  и было призвано прославлять его  могущество. В то же время оно  отражало антифеодальные устремления; профессивные представления о единстве и безграничности мира, о его многообразии и изменчивости.

 

Крупнейший представитель  итальянского барокко Лоренцо Берншш (1598--1680) был архитектором, скульптором, живописцем и декоратором. Для искусства Бернини характерны фандиозность, пышность и динамика, приподнятость и интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, контра ........... личность и собственность каждого ее члена.

 

 

Немецкая философия. В  Германии важную роль в формировании идей Просвещения играла философия. В немецкой философии XVIII в. царили Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646--1716), основатель и президент Берлинского научного общества, и родоначальник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724--1804), который выступил в роли первооткрывателя во многих сферах науки и ввел принцип историзма в современное ему естествознание. В 1755 г. вышел труд Канта «Всеобщая естественная теория неба», в котором он изложил свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности. Критические труды Канта, посвященные теории познания («Критика чистого разума»), эстетике («Критика способности суждения»), морали («Критика практического разума»), религии («Религия в пределах только разума»), определили критическое направление в немецком Просвещении XVIII в. и дали мощный толчок дальнейшему развитию не только философии, но и многих других наук.

 

Властителем дум в Нидерландах XVII в. был философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632--1677), стоявший на позициях рационализма в вопросах философии  и религии и положивший начало научной -- филологической и исторической -- критике книг Священного Писания.

 

Немецкая классическая литература. Одним из крупнейших деятелей немецкого  Просвещения был Готхольд Эфраим Лессинг (1729--1781), выдающийся драматург, критик и философ, основоположник немецкой классической литературы. Одна из ярких особенностей творчества Лессинга -- его активный боевой дух. «Человек рожден для действий, а не для умствований», -- говорил он. В своих произведениях, как теоретических, так и художественных, Лессинг провозглашает идеи веротерпимости, право на свободомыслие, равенство народов. В книге «Лаокоон», в статьях о театре Лессинг обосновал теорию реализма («Не может быть великим то, что противоречит правде») и заложил теоретический фундамент развития немецкой реалистической драмы. Замечательные басни и эпиграммы Лессинга -- это острая сатира на пороки современного ему немецкого общества. Лессинг высмеивал немецких писателей за педантизм и холопство перед властью и титулом, бичевал «знатных дуралеев» за невежество, монахов -- за ханжество. Лессинг создал первую подлинно реалистическую народную комедию «Минна фон Барнхельм», в которой судьбы героев были связаны с жизнью современного ему общества. Страстно обличал Лессинг произвол и тиранию немецких князей в трагедии «Эмилия Галотти». Высшее проявление лессинговского гуманизма -- это драма «Натан Мудрый», в которой он изложил свои взгляды на религию. «Гуманизм -- вот настоящая религия» -- такова основная идея этой драмы.

 

Основоположниками немецкой классической литературы нового времени  были Иоганн Вольфганг Гёте (1749--1832) и Иоганн Фридрих Шиллер (1759--1805). В молодости Гёте принимал участие  в бунтарском движении молодых писателей  «Буря и натиск». Позднее, в 80-е  годы, он пришел к концепции так  называемого веймарского классицизма, в которой место революционного действия занимает идея постепенных реформ, воспитание всесторонне развитой гармонической личности. Эта идея соответствовала просветительскому идеалу Гёте, его вере в безграничные возможности человеческого разума и силы духа. Гёте вошел в мировую литературу прежде всего как создатель бессмертной трагедии «Фауст». «Фауст» Гёте -- это философская поэма, ставящая и разрешающая основные вопросы человеческого бытия и прежде всего поиска смысла жизни. Однако путь человека к истине, к идеалу всегда сопряжен с трагическими ошибками и непоправимыми утратами. Мгновение, когда дряхлому, ослепшему Фаусту открывается величие идеи, подлинно прекрасно:

 

Лишь тот достоин жизни  и свободы, Кто каждый день за них  идет на бой...

 

Шиллер, как и Гёте, пережил  в молодости увлечение «Бурей и натиском». Первая драма Шиллера, «Разбойники», в которой благородный  разбойник Карл Моор противопоставлялся обществу, была юношеским протестом Шиллера против феодальных оков в Германии, против злодейства, прикрытого ханжеской моралью. В драмах Шиллера («Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль») отражено негодование против сословных привилегий дворянства, взяточничества чиновников и других общественных пороков. Шиллер высоко оценивал общественную роль искусства, в особенности искусства драмы, говоря о театре как о «школе жизни». Он считал, что театр -- это наиболее мощное орудие социального преобразования, сильнее морали, религии и законов. Он видел основную задачу театра в том, чтобы карать порок и прославлять добродетель. Искусство, с точки зрения Шиллера, должно играть роль орудия общественного преобразования.

 

Архитектура и живопись. Преобладающими стилями в европейском  искусстве XVII--XVIII вв. были барокко, рококо и классицизм.

 

Стиль барокко появился в  Италии в начале XVII в. Французские архитекторы пренебрежительно называли словом «барокко» витиеватый архитектурный стиль Италии и Германии. Только с конца XIX в. термин «барокко» стал применяться для обозначения стиля, господствовавшего в европейском искусстве в XVII--XVIII вв. Это время примечательно страстью к эффектным зрелищам, к совмещению иллюзорного и реального, развитием театрального, музыкального и декорационного искусств, рождением оперы. Для стиля барокко характерно объединение всех видов искусства: скульптура сливается с архитектурой, живопись иллюзорно расширяет внутреннее пространство, внешние формы зданий как бы вливаются в пространство площадей и парковых ансамблей.

 

Величавое благородство Ренессанса уступает место впечатляющей, но подчас нарочитой грандиозности. Рациональное начало, лежавшее в основе искусства  и архитектуры Ренессанса, уступает место началу иррациональному; статичность  и спокойствие -- динамике и напряжению.

 

Барокко связано с дворянско-церковной  культурой периода зрелого абсолютизма  и было призвано прославлять его  могущество. В то же время оно  отражало антифеодальные устремления; профессивные представления о единстве и безграничности мира, о его многообразии и изменчивости.

 

Крупнейший представитель  итальянского барокко Лоренцо Берншш (1598--1680) был архитектором, скульптором, живописцем и декоратором. Для искусства Бернини характерны фандиозность, пышность и динамика, приподнятость и интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, контрасты света и тени. Построенная им бронзовая сень (балдахин) в центре собора св. Петра в Риме с витыми колоннами считается первым произведением зрелого барокко. Известна также колоннада площади перед этим собором.

 

Не менее значимо творчество другого представителя зрелого  итальянского барокко архитектора  Франческо Борромини (1599--1667). Творения Борромини отличаются особой пышностью, экспрессивностью форм, максимальной напряженностью. Главное произведение Борромини -- церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (у четырех фонтанов) в Риме (1667), волнообразный фасадкоторой расчленен двухярусной колоннадой, украшен скульптурой, нишами и живописными панно.

 

Дворцово-парковый ансамбль Версальского дворца в пригороде  Парижа создавался в 1668--1689 гг. Построенный  в стиле французского классицизма, он стал символом славы и величия  Людовика XIV. Это был плод коллективного  творчества архитектора Луи Лево, живописца-декоратора Шарля Лебрена и садового архитектора Андре Ленотра. Позже строительством в Версале занимались Ф. дОрбе и Жюль Ардуэн-Мансар. Последний создал главное помещение дворца -- знаменитую Зеркальную галерею. Композиция дворца прекрасно воплощала идею самодержавной королевской власти: в центре находится дворец -- резиденция короля, подчиняющая себе окружающий ландшафт. Регулярный, или французский, парк, созданный Ленотром и Ардуэном-Мансаром, представлял собой строгую геометрическую систему с симметричным расположением всех ее элементов: газонов, аллей, бассейнов, фонтанов и скульптур. Версаль впоследствии стал образцом королевской резиденции для всей Европы XVII--XVIII вв.

 

Собор Дома Инвалидов в  Париже, замечательный памятник французского барокко, -- тоже творение великого Ардуэна-Мансара.

 

В XVIII в. искусство барокко, достигнув апогея, сменяется стилем рококо (от франц. госаШе -- декоративный мотив в виде раковины). Этот стиль возник во Франции в период кризиса абсолютизма. Для рококо характерен уход от жизни в мирфантазии, виллюзорный и идиллический мир театральной игры, мифологических и пасторальных сюжетов. В искусстве рококо господствует грандиозный, прихотливый орнаментальный ритм. Скульптура и живопись изящны, декоративны, для них характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические сюжеты. Декоративное искусство характеризуется асимметрическими композициями, духом интимности и комфорта.

 

Большую роль в архитектуре  барокко и рококо играет прием  зрительного обмана, иллюзии. Росписи  на потолке сделаны таким образом, что наблюдатель, переводя взгляд со строительной конструкции на живописное изображение, а затем на открытое небо, как бы принимает участие  в собрании святых (церковь в монастыре  Цвифальтен). Алтарь нередко устроен таким образом, что присутствующий ощущает свое непосредственное участие в происходящем (алтарь церкви монастыря Рор).

 

В Италии преодоление маньеризма связано прежде всего с такими именами, как братья Карраччи -- Лодовико (1555--1619), Агостино (1557--1602) и Аннибале (1560--1609) -- и Микеланджело да Караваджо (1573--1610). Шедевры Караваджо -- большие алтарные росписи «Положение во гроб», «Успение Марии» -- отличают лаконизм и простота композиции, возвышенность образов, эмоциональная напряженность, чистый и звонкий колорит.

 

Свойственные искусству  барокко приподнятость, патетика, бурное движение, полнокровность и жизнерадостное и> празднуют свой подлинный триумф в творчестве великого фламандского живописца Питера Пауэла Рубенса (1577--1640). В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи») художник сочетал мифологические сюжеты и иносказания с реалистическими элементами, что было новым словом в развитии исторической живописи. Полны живого обаяния портреты кисти этого мастера («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»). Красочная жизнеутверждающая живопись Рубенса -- это своеобразный синтез искусства севера и юга, национальный вариант итальянского барокко.

 

Золотой век испанской  живописи. Период барокко был «золотым веком» испанской живописи. В течение  многих столетий Испания служила  для христианской Европы пограничным  бастионом, ограждающим ее от ислама. Испанское искусство конца XVI -- начала XVII вв. несет печать мрачного величия  и трагизма -- достаточно вспомнить работы великого Эль Греко (1541--1614) -- «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел» и др. Позже в драматическом и торжественном ключе религиозные сюжеты разрабатывали Хусепе Рибера (1591--1652) и Франсиско Сурбаран (1598-- 1664). Строгость и простота характерны для полотен Бартоломе Эстебана Мурильо (1618--1682), изображавшего сцены из народной жизни или религиозные сюжеты. Его произведения проникнуты мягким лиризмом («Отдых на пути в Египет»), в них тонко воспроизведены эффекты света, воздушность среды.

Информация о работе Культура и общество