Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:55, реферат
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портрет, и персидская миниатюра, и искусство инков, и многое другое -- все это стало культурным достоянием человечества.
Однако расцвет барокко в России связан с именем одного из крупнейших зодчих того времени Варфоломея Растрелли (1700-- 1771), сына известного скульптора Бартоломео Карла Растрелли. Вершины мастерства Растрелли -- Большой Царскосельской дворец, Большой дворец в Петергофе, Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге. Этим зданиям, построенным в стиле барокко, Растрелли придал ослепительную пышность, особенно проявившуюся во внутренней отделке.
В Москве в стиле барокко успешно работал архитектор Д.В. Ухтомский (1719--1774), который много сделал для распространения в России архитектурных знаний, создав архитектурную школу. Он построил в Москве Красные ворота, каменный Кузнецкий мост через реку Неглинку, а в подмосковной Троице-Сер-гиевой лавре достроил два верхних яруса колокольни.
60-е и 70-е гг. XVIII в. -- это время поворота к классицизму в русской архитектуре. Пышность и парадность барокко перестают удовлетворять требованиям времени; им на смену приходят строгая простота и величие классицизма. Русские классицисты обращали пристальное внимание на городской ансамбль, достигнув в этой области высокого совершенства. Создаваемые ими городские ансамбли меняли лицо города, придавая ему тот «строгий, стройный вид», которым восхищался Пушкин, говоря о Петербурге. Зачинателями классического стиля в русской архитектуре были русский зодчий А.Ф. Кокоринов (1726--1772) и приехавший из Франции архитектор Жан Батист Баллен-Деламот (1729--1800). Здание Академии художеств в Петербурге построено русским архитектором Кокориновым по проекту Валлена-Деламота уже в новом стиле, хотя еще имеет некоторые барочные черты. Мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине, павильоны в Ораниенбауме Антонио Ринальди (ок. 1710--1794), оформление набережной Невы, ограда Летнего сада, старый Эрмитаж в Петербурге Ю.М. Фельтена (1730 или 1732--1801) утверждали классицизм в русской архитектуре.
Величайшим русским зодчим второй половины XVIII в. был В.И. Баженов (1737 или 1738--1799) -- первый выпускник Академии художеств. По его проектам в Петербурге были построены Каменноостровский дворец и Арсенал. Баженовым был разработан, но не осуществлен проект Кремлевского дворца в Москве. Зодчий пытался в этом проекте осуществить синтез традиций древнерусской архитектуры и классицизма. Проект Баженова поражал размахом и смелостью, современники называли его «восьмым чудом света». Однако недостаток средств заставил Екатерину отказаться от постройки баженовского ансамбля. Баженовым был создан грандиозный дворцовый ансамбль в Царицыне -- подмосковном имении Екатерины II; однако строительство не было завершено, а часть дворцового ансамбля по приказу царицы даже разрушена. Пережив постигший его удар, Баженов долгое врем ........... ащение блудного сына» и др.).
Крупнейший французский художник XVII в., представитель классицизма Никола Пуссен (1594--1665) видел воплощение своих эстетических идеалов в античном наследии. Пуссен прославляет высокие моральные человеческие качества, благородство разума, берущего верх над чувствами. Мировоззрение Пуссена проявляется во всем образном строе его произведений: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородной ясности их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в четком делении композиции на отдельные группы, в спокойном ритме и скульптурной статичности фигур («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др.).
Камерная, нарядная, изысканная живопись Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара великолепно соответствовала утонченному, легкому и динамичному стилю интерьеров рококо XVIII в. Большинство их полотен посвящено изображению придворного аристократического общества, галантных и бытовых сцен.
XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.
Основу буржуазного
Идеи американской революции. В период Войны за независимость в Северной Америке (1775--1783) был выдвинут ряд принципиально новых идей, особенно в области политики и права. Проблема прав человека выдвигалась и прежде, например, деятелями французского просвещения. Однако лидеры американской революции -- Джордж Вашингтон (1732--1799), избранный первым президентом США, философ Томас Пейн (1737--1809), выступивший в 1776 г. с памфлетом «Здравый смысл», и Томас Джефферсон (1743--1826), третий президент США, автор «Декларации независимости США», -- придали проблеме прав человека фундаментальное значение. Они указали на решающее значение этих прав при создании правового государства и истолковали их как политическую, моральную и правовую основу всех остальных прав и свобод в гражданском обществе. Было показано, что без обеспечения прав человека невозможно становление правового государства. Лидеры американской революции обосновали бесспорное юридическое первенство прав человека над правами социальными, экономическими и культурными.
Великая французская революция.
Мощный подъем в развитии политической
культуры и правовой мысли связан
с Великой французской
Драматические события Великой
французской революции стали
символом насильственного
Русское Просвещение. Для России XVIII век был веком российского Просвещения. В этом отношении Россия уже не отставала от Запада: ведь и там Просвещение принесло плоды лишь в XVIII в. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижений народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры.
Петр /в годы своего правления (1689--1725) провел реформы, направленные на ускоренное промышленно-техническое, экономическое, военное и культурное развитие страны. В России стали открываться школы -- навигацкие, медицинские, инженерные, землеустроительные; преподавать в них приглашали специалистов из других стран, главным образом из Германии. За границу на учебу посылали сотни дворянских юношей для усвоения наук, техники, строительного и корабельного дела, искусства торговли.
По инициативе Петра с 1703 г. в Петербурге стали выходить «Ведомости» -- первая русская газета (размером с почтовую открытку). В Москве открылся первый публичный театр. Петр по ставил перед ним задачу воспитания гражданина, главной чертой которого должно быть осознание долга перед родиной.
Петр I лишил церковь
Частная жизнь дворянства, по мысли Петра, не должна была регламентироваться ни старорежимным порядком, ни церковными установлениями и Домостроем, а ориентироваться на западные образцы. По указанию царя были подготовлены и изданы многочисленные руководства, например, переведенные с немецкого «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708), учебник хорошего тона «Юности честное зерцало» (1719). Литературные произведения петровского времени носили обычно назидательный характер. Таковы, например, «История о российском матросе Василии Кариотском и прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «История об Александре российском дворянине».
Одним из самых последовательных
продолжателей петровских реформ был
Феофан Прокопович (1681--1736), церковный
и государственный деятель, близкий
сподвижник царя, глава и душа просветительского
кружка «Ученая дружина». Он был
автором трагикомедии «Владимир», многих
произведений ораторской прозы, писал
также лирические и шутливые стихи.
В своих произведениях
Ведущая роль в развитии русской культуры XVIII в. принадлежит великому русскому энциклопедисту М.В. Ломоносову (1711--1765). Ученый-естествоиспытатель мирового значения, он сделал крупнейшие открытия во многих областях знаний. Идеи Ломоносова далеко опередили науку его времени. По определению В.Г. Белинского, Михаил Ломоносов был «Петром Великим русской литературы». Наследие Ломоносова в области языка, теоретической грамматики, стихосложения, в русской словесности XVIII в. в целом огромно и бесценно.
Ломоносов основал первый русский университет в Москве в 1755 г. и реформировал Российскую академию наук, он служил российскому обществу и государству своими широчайшими научными познаниями и кипучей деятельностью на ниве науки и культуры, организуя художественные ремесла, воспитывая первое поколение русских ученых, исследователей, организаторов производства, пропагандируя знания в различных областях и культуру в самом широком ее понимании.
Литература. Господствующим направлением в художественной культуре XVIII в. был классицизм. Важную роль в основании и утверждении классицизма в России сыграл поэт и драматург А. П. Сумароков (1717--1777) -- создатель русской национальной трагедии. Основной идеей его трагедий («Хорев», «Синав и Трувор») была мысль о гражданском долге. Сумароков призывал всех, включая и самого царя, обуздывать личные страсти в интересах общества. В трагедии «Димитрий Самозванец» он провозгласил право народа восстать против тирана. Ученики Сумарокова, жившие позже, в обстановке реакции, наступившей после Крестьянской войны (1773--1775), отказывались от его идей. Даже лучшие из трагедий послесумароковского времени -- трагедии Я.Б. Княжнина (17427--1791) -- превратились в патетическую декларацию против деспотизма, хотя при этом о деспотии ничего не говорилось. Сумароков положил также начало жанру комедии в русской литературе. В его комедиях весьма заметна связь с народным театром Петрушки. Продолжателем Сумарокова стал создатель первой национальной русской комедии -- «Бригадир» -- Д.И. Фонвизин (1744 или 1745 -- 1792). Вслед за Сумароковым в комедии «Чудаки» Княжнин декларировал равенство людей независимо от их происхождения. Завершил развитие русской комедии XVIII в. В.В. Капнист (1758--1823), который преобразовал комедию в социальную сатиру («Ябеда»). Комедии Княжнина и Капниста в XVIII в. подготовили появление комедий Грибоедова и Гоголя в XIX в.
Русская басня как жанр литературы также была разработана Сумароковым. Сатирический дух басен Сумарокова усвоил и продолжил Фонвизин.
В 1779 г. в русской литературе появилось новое имя -- Г.Р.Державин (1743--1816). Это был автор торжественных од, проникнутых идеей сильной государственности. Своим творчеством он разрушал каноны классицизма. Началось становление нового стиля в русской литературе -- сентиментализма. Вступившая на трон Екатерина II сделала французское просветительство официальной модой в России и, взяв его под свое покровительство, пыталась нейтрализовать заложенные в нем демократические тенденции и свободолюбивые устремления.
Уже в 60-е гг. XVIII в. в России входят в моду идеи Жан-Жака Руссо о равенстве людей. Русскому обществу становятся известны труды французских энциклопедистов. Первыми русскими просветителями были публицисты Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, С.Г. Зыбелин.